Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновные проблемы психологической теории эмоций 4 страница




—холи€ 1. “акое подражание аффектов, когда оно относитс€ к неудовольствию, называетс€ состраданием (о котором см. сх. т. 22), когда же относитс€ к желанию, называетс€ соревнованием, которое поэтому есть не что иное, как желание чего-либо, зарождающеес€ в нас вследствие того, что мы воображаем, что другие, подобные нам, желают этого.

 оролларий 1. ≈сли мы воображаем, что кто-либо, к кому мы не питали никакого аффекта, причин€ет удовольствие предмету, нам подобному, то мы будем чувствовать к нему любовь. Ќаоборот, если воображаем, что он причин€ет ему неудовольствие, будем его ненавидеть,

 оролларий 2. ѕредмет, который нам жалко, мы не можем ненавидеть по той причине, что его несчастье причин€ет нам не≠удовольствие.

 оролларий 3. ѕредмет, который нам жалко, мы будем стремить≠с€, насколько возможно, освободить его от несчасть€.

—холи€ 2. “акое желание или влечение к благоде€нию, воз≠никающее вследствие того, что нам жалко предмет, которому мы хотим оказать благоде€ние, называетс€ благоволением, которое, сле≠довательно, есть не что иное, как желание, возникшее из сос≠традани€. ¬прочем, о любви и ненависти к делающему добро или зло предмету, который мы воображаем себе подобным, см. сх. т. 22.

28. ћы стремимс€ способствовать совершению всего того, что, по нашему воображению, ведет к удовольствию, и удал€ть или уничтожать все то, что, по нашему воображению, ему преп€тствует или ведет к неудовольствию.

29. ћы будем также стремитьс€ делать все то, на что люди4, по нашему воображению, смотр€т с удовольствием, и наоборот Ч будем избегать делать то, от чего, по нашему воображению, люди отвращаютс€.

—холи€. “акое стремление делать что-либо или не делать ради того только, чтобы понравитьс€ другим люд€м, называетс€ често≠любием, особенно в том случае, когда мы до того сильно стремимс€ понравитьс€ толпе, что делаем что-либо или не делаем с ущербом дл€ себ€ или дл€ других; в иных случа€х такое старание обык≠новенно называетс€ любезностью. ƒалее, удовольствие, с которым мы воображаем действие другого, которым он старалс€ понравитьс€ нам, € называю похвалою; неудовольствие же, с которым мы отвра≠щаемс€ от его действи€, € называю порицанием.

30. ≈сли кто сделал что-нибудь такое, что, по его воображе≠нию, доставл€ет другим удовольствие, тот будет чувствовать удо≠вольствие, сопровождаемое идеей о самом себе как причиной этого удовольстви€, иными словами Ч будет смотреть на самого себ€ с удовольствием. Ќаоборот, если он сделал что-либо такое, что, по его воображению, причин€ет другим неудовольствие, то он будет смотреть на самого себ€ с неудовольствием.

—холи€. “ак как любовь (по сх. т. 13) есть удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины, а ненависть Ч неудоволь≠ствие, также сопровождаемое идеей внешней причины, то вышеозна≠ченные удовольствие и неудовольствие будут видами любви и не≠нависти. Ќо так как любовь и ненависть относ€тс€ к внешним объектам, то эти аффекты мы обозначим другими названи€ми, именно: удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины, мы будем называть гордостью, а противоположное ему неудоволь≠ствие Ч стыдом; при этом должно подразумевать тот случай, когда удовольствие или неудовольствие возникает вследствие того, что че≠ловек уверен, что его хвал€т или порицают. ¬ иных случа€х € буду

4 ¬ этой и последующих теоремах должно подразумевать таких людей, к которым мы не питаем никакого аффекта


называть удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины, самодовольством, а противоположное ему неудовольствие Ч рас≠ка€нием. ƒалее, так как... может случитьс€, что удовольствие, которое кто-либо, по его воображению, причин€ет другим, будет лишь воображаемым, и так как (по т. 25) каждый стараетс€ воображать о себе все то, что, по его воображению, доставл€ет ему удовольствие, то легко может случитьс€, что гордец будет объ€т самомнением и станет воображать, что он всем при€тен, между тем как он всем в т€гость.

