Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“еоремы 11 страница




ќсновные работы —. Ћ. –убинштейна посв€щены философским и методологи≠ческим проблемам психологии, и прежде всего проблемам сознани€, де€тель≠ности и личности. —. Ћ. –убинштейном "выполнен р€д экспериментальных ис≠следований в области психологии вос≠при€ти€, мышлени€ и др. —. Ћ. –убин≠штейн был непревзойденным системати≠затором. ≈го фундаментальные Ђќсно≠вы общей психологииї, удостоенные √о≠сударственной премии, до сих пор оста≠ютс€ одним из лучших отечественных руководств по-психологии с глубоким марксистским анализом основных ее - проблем.

—очинени€: ќсновы психологии. ћ., 1935; ќсновы общей психологии. ћ., 1946; Ѕытие и сознание. ћ., 1957; ќ мышлении и пут€х его исследовани€. ћ., 1958; ѕринципы и пути развити€ психо≠логии. ћ., 1959; ѕроблемы общей психологии. ћ., 1973.

—. Ћ. –убинштейн

Ёћќ÷»»'

Ёмоции и потребности. „еловек как субъект практической и теорети≠ческой де€тельности, который познает и измен€ет мир, не €вл€етс€ ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни та≠ким же бесстрастным автоматом, производ€щим те или иные действи€ наподобие хорошо слаженной машины.... ќн переживает то, что с ним происходит и им совершаетс€; он относитс€ определенным обра≠зом к тому, что его окружает. ѕереживание этого отношени€ челове≠ка к окружающему составл€ет сферу чувств или эмоций. „увство человека Ч это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживани€.

Ёмоции можно предварительно в чисто описательном феномено≠логическом плане охарактеризовать несколькими особенно показа≠тельными отличительными признаками. ¬о-первых, в отличие, напри≠мер, от воспри€тии, которые отражают содержание объекта, эмоции

' –убинштейн —. Ћ, ќсновы общей психологии. ћ., 1946, с. 458Ч461, 465Ч471, 490Ч498.

1S2

выражают состо€ние субъекта и его отношение к объекту. Ёмоции, во-вторых, обычно отличаютс€ пол€рностью, т. е. обладают положи≠тельным или отрицательным знаком: удовольствие Ч неудовольст≠вие, веселье Ч грусть, радость Ч печаль и т. п. ќба полюса не €вл€≠ютс€ об€зательно внеположными. ¬ сложных человеческих чувствах они часто образуют сложное противоречивое единство: в ревности страстна€ любовь уживаетс€ с жгучей ненавистью.

—ущественными качествами аффективно-эмоциональной сферы, характеризующими положительный и отрицательный полюса в эмо≠ции, €вл€етс€ при€тное и непри€тное. ѕомимо пол€рности при€тного и непри€тного, в эмоциональных состо€ни€х сказываютс€ также (как отметил ¬ундт) противоположности напр€жени€ и разр€дки, воз≠буждени€ и подавленности. (...) Ќар€ду с возбужденной радостью (радостью-восторгом, ликованием), существует радость покойна€ (растроганна€ радость, радость-умиление) и напр€женна€ радость, исполненна€ устремленности (радость страстной надежды и трепет-Хного ожидани€); точно так же существует напр€женна€ грусть, ис≠полненна€ тревоги, возбужденна€ грусть, близка€ к отча€нию, и ти≠ха€ грусть Ч меланхоли€, в которой чувствуетс€ разр€дка и успоко≠енность. (...)

ƒл€ подлинного понимани€ эмоций в их отличительных особен≠ност€х необходимо выйти за пределы намеченной выше чисто описа≠тельной их характеристики. s-

ќсновной исходный момент, определ€ющий природу и функцию эмоций, заключаетс€ в том, что в эмоциональных процессах уста≠навливаетс€ св€зь, взаимоотношение.между ходом событий, совер≠шающимс€ в соответствии или вразрез с потребност€ми индивида, ходом его де€тельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и течением внутренних органиче≠ских процессов, захватывающих основные витальные функции, от ко≠торых зависит жизнь организма в целом, Чс другой; в результате ин≠дивид Ђнастраиваетс€ї дл€.соответствующего действи€ или противо≠действи€.

