Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


II. Карнавал в городе




 

Этот карнавал мы с художником А. В. Стрельниковым и балетмейстером Б. Е. Кобринским впервые придумали и поста­вили в г. Геленджике в 1977 году. С тех пор праздник стал традиционным. Ежегодно он посвящался какой-то крупной да­те или событию (150-летие со дня основания города, Между­народный год защиты детей, Всемирный фестиваль молодежи и студентов и т. п.), что и определяло его образное решение. Но в 1986 году такой даты не было, если не считать десятилетнего юбилея самого праздника. К тому же за эти 10 лет карнавал неимоверно разросся, каждое следующее представление добав­ляло новые костюмы и куклы, декоративное оформление машин и улиц. Праздник стал поистине массовым, глобальным, он ох­ватывал весь город и длился уже не часы и не весь день, а целую неделю. Но при этом он стал каким-то бесформенным, потерял логику развития, стройность и цельность. И вот нас попросили «обновить» карнавал, придумать для него новый «ход» с учетом всего того, что уже было сделано.

В поисках образного решения мы рассуждали так. Чем зна­менит курорт Геленджик, чем он отличается от других курорт­ных городов Черноморского побережья? Здесь нет целебной воды или грязей, а климат не лучше, чем, скажем, в Туапсе или Планерском. Но зато здесь ежегодно проходит карнавал. Геленджик — это самый веселый курорт страны. А смех — это тоже целебное средство. Недаром английский врач XVII века Сиденхелл писал: «Прибытие в город комедиантов важнее для здоровья его жителей, чем прибытие обоза, груженного лекар­ствами». А группа американских ученых из Стэнфордского уни­верситета (штат Калифорния) после многолетних исследований доказала, что смех улучшает здоровье и продлевает жизнь. Итак, лечение смехом, смехолечение. Главный герой — смехолекарь, «смехарь». Так родился образ, а затем и «ход» будущего представления: первая часть — переаттестация всех медиков ку­рорта, проверка их «смехолечебных» умений, вторая часть — собственно смехолечение всех в оном нуждающихся: бюрокра­тов и лодырей, пьяниц и фарцовщиков, и т. д. и т. п. Так ро­дился и единый изобразительный мотив — образ «смехаря», ры­жего веселого клоуна в докторской шапочке с красным крестом (художник В. Бортяков). Это изображение было на плакатах и программках, на пригласительных билетах и листовках, на машинах и костюмах, на фонарях и витринах. Во всех ларьках и киосках продавались значки с изображением веселого смехаря, керамические медали, оригинальные куклы-сувениры и т. п. Театрализованное шествие было разбито на девять тематиче­ских колонн («Геленджик — город мира», «Геленджик — город дружбы», «Геленджик — город здоровья», «Геленджик — город солнца» и т. д. до «Геленджик — город будущего»), во главе каждой шагал униформист со штандартом, на котором была нарисована рожица веселого «смехаря» и начертано название колонны. И, наконец, огромный «смехарь» встречал зрителей на стадионе. Голова его в докторской шапочке поворачивалась то вправо, то влево и подмигивала трибунам (машина с теле­скопической вышкой), а огромные руки с букетами цветов под­нимались и опускались, пытаясь обнять всех разом (две маши­ны типа «мехрука»). Платье «смехаря» с учетом ветровой на­грузки было собрано из старых рыболовных сетей, покрашенных в разные цвета. Оно же, естественно, стало задником, фоном для выступающих, местом, где сосредоточивались и переодева­лись коллективы.

На форму юбилейного карнавала несомненно наложило от­печаток еще и то обстоятельство, что 1986 год был годом XXVII съезда КПСС, а по решению ЮНЕСКО 1986 год был объявлен годом мира. В течение семи дней в городе работали выставки «Геленджик вчера, сегодня, завтра», цветов, аранжи­ровок и композиций под названием «Праздник, который всегда с тобой», домашних животных и птиц под названием «Любовь со взаимностью», картин, гравюр и карикатур местных худож­ников под названием «Искусство на панели» (выставка была под открытым небом), книг местных авторов и т. д. и т. п. На этих выставках продавали книги и эстампы с автографами ав­торов, грампластинки и кассеты, семена и выкройки, устраи­вались аукционы породистых животных и птиц, редких блюд и поделок народных умельцев, демонстрировались моды нового курортного сезона и проводились комические спортивные со­ревнования, проводились консультации врачей, поваров, офици­антов, парикмахеров, массажистов, косметологов, юристов, мо­дельеров. Все это проходило в рамках семидневной театрали­зованной ярмарки. Помимо этого, был марш-парад духовых оркестров, конкурс бальных, народных и современных танцев, выборы «королевы курортного сезона-86», бал-концерт приехав­ших на праздник коллективов и исполнителей, народное гу­лянье на набережных и т.д. Но главным мероприятием, гвоз­дем и «изюминкой» всей этой праздничной недели было костю­мированное шествие по улицам, бульварам и набережным го­рода с театрализованными представлениями на площадях (у кинотеатра, у Морского порта) и на стадионе. Узкие улочки города, небольшие размеры площадей и стадиона (одна три­буна на 2500 мест), а также стационарное звукоусиление на всей трассе и на всех площадках позволили использовать до­вольно много звучащего текста. Кроме того, комические надписи были на бортах машин, на плакатах, на парапетах и заборах, на витринах и уличных «перетяжках». Помимо оригинальных текстов, мы кое-где использовали репризы и стихи известных авторов агитбригадных представлений А. Аксельрода и М. Левинтона (на одном из первых карнавалов М. Левинтон был у нас консультантом по медицинской тематике и «черному юмо­ру») с их любезного согласия, а также отдельные строфы С. Маршака, Ф. Кривина, подлинные тексты русских скоморо­хов, балаганных дедов, петрушечников, раешников и др. Об­щий сценарий всех представлений составлял 140 машинописных страниц. Естественно, здесь мы приведем не все, а только сце­нарий ярмарки и костюмированного шествия с представления­ми на площадях.

