Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 8. ќтвращение и презрение. ќн наблюдал за тем, как € ел из жест€ной банки консервы, привезенные мной в эту далекую деревню, населенную людьми племени форе




 

ќн наблюдал за тем, как € ел из жест€ной банки консервы, привезенные мной в эту далекую деревню, населенную людьми племени форе.  огда € заметил, что он наблюдает за мной, и увидел выражение его лица, то € отложил вилку и вз€лс€ за фотоаппарат, который всегда висел у мен€ на шее. (  счастью, люди племени форе еще не знали, дл€ чего предназначен фотоаппарат, и быстро привыкли к тому, что € прикладываю к глазу этот странный предмет без какихЦлибо видимых причин; поэтому обычно они не смущались и не отворачивались, когда € их фотографировал.)

»стори€, лежаща€ в основе получени€ этого снимка, говорит о важности, которую имеет дл€ возникновени€ у человека отвращени€ наблюдение за тем, как ктоЦто другой поглощает нечто, оскорбл€ющее вкус наблюдател€.

„еловек племени форе даже не попробовал мои консервы; одного лишь вида того, как € их ел, было достаточно, чтобы вызвать его негативные чувства.[148]

 

 

“ридцать лет тому назад € описал отвращение как:

 

Епро€вление антипатии. ¬кус чегоЦто, что вы хотите немедленно выплюнуть, или даже сама мысль о необходимости съесть чтоЦто подобное способны вызвать у вас отвращение. «апах, который заставл€ет вас затыкать нос, также вызывает у вас отвращение. » вновь отвращение может возникнуть у вас даже от самой мысли о том, насколько омерзительным €вл€етс€ такой запах. ќтвращение может вызвать у вас вид чегоЦто, что вы можете счесть дл€ себ€ оскорбительным пробовать на вкус или обон€ть. ¬ы можете испытывать отвращение к звукам, если они ассоциируютс€ с ненавистным вам событием. “акже и прикосновение чегоЦто противного, например скользкого или студенистого, способно вызвать чувство отвращени€.

Ќе только вкусы, запахи, прикосновени€, зрительные образы или звуки способны вызвать отвращение, но и действи€ и наружность людей или даже их идеи. »ногда люди могут иметь отвратительный внешний вид, и смотреть на них бывает просто противно. Ќекоторые люди испытывают отвращение, когда вид€т калеку или человека с уродливой внешностью. ќтвращение может вызывать пострадавший в аварии человек с многочисленными открытыми ранами. ¬ид крови или работа хирурга, выполн€ющего операцию, также вызывает у некоторых людей чувство отвращени€. Ќекоторые поступки людей также выгл€д€т отталкивающе. „еловек, мучающий свою собаку или кошку, может быть отвратителен своим сосед€м. ќтвращение может вызывать человек, занимающийс€ тем, что другие называют половыми извращени€ми. ∆изненна€ философи€ или способ обращени€ с людьми, унижающие человеческое достоинство, также могут вызывать отвращение.[149]

 

— тех пор мои наблюдени€ получили подкрепление и развитие благодар€ исследовани€м фактически одногоЦединственного ученого, занимавшегос€ изучением отвращени€. ѕсихолог ѕол –озин, человек, прекрасно умеющий ценить хорошую еду, уверен, что в основе отвращени€ лежит ощущение по€влени€ во рту чегоЦто такого, что считаетс€ отвратительным или распростран€ющим заразу; в соответствии с моей терминологией это называлось бы темой отвращени€. ќднако в разных культурах имеютс€ разные представлени€ о том, что считать отвратительным. ‘отографи€ жител€ Ќовой √винеи прекрасно иллюстрирует эту мысль: отвращение вызывают у него внешний вид и запах еды, которую € нахожу аппетитной. Ќо подобные различи€ могут наблюдатьс€ и внутри одной культуры. Ќапример, мо€ жена любит есть сырых устриц, а € их просто не выношу. ¬ некоторых област€х  ита€ собачье м€со считаетс€ деликатесом, а у большинства европейцев перспектива отведать такого деликатеса не вызывает восторга. Ќо есть также и общие закономерности в том, что вызывает отвращение.