—оотношение между этими двум€ р€дами €влений в эмоци€х опо≠средовано психическими процессами Ч простой рецепции, воспри€≠ти€, осмысливани€, сознательного предвосхищени€ результатов хода событий или действий.

Ёмоциональные процессы приобретают положительный или отри≠цательный характер в зависимости от того,, находитс€ ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергает≠с€, в положительном или отрицательном отношении к его потреб≠ност€м, интересам, установкам; отношение индивида к ним и к ходу де€тельности, протекающей в силу всей совокупности объективных обсто€тельств в соответствии или вразрез с ними, определ€ет судьбу его эмоций.

¬заимоотношение эмоций с потребност€ми может про€вл€тьс€ дво€ко Ч в соответствии с двойственностью самой потребности, ко≠тора€, будучи испытываемой индивидом нуждой его в чем-то ему противосто€щем, означает одновременно и зависимость его от чего-


то и стремление к нему. — одной стороны, удовлетворение или не≠удовлетворение потребности, котора€ сама не про€вилась в форме чувства, а испытываетс€, например, в элементарной форме органиче≠ских ощущений, может породить эмоциональное состо€ние удоволь. стви€ Ч неудовольстви€, радости Ч печали и т. п.; с другой Ч сама потребность как активна€ тенденци€ может испытыватьс€ как чувст≠во, так что и чувство выступает в качестве про€влени€ потребности. “о или иное чувство наше к определенному предмету или лицу.. формируетс€ на основе потребности по мере того, как мы осознаем зависимость их удовлетворени€ от этого предмета или лица, испыты≠ва€ те эмоциональные состо€ни€ удовольстви€, радости или неудо≠вольстви€, печали, которые они нам доставл€ют. ¬ыступа€ в качестве про€влени€ потребности, в качестве конкретной психической формы ее существовани€, эмоци€ выражает активную сторону потребности. ѕоскольку это так, эмоци€ неизбежно включает в себ€ и стремление, влечение к тому, что дл€ чувства привлекательно, так же как влече≠ние, желание всегда более или менее эмоционально. »стоки у воли и эмоции (аффекта, страсти) общиеЧв потребност€х: поскольку мы осознаем предмет, от которого зависит удовлетворение нашей потреб≠ности, у нас по€вл€етс€ направленное на него желание; поскольку мы испытываем самую эту зависимость в удовольствии или неудоволь≠ствии, которое предмет нам причин€ет, у нас формируетс€ по отно≠шению к нему то или иное чувство. ќдно €вно неотрывно от другого. ¬полне раздельное существование самосто€тельных Ђфункцийї или Ђспособностейї эти две формы про€влени€ единого ведут разве толь≠ко в некоторых учебниках психологии и нигде больше.

¬ соответствии с этой двойственностью эмоции, отражающей за≠ключенное в потребности двойственное активно-пассивное отноше≠ние человека к миру, двойственной, или, точнее, двусторонней, как увидим, оказываетс€ и роль эмоций в де€тельности человека: эмоции формируютс€ в ходе человеческой де€тельности, направленной на удовлетворение его потребностей; возника€, таким образом, в де€≠тельности индивида, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, €вл€ютс€ вместе с тем побуждени€ми к де€тельности.

ќднако отношение эмоций и потребностей далеко не однозначно. ”же у животного, у которого существуют лишь органические потреб≠ности, одно и то же €вление может иметь различное и даже противо≠положное Ч положительное и отрицательное Ч значение в силу многообрази€ органических потребностей: удовлетвор€€ одной, оно может идти в ущерб другой. ѕоэтому одно и то же течение жизнеде€≠тельности может вызвать и положительные и отрицательные эмоцио≠нальные реакции. ≈ще менее однозначно это отношение у человека.