 

«ЧТО УГОДНО ДЛЯ ДУШИ!»

(Сценарий театрализованной ярмарки)

 

В последние годы все чаще и чаще в городах и поселках вспоминают о древней русской традиции — осенней ярмарке, связанной со сбором урожая. На площадях и возле рынков устанавливаются ларьки и киоски, Агропром торгует прямо с борта рефрижераторов, заодно продают изделия местных ма­стеров и умельцев, тут же разворачивается коопторг, общепит организует передвижные чайные и закусочные, повсеместно предлагают свой товар специалисты в области индивидуальной трудовой деятельности... Иногда на территории ярмарки строит­ся помост, на котором время от времени выступают коллекти­вы художественной самодеятельности. Вое это происходит от­дельно друг от друга — торговля сама по себе, а творчество — само по себе. Но опыт традиционных русских ярмарок с их скоморохами и зазывалами, раешниками и балаганами говорит о том, что связь между этими двумя течениями может быть го­раздо теснее, если театрализовать торговлю, а в репертуар кол­лективов внести соответствующие коррективы. Тогда ярмарка превратится в народное гулянье, в праздник. Ниже предла­гается сценарий подобного праздника для карнавала в Геленд­жике.

Итак, на улицах и площадях, находящихся в треугольнике между кинотеатром «Буревестник», портом и рынком, идет тор­говая ярмарка. Помимо сельхозпродукции колхозов и совхозов Геленджика, в ларьках и киосках торгуют цветами, плодами и овощами члены садово-огородных товариществ и объединений. Они не только продают излишки своей продукции, но и органи­зовали выставку лучших образцов, дают советы и рекомендации по обработке почвы, по уходу за растениями, кустарниками и деревьями, по переработке урожая, продают семена, черенки. Рядом — выставка-продажа домашних животных, декоративных рыб и птиц. Кругом клетки и аквариумы, вольеры и консульта­ционные столы. Здесь можно получить консультацию по уходу за животными, купить щенков и котят, попугайчиков и рыбок, корм для них и новую клетку, постричь собаку. Здесь же голу­беводы, продавцы хомяков.

В ларьках, расположенных рядом с эстрадами, идет торгов­ля изделиями народных мастеров и дегустация национальных блюд.

Сувениры и изделия декоративно-прикладного искусства не только продаются, но тут же, на глазах зрителей, изготавли­ваются. Рядом с домиками сидят и работают мастера. Они не только сами изготавливают свои изделия, но и обучают этому зрителей. У каждого несколько гончарных кругов, или ткацких станков, или наковален. Человек делает изделия сам, показы­вает, как их делать, приглашает всех желающих попробовать, продает готовые изделия, предлагает желающим глину, солому, металл и т. п. исходный материал, рекламирует свой промысел.

В других киосках идет торговля полуфабрикатами и готовы­ми изделиями национальной кухни, их дегустация, тут же раз­даются рецепты и показываются приемы приготовления пищи, объясняется назначение незнакомых предметов кухонной утва­ри и т.д. Здесь же бармены готовят, проводят дегустацию и дают рецепты безалкогольных коктейлей, врачи-диетологи ре­комендуют, как похудеть, врачи-косметологи — как следить за своей внешностью, массажисты обучают приемам самомассажа.

На пирсе в промежутках между концертными программами проходит показ моды летнего сезона-86. Участвуют манекенщи­цы и модельеры Геленджикского, Новороссийского, Краснодар­ского и Сочинского домов моделей. Зрители располагаются на берегу и на верандах нового здания морпорта. В конце пирса пришвартованы два прогулочных судна, где манекенщицы ме­няют платья. Тут же модельеры предлагают эскизы и выкрой­ки, дают консультации. Коопторг и местная промышленность продают майки, сумки, кепи, сувениры с эмблемой ярмарки и надписями, специальные значки. Последняя модель — пляжные костюмы и купальники. Проходя по пирсу, манекенщицы сни­мают с себя пляжные куртки, юбки, шорты, остаются в купаль­никах, прыгают в воду и добираются до берега вплавь Финал показа — танец на берегу. Показ мод проходит в утренние ча­сы, когда солнце светит с берега, из-за спин зрителей, на пирс.