31. ≈сли мы воображаем, что кто-либо любит, желает или не≠навидит что-либо такое, что мы сами любим, желаем или ненави≠дим, то тем посто€ннее мы будем это любить и т. д. ≈сли же воображаем, что он отвращаетс€ от того, что мы любим, или наобо≠рот, то будем испытывать душевное колебание.

 оролларий. ќтсюда и из т. 28 этой части следует, что вс€≠кий стремитс€, насколько возможно, к тому, чтобы каждый любил то, что он сам любит, и ненавидел, что он ненавидит. (...)

—холи€. “акое стремление к тому, чтобы каждый одобр€л то, что мы любим или ненавидим, есть в действительности честолюбие (см. сх. т. 29). ќтсюда мы видим, что каждый из нас от при≠роды желает, чтобы другие жили по-нашему. ј так как все оди≠наково желают того же, то все одинаково служат друг другу преп€тствием и, жела€ того, чтобы все их хвалили или любили, станов€тс€ друг дл€ друга предметом ненависти.

32. ≈сли мы воображаем, что кто-либо получает удовольствие от чего-либо, владеть чем может только он один, то мы будем стремитьс€ сделать так, чтобы он не владел этим.

—холи€. »так, мы видим, что природа людей по большей части такова, что к тем, кому худо, они чувствуют сострадание, а кому хорошо, тому завидуют и (по пред. т.) тем с большею ненавистью, чем больше они люб€т что-либо, что воображают во владении другого. ƒалее, мы видим, что из того же самого свойства чело≠веческой природы, по которому люди €вл€ютс€ сострадательными, вытекает также и то, что они завистливы и честолюбивы. ≈сли мы захотим, наконец, обратитьс€ к опыту, то найдем, что и он учит тому же самому, особенно, если мы обратим внимание на первые годы нашей жизни. ћы найдем, что дети, тело которых посто€нно находитс€ как бы в равновесии, смеютс€ или плачут потому только, что вид€т, что другие смеютс€ или плачут; далее, как только они вид€т, что другие что-либо делают, тотчас же желают и сами подражать этому и, наконец, желают себе всего, в чем, по их воображению, наход€т удовольствие другие. (...)

33. ≈сли мы любим какой-то подобный нам предмет, то мы стремимс€, насколько возможно, сделать так, чтобы и он нас любил.

34. „ем более аффект, который, по нашему воображению, пи≠тает к нам любимый нами предмет, тем более мы будем гор≠дитьс€.

35. ≈сли кто воображает, что любимый им предмет находитс€ с кем-либо другим в такой же или еще более тесной св€зи дружбы,

чем та, благодар€ которой он владел им один, то им овладеет ненависть к любимому им предмету и зависть к этому другому.

—холи€. “ака€ ненависть к любимому предмету, соединенна€ с завистью, называетс€ ревностью, котора€, следовательно, есть не что иное, как колебание души, возникшее вместе и из любви и ненависти, сопровождаемое идеей другого, кому завидуют. Ёта ненависть к любимому предмету будет тем больше, чем больше было то удовольствие, которое ревнивец обыкновенно получал от взаимной любви любимого им предмета, а также чем сильнее был тот аффект, который он питал к тому, кто, по его воображению, вступает в св€зь с любимым предметом. ≈сли он его ненавидел, то он будет ненавидеть и любимый предмет (по т. 24), так как он будет воображать, что он доставл€ет удовольствие тому, кого он ненавидит; а также (по кор. т. 15) и потому, что он будет принужден соедин€ть образ любимого им предмета с образом того, кого он ненавидит, что большей частью имеет место в любви к женщине. (...)

36.  то вспоминает о предмете, от которого он когда-либо по≠лучил удовольствие, тот желает владеть им при той же обстановке, как было тогда, когда он наслаждалс€ им в первый раз.

 оролларий. ≈сли, таким образом, люб€щий найдет, что чего-либо из этой обстановки недостает, то он почувствует неудоволь≠ствие.

—холи€. “акое неудовольствие, относ€щеес€ к отсутствию того, что мы любим, называетс€ тоской.

37. ∆елание, возникающее вследствие неудовольстви€ или удо≠вольстви€, ненависти или любви, тем сильнее, чем больше эти аффекты.

