Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“еоремы 12 страница




Ћ. Ќ. Ћеонтьев

ѕќ“–≈ЅЌќ—“», ћќ“»¬џ

и эмоции'.

I. ѕотребности

ѕерва€ предпосылка вс€кой де€тельности есть субъект, обладающий потребност€ми. Ќаличие у субъекта потребностей Ч такое же фун≠даментальное условие его существовани€, как и обмен веществ. —об≠ственно, это разные выражени€ одного и того же.

¬ своих первичных биологических формах потребность есть со≠сто€ние организма, выражающее его объективную нужду в допол≠нении, которое лежит вне его. ¬едь жизнь представл€ет собой сущест≠вование разъ€тое: никака€ жива€ система как отдельность не может поддержать своей внутренней динамической равновесности и не спо≠собна развиватьс€, если она выключена из взаимодействи€, образую≠щего более широкую систему, котора€ включает в себ€ также

' Ћеонтьев ј Ќ. ѕотребности, мотивы и эмоции. ћ, 1971, с. t, 13Ч20, 23Ч28, 35Ч39

ементы, внешние по отношению к данной живой системе, отделен≠ие от нее.

»з сказанного вытекает главна€ характеристика потребностей Ч их предметность. —обственно, потребность Ч это потребность в чем-то, что лежит вне организма; последнее и €вл€етс€ ее предметом. „то же касаетс€ так называемых функциональных потребностей (например, потребности в движении), то они составл€ют особый класс состо€ний, которые либо отвечают услови€м, складывающим≠с€ в, так сказать, Ђвнутреннем хоз€йствеї организмов (потребность в покое после усиленной активности и т. д.), либо €вл€ютс€ произ≠водными, возникающими в процессе реализации предметных потреб≠ностей (например, потребность в завершении акта). (...)

II. ћотивы

»зменение и развитие потребностей происходит через измене≠ние и развитие предметов, которые им отвечают и в которых они Ђопредмечиваютс€ї и конкретизируютс€. Ќаличие потребности со≠ставл€ет необходимую предпосылку любой де€тельности, однако по- ', требность сама по себе еще не способна придать де€тельности опреде- [I ленную направленность. Ќаличие у человека потребности в музыке создает у него соответствующую избирательность, но еще ничего не говорит о том, что предпримет человек дл€ удовлетворени€ этой по≠требности. ћожет быть он вспомнит об объ€вленном концерте и это направит его действи€, а может быть до него донесутс€ звуки транс≠лируемой музыки и он просто останетс€ у радиоприемника или теле≠визора. Ќо может случитьс€ и так," что предмет потребности никак не представлен субъекту: ни в поле его воспри€ти€, ни в мысленном плане, в представлении; тогда никакой направленной де€тельности, отвечающей данной потребности, у него возникнуть не может. “о, что €вл€етс€ единственным побудителем направленной де€тельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной по≠требности.

ѕредмет потребности Ч материальный или идеальный, чувствен≠но воспринимаемый или данный только в представлении, в мыслен≠ном планеЧмы называем мотивом де€тельности. (...)

»так, психологический анализ потребностей необходимо преобра≠зуетс€ в анализ мотивов. Ёто преобразование наталкиваетс€, однако, на серьезную трудность: оно требует решительно отказатьс€ от субъ≠ективистских концепций мотивации и от того смешени€ пон€тий, относ€щихс€ к разным уровн€м и разным Ђмеханизмамї регул€ции де€тельности, которое столь часто допускаетс€ в учении о моти≠вах. (...)

— точки зрени€ учени€ о предметности мотивов человеческой де€тельности из категории мотивов прежде всего следует исключить субъективные переживани€, представл€ющие собой отражение тех Ђнадорганическихї потребностей, которые соотносительны мотивам. Ёти переживани€ (желани€, хотени€, стремлени€) не €вл€ютс€ моти≠вами в силу тех же оснований, по каким ими не €вл€ютс€ ощущени€

ir 163


голода или жажды: сами по себе они не способны вызвать направ≠ленной де€тельности. ћожно, впрочем, говорить о предметных жела≠ни€х, стремлени€х и т. д., но этим мы лишь отодвигаем анализ; ведь дальнейшее раскрытие того, в чем состоит предмет данного желани€ или стремлени€, и есть не что иное, как указание соответствующего мотива.