В некоторых киосках идет продажа пластинок, пленок и кассет с записью музыки местных композиторов, книг местных писателей, картин, эстампов, офортов местных художников. Все это продают сами авторы, раздают автографы, отвечают на во­просы посетителей. Рядом продаются конверты и марки со спецгашением, посвященным празднику. На аллеях самодея­тельные художники рисуют портреты всех желающих, продают свои картины, гравюры, статуэтки.

Особое место отведено выставке технического самодеятель­ного творчества. Авторы объясняют, из чего и как сделаны их самоделки, дают чертежи и рекомендации, показывают машины в действии.

К празднику приурочены выставки коллекционеров (марки, монеты, этикетки, экслибрисы и т. д.), клубов по интересам, кактусоводов, живописи, карикатуры, фотографии, детского ри­сунка и т. п. Проходят они в обоих домах культуры. Тут же владельцы и авторы дают пояснения, советы, рекомендации.

В оформлении сценических площадок и киосков максималь­но используются товарные знаки фирм и обозначения товаров, флаги расцвечивания, герб города, эмблема карнавала, фольга, воздушные шары, а также цветы и зелень В оформлении сле­дует максимально использовать уже имеющиеся архитектурные элементы гирлянды флагов натягивать между деревьями и столбами, фонари раскрашивать клоунскими рожицами, стенки киосков и витрины расписывать лозунгами и разрисовывать смешными рисунками. Надо также расписать заборы, парапеты и мостовые. На стенах и заборах надо наклеить плакаты и афиши карнавала, нарисовать эмблемы и карикатуры, написать рекламные тексты и шутливые надписи типа: «Здесь самое удобное место для обзора карнавального шествия», «На этом углу кавалькада остановится на 27,5 секунды», «Стоянка карна­вала строго воспрещается!» и т. д.

На всех перекрестках стоят комические указатели со стрел­ками — где, что происходит. Это может быть однорукое огород­ное пугало, указывающее рукой на эстраду, или камень с надписью типа:

Направо пойдешь — товары найдешь,

Налево пойдешь — поешь и попьешь,

Прямо пойдешь — со смеха помрешь,

Домой уйдешь — с тоски пропадешь!

Могут быть просто полосатые столбы со стрелками. На од­ной стороне надписи: «Что? Где? Когда?» На другой: «Все, что твоей душеньке угодно! Повсюду! Сегодня и ежедневно!»

Наконец, это могут быть большие схемы территории ярмар­ки, где яркими рисунками обозначены места торговли и верни­сажа, показа мод и спортивных состязаний, концертов и вы­ставки цветов, следами ног показан путь к центральной эстра­де. Везде — графики с почасовым «раскладом» концертов, по­казов, торговли и т.п.

У входов на ярмарку находятся костюмированные зазыва­лы с мегафонами. Они выкрикивают рекламные тексты, рас­хваливают товары, заманивают зрителя. В толпе бродят ло­тошники, коробейники, разносчики с мелким товаром. Они, в свою очередь, громко расхваливают свой товар. Наконец, на ярмарке работают группы скоморохов, которые просто веселят публику, загадывают мудреные загадки, водят хороводы, втяги­вая в них зрителей, предсказывают судьбу, гадают на картах, поют «нескладухи», пляшут на руках и на ходулях, играют на бубнах, ложках, трещотках, свистульках. Народные забавы, иг­рища, шутливые обряды, конкурсы. Победители получают шу­точные призы, проигравших «парят» березовым веником. Все скоморохи работают со зрителями и внутри толпы. Основная задача — вовлечь зрителя в действие, создать праздничное на­строение, «завести» людей. Все это — стилизация под старинное народное ярмарочное гулянье, балаганы. Ездят открытые ма­шины с оркестрами и группами артистов, останавливаются в любом месте, выступают и едут дальше. Диксиленды и костю­мированные группы ездят на машинах клуба автомотостарины, на машинах-самоделках, на веломобилях. Вдоль всего берега плавают баржи и прогулочные корабли с оркестрами и участ­никами самодеятельности. Они пристают к берегу, показывают представление и плывут дальше. По улицам и бульварам мар­шируют духовые оркестры, останавливаются, играют, снова маршируют.

Перед началом гала-концерта на центральной эстраде вы­ступают ВИА, семейные ансамбли, малые коллективы, отдель­ные исполнители-виртуозы.

Ниже приводятся тексты зазывал, торговцев и скоморохов. Если понадобится, количество текстов можно увеличить (зави­сит от номенклатуры товаров, репертуара коллективов и т. п.).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 942 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2326 - | 2084 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.