38. ≈сли кто начал любимый им предмет ненавидеть, так что любовь совершенно уничтожаетс€, то вследствие одинаковой при≠чины он будет питать к нему большую ненависть, чем если бы никогда не любил его, и тем большую, чем больше была его прежн€€ любовь.

39. ≈сли кто кого-либо ненавидит, тот будет стремитьс€ причи≠нить предмету своей ненависти зло. если только не боитс€, что из этого не возникнет дл€ него самого еще большее зло, и наоборот, если кто кого любит, тот будет стремитьс€ по тому же закону сделать ему добро.

—холи€. ѕод добром € раз\мею здесь вс€кий род удовольстви€ и затем все, что ведет к нем\. в особенности же то, что утол€ет тоску, какова бы она ни была; под злом же € разумею вс€кий род неудовольстви€ и в особенности то, что преп€тствует утолению тоски. (...) “от аффект, который располагает человека таким обра≠зом, что он не хочет того, чего хочет, или хочет того, чего не хочет, называетс€ трусостью, котора€ поэтому есть не что иное, как страх, поскольку он располагает человека избегать предсто€щего зла при помощи зла меньшего (см. т. 28). ≈сли же зло, которого он боитс€, есть стыд, тогда страх называетс€ стыдливостью. Ќако≠нец, если стремление избежать будущего зла- ограничиваетс€

- «ак. 1355


бо€знью какого-либо другого зла, так что человек не знает, ко≠торое из них предпочесть, то страх называетс€ оцепенением, осо≠бенно когда оба зла, которых он боитс€, принадлежат к числу весьма больших.

40. ≈сли кто воображает, что его кто-либо ненавидит, и при этом не думает, что сам подал ему какой-либо повод к ненависти, то он в свою очередь будет его ненавидеть.

—холи€ 1. ≈сли кто воображает, что он подал справедливый повод к ненависти, то (по т. 30 и ее сх.) он будет чувствовать стыд. Ќо это (по т. 25) редко случаетс€.  роме гого, така€ взаим≠на€ ненависть может возникнуть также из того, что за ненавистью (по т. 39) следует стремление нанести зло тому, кто служит пред≠метом ненависти. ѕоэтому, если кто воображает, что его кто-либо ненавидит, то он будет воображать его причиной какого-либо зла или неудовольстви€; и, следовательно, подвергнетс€ неудовольст≠вию или страху, сопровождаемому идеей о том, кто его ненавидит, как причиной этого страха, т. е. как и выше, будет и сам ненави≠деть его.

 оролларий 1. ≈сли кто воображает, что тог, кого он любит, питает к нему ненависть, тот будет в одно и то же врем€ и ненавидеть и любить его. »бо, вообража€, что он составл€ет дл€ него предмет ненависти, он (по пред. т.) в свою очередь определ€≠етс€ к ненависти к нему. Ќо (по предположению) он тем не менее любит его. —ледовательно, он в одно и то же врем€ будет и ненавидеть и любить его.

 оролларий 2. ≈сли кто воображает, что ему по ненависти причинил какое-нибудь зло кто-либо, к кому он до того времени не питал никакого чувства, то он тотчас же будет стремитьс€ и ему причинить такое же зло.

—холи€ 2. —тремление причинить зло тому, кого мы ненавидим, называетс€ гневом; стремление же отплатить за полученное нами зло Ч местью.

41. ≈сли кто воображает, что его кто-либо любит, и при этом не думает, что сам подал к этому какой-либо повод (что может случитьс€ по кор. т. 15 и по т. 16), то и он со своей стороны будет любить его.

—холи€ 1. ≈сли он будет думать, что подал справедливый повод дл€ любви, то будет гордитьс€ (по т. 30 с ее ex.), и это (по т. 25) случаетс€ чаще; противоположное этому бывает, как мы сказали, тогда, когда кто-либо воображает, что он составл€ет дл€ кого-нибудь предмет ненависти (см. сх. пред. т.). ƒалее, така€ взаим≠на€ любовь и, следовательно (по т. 39), стремление сделать добро тому, кто нас любит и (по той же т. 39) стремитс€ делать нам добро, называетс€ признательностью или благодарностью. ќтсюда €сно также, что люди гораздо более расположены к мести, чем к возда€нию добром.

 оролларий. ≈сли кто воображает, что тот, кого он ненавидит, любит его, тот будет в одно и то же врем€ волноватьс€ и нена≠вистью и любовью. (...)