ќтказ считать субъективные переживани€ этого рода мотивами де€тельности, разумеетс€, вовсе не означает отрицание их реальной функции в регул€ции де€тельности. ќни выполн€ют ту же функцию субъективных потребностей и их динамики, какую на элементарных психологических уровн€х выполн€ют интероцептивные ощущени€, Ч функцию избирательной активизации систем, реализующих де€≠тельность субъекта. (...)

ќсобое место занимают гедонистические концепции, согласно которым де€тельность человека подчин€етс€ принципу Ђмаксимиза≠ции положительных и минимизации отрицательных эмоцийї, т. е. на≠правлена на достижение переживаний удовольстви€, наслаждени€ и на избегание переживаний страдани€.... ƒл€ этих концепций эмоции и €вл€ютс€ мотивами де€тельности. »ногда эмоци€м придают ре≠шающее значение, чаще же они включаютс€ нар€ду с другими факто≠рами в число так называемых Ђмотивационных переменныхї.

јнализ и критика гедонистических концепций мотивации пред≠ставл€ют, пожалуй, наибольшие трудности. ¬едь человек действи≠тельно стремитс€ жить в счастии и избегать страдани€. ѕоэтому задача состоит не в том, чтобы отрицать это, а в том, чтобы правильно пон€ть, что это значит. ј дл€ этого нужно обратитьс€ к природе са≠мих эмоциональных переживаний, рассмотреть их место и их функ≠цию в де€тельности человека.

—фера аффективных, в широком смысле слова, процессов охваты≠вает различные виды внутренних регул€ций де€тельности, отличаю≠щихс€ друг от друга как по уровню своего протекани€, так и по усло≠ви€м, которые их вызывают, и по выполн€емой ими роли. «десь мы будем иметь в виду лишь те преход€щие, Ђситуационныеї аффек≠тивные состо€ни€, которые обычно и называют собственно эмоци€ми (в отличие, с одной стороны, от аффектов, а с другой стороны Ч от предметных чувств).

Ёмоции выполн€ют роль внутренних сигналов. ќни €вл€ютс€ внутренними в том смысле, что сами они не несут информацию о внешних объектах, об их св€з€х и отношени€х, о тех объективных ситуаци€х, в которых протекает де€тельность субъекта. ќсобенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношени€ между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам де€тель≠ности. ѕри этом речь идет не о рефлексии этих отношений, а именно о непосредственном их отражении, о переживании. ќбразно говор€ эмоции следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценю адекватности де€тельности субъекта.

“аким образом, в самом общем виде функци€ эмоций может быть характеризована как индикаци€ шпос-минус санкционировани€ осуществленной, осуществл€ющейс€ или предсто€щей де€тельности

I-a^a мысль в разных формах неоднократно высказывалась исследова≠тел€ми эмоций, в частности очень отчетливо ѕ.  . јнохиным. ћы, однако, не будем останавливатьс€ на различных гипотезахїї которые ^дк или иначе выражают факт зависимости эмоций от соотношени€ (противоречи€ или согласи€) между Ђбытием и долженствованиемї. «аметим лишь, что те трудности, которые обнаруживаютс€, объ€сн€≠ютс€ главным образом тем, что эмоции рассматриваютс€, во-первых, без достаточно четкой дифференциации их на различные подклассы (аффекты и страсти, собственно эмоции и чувства), отличающиес€ друг от друга как генетически, так и функционально, и, во-вторых, вне св€зи со структурой и уровнем той де€тельности, которую они регулируют.