–озин обнаружил, что самыми мощными универсальными триггерами €вл€ютс€ продукты функционировани€ нашего организма: кал, рвота, моча, слизь и кровь. ¬ 1955 г. выдающийс€ американский психолог √ордон ќлпорт предложил Ђмысленный экспериментї с отвращением, эксперимент, который вы выполн€ете в вашем сознании, чтобы проверить, действительно ли происходит то, что он предлагает. Ђ—начала подумайте о том, чтобы проглотить слюну, накопившуюс€ у вас во рту, или просто ее проглотите. «атем представьте, что вы сплевываете ее в стакан, а затем выпиваете! “о, что казалось естественным и Ђсвоимї, внезапно становитс€ отвратительным и чужимї.[150] –озин действительно провел этот эксперимент, предлага€ люд€м выпить стакан воды, после того как они в него плевали, и обнаружил, что ќлпорт был прав. ƒаже несмотр€ на то, что слюна была у них во рту мгновением ранее, они не соглашались пить воду, содержащую их собственный плевок. –озин утверждает, что как только продукт де€тельности нашего организма покидает наше тело, он становитс€ дл€ нас отвратительным.

 

ќтвращение не возникает как самосто€тельна€ эмоци€ до достижени€ ребенком возраста от четырех до восьми лет. ƒо этого возраста наблюдаетс€ непри€знь, отказ есть то, что имеет непри€тный вкус, но не отвращение. –озин просил детей и взрослых потрогать или съесть шоколадную конфету, котора€ выгл€дела как собачьи экскременты. ƒетей в возрасте от четырех до семи лет это задание совершенно не смущало, но большинство взрослых отказывались его выполн€ть. ѕодобным образом дети в возрасте до четырех лет спокойно будут пить сок или молоко, если вы намеренно бросите в него продезинфицированного кузнечика.[151]

ƒети и подростки часто бывают очарованы предметами, вызывающими отвращение. –озин напоминает нам, что магазины новинок продают весьма реалистичные имитации рвоты, слизи и экскрементов и основными покупател€ми таких товаров €вл€ютс€ мальчикиЦподростки. —уществует цела€ сери€ анекдотов, посв€щенных разным формам про€влени€ отвращени€. Ќекоторые попул€рные телепередачи дл€ детей и подростков часто показывают ситуации, в которых главные герои демонстрируют свое отвращение.

ѕрофессор права ”иль€м ћиллер в своей увлекательной книге Ђјнатоми€ отвращени€ї (The Anatomy of Disgust) отмечает, что отвращение очаровывает не только детей: Ђ[ќтвращение]Е имеет свою прелесть, свое очарование, которое про€вл€етс€ в том, что нам бывает трудно отвести глаза от т€желых катастрофЕ или в том, насколько привлекательными оказываютс€ дл€ нас фильмы ужасовЕ[152] Ќаши собственные сопли, моча и кал воспринимаютс€ как чтоЦто вредное и вызывают у нас отвращение, но мы про€вл€ем в отношении них трогательное внимание и любопытствоЕ

ћы смотрим на наши выделени€ чаще, чем признаемс€ в этомЕ ведь многие люди внимательно рассматривают свой носовой платок, после того как высморкаютс€ в негої.[153]  ассовый успех таких грубых фильмов, как Ђ«десь есть чтоЦто о ћериї (There's Something About Mary) был достигнут не только за счет аудитории подростков.

–озин проводит различие между тем, что он называет межличностным отвращением, и базовым отвращением.[154] ќн перечисл€ет четыре группы усвоенных межличностных триггеров: незнакомый, больной, несчастный и морально испорченный. »сследование, проведенное мной вместе с ћаурин ќ'—алливан, позволило получить несколько результатов, подтверждающих правильность предположений –озина. ћы просили студентов колледжа записать наиболее сильные ощущени€ отвращени€, которые, по их представлени€м, мог когдаЦлибо испытать человек. ѕредложенна€ –озином тема заражени€ от пищи, попадающей в ротовую полость (например, вы вынуждены съесть то, что у другого человека вызывает рвоту), действительно упоминалась, но только у 11% респондентов. Ќаиболее часто называемый триггер крайнего отвращени€ (упоминавшийс€ 62% респондентов) возникал в результате реакции на предосудительное с моральной точки зрени€ поведение (например, реакции американских солдат, увидевших следы зверств нацистов в концентрационных лагер€х). ѕочти половина называвшихс€ действий, вызывавших отвращение и моральное осуждение, была св€зана с актами сексуального насили€, в особенности над детьми. ѕоследнюю группу случаев, упоминавшихс€ примерно 18% респондентов, составл€ли истории физического отторжени€, не имевшие отношени€ к еде, например обнаружение трупа с копошащимис€ в нем черв€ми.[155]

