Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 9. Ёмоции удовольстви€




 

Ћоретта —тирм и ее дети терпеливо ждали на взлетном поле базы ¬¬— в “ревисе, пока группа военных летчиков выходила из самолета, доставившего их домой, в —Ўј. “ак как генерал –оберт —тирм был старшим среди офицеров, вернувшихс€ из лагер€ дл€ военнопленных в —еверном ¬ьетнаме, то сначала он должен был произнести краткую официальную речь и только потом разрешить своим боевым товарищам встретитьс€ со своими семь€ми. ¬се это врем€ его семь€ продолжала ждать. ‘оторепортер —эл ¬едер, удостоенный за эту фотографию ѕулитцеровской премии, писал: Ђ«акончив свою речь, он посмотрел вокруг и увидел свою семью, бегущую ему навстречу с распростертыми объ€ти€ми и улыбками, выражающими бурную радостьї.[171] Ђ–адостьї Ц это более подход€щее слово, чем Ђудовольствиеї или Ђсчастьеї дл€ эмоции, показанной на этом снимке, так как оно говорит о более высокой интенсивности испытываемой эмоции. ќднако и оно не говорит нам в точности о том, какие именно эмоции удовольстви€ испытывались этими людьми.

я уверен, что есть более дюжины эмоций удовольстви€, кажда€ из которых универсальна и кажда€ из которых настолько отличаетс€ от остальных, насколько отличаютс€ друг от друга печаль, гнев, отвращение и презрение. ѕодобно тому как имеетс€ группа особых эмоций, которые обычно не доставл€ют нам удовольстви€, существует также и группа других особых эмоций, испытыва€ которые мы получаем удовольствие. ѕроблема с использованием слов Ђудовольствиеї и Ђсчастьеї состоит в том, что они недостаточно конкретны;

 

 

статочно конкретны; они подразумевают единственное состо€ние разума и чувств, подобно тому как слова Ђрасстройствої и Ђотрицаниеї не позвол€ют узнать, испытывает ли человек печаль, гнев, страх или отвращение. ¬ английском €зыке нет отдельных слов дл€ всех при€тных эмоций, описанных мной в этой главе, и поэтому € заимствовал некоторые слова из других €зыков дл€ обозначени€ нескольких важных эмоций удовольстви€, которые мы испытываем.

ќднако мы пока что мало знаем об эмоци€х удовольстви€, так как все исследовани€ эмоций, включа€ и мои, были направлены на изучение эмоций огорчени€. ¬нимание исследователей концентрировалось на эмоци€х, когда они вызывали проблемы дл€ других и дл€ нас самих. ¬ результате мы больше знаем о психических расстройствах, чем о психическом здоровье. “еперь ситуаци€ начинает мен€тьс€, так как все чаще акцент делаетс€ на том, что называетс€ позитивными эмоци€ми.[172]

я уверен, что мы можем получить большую пользу от лучшего знани€ и понимани€ эмоций удовольстви€, так как они играют ключевую мотивирующую роль во многих важных област€х нашей жизни.

ƒавайте начнем с сенсорных удовольствий. ≈сть вещи, которые мы ощущаем при€тными на ощупь; мы также можем испытывать удовольствие от чужого прикосновени€, особенно когда оно исходит от того, о ком мы заботимс€, и осуществл€етс€ с нежностью и лаской. ≈сть виды, которые при€тно созерцать, например красивый вид заката солнца. ≈сть звуки, которые при€тно слышать, например плеск океанских волн, журчание ручь€, шум ветра в верхушках деревьев и различные музыкальные мелодии. ѕри изучении эмоции отвращени€ мы рассматривали вкусовые ощущени€ и запахи отдельно, но сладкий вкус нравитс€ большинству людей, в то врем€ как способность получать удовольствие от кислого, горького или пр€ного вкуса, поЦвидимому, приобретаетс€ с годами. «апахи гниени€ большинство людей считают непри€тными, но некоторые высоко ценимые сорта сыра источают запахи, которые многим кажутс€ отвратительными. я полагаю, что существуют какиеЦто универсальные темы и множество усвоенных вариаций дл€ каждого из п€ти сенсорных удовольствий.

ќткрытым остаетс€ вопрос о том, действительно ли сенсорные удовольстви€ просто обеспечивают разные пути к достижению того же самого эмоционального опыта и поэтому должны рассматриватьс€ как едина€ эмоци€ или же мы должны рассматривать их как п€ть разных эмоций Ц визуальное, тактильное, обон€тельное, слуховое и вкусовое удовольстви€.  огдаЦнибудь исследователи разрешат этот вопрос и определ€т, действительно ли каждое из этих сенсорных удовольствий различаютс€ по своим субъективным ощущени€м, по сигналам, подаваемым другим люд€м, и по характерным дл€ них физиологическим изменени€м. ѕока же € буду рассматривать их как п€ть разных эмоций, потому что мое чутье подсказывает мне, что проведенное исследование покажет, что они различны между собой, причем не только с точки зрени€ используемого органа чувства.