ѕотребности человека не свод€тс€ уже к одним лишь органиче≠ским потребност€м; у него возникает цела€ иерархи€ различных потребностей, интересов, установок. ¬ силу многообрази€ потребно≠стей, интересов, установок личности одно и то же действие или €вле≠ние в соотношении с различными потребност€ми может приобрести различное и даже противоположное Ч как положительное, так и отрицательное Ч эмоциональное значение. ќдно и то же событие мо-

,кет, таким образом, оказатьс€ снабженным противоположным Ч по≠ложительным и отрицательным Ч эмоциональным знаком. ќтсюда часто противоречивость, раздвоенность человеческих чувств, их амбивалентность. ќтсюда также иногда сдвиги в эмоциональной сфе≠ре, когда в св€зи со сдвигами в направленности личности чувство, которое вызывает то или иное €вление, более или менее внезапно" переходит в свою противоположность. ѕоэтому чувства человека не определимы соотношением с изолированно вз€тыми потребност€ми, а обусловлены отношением к личности в целом. ќпредел€€сь соотноше≠нием хода действий, в которые вовлечен индивид/и его потребностей, чувства человека отражают строение его личности, вы€вл€€ ее направленность, ее установки: что оставл€ет человека равнодушным и что затрагивает его чувства, что его радует и что печалит, обычно €рче всего вы€вл€ет Ч а иногда выдает Ч истинное его сущест≠во. (...)

Ёмоции и де€тельность. ≈сли все происход€щее, поскольку оно имеет то или иное отношение к человеку и поэтому вызывает то или иное отношение с его стороны, может вызвать у него те или иные эмо≠ции, то особенно тесной €вл€етс€ действенна€ св€зь между эмоци€ми человека и его собственной де€тельностью. Ёмоци€ с внутренней не≠обходимостью зарождаетс€ из соотношени€ Ч положительного или отрицательного Ч результатов действи€ к потребности, €вл€ющейс€ его мотивом, исходным побуждением.

Ёта св€зь взаимна€: с одной стороны, ход и исход человеческой де€тельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой Ч чувства человека, его эмоциональные состо€ни€ вли€ют на его де€тельность. Ёмоции не только обусловливают де€тельность, но и сами обусловливаютс€ ею. —амый характер эмоций, их основные свойства и строение эмоциональных процессов завис€т от нее.

(...) –езультат действи€ может оказатьс€ либо в соответствии, либо в несоответствии с наиболее актуальной дл€ личности в данной ситуации на данный момент потребностью. ¬ зависимости от этого ход собственной де€тельности породит у субъекта положительную или отрицательную эмоцию, чувство, св€занное с удовольствием или неудовольствием. ѕо€вление одного из этих двух основных пол€рных качеств вс€кого эмоционального процесса будет, таким образом, за≠висеть от складывающегос€ в ходе де€тельности и в ходе де€тель≠ности измен€ющегос€ соотношени€ между ходом действи€ и его ис≠ходными побуждени€ми. ¬озможны и объективно нейтральные участ≠ки в действии, когда выполн€ютс€ те или иные операции, не имею≠щие самосто€тельного значени€; они оставл€ют личность эмо≠ционально нейтральной. ѕоскольку человек как сознательное су≠щество в соответствии со своими потребност€ми, своей направлен≠ностью ставит себе определенные цели, можно сказать также, что положительное или отрицательное качество эмоции определ€етс€ соотношением между целью и результатом действи€.

¬ зависимости от отношений, складывающихс€ по ходу де€тель≠ности, определ€ютс€ и другие свойства эмоциональных процессов. ¬ ходе де€тельности есть обычно критические точки, в которых опре-

1S5


дел€етс€ благопри€тный дл€ субъекта или неблагопри€тный дл€ него результат, оборот или исход его де€тельности. „еловек как сознатель≠ное существо более или менее адекватно предвидит приближение этих критических точек. ѕри приближении к таким реальным или воображаемым критическим точкам в чувстве человека Ч'положи≠тельном или отрицательном Ч нарастает напр€жение, отражающее нарастание напр€жени€ в ходе действи€. ѕосле того как така€, крити≠ческа€ точка в ходе действи€ пройдена, в чувстве человека Ч по≠ложительном или отрицательном Ч наступает разр€дка.