–анее € отмечал, что базовое отвращение, по –озину, €вл€етс€ темой эмоции и что, если он прав в том смысле, что четыре формы межличностного отвращени€ Ц к незнакомому, больному, несчастному и морально испорченному Ц €вл€ютс€ усвоенными, то тогда они были бы вариаци€ми темы. ќднако мне кажетс€ возможным, что эти четыре межличностные формы отвращени€ также €вл€ютс€ темами, которые можно найти в любой культуре со своими специфическими особенност€ми, обусловленными научением, которые будут разными у разных индивидов, социальных групп и культур. Ќапример, каждый может про€вл€ть реакцию отвращение на морально испорченного человека, но то, что €вл€етс€ признаком моральной испорченности, может измен€тьс€. “о, что €вл€етс€ незнакомым и знакомым и что €вл€етс€ несчастьем, также зависит от обсто€тельств, и лишь отношение к болезни, возможно, везде одинаково. “е, кто имеют физические изъ€ны, гно€щиес€ раны и прочие дефекты, могут вызывать отвращение в каждой культуре.

ћиллер указывает на то, что культуры имеют больше свободы с точки зрени€ включени€ объектов или действий в область вызываемого отвращени€, чем с точки зрени€ исключени€ их из нее. Ёто наблюдение в точности соответствует иде€м, рассмотренным в главах 2, 3 и 4, где € утверждал, что базы данных эмоциональной готовности людей €вл€ютс€ открытыми, а не закрытыми. Ёти базы данных совместно с программами, которые направл€ют наши реакции на наши измен€ющиес€ эмоции, не бывают пустыми, когда мы по€вл€емс€ на свет; эволюци€ уже написала свои инструкции о том, как нам следует реагировать и какую чувствительность мы должны про€вл€ть при каждой реакции.  ак отмечает ћиллер, эти базы и инструкции трудно изменить, но поскольку базы данных €вл€ютс€ открытыми, то мы можем усваивать новые триггеры и новые эмоциональные реакции.

’от€ и €понцы, и американцы про€вл€ют реакцию отвращени€ на испорченные продукты питани€ или на попадание чегоЦто непри€тного в рот, –озин обнаружил у них различи€ в про€влении социального отвращени€. „еловек, который не вписываетс€ в общественное устройство или несправедливо критикует других, вызывает отвращение у €понцев. јмериканцам внушали отвращение расисты и люди, про€вл€ющие чрезмерную жестокость. ќднако не все социальное отвращение в целом варьируетс€ от культуры к культуре. –озин установил, что во многих культурах люд€м противны политические де€тели!

¬ дополнение к четырем типам межличностного отвращени€, описанным –озином, существование еще одного типа отвращени€, который € называю отвращением от пресыщени€, вытекает из результатов исследовани€, проведенного психологами ƒжоном √оттманом, Ёрикой ¬удин и –обертом Ћевенсоном. »х исследование заслуживает особого внимани€, поскольку они оказались единственными учеными, которые точно измерили выражение эмоции во врем€ одного из самых эмоционально насыщенных и наиболее важных социальных взаимодействий в нашей жизни Ц взаимодействии между мужем и женой.[156]

”дивительно, что выражени€ отвращени€ у жены, адресуемые мужу в ходе беседы, начатой с целью разрешени€ конфликта, позвол€ли предсказать количество времени, которое они в течение ближайших четырех лет проживут порознь.[157] √оттман обнаружил, что выражени€ отвращени€ у жены обычно возникали в ответ на попытку мужа отгородитьс€ от нее Ђкаменной стенойї (о чем € рассказывал в главе 6), т. е. игнорировать ее эмоции. √овор€ простым €зыком, она получала то, чего добивалась; она оказалась сытой по горло. ќтметьте, как хорошо к этой ситуации подходит метафора приема пищи. ≈сли ваш супруг вызывает у вас непри€знь, то неудивительно, что будущее ваших отношений выгл€дит безрадостно. (ћы еще вернемс€ к результатам, полученным √оттманом, в конце этой главы, когда будем говорить о презрении.)