¬ отличие от аффектов, эмоции имеют идеаторный характер и, как это было отмечено еще  лапаредом, Ђсдвинуты к началуї, т. е. способны регулировать де€тельность в соответствии с предвосхищае≠мыми обсто€тельствами.  ак и все идеаторные €влени€, эмоции мо≠гут обобщатьс€ и коммуницироватьс€; у человека существует не только индивидуальный эмоциональный опыт, но и эмоциональный опыт, который им усвоен в процессах коммуникации эмоций.

—ама€ же важна€ особенность эмоций заключаетс€ в том, что они релевантны именно де€тельности, а не вход€щим в ее состав про≠цессам, например отдельным актам, действи€м. ѕоэтому одно и то же действие, переход€ из одной де€тельности в другую, может, как из≠вестно, приобретать разную и даже противоположную по своему знаку эмоциональную окраску. ј это значит, что присуща€ эмоци€м функци€ положительного или отрицательного санкционировани€ относитс€ не к осуществлению отдельных актов, а к соотношению достигаемых эффектов с направлением, которое задано де€тель≠ности ее мотивом. —амо по себе успешное выполнение того или иного действи€ вовсе не ведет необходимо к положительной эмоции; оно может породить и т€желое эмоциональное переживание, остро сигнализирующее о том, что со стороны мотивационной сферы чело≠века достигнутый успех оборачиваетс€ поражением.

–ассогласование, коррекци€, санкционирование имеют место на любом уровне де€тельности, в отношении любых образующих ее Ђеди≠ницї, начина€ с простейших приспособительных движений. ѕоэтому главный вопрос заключаетс€ в том, что именно и как именно санкцио≠нируетс€: исполнительный акт, отдельные действи€, направленность де€тельности, а может быть, направленность всей жизни человека.

Ёмоции выполн€ют очень важную функцию в мотивации де€≠тельности Ч и мы еще вернемс€ к этому вопросу, Ч но сами эмоции не €вл€ютс€ мотивами.  огда-то ƒж. —т. ћилль с большой психо≠логической проницательностью говорил о Ђхитрой стратегии счасть€ї: чтобы испытать эмоции удовольстви€, счасть€, нужно стремитьс€ не к переживанию их, а к достижению таких целей, которые порождают эти переживани€.

ѕодчиненность де€тельности поиску наслаждений €вл€етс€ в лучшем случае психологической иллюзией. „еловеческа€ де€тель≠ность отнюдь не строитс€ по образцу поведени€ крыс с введенными в


мозговые Ђцентры удовольстви€ї электродами, которые, если обучить их способу включени€ тока, раздражающего данные центры, без кон. ца предаютс€ этому зан€тию, довод€ (по данным ќлдса) частоту такого рода Ђсамораздраженийї до нескольких тыс€ч в час. ћожно без особого труда подобрать аналогичные поведени€ и у человека-мастурбаци€, курение опиума, самопогружение в аутистическую гре^ зу. ќни, однако, скорее свидетельствуют о возможности извращени€ де€тельности, чем о природе мотивов Ч мотивов действительной утверждающей себ€ человеческой жизни, они вступают в противо≠речие, в конфликт с этими действительными мотивами. (...)

¬ отличие от целей, которые всегда, конечно, €вл€ютс€ сознатель≠ными, мотивы, как правило, актуально не сознаютс€ субъектом: когда мы совершаем те или иные действи€ Ч внешние, практические или речевые, мыслительные, Ч то мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают. (...)

ћотивы, однако, не Ђотделеныї от сознани€. ƒаже когда мотивы не сознаютс€ субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществл€ть ту или иную де€тельность, они^ образно говор€, вход€т в его сознание, но только особым образом. ќни придают сознательному отражению субъективную окрашен-ность, котора€ выражает значение отражаемого дл€ самого субъекта, его, как мы говорим, личностный смысл.

“аким образом, кроме своей основной функции Ч функции по≠буждени€, мотивы имеют еще и вторую функцию Ч функцию смыслообразовани€. (...)