Ќаконец, любое событие, любой результат собственной де€тель≠ности человека в соотношении с различными его мотивами или це≠л€ми может приобрести Ђамбивалентноеї Ч одновременно и положи≠тельное и отрицательное Ч значение. „ем более внутренне противо≠речивый, конфликтный характер принимает протекание действи€ и вызванный им ход событий, тем более возбужденный характер при≠нимает эмоциональное состо€ние субъекта. “акой же эффект, как одновременный конфликт, может произвести и последовательный контраст, резкий переход от положительного Ч особенно напр€жен≠ного Ч эмоционального состо€ни€ к отрицательному и наоборот; он вызывает возбужденное эмоциональное состо€ние. — другой стороны, чем более гармонично, бесконфликтно протекает процесс, тем более покойный характер носит чувство, тем меньше в нем остроты и воз≠буждени€. (...)

”довольствие и неудовольствие, напр€жение и разр€дка, возбуж≠дение и успокоение Ч это не столько основные эмоции, из которых остальные как бы складываютс€, а лишь наиболее общие качества, которые характеризуют бесконечно многообразные эмоции, чувства человека. ћногообразие этих чувств зависит от многообрази€ реаль≠ных жизненных отношений человека, которые в них выражаютс€, и видов де€тельности, посредством которых они реально осуществл€≠ютс€. (...)

¬ свою очередь, эмоции существенно вли€ют на ход де€тельности.  ак форма про€влени€ потребностей личности эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к де€тельности. Ёти внутренние по≠буждени€, выражающиес€ в чувствах, обусловлены реальными отно≠шени€ми индивида к окружающему его миру.

ƒл€ того чтобы уточнить роль эмоций в де€тельности, необходимо различать эмоции, или чувства, и эмоциональность, или аффектив-ность, как таковую.

Ќи одна реальна€, действительна€ эмоци€ несводима к изолиро≠ванно вз€той, Ђчистойї, т. е. абстрактной, эмоциональности или аф-фективности. ¬с€ка€ реальна€ эмоци€ обычно включает в себ€ един≠ство аффективного и интеллектуального, переживани€ и познани€, так же как она включает в себ€ в той или иной мере и Ђволевыеї мо≠менты влечени€, стремлени€, поскольку вообще в ней в той или иной мере выражаетс€ весь человек. ¬з€тые в этой своей конкретной целостности, эмоции служат побуждени€ми, мотивами де€тельности. ќни обусловливают ход де€тельности индивида, будучи сами, в свою очередь, обусловлены им. ¬ психологии часто говор€т о единстве

эмоций, аффекта и интеллекта, полага€, что этим выражают преодо≠ление абстрактной точки зрени€, расчлен€ющей психологию на от≠дельные элементы, или функции. ћежду тем в действительности по≠добными формулировками исследователь обнаруживает, что он все еще находитс€ в плену у тех идей, которые он стремитс€ преодолеть. ¬ действительности нужно говорить не просто о единстве эмоций и интеллекта в жизни личности, но и о единстве эмоционального, или аффективного, и интеллектуального внутри самих эмоций, так же как и внутри самого интеллекта.

≈сли теперь в эмоции выделить эмоциональность, или аффектив-ность, как таковую, то можно будет сказать, что она вообще не детер≠минирует, а лишь регулирует детерминируемую иными моментами де€тельность человека; она делает индивида более или менее чувстви≠тельным к тем или иным побуждени€м, создает как бы систему Ђшлю≠зовї, которые в эмоциональных состо€ни€х устанавливаютс€ на ту или иную высоту; приспособл€€, адаптиру€ и рецепторные, вообще познавательные, и моторные, вообще действенные, волевые функции, она обусловливает тонус, темпы де€тельности, ее Ђнастроенностьї на тот или иной уровень. »ными словами, эмоциональность как тако≠ва€, т. е. эмоциональность как момент или сторона эмоций, обуслов≠ливает по ѕреимуществу динамическую сторону или аспект де€≠тельности.