ћиллер отмечает, что при близких отношени€х мы снижаем чувствительность к тому, что обычно вызывает у нас отвращение. —амым первым примером €вл€етс€ Ђперемена пеленок, вытирание выплюнутой пищи, другие действи€ по уходу за больным ребенком. –одители Ц это те люди, которые будут про€вл€ть заботу в любых обсто€тельствах; они будут убирать экскременты, риску€ испачкать ими руки и одежду; страдать, когда окажутс€ облитыми мочой. ѕреодоление естественного отвращени€ к подобным веществам €вл€етс€ характерной чертой безусловной родительской любвиї.[158]

ѕодобное временное устранение отвращени€ наблюдаетс€ у участников полового акта. » вновь € процитирую ћиллера: Ђязык другого человека у вас во рту может быть признаком близости, но он может также быть вызывающим отвращение оскорблениемЕ —екс по обоюдному влечению означает взаимное нарушение границ, защищаемых чувством отвращени€Е —екс Ц это лишь один способ нарушени€ таких границ, подразумевающий один тип обнаженности. Ќо есть и другие формы обнаженности, открытости и знаний, на которых основываютс€ интенсивные интимные отношени€ Ц отношени€ в форме продолжительного, тесного и нежного взаимного контакта.

 тоЦто думает о том, чтобы поделитьс€ своими сомнени€ми, тревогами, заботами; чтобы рассказать о своих устремлени€х; признатьс€ в ошибках и недостатках; чтобы просто показать себ€ человеком, имеющим свои причуды, слабости и потребностиЕ ћы могли бы назвать другом или близким человеком того, кому мы позвол€ем поплакатьс€ нам в жилетку, чтобы затем в свою очередь поплакатьс€ в жилетку ему, того, кто понимает, что такой обмен жалобами на трудности жизни €вл€етс€ привилегией близких отношений, которых наше чувство собственного достоинства и наше отвращение не допустили бы при отсутствии такой привилегииЕ Ћюбовь дает другому человеку привилегию смотреть на нас таким образом, который заставил бы нас испытать стыд и вызвал бы отвращение[159] у других людей, если бы не было этого вмешательства любвиї.[160]

Ёто замечательно тонкое наблюдение ћиллера указывает на наличие у отвращени€ социальной функции, котора€ в других услови€х была бы незаметна. ¬ременное подавление отвращени€ создает отношени€ близости и служит символом личной преданности. “акое прин€тие того, что другой человек мог бы счесть постыдным, вовлеченность в физическую де€тельность, котора€ с другим человеком показалась бы отвратительной Ц € имею в виду не только секс, а, например, необходимость убирать рвотную массу необ€зательно за близким, но и за совершенно незнакомым вам человеком, Ц может быть не только знаком любви, но и средством ее усилени€.

ƒруга€ очень важна€ функци€ отвращени€ состоит в том, чтобы заставл€ть нас дистанцироватьс€ от отвратительного и отталкивающего. ќчевидно, что никому не идет на пользу потребление испортившихс€ продуктов, а социальное отвращение сходным образом изолирует нас от того, что мы считаем предосудительным.

ќно, как предполагает ћиллер, €вл€етс€ моральной оценкой, в которой мы можем не идти на компромисс с вызывающими наше отвращение людьми или их действи€ми. ѕравовед ћарта Ќуссбаум пишет, что Ђбольшинство обществ учит избегать некоторых групп людей на том основании, что они вызывают физическое отвращениеї.[161]   сожалению, эта эмоци€ может быть опасной, так как она лишает человеческих качеств людей, которых мы считаем вызывающими отвращение, и таким образом позвол€ет не относитьс€ к ним как к обычным человеческим существам.