 ак уже говорилось, обычно мотивы де€тельности актуально не сознаютс€. Ёто психологический факт. ƒейству€ под вли€нием того или иного побуждени€, человек сознает цели своих действий: в тот момент, когда он действует, цель необходимо Ђприсутствует в его со≠знанииї и, по известному выражению ћаркса, как закон определ€ет его действи€.

»наче обстоит дело с осознанием мотивов действий, того, ради чего они совершаютс€. ћотивы несут в себе предметное содержание, которое должно так или иначе восприниматьс€ субъектом. Ќа уровне человека это содержание отражаетс€, преломл€€сь в системе €зыко≠вых значений, т. е. сознаетс€. Ќичего решительно не отличает от≠ражение этого содержани€ от отражени€ человеком других объек≠тов окружающего его мира. ќбъект, побуждающий действовать, и объект, выступающий в той же ситуации, например в роли преграды, €вл€ютс€ в отношении возможностей их отражени€, познани€ Ђрав≠ноправнымї. “о, чем они отличаютс€ друг от друга, это не степень отчетливости и полноты их воспри€ти€ или уровень их обобщенности, а их функци€ и место в структуре де€тельности.

ѕоследнее обнаруживаетс€ прежде всего объективно Ч в самом поведении, особенно в услови€х альтернативных жизненных ситуа≠ций. Ќо существуют также специфические субъективные формы, в которых объекты наход€т свое отражение именно со стороны их по≠будительности. Ёто переживани€, которые мы описываем в терминах желани€, хотени€, стремлени€ и т. п. ќднако сами по себе они не от-

ражают никакого предметного содержани€; они лишь относ€тс€ к тому или иному объекту, лишь субъективно Ђокрашиваютї его. ¬озникающа€ передо мною цель воспринимаетс€ мною в ее объектив≠ном значении, т. е. € понимаю ее обусловленность, представл€ю себе средства ее достижени€ и более отдаленные результаты, к которым она ведет; вместе с тем € испытываю стремление, желание действо≠вать в направлении данной цели или, наоборот, негативные пережи≠вани€, преп€тствующие этому. ¬ обоих случа€х они выполн€ют роль внутренних сигналов, посредством которых происходит регул€ци€ динамики де€тельности. „то, однако, скрываетс€ за этими сигнала≠ми, что они отражают? Ќепосредственно дл€ самого субъекта они как бы только Ђмет€тї объекты и их осознание есть лишь сознание их наличи€, а вовсе не осознание того, что их порождает. Ёто и созда≠ет впечатление, что они возникают эндогенно и что именно они €вл€≠ютс€ силами, движущими поведением Ч его истинными моти≠вами. (...)

ѕереживание человеком острого желани€ достигнуть открываю≠щуюс€ перед ним цель, которое субъективно отличает ее как силь≠ный положительный Ђвектор пол€ї, само по себе еще ничего не гово≠рит о том, в чем заключаетс€ движущий им смыслообразующий мотив. ћожет быть мотивом €вл€етс€ именно данна€ цель, но это особый случай; обычно же мотив не совпадает с целью, лежит за ней. ѕоэтому его обнаружение составл€ет специальную задачу: задачу осознани€ мотива.

“ак как речь'идет об осознании смыслообразующих мотивов, то эта задача может быть описана и иначе, а именно как задача осозна≠ни€ личностного смысла (именно личностного смысла, а не объектив≠ного значени€!), который имеют дл€ человека те или иные его дейст≠ви€, их цели.

«адачи осознани€ мотивов порождаютс€ необходимостью найти себ€ в системе жизненных отношении и поэтому возникают лишь на известной ступени развити€ личности, когда формируетс€ подлинное самосознание. ѕоэтому дл€ детей такой задачи просто не существует.

 огда у ребенка возникает стремление пойти в школу, стать школьником, то он, конечно, знает, что делают в школе и дл€ чего нужно учитьс€. Ќо ведущий мотив, лежащий за этим стремлением, скрыт от него, хот€ он и не затрудн€етс€ в объ€снени€х-мотивиров≠ках, нередко просто повтор€ющих слышанное им. ¬ы€снить этот мотив можно только путем специального исследовани€. (...)