Ќеправильно было бы (как это делает, например,  - Ћевин) пере≠носить это положение на эмоции, на чувства в целом. –оль чувства и эмоций несводима к динамике, потому что и сами они несводимы к одному лишь изолированно вз€тому эмоциональному моменту. ƒина≠мический момент и момент направленности теснейшим образом взаимосв€заны. ѕовышение восприимчивости и интенсивности дейст≠ви€ носит обычно более или менее избирательный характер; в опреде≠ленном эмоциональном состо€нии, охваченный определенным чувст≠вом, человек становитс€ более чувствителен к одним побуждени€м и менее Ч к другим. “аким образом, динамические изменени€ в эмоциональных процессах обычно нос€т направленный характер. (...)

ƒинамическое значение эмоционального процесса может быть вообще дво€ким: эмоциональный процесс может повышать тонус, энергию психической де€тельности и может снижать, тормозить ее. ќдни, Ч особенно  еннон, который специально исследовал эмо≠циональное возбуждение при €рости и страхе, Ч подчеркивают по преимуществу их мобилизующую функцию (emergency function  ен-нона), дл€ других (как-то  лапаред,  антор и пр.), наоборот, эмоции неразрывно св€заны с дезорганизацией поведени€; они возникают при дезорганизации и порождают срыв,

 ажда€ из этих двух противоположных точек зрени€ опираетс€ на реальные факты,, но обе они исход€т из ложной метафизической альтернативы Ђлибо Ч либої и потому, отправл€€сь от одной катего≠рии фактов, вынуждены закрыть глаза на другую. Ќа самом деле не подлежит сомнению, что и здесь действительность противоречива:

эмоциональные процессы могут и повысить эффективность де€тель≠ности, и дезорганизовать ее. »ногда это может зависеть от интенсив-


ности процесса: положительный эффект, который дает эмоциональ≠ный процесс при некоторой оптимальной интенсивности, может перей≠ти в свою противоположность и дать отрицательный, дезорганизую≠щий эффект при чрезмерном усилении эмоционального возбужде≠ни€. »ногда один из двух противоположных эффектов пр€мо обуслов≠лен другим: повыша€ активность в одном направлении, эмоци€ тем самым нарушает или дезорганизует ее в другом; остро подымающеес€ в человеке чувство гнева, способное мобилизовать его силы на борьбу с врагом и в этом направлении оказать благопри€тный эффект, может в то же врем€ дезорганизовать умственную де€тельность, направ≠ленную на разрешение каких-либо теоретических задач. (...)

–азличные виды эмоциональных переживаний. ¬ многообразных про€влени€х эмоциональной сферы личности можно различать раз≠ные уровни.

ћы выдел€ем три основных уровн€.

ѕервый уровень Ч это уровень органической аффективно^эмо-циональной чувствительности. —юда относ€тс€ элементарные так называемые физические чувствовани€ Ч удовольстви€, неудовольст≠ви€, св€занные по преимуществу с органическими потребност€ми. „увствовани€ такого рода могут носить более или менее специализи≠рованный местный характер, выступа€ в качестве эмоциональной окраски или тона отдельного процесса ощущени€. ќни могут приоб≠рести и более общий, разлитой характер; выража€ общее более или менее разлитое органическое самочувствие индивида, эти эмо≠циональные состо€ни€ нос€т неопредмеченный характер. ѕримером может служить чувство беспредметной тоски, такой же беспредмет≠ной тревоги или радости.  аждое такое чувство отражает объектив≠ное состо€ние индивида, наход€щегос€ в определенных взаимоотно≠шени€х с окружающим миром. » Ђбеспредметна€ї тревога может быть вызвана каким-нибудь предметом; но хот€ его присутствие вы≠звало чувство тревоги, это чувство может не быть направлено на него, и св€зь чувства с предметом, который объективно вызвал чувство, может не быть осознана. (...)