—холи€ 2. ≈сли одержит верх ненависть, то он б\дет стремитьс€ причинить зло тому, кто его любит, и такой аффект называетс€ жестокостью, в особенности, если мы уверены, что тот, кто нас любит, не подал вообще никакого обычного повода дл€ ненависти.

42. ≈сли кто сделал другому добро, движимый любовью или надеждой на удовлетворение своей гордости, тот будет чувствовать неудовольствие, если увидит, что его благоде€ние принимаетс€ без благодарности.

43. Ќенависть увеличиваетс€ вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью.

44. Ќенависть, совершенно побеждаема€ любовью, переходит в любовь, и эта любовь будет вследствие этого сильнее, чем если бы ненависть ей вовсе не предшествовала.

45. ≈сли кто воображает, что кто-либо, подобный ему, питает ненависть к другому, подобному ему, предмету, который он любит, то он будет его ненавидеть.

46.  то получил удовольствие или неудовольствие от кого-нибудь, принадлежащего к другому сословию или другой народ≠ности, сопровождаемое идеей о нем как причиной этого неудоволь≠стви€, под общим именем сослови€ или народности, тот будет любить или ненавидеть не только его, но и всех принадлежащих к тому же сословию или народности.

47. ”довольствие, возникающее вследствие того, что мы во≠ображаем, что предмет нашей ненависти разрушаетс€ или подвер≠гаетс€ злу, возникает не без некоторого душевного неудовольстви€.

48. Ћюбовь или ненависть, например к ѕетру, исчезает, если удовольствие, которое заключает в себе перва€, или неудоволь≠ствие, которое заключает в себе последн€€, соедин€етс€ с идеей о другой причине их; то и другое уменьшаетс€, поскольку мы воображаем, что не один только ѕетр был их причиной.

49. Ћюбовь или ненависть к вещи, которую мы воображаем свободной, должна быть при равной причине больше, чем к вещи необходимой.

—холи€. ќтсюда следует, что люди, так как они считают себ€ свободными, питают друг к другу большую любовь и ненависть, чем к вещам; к этому присоедин€етс€ еще подражание аффектов, о котором см. т. 27, 34, 40 и 43 этой части.

52. ќбъект, который мы раньше видели вместе с другими или который, по нашему воображению, имеет в себе только то, что обще нескольким вещам, мы будем созерцать не так долго, как тот, который, по нашему воображению, имеет в себе что-либо индивидуальное.

—холи€. “акое состо€ние души, т. е. воображение единичной вещи, поскольку оно одно только находитс€ в душе, называетс€ поглощением внимани€; если оно возбуждаетс€ объектом, которого мы боимс€, оно называетс€ оцепенением, так как поглощение внима≠ни€ каким-либо злом так приковывает человека к созерцанию одно≠го только этого зла, что он не в состо€нии думать о чем-либо другом, посредством чего он мог бы избежать его ≈сли же пред-


метом нашего внимани€ €вл€етс€ мудрость какого-либо человека, его трудолюбие или что-либо другое в этом роде, то такое погло≠щение внимани€ называетс€ почтением, так как тем самым мы видим, что этот человек далеко нас превосходит. ¬ других случа€х оно называетс€ ужасом Ч если наше внимание поглощаетс€ гневом какого-либо человека, завистью и т. д. ≈сли, далее, наше внимание приковываетс€ мудростью, трудолюбием и т. д. человека, которого мы любим, то любовь наша к нему станет вследствие этого еще больше (по т. 12), и такую любовь, соединенную с поглощением внимани€ или почтением, мы называем преданностью. “очно таким же образом мы можем представить себе в св€зи с поглощением внимани€ ненависть, надежду, беззаботность и другие аффекты и вывести, таким образом, аффектов более, чем существует слов дл€ обозначени€ их. ќтсюда €сно, что названи€ аффектов возникли скорее из обыкновенного словоупотреблени€, чем из точного их познани€. (...)

53. —озерца€ себ€ самое и свою способность к действию, ду≠ша чувствует удовольствие, и тем большее, чем отчетливее вообра≠жает она себ€ и свою способность к действию.

55. ≈сли душа воображает свою неспособность, она тем самым подвергаетс€ неудовольствию.