ѕозже, на этапе формировани€ сознани€ своего Ђ€ї, работа по вы€влению смыслообразующих мотивов выполн€етс€ самим субъек≠том. ≈му приходитс€ идти по тому же пути, по какому идет и объек≠тивное исследование, с той, однако, разницей, что он может обойтись без анализа своих внешних реакций на те или иные событи€: св€зь событий с мотивами, их личностный смысл непосредственно сигна≠лизируетс€ возникающими у него эмоциональными переживани€ми.

ƒень со множеством действий, успешно осуществленных чело≠веком, которые в ходе выполнени€ представл€лись ему адекватными, тем не менее может оставить у него непри€тный, порой даже т€желый


эмоциональный осадок. Ќа фоне продолжающейс€ жизни с ее теку≠щими задачами этот осадок едва выдел€етс€. Ќо в минуту, когда че≠ловек как бы огл€дываетс€ на себ€ и мысленно вновь перебирает событи€ дн€, усиливающийс€ эмоциональный сигнал безошибочно укажет ему на то, какое из них породило этот осадок. » может стать≠с€, например, что это Ч успех его товарища в достижении общей цели, который был им самим же подготовлен, Ч той цели, единствен≠но ради которой, как ему думалось, он действовал. ќказалось, что это не вполне так, что может быть главное дл€ него заключалось в лич≠ном продвижении, в карьере. Ёта мысль и ставит его лицом к лицу перед Ђзадачей на смыслї, перед задачей осознани€ своих мотивов, точнее, их действительного внутреннего соотношени€.

Ќужна известна€ внутренн€€ работа, чтобы решить эту задачу и может быть отторгнуть то, что вдруг обнажилось, потому что Ђбеда, если вначале не убережешьс€, не подметишь самого себ€ и в пору не остановишьс€ї. Ёто писал ѕирогов, об этом же проникновен≠но говорил √ерцен, а вс€ жизнь Ћ. Ќ. “олстого Ч великий пример такой внутренней работы.

III. Ёмоциональные процессы

  эмоциональным процессам относитс€ широкий класс процессов внутренней регул€ции де€тельности. Ёту функцию они выполн€ют, отража€ тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействую≠щие на субъекта, их значени€ дл€ осуществлени€ его жизни.

” человека эмоции порождают переживани€ удовольстви€, не≠удовольстви€, страха, робости и т. п., которые играют роль ориенти≠рующих субъективных сигналов. ѕростейшие эмоциональные про≠цессы выражаютс€ в органических, двигательных и секреторных из≠менени€х и принадлежат к числу врожденных реакций. ќднако в ходе развити€ эмоции утрачивают свою пр€мую инстинктивную осно≠ву, приобретают сложнообусловленный характер, дифференцируютс€ и образуют многообразные виды так называемых высших эмоци≠ональных процессов: социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составл€ют "главное содержание его эмоциональ≠ной жизни. ѕо своему происхождению, способам про€влени€ и фор≠мам протекани€ эмоции характеризуютс€ р€дом специфических за-кономерни^гей.

(...) ƒаже так называемые низшие эмоции €вл€ютс€ у человека продуктом общественно-исторического развити€, результатом транс≠формации их инстинктивных, биологических форм, с одной стороны, и формировани€ новых видов эмоций Ч с другой; это относитс€ так≠же к эмоционально-выразительным, мимическим и пантомимическим движени€м, которые, включа€сь в процесс общени€ между людьми, приобретают в значительной мере условный, сигнальный и вместе с тем социальный характер, чем и объ€сн€ютс€ отмечаемые культур≠ные различи€ в мимике и эмоциональных жестах. “аким образом, эмоции и эмоциональные выразительные движени€ человека пред≠ставл€ют собой не рудиментарные €влени€ его психики, а продукт

положительного развити€ и выполн€ют в регулировании его де€тель≠ности, в том числе и познавательной, необходимую и важную роль. ¬ ходе своего развити€ эмоции дифференцируютс€ и образуют у человека различные виды, отличающиес€ по своим психологическим особенност€м и закономерност€м своего протекани€.   эмоциональ≠ным, в широком смысле, процессам в насто€щее врем€ прин€то от≠носить аффекты, собственно эмоции и чувства.