—ледующий, более высокий, уровень эмоциональных про€вле≠ний составл€ют предметные чувства, соответствующие предметному воспри€тию и предметному действию. ќпредмеченность чувства озна≠чает более' высокий уровень его осознани€. Ќа смену беспредметной тревоги приходит страх перед чем-нибудь. „еловеку может быть Ђвообщеї тревожно, но бо€тс€ люди всегда чего-то, точно так же удивл€ютс€ чему-то и люб€т кого-то. Ќа предыдущем уровне Ч орга≠нической аффективно-эмоциональной чувствительности Ч чувство непосредственно выражало состо€ние организма, хот€, конечно, орга≠низма не изолированного, а наход€щегос€ в определенных реальных отношени€х с окружающей действительностью. ќднако само отно≠шение не было еще осознанным содержанием чувства. Ќа этом вто≠ром уровне чувство €вл€етс€ уже не чем иным, как выражением в осознанном переживании отношени€ человека к миру. (...)

ќпредмеченность чувств находит себе высшее выражение в том, что сами чувства дифференцируютс€ в зависимости от предметной

сферы, к которой они относ€тс€. Ёти чувства обычно называютс€ предметными чувствами и подраздел€ютс€ на интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. ÷енность, качественный уровень этих чувств зависит от их содержани€, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают. Ёто отношение всегда имеет идеоло≠гический смысл. (...)

Ќаконец, над предметными чувствами (восхищени€ одним пред≠метом и отвращени€ к другому, любви или ненависти к определен≠ному лицу, возмущени€ каким-либо поступком или событием и т. п.) поднимаютс€ более обобщенные чувства (аналогичные по уровню обобщенности отвлеченному мышлению), как-то: чувство юмора, иро≠нии, чувство возвышенного, трагического и т. п. Ёти чувства тоже мо≠гут иногда выступать как более или менее частные состо€ни€, приуро≠ченные к определенному случаю, но по большей части они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. ћы бы назвали их мировоззренческими чувствами.

”же чувство комического, с которым нельз€ смешивать ни юмор, ни иронию, заключает в себе интеллектуальный момент как существенный компонент. „увство комического возникает в результа≠те внезапно обнаруживающегос€ несоответстви€ между кажущейс€ значительностью действующего лица и ничтожностью, неуклю≠жестью, вообще несуразностью его поведени€, между поведением, рассчитанным на более или менее значительную ситуацию, и пуст€ко≠вым характером ситуации, в которой оно совершаетс€.  омическим, смешным кажетс€ то, что выступает сперва с видимостью превос≠ходства и затем обнаруживает свою несосто€тельность. Ќесоответ≠ствие или несуразность, обычно заключенные в комическом, сами по себе еще не создают этого впечатлени€. ƒл€ возникновени€ чувства комизма необходимо совершающеес€ на глазах у человека разобла≠чение неосновательной претензии. (...)

«начительно сложнее, чем чувство комического, собственно юмор и ирони€. ^

ёмор предполагает, что за смешным, за вызывающими смех недостатками чувствуетс€ что-то положительное, привлекательное. — юмором смеютс€ над недостатками любимого. ¬ юморе смех сочета≠етс€ с симпатией к тому, на что он направл€етс€. јнглийский писа≠тель ћередит пр€мо определ€ет юмор как способность сме€тьс€ над тем, что любишь. — юмором относ€тс€ к смешным маленьким слабо≠ст€м или не очень существенным и во вс€ком случае безобидным недостаткам, когда чувствуетс€, что за ними серьезные реальные до≠стоинства. „увство юмора предполагает, таким образом, наличие в одном €влении или лице и отрицательных и положительных сторон. ёмористическое отношение к этому факту, очевидно, возможно лишь, пока в нашей оценке положительные моменты перевешивают отрицательные. ѕо мере того, как это соотношение в наших глазах сдвигаетс€ и отрицательные стороны получают в нем перевес над ѕоложительными, чувство юмора начинает переходить в чувство трагического или во вс€ком случае проникатьс€ трагическими нотка≠ми; в добродушный смех юмора включаетс€ боль и горечь. “аким не


лишенным трагизма юмором был юмор √огол€: недаром √оголь ха≠рактеризовал свой юмор как видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы. (...)