—холи€. “акое неудовольствие, сопровождаемое идеей о нашем бессилии, называетс€ приниженностью; удовольствие же, проис≠ход€щее из созерцани€ самих себ€, называетс€ самолюбием или самоудовлетворенностью. (...)

56. —уществует столько же видов удовольстви€, неудовольст≠ви€ и желани€, а следовательно и всех аффектов, слагающихс€ из них (каково душевное колебание) или от них производных (каковы любовь, надежда, страх и т. д.), сколько существует видов тех объектов, со стороны которых мы подвергаемс€ аффектам.

—холи€. ћежду видами аффектов, которые (по пред. т.) должны быть весьма многочисленны, замечательны чревоугодие, пь€нство, разврат, скупость и честолюбие, составл€ющие не что иное, как частные пон€ти€ любви или желани€, выражающие природу обоих этих аффектов по тем объектам, к которым они относ€тс€. »бо под чревоугодием, пь€нством, развратом, скупостью и честолюбием мы понимаем не что иное, как неумеренную любовь или стремление ь пиршествам, питью, половым сношени€м, богатству и славе. (...)

59. ћежду всеми аффектами, относ€щимис€ к душе, поскольку она активна, нет никаких, кроме относ€щихс€ к удовольствию и желанию.

—холи€. ¬се активные состо€ни€, вытекающие из аффектов, относ€щихс€ к душе, поскольку она познает, € отношу к твердости духа, которую подраздел€ю на мужество и великодушие. ѕод мужеством € разумею то желание, в силу которого кто-либо стре≠митс€ сохран€ть свое существование по одному только предписанию разума. ѕод великодушием же € разумею то желание, в силу кото≠рого кто-либо стремитс€ помогать другим люд€м и прив€зывать их к себе дружбой по одному только предписанию разума. »так,

те действи€, которые имеют в виду одну только пользу дейст≠вующего, € отношу к мужеству, а те, которые имеют в виду также и пользу другого, € отношу к великодушию. —ледовательно, умеренность, трезвость, присутствие духа в опасност€х и т. д. суть виды мужества; скромность, милосердие и т. д. Ч виды велико≠души€.

ƒумаю, что € изъ€снил, таким образом, главнейшие аффекты и душевные колебани€, происход€щие из сложени€ трех первона≠чальных аффектов, именно желани€, удовольстви€ (радости) и неудовольстви€ (печали), и показал их первые причины. »з сказан≠ного €сно, что мы различным образом возбуждаемс€ внешними причинами и волнуемс€, как волны мор€, гонимые противополож≠ными ветрами, не зна€ о нашем исходе и судьбе.

я указал, как уже было сказано, только главнейшие возбужде≠ни€ души, а не все, какие только могут быть. »д€ тем же путем, как выше, мы легко могли бы показать, например, что любовь соедин€етс€ с раска€нием, неуважением, стыдом и т. д. ћало того, надеюсь, каждому очевидно из сказанного, что аффекты могут слагатьс€ друг с другом столькими способами, и отсюда может возникнуть столько новых видоизменений, что их невозможно опре≠делить никаким числом. Ќо дл€ моей цели достаточно перечислить только главнейшие; ибо остальные, опущенные мною, более удовле≠твор€ли бы любопытство, чем приносили пользу. (...)

ќ „≈Ћќ¬≈„≈— ќћ –јЅ—“¬≈ »Ћ» ќ —»Ћј’ ј‘‘≈ “ќ¬

„еловеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов € называю рабством. »бо человек, подверженный аффектам, уже не владеет сам собой, но находитс€ в руках фортуны, и притом в такой степени, что он, хот€ и видит перед собой лучшее, однако принужден следовать худшему. я намерен показать в этой части причину этого и раскрыть, кроме того, что имеют в себе аффекты хорошего и дурного. (...)

“еоремы

6. —ила какого-либо пассивного состо€ни€ или аффекта может превосходить другие действи€ человека, иными словами, его спо≠собность, так что этот аффект будет упорно преследовать его.

7. јффект может быть ограничен или уничтожен только проти≠воположным и более сильным аффектом, чем аффект, подлежащий укрощению.

9. јффект, причина которого, по нашему воображению, находит≠с€ перед нами в наличности, сильнее, чем если бы мы воображали ее не наход€щейс€ перед нами.