јффекты. јффектами называют в современной психологии силь- " ные и относительно кратковременные эмоциональные переживани€, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральны≠ми про€влени€ми, содержание и характер которых может, однако, измен€тьс€, в частности, под вли€нием воспитани€ и самовоспита≠ни€. ” человека аффекты вызываютс€ не только факторами, затраги≠вающими поддержание его физического существовани€, св€занными с его биологическими потребност€ми и инстинктами. ќни могут возни≠кать также в складывающихс€ социальных отношени€х, например, в результате социальных оценок и санкций. ќдна из особенностей аф≠фектов состоит в тбм, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле €вл€ютс€ как бы сдвинуты≠ми к концу событи€ ( лапаред); в св€зи с этим их регулирующа€ функци€ состоит в образовании специфического опыта Ч аффектив≠ных следов, определ€ющих избирательность последующего поведе≠ни€ по отношению к ситуаци€м и их элементам, которые прежде вызывали аффект. “акие аффективные следы (Ђаффективные комп≠лексыї) обнаруживают тенденцию нав€зчивости и тенденцию к тор≠можению. ƒействие этих противоположных тенденций отчетливо обнаруживаетс€ в ассоциативном эксперименте (ёнг): перва€ про≠€вл€етс€ в том, что даже относительно далекие по смыслу слова-раз≠дражители вызывают по ассоциации элементы аффективного комп≠лекса; втора€ тенденци€ про€вл€етс€ в том, что актуализаци€ эле≠ментов аффективного комплекса вызывает торможение речевых реакций, а также торможение и нарушение сопр€женных с ними дви≠гательных реакций (ј. –. Ћури€); возникают также и другие симпто≠мы (изменение кожно-гальванической реакции, сосудистые измене≠ни€ и др.). Ќа этом и основан принцип действи€ так называемого Ђлайдетектораї Ч прибора, служащего дл€ диагностики причаст≠ности подозреваемого к расследуемому преступлению. ѕри известных услови€х аффективные комплексы могут полностью оттормаживать-с€, вытесн€тьс€ из сознани€. ќсобое, преувеличенное значение по≠следнему придаетс€, в частности, в психоанализе. ƒругое свойство аффектов состоит в том, что повторение ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное аффективное состо€ние, ведет к аккумул€ции аффекта, котора€ может разр€дитьс€ в бурном неуправл€емом аффективном поведении Ч Ђаффективном взрывеї. ¬ св€зи с этим свойством аккумулированных аффектов были предложены в воспита≠тельных и терапевтических цел€х различные методы изживани€ аффекта, их Ђканализацииї.

—обственно эмоции. ¬ отличие от аффектов, собственно эмоции представл€ют собой более длительные состо€ни€, иногда лишь слабо