Ќекоторые действи€ признаютс€ недопустимыми на том основании, что они оскорбл€ют общественную мораль (вызывают отвращение), например детска€ порнографи€ или сквернословие. Ќуссбаум уверена, что законы не должны основыватьс€ на том, что ктоЦто находит совершенное действие отвратительным, и предлагает, чтобы мы использовали не отвращение, а оскорбление в качестве основы дл€ правовых оценок. Ђ[ќскорбление]Е €вл€етс€ моральным чувством, гораздо более подход€щим дл€ правовой оценки и гораздо более надежным, чем отвращение. ќно содержит аргументацию, котора€ может распростран€тьс€ публично, и не предполагает спорных попыток обращени€ с таким преступником, как ничтожество или бездельник, вне морали нашего общества. ¬место этого оно прочно включает его в моральное сообщество и оценивает его действи€ на основе общественной моралиї.[162] ќтмеча€, что эмоциональное состо€ние человека в момент совершени€ преступлени€ может рассматриватьс€ как см€гчающий вину фактор, Ќуссбаум также утверждает, что отвращение не €вл€етс€ той эмоцией, котора€ должна приниматьс€ во внимание. Ђќдно убийство не €вл€етс€ более т€жким преступлением, чем другое, только потому, что оно вызывает большее отвращениеЕ[163] –азумной реакцией на отвращение, Ц за€вл€ет она, Ц €вл€етс€ выход из ситуации, исключающий убийство человека, вызывающего у вас отвращение Ц например, пристающего к вам гомосексуалиста. [“олько лишь]Е чувство, вызванное в вас кемЦто другим, никогда не €вл€етс€ достаточным основанием дл€ осуществлени€ насильственных действий в отношении этого человекаї.[164]

“е, кто оправдывают худшие формы понижени€ статуса других людей, часто рассматривают своих жертв как животных (причем не самых привлекательных); иногда о жертвах говор€т как о неодушевленных, оскорбл€ющих наши чувства предметах, называ€ их отбросами или накипью. я боюсь, что возмущение или оскорбление могут также оправдывать кровопролитие или даже пытки, но они не должны возводить барьер между нами и теми, кто вызывает у нас отвращение. (Ќуссбаум, разумеетс€, концентрирует внимание на использовании эмоций дл€ оправдани€ законов, а не дл€ оправдани€ действий, противоправных или нет.) ќдним из преп€тствий, способных сдержать замышл€емое насилие, €вл€ютс€ внешний вид и крики страдающих жертв, а также их кровь. Ќо этот фактор срабатывает не всегда, возможно, потому, что вид чужих страданий вызывает отвращение. ƒаже если мы не начинаем думать о комЦто как об источнике нашего отвращени€, вид крови и изуродованного в результате пытки или травмы тела скорее может вызвать еще более сильное отвращение, а не сочувствие.

¬ начале моих исследовани€ выражений эмоций в разных культурах € обнаружил, что фильмы об испытывающих страдание люд€х Ц фильмы о выполнении туземцами обр€да обрезани€ или хирургической операции на глазах Ц вызывали выражение отвращени€ у большинства студентов, обследованных мной в јмерике и японии. я отредактировал другие учебные медицинские фильмы Ц в одном показывалось удаление конечности, сопровождавшеес€ большой потерей крови, а в другом показывалс€ человек с третьей степенью ожогов, у которого обожженна€ кожа струпь€ми сходила с тела. » вновь большинство зрителей сообщали об испытываемом отвращении и показывали свое отвращение на лице. ‘ильмы могли замен€ть друг друга, так как они вызывали одинаковую эмоцию и относились к числу наиболее распространенных Ђкиностимуловї, используемых при исследовании эмоций.

ќднако имелась сравнительно небольша€ группа студентов (около 20%), котора€ про€вл€ла очень разнообразные реакции на показываемые в фильмах страдани€ других людей. ¬место того чтобы про€вл€ть отвращение, они выражали печаль и боль так, как если бы отождествл€ли себ€ с теми, кто подвергалс€ операци€м.