»рони€ расщепл€ет то единство, из которого исходит юмор. ќна противопоставл€ет положительное отрицательному, идеал Ч дейст≠вительности, возвышенное Ч смешному, бесконечное Ч конечному. —мешное, безобразное воспринимаетс€ уже не как оболочка и не как момент, включенный в ценное и прекрасное, и тем более не как естест≠венна€ и закономерна€ форма его про€влени€, а только как его противоположность, на которую направл€етс€ острие иронического смеха. »рони€ разит несовершенства мира с позиций возвышающего≠с€ над ними идеала. ѕоэтому ирони€, а не более реалистический по своему духу юмор, была основным мотивом романтиков. (...)

¬ развитии эмоций можно, таким образом, наметить следующие ступени: 1) элементарные чувствовани€..., 2) разнообразные пред≠метные чувства..., 3) обобщенные мировоззренческие чувства... Ќа≠р€ду с ними нужно выделить отличные от них, но родственные им аффекты, а также страсти.

јффекты. јффект Ч это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разр€дку в дейст≠вии. »менно аффекты по преимуществу св€заны с шоками Ч потр€≠сени€ми, выражающимис€ в дезорганизации де€тельности. ƒезорга≠низующа€ роль аффекта может отразитьс€ на моторике, выразитьс€ в дезорганизации моторного аспекта де€тельности в силу того, что в аффективном состо€нии в нее вклиниваютс€ непроизвольные, органи≠чески детерминированные, реакции. (...)

јффективные процессы могут представл€ть собой дезорганиза≠цию де€тельности и в другом, более высоком, плане, в плане не мото-рики, а собственно действи€. јффективное состо€ние выражаетс€ в заторможенности сознательной де€тельности. ¬ состо€нии аффекта человек Ђтер€ет головуї. ѕоэтому в аффективном действии в той или иной мере может быть нарушен сознательный контроль в выборе действи€. ƒействие в состо€нии аффекта, т. е. аффективное действие, как бы вырываетс€ у человека, а не вполне регулируетс€ им. ѕоэтому аффект, Ђсильное душевное волнениеї (говор€ словами нашего ко≠декса) рассматриваетс€ как см€гчающее вину обсто€тельство. (...)

—трасти. — аффектами в психологической литературе часто сбли≠жают страсти. ћежду тем общим дл€ них собственно €вл€етс€ лишь количественный момент интенсивности эмоционального возбуждени€. ѕо существу же. они глубоко различны.

—трасть Ч это такое сильное, стойкое, длительное чувство, кото≠рое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. ’арактер≠ным дл€ страсти €вл€етс€ сила чувства, выражающа€с€ в соответ≠ствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчи≠вость; страсть может давать вспышки, но сама не €вл€етс€ лишь вспышкой. —трасть всегда выражаетс€ в сосредоточенности, собран≠ности помыслов и сил, их направленности на единую цель. ¬ страсти, таким образом, €рко выражен волевой момент стремлени€; страсть

1 представл€ет собой единство эмоциональных и волевых моментов;

стремление в нем преобладает над чувствованием. ¬месте с тем ха≠рактерным дл€ страсти €вл€етс€ своеобразное сочетание активности с пассивностью. —трасть полонит, захватывает человека; испытыва€ страсть, человек €вл€етс€ как бы страдающим, пассивным сущест≠вом, наход€щимс€ во власти какой-то-силы, но эта сила, котора€ им владеет, вместе с тем от него же и исходит. (...)

—трасть Ч больша€ сила, поэтому так важно, на что она направ≠л€етс€. ”влечение страсти может исходить из неосознанных телесных влечений, и оно может быть проникнуто величайшей сознательностью и идейностью. —трасть означает по существу порыв, увлечение, ори≠ентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, со≠средоточение их на единой цели. »менно потому, что страсть соби≠рает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной и даж^ роковой, но именно поэтому же она может быть и великой. Ќичто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти.

√овор€ о различных видах эмоциональных образований и состо€≠ний, нужно еще отметить настроение.