про€вл€ющиес€ во внешнем поведении. ќни имеют отчетливо выра≠женный ситуационный характер, т. е. выражают оценочное личност≠ное отношение к складывающимс€ или возможным ситуаци€м, к сво≠ей де€тельности и своим про€влени€м в них. —обственно эмоции нос€т отчетливо выраженный идеаторный характер; это значит, что они способны предвосхищать ситуации и событи€, которые реально еще не наступили, и возникают в св€зи с представлени€ми о пере≠житых или воображаемых ситуаци€х. »х важнейша€ особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индиви≠дуальных переживаний: он формируетс€ также в результате эмоцио≠нальных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, и в частности передаваемых средствами искусства (Ѕ. ћ. “еплов). —амо выражение эмоций приобретает черты социально формирую≠щегос€ исторически изменчивого Ђэмоционального €зыкаї, о чем сви≠детельствуют и многочисленные этнографические описани€ и такие факты, как, например, своеобразна€ бедность мимики у врожденно слепых людей. —обственно эмоции наход€тс€ в другом отношении к личности и сознанию, чем аффекты, первые воспринимаютс€ субъек≠том как состо€ни€ моего Ђ€ї, вторые Ч как состо€ни€, происход€≠щие Ђво мнеї Ёто отличие €рко выступает в случа€х, когда эмоции возникают как реакци€ на аффект; так, например, возможно по€вле≠ние эмоции бо€зни по€влени€ аффекта страха или эмоции, вызывае≠мой пережитым аффектом, например аффектом острого гнева. ќсо≠бый вид эмоций составл€ют эстетические эмоции, выполн€ющие важ≠нейшую функцию в развитии смысловой сферы личности.

„увства. Ѕолее условным и менее общеприн€тым €вл€етс€ выде≠ление чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. ќсно≠ванием дл€ их выделени€ служит их отчетливо выраженный пред≠метный характер, возникающий в результате специфического обоб≠щени€ эмоций, св€зывающегос€ с представлением или идеей о неко≠тором объектеЧ конкретном или обобщенном, отвлеченном (напри≠мер, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т. п.). ¬озникновение и развитие предметных чувств выражает фор≠мирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных Ђэмоциональных константї. Ќесовпадение собственно эмоций к чувств и возможность противоречивости между ними послужили в психологии основанием идеи об амбивалентности, как о €кобы внутренне присущей особенности эмоций. ќднако случаи амбивалент≠ных переживаний наиболее часто возникают в результате несовпа≠дени€ устойчивого эмоционального отношени€ к объекту и эмо≠циональной реакции на сложившуюс€ преход€щую ситуацию (напри≠мер, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вы≠звать преход€щую эмоцию неудовольстви€, даже гнева). ƒруга€ особенность чувств состоит в том, что они образуют р€д уровней, начина€ от непосредственных чувств к конкретному объекту и конча€ высижми социальными чувствами, относ€щимис€ к социальным цен≠ност€м и идеалам. Ёти различные уровни св€заны и с разными по своей форме обобщени€ми объекта чувств: образами или

пон€ти€ми, образующими содержание нравственного сознани€ чело≠века

—ущественную роль в формировании и развитии высших человече≠ских чувств имеют социальные институции, в частности социальна€ символика, поддерживающа€ их устойчивость (например, знам€), не≠которые социальные обр€ды и церемониальные акты (ѕ. ∆ане).  ак ц собственно эмоции, чувства имеют у человека свое положительное развитие и, име€ естественные предпосылки, €вл€ютс€ продуктом его жизни в обществе, общени€ и воспитани€.