ѕоЦвидимому, природа создала нас таким образом, что мы испытываем отвращение при виде внутренних органов других людей, особенно залитых кровью. “ака€ реакци€ отвращени€ временно приостанавливаетс€, когда мы видим истекающего кровью не постороннего, а близкого нам человека. ¬ таком случае мы стараемс€ ослабить страдание, а не отворачиватьс€ от него.  аждый может представить себе, как отвращение при виде про€влений физического страдани€, болезни может принести выгоду с точки зрени€ предотвращени€ распространени€ инфекции, но этот результат достигаетс€ ценой снижени€ нашей способности к сочувствию и состраданию, котора€ может быть очень полезной дл€ формировани€ общности людей.

Ќи сочувствие (эмпати€), ни сострадание не €вл€ютс€ эмоцией; они представл€ют собой лишь наши реакции на эмоции других людей. ѕри когнитивной эмпатии мы сознаем, что чувствует другой человек. ѕри эмоциональной эмпатии мы действительно чувствуем то, что чувствует другой человек; при сострадающей эмпатии мы хотим помочь другому человеку справитьс€ с ситуацией и с его эмоци€ми. ћы должны иметь когнитивную эмпатию, чтобы про€вл€ть две другие формы эмпатии, но нам не требуетс€ иметь эмоциональную эмпатию, чтобы про€вл€ть сострадающую эмпатию.[165][166]

ѕрезрение родственно отвращению, но все же отлично от него. я не смог найти ни одной фотографии в прессе, иллюстрирующей эту эмоцию; подобно отвращению, оно также редко показываетс€ на газетных и журнальных снимках. ѕример лица, выражающего презрение, можно увидеть на снимке « в конце этой главы.

ћного лет тому назад € определил отличие презрени€ от отвращени€ следующим образом:

 

ѕрезрение можно испытывать только к люд€м или их поступкам, но не ко вкусам, запахам или прикосновени€м. Ќаступив на собачьи экскременты, вы можете испытать отвращение, но не презрение; иде€ употреблени€ в пищу сырых тел€чьих мозгов также может вызвать отвращение, но никак не презрение. ќднако вы можете с презрением относитьс€ к люд€м, поедающим такие неаппетитные продукты, так как в презрении имеетс€ элемент снисходительности по отношению к тем, кто это презрение вызывает. ѕро€вл€€ в своей непри€зни к люд€м и их поступкам элемент пренебрежени€, вы ощущаете по отношению к ним свое превосходство (обычно моральное). »х поведение отвратительно, но вы, испытыва€ к ним презрение, не об€зательно порываете отношени€ с ними.[167]

 

  сожалению, что касаетс€ презрени€, то здесь не нашлось второго ѕола –озина и ни один из ученых не сконцентрировал все свои усили€ на изучении этой эмоции. ћиллер сделал интересное замечание о том, что хот€ мы чувствуем превосходство над другим человеком, когда испытываем презрение к нему, тем не менее подчиненные также могут испытывать презрение к своим начальникам. «адумайтесь о Ђпрезрении подростков ко взрослым, женщин к мужчинам, слуг к хоз€евам, работников к боссамЕ черных к белым, необразованных к образованным.[168] ѕрезрение, идущее снизу вверхЕ позвол€ет занимающим более низкое положение за€вл€ть о своем превосходстве по какомуЦто параметру. Ћюди, наход€щиес€ на более низких ступен€х, знают, что они занимают невысокое положение в глазах других, знают, что они в какойЦто мере презираемы этими другими людьмиЕї[169]

„тобы лучше пон€ть значение презрени€, давайте рассмотрим следующий набор интересных результатов исследовани€ супружеских отношений, проведенного √оттманом и его коллегами. ∆ены, мужь€ которых демонстрировали презрение:

Х чувствовали себ€ переполненными эмоци€ми;

Х считали, что их проблемы невозможно разрешить;

Х полагали, что их супружеские проблемы были очень серьезными;

Х часто болели в течение следующих четырех лет.

“от факт, что выражени€ отвращени€, презрени€ или гнева, по€вл€вшиес€ у мужей этих женщин, не вызывали подобных результатов, подчеркивает важность выделени€ презрени€ в качестве самосто€тельной эмоции (что еще не осознаетс€ всеми, кто изучает эмоции).