Ќастроени€. ѕод настроением разумеют общее эмоциональное состо€ние личности, выражающеес€ в Ђстроеї всех ее про€влений. ƒве основные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Ёмоции, чувства св€заны с каким-ни≠будь объектом и направлены на него: мы радуемс€ чему-то, огорчаем≠с€ чем-то, тревожимс€ из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно Ч иногда, осо≠бенно в молодости, так, что все на свете представл€етс€ радостным и прекрасным. Ќастроение не предметно, а личностно, Ч это, во-пер≠вых, и, во-вторых, Ч оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состо€ние. (...)

¬ возникновении настроени€ участвует обычно множество факто≠ров. „увственную основу его часто образуют органическое самочувст≠вие, тонус жизнеде€тельности организма и те разлитые, слабо лока≠лизованные органические ощущени€ (интроцептивной чувствитель≠ности), которые исход€т от внутренних органов. ќднако это лишь чувственный фон, который редко у человека имеет самодовлеющее значение. —корее даже и само органическое, физическое само≠чувствие человека зависит, за исключением резко выраженных пато≠логических случаев, в значительной мере от того, как складываютс€ взаимоотношени€ человека с окружающим^ как он осознает и расце≠нивает происход€щее в его личной и общественной жизни. 'ѕоэтому то положение, что настроение часто возникает вне контрол€ созна≠ни€ Ч бессознательно, Ч не означает, конечно, что настроение чело≠века не зависит от его сознательной де€тельности, от того, что и как он осознает; оно означает лишь, что он часто не осознает именно этой зависимости, она как раз не попадает в поле его сознани€. Ќастрое≠ние Ч в этом смысле бессознательна€, эмоциональна€ Ђоценкаї лич≠ностью того, как на данный момент складываютс€ дл€ нее обсто€≠тельства. (...)


Ћеомтьев јлексей Ќиколаевич (5 (18) феврал€ 1903 Ч 21 €нвар€ 1979) Ч со≠ветский психолог, доктор психологиче≠ских наук, профессор, академик јѕЌ ———–, лауреат Ћенинской премии. ѕо окончании в 1924 г. отделени€ об≠щественных наук ћосковского универ≠ситета работал в »нституте психологии и в јкадемии коммунистического воспи≠тани€ им. Ќ.  .  рупской в ћоскве. ѕервое крупное исследование ј Ќ. Ће-онтьева, обобщенное им в монографии Ђ–азвитие пам€тиї (1931), было выпол≠нено в русле идей культурно-историче≠ской концепции развити€ высших психи≠ческих функций Ћ. —. ¬ыготского. ¬ 30-е годы ј. Ќ. Ћеонтьев, объединив вокруг себ€ группу молодых исследова≠телей (Ћ. ». Ѕожович, ѕ. я. √альперин, ј. ¬. «апорожец, ѕ. ». «инченко и др), приступает к разработке проблемы де€≠тельности в психологии. ¬ 1934Ч 1940 гг. ј. Ќ. Ћеонтьев выполнил экспе≠риментальные исследовани€ генезиса чувствительности у человека, представ≠ленные в его докторской диссертации Ђ–азвитие психикиї (1940) ¬ 1942Ч 1945 гг. ј Ќ. Ћеонтьев возглавл€л научную работу ќпытного восстанови тельного госпитал€ под —вердловском — 1944 по 1950 г ј Ќ. Ћеонтьев заве довал отделом детской психологии »н ститута психологии јѕЌ –—‘—– в ћоскве, с 1945Чзав кафедрой психо логии философского факультета, а с 1966Чдекан и зав. кафедрой общей психологии психологического факудьте та ћ√”. ¬ разработанной ј Ќ. Ће онтьевым концепции де€тельности полу чили освещение прежде всего наиболес прннципиальные и фундаментальные теоретические и методологически? проблемы психологии. —очинени€. ¬осстановление движе ний (совм с ј ¬ «апорожцем). ћ 1945, ѕроблемы развити€ психики. ћ, 1972; ƒе€тельность —ознание Ћич ность. ћ, 1975





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 287 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

760 - | 586 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.032 с.