10.   будущей вещи, котора€, по нашему воображению, скоро случитс€, мы питаем более сильный аффект, чем если бы мы


воображали, что врем€ ее существовани€ отстоит от насто€щего на более далекое врем€: точно так же и наша пам€ть о вещи, кото≠ра€, по нашему воображению, произошла недавно, действует на нас сильнее, чем если бы мы воображали, что она произошла давно.

11. јффект к вещи, которую мы воображаем необходимой, при прочих услови€х равных, сильнее, чем к вещи возможной или случайной, другими словами,Ч к вещи не необходимой.

12. јффект к вещи, котора€, как мы знаем, не существует в насто€щее врем€, но которую мы воображаем возможной, при прочих услови€х равных, сильнее, чем к вещи случайной.

13. јффект к вещи случайной, котора€, как мы знаем, в нас≠то€щее врем€ не существует, при прочих услови€х равных, слабее, чем аффект к вещи прошедшей.

15. ∆елание, возникающее из истинного познани€ добра и зла, может быть подавлено или ограничено многими другими желани€ми, возникающими из волнующих нас аффектов.

18. ∆елание, возникающее из удовольстви€, при прочих усло≠ви€х равных, сильнее, чем желание, возникающее из неудовольстви€.

—холи€. ¬ этих немногих словах € объ€снил причины челове≠ческой неспособности и непосто€нства и того, почему люди не соблюдают предписаний разума. “еперь остаетс€ показать, в чем состо€т эти предписани€ разума и какие именно аффекты согласны с правилами человеческого разума и какие противны им. Ќо, прежде чем начать доказывать это по нашему обыкновению в подробном геометрическом пор€дке, € хочу сначала показать здесь вкратце самые предписани€ разума, дл€ того чтобы каждый легче мог усвоить то, что € думаю.

“ак как разум не требует ничего противного природе, то он требует, следовательно, чтобы каждый любил самого себ€, искал дл€ себ€ полезного, что действительно полезно, и стремилс€ ко всему тому, что действительно ведет человека к большему совер≠шенству, и вообще чтобы каждый, насколько это дл€ него возможно, стремилс€ сохран€ть свое существование. Ёто так же необходимо истинно, как то, что целое больше своей части. (...)

≈сли мы обратим внимание на нашу душу, то найдем, конечно, что наш разум был бы менее совершенен, если бы душа оставалась одинокой и не познавала ничего, кроме самой себ€. “аким образом, вне нас существует многое, что дл€ нас полезно и к чему вслед≠ствие этого должно стремитьс€. »з числа этого ничего нельз€ придумать лучше того, что совершенно согласно с нашей природой. ¬ самом деле, если, например, два индивидуума совершенно одной и той же природы соедин€ютс€ друг с другом, то они составл€ют индивидуум вдвое сильнейший, чем каждый из них в отдельности. ѕоэтому дл€ человека нет ничего полезнее человека; люди, говорю €, не могут желать дл€ сохранени€ своего существовани€ ничего лучшего, как того, чтобы все, таким образом, во всем согласовались друг с другом, чтобы души и тела всех составл€ли как бы одну душу и одно тело, чтобы все вместе, насколько возможно, стремились

сохран€ть свое существование и все вместе искали бы общеполез≠ного дл€ всех. ќтсюда следует, что люди, управл€емые разумом, т. е. люди, ищущие собственной пользы по руководству разума, не чувствуют влечени€ ни к чему, чего не желали бы другим люд€м, а потому они справедливы, верны и честны.

¬от те предписани€ разума, которые € предположил указать здесь в кратких словах, прежде чем начать доказывать их более пространным образом. (...)

24. ƒействовать абсолютно по добродетели есть дл€ нас не что иное, как действовать, жить, сохран€ть свое существование (эти три выражени€ обозначают одно и то же) по руководству разума на основании стремлени€ к собственной пользе.

26. ¬се, к чему мы стремимс€ вследствие разума, есть не что иное, как познание; и душа, поскольку она руководствуетс€ разумом, считает полезным дл€ себ€ только то, что ведет к познанию.

59.  о всем действи€м, к которым мы определ€емс€ каким-либо аффектом, составл€ющим состо€ние пассивное, независимо от него мы можем определ€тьс€ также и разумом.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 392 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

517 - | 475 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.04 с.