јнохий, ѕетр  узьмич (26 €нвар€ 1898 Ч 6 марта 1974) Ч советский фи≠зиолог, академик јЌ и јћЌ ———–, лауреат Ћенинской премии (!972). ѕо окончании в 1926 г. »нститута медицин≠ских знаний работал в лаборатории ¬. ћ. Ѕехтерева, а затем Ч ». ѕ. ѕав≠лова, став одним из ближайших уче≠ников и творческих продолжателей его учени€. »нтересы ѕ.  ,. јнохина с само≠го начала были направлены на поиск объективного метода изучени€ физио≠логических процессов, лежащих в осно≠ве сложных форм целенаправленной де€тельности человека. –азработка ѕ.  . јнохиным положени€ о том, что такие формы поведени€ несводимы к элементарным рефлексам, но имеют в своей основе сложные физиологические Ђансамблиї, или Ђфункциональные сис≠темыї, привела к коренной перестройке основных представлений физиологии того времени. ќсобое значение приобре≠ла выдвинута€ ѕ,  . јнохиным еще в начале 30-х годов иде€ саморегул€ции Х поведени€ на основе сигналов об успеш≠ности протекани€ действи€ к,разрабо танное им впоследствии представление о механизме Ђакцептора действи€ї. »сследовани€ ѕ.  . јнохина охваты≠вали широчайший круг проблем: роли тобных долей мозга в регул€ции пове≠дени€, локализации в свете системных представлений об организации мозго≠вых функций, компенсации нарушенных мозговых функций, боли и обезболива≠ни€, сна и бодрствовани€, биологи≠ческой природы и физиологических ме≠ханизмов эмоций и др. ¬ последние годы ѕ.  . јнохин работал также над проблемами "физиологических основ процессов Ђприн€ти€ решенийї. —очинени€: ѕроблемы центра и пе≠риферии. ћ., 1935; ѕроблемы нервной де€тельности. ћ., 1949; Ѕиологи€ и физиологи€ условного рефлекса. ћ., 1968; ќчерки по физиологии функ≠циональных систем. ћ., 1975; »збран≠ные труды. ћ., 1978; —истемные меха≠низмы высшей нервной де€тельности. ћ., 1979; ”зловые вопросы теории функциональных систем. ћ.,' 1980.

ѕ.  . јцрхин

эмоции'

Ёмоции (франц. emotion, от лат. emovere Ч возбуждать, волно≠вать) Ч физиологические состо€ни€^ организма,.имеющие €рко выра≠женную субъективную окраску и охватывающие все виды чувство≠ваний и переживаний человека Ч от глубоко травмирующих страда≠ний до высоких форм радости и социального жизнеощущени€. (...)

Ёволюци€ эмоций. ≈сли исходить из того, что эмоции представл€≠ют собой такую форму реакций, которые непременно охватывают весь организм и приобретают €рко выраженный субъективный ха≠рактер, то мы должны поставить вопрос: каково происхождение эмо≠ций, когда и как они по€вились в процессе эволюции?

Ќа основании дарвиновского понимани€ эволюции приспособи-тельных реакций организма можно утверждать, что эмоциональные состо€ни€ сыграли когда-то положительную роль, создав услови€ дл€ более широкого и более совершенного приспособлени€ животных к

Ѕольша€ медицинска€ энциклопеди€, т. 35. ћ., 1964, с. 339Ч341, 354Ч357.

окружающим услови€м. ѕервичные ощущени€ примитивных живот≠ных не могли бы удержатьс€ в процессе эволюции и развитьс€ в столь многогранные и утонченные эмоциональные состо€ни€ чело≠века, если бы они не послужили прогрессу в приспособительной де€тельности животных. ¬ противном случае они давно были бы устранены естественным отбором.ї

¬ чем же состоит это более совершенное приспособление?

–ешающей чертой эмоционального состо€ни€ €вл€етс€ его инте-гральность, его исключительность по отношению к другим состо€ни€м и другим реакци€м. Ёмоции охватывают весь организм, они придают состо€нию человека определенный тип переживаний. ѕроизвод€ почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействи€ на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздей≠стви€ и конкретный механизм ответной реакции организма. »менно это свойство организма Ч определ€ть благодар€ эмоции качество воздействи€ с помощью самого древнего и универсального критери€ всего живого на «емле Ч выживаемости Ч и придало эмоци€м уни≠версальное значение в жизни организма. ¬месте с тем организм ока≠зываетс€ чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим услови€м, поскольку он, даже не определ€€ форму, тип, механизм и другие параметры тех или иных воздействий, может со спасительной быстротой отреагировать на них с помощью определенного качества эмоционального состо€ни€, свед€ их, так сказать, к общему биологи≠ческому знаменателю: полезно или вредно дл€ него данное воз≠действие.

Ќасколько важна эта интеграци€ организма в эмоциональном состо€нии, можно видеть на примере простой болевой эмоции, кото≠ра€ в той или иной мере каждым человеком испытывалась в жизни.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 267 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

495 - | 459 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.043 с.