ћой наставник —ильван “омкинс не считал сенсорные удовольстви€ эмоци€ми. ќн утверждал, что эмоци€ может приводитьс€ в действие практически чем угодно, а каждое из таких удовольствий ассоциируетс€ только с какимЦто одним источником сенсорных ощущений. Ёто не кажетс€ мне убедительным, так как внутри любого из сенсорных источников, например такого, как звук, имеетс€ много разных триггеров. ’от€ некоторые из них универсальны, многие из них таковыми не €вл€ютс€, поскольку очень разные вкусы, виды, запахи, прикосновени€ и звуки вызывают удовольствие как внутри одной культуры, так и в разных культурах.

ѕсихологи Ѕарбара ‘редриксон и  ристина Ѕренниген также доказывали, что сенсорные удовольстви€ не должны рассматриватьс€ как эмоции, но при этом они выдвигали другие аргументы.[173] ќни утверждали, что сенсорные удовольстви€ просто возникают у нас без требовани€ оценки, а если нет оценки, то нет и эмоции. ќднако € с этим не согласен, так как многие эмоции, традиционно воспринимаемые как негативные, могут приводитьс€ в действие текущими событи€ми, вызывающими сенсорные ощущени€. –азве автоматическое удовольствие, которое испытывает большинство людей при виде заката солнца, подразумевает проведение оценки в меньшем объеме, чем автоматический страх, который испытывают большинство людей, когда под ними ломаетс€ стул или когда при переходе улицы они внезапно замечают быстро приближающуюс€ к ним машину? я так не думаю.   тому же больша€ часть того, что обеспечивает нам сенсорные удовольстви€ посредством зрени€, слуха, вкуса или обон€ни€ и в меньшей степени посредством ос€зани€, представл€ет собой усвоенные триггеры, дл€ срабатывани€ которых часто требуетс€ проведение разнообразных оценок.   примеру, удовольствие, которое мы испытываем, разгл€дыва€ абстрактную картину ѕикассо, не возникает без процессов оценки. —енсорные удовольстви€ очень при€тны, и € не вижу причин дл€ того, чтобы не рассматривать их как эмоции.

ќдной из простейших при€тных эмоций €вл€етс€ веселье. Ѕольшинство из нас испытывают веселье от того, что наход€т смешным; есть очень веселые люди, готовые шутить и развлекатьс€ без устали. »ндустри€ развлечений занимаетс€ преимущественно тем, что стараетс€ вызывать у людей эту эмоцию и предоставл€ть им возможность веселитьс€ тогда, когда они этого хот€т. ¬еселье может измен€тьс€ по своей интенсивности от слабого до очень сильного, сопровождающегос€ приступами безудержного смеха и даже слезами.[174]

 огда все в мире кажетс€ нам правильным, когда мы чувствуем, что нам ничего не нужно мен€ть,[175] то в такие моменты мы бываем спокойными и довольными жизнью. я не уверен, что имеетс€ какойЦто признак удовлетворенности, по€вл€ющийс€ на лице; возможно, в таком состо€нии у нас просто происходит расслабление мышц лица. — большей веро€тностью удовлетворенность может слышатьс€ в голосе. ѕозднее € объ€сню, каким образом различи€ в доставл€ющих удовольствие эмоци€х про€вл€ютс€ в большей степени в голосе, чем на лице.

¬озбуждение возникает в ответ на чтоЦто новое и необычное. “омкинс считал, что возбуждение €вл€етс€ наиболее интенсивной формой про€влени€ чувства интереса, но интерес во многом представл€ет собой рассудочное, а не эмоциональное состо€ние. ќднако представл€етс€ несомненным, что исходный интерес может перерасти в возбуждение, особенно когда изменени€ происход€т быстро или оказываютс€ трудными дл€ реагировани€ на них, неожиданными или новыми. Ќепросто определить универсальный триггер или тему возбуждени€. ¬се те, о которых думал €, Ц катание на горных лыжах, наблюдение за падающими звездами, веро€тно, вызывают у некоторых людей ужас. я полагаю, что часто имеетс€ тесна€ св€зь между возбуждением и страхом, даже если ваш страх вызвала опасность, угрожающа€ не вам, а комуЦто другому. ¬озбуждение имеет свой особый Ђароматї, отличающей его от всех других при€тных эмоций. ¬озбуждение может также сливатьс€ с гневом, вызыва€ приступы €рости, или со страхом, вызыва€ приступы ужаса.

ќблегчение, часто сопровождающеес€ глубоким вдохом и выдохом, представл€ет собой эмоцию, испытываемую нами тогда, когда чтоЦто, вызывавшее у нас сильные эмоции, ослабевает. ћы испытываем облегчение, когда узнаем, что тест на наличие онкологического заболевани€ дал отрицательный результат, когда находим нашего ребенка, потер€вшегос€ на несколько минут в толчее магазина, когда узнаем, что успешно сдали трудный экзамен, который вполне могли бы провалить. ќблегчение может также возникнуть после положительно оцениваемых ощущений, например, облегчение после испытанного сексуального напр€жени€ и возбуждени€ после оргазма, иногда смешанного с облегчением, испытываемым в том случае, если изначально имелась неуверенность в своих силах. —трах часто €вл€етс€ предшественником облегчени€, хот€ и не всегда, так как то, что пугает нас, может устран€тьс€ не до конца. ћоменты страдани€ могут предшествовать возникновению облегчени€, когда ктоЦто успокаивает и