ѕрезрение, подобно всем уже рассмотренным нами эмоци€м, может мен€тьс€ по силе или интенсивности, как и отвращение. я подозреваю, что верхн€€ граница интенсивности отвращени€ находитс€ выше, чем верхн€€ граница интенсивности презрени€, т. е. максимальна€ интенсивность презрени€ слабее максимальной интенсивности отвращени€.

ќтвращение, безусловно, €вл€етс€ негативной эмоцией, оно не ощущаетс€ позитивно, даже несмотр€ на то, что, как отмечалось ранее, мы бываем очарованы тем, что вызывает отвращение, намного сильнее, чем этого можно было бы ожидать. –азумеетс€, когда отвращение оказываетс€ сильным, то ощущени€, безусловно, оказываютс€ непри€тными и даже могут вызывать тошноту. Ќо € менее уверен в том, что презрение также €вл€етс€ негативной эмоцией; € знаю, что ощущение презрени€ к другим доставл€ет большинству людей удовольствие. ѕозднее мы можем сами удивл€тьс€ тому, что чувствовали себ€ таким образом, но ощущени€, переживаемые нами во врем€ этой эмоции, в большей степени при€тны, чем непри€тны. Ёто не значит, что така€ эмоци€ оказывает благопри€тный эффект на других людей, и результаты √оттмана подтверждают такой вывод. Ќо наши ощущени€ в те моменты, когда мы испытываем презрение, не €вл€ютс€ изначально непри€тными. “рудно определить функцию презрени€ иначе как функцию подачи сигнала об испытываемом чувстве превосходства, об отсутствии необходимости к чемуЦто приспосабливатьс€ или чемЦто заниматьс€. ќно сообщает о силе или статусе. “е, кто не уверены в своем статусе, могут с большей веро€тностью про€вл€ть презрение дл€ утверждени€ своего превосходства над другими.

ѕрезрение часто сопровождаетс€ гневом Ц обычно умеренным гневом в виде недовольства, хот€ оно может возникать и вовсе без гнева. »ногда гнев человека может чередоватьс€ с отвращением, если человек будет разгневан тем, что ему приходитс€ испытывать отвращение.

ћы не имеем слов дл€ описани€ настроений, имеющих отношение к отвращению или презрению, но это говорит не о том, что мы не испытываем таких настроений, а лишь о том, что у нас нет простого способа дл€ обращени€ к ним. я подозреваю, что такие настроени€ действительно существуют, но о какихЦлибо теоретических или практических исследований на эту тему мне неизвестно.

ƒавайте теперь вы€сним, имеютс€ ли эмоциональные расстройства, подразумевающие про€влени€ отвращени€ или презрени€. ¬ своей статье, озаглавленной Ђќтвращение Ц забыта€ эмоци€ в психиатрииї, психиатры ћ. ‘илипс,  . —ениор, “. ‘ахи и ј. ƒэвид утверждают, что хот€ отвращение не признаетс€ имеющим решающее значение в психических расстройствах, оно действительно играет заметную роль в возникновении многих психических проблем.[170] Ѕеспокойство, возникающее вместе с отвращением, веро€тно, €вл€етс€ следствием привнесени€ обсессивноЦкомпульсивного расстройства, про€вл€ющегос€ в нав€зчивых мысл€х о гр€зных и заразных предметах и в чрезмерном стремлении к мытью рук и тела. —трахи перед животными могут основыватьс€ на отвращении, социальные фобии, при которых человек боитс€ оказатьс€ униженным, могут подразумевать отвращение, сконцентрированное человеком на самом себе, а бо€знь вида крови подразумевают возникновение нервного расстройства одновременно с отвращением. Ћюди с расстройствами, св€занными с приемом пищи, такими как нервна€ анорекси€ и булими€, испытывают сильное чувство отвращени€ к част€м своего собственного тела, к своей сексуальности и к некоторым продуктам. ƒо насто€щего времени никто еще не за€вл€л о наличии какихЦлибо психических расстройств, св€занных с презрением.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 403 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

718 - | 558 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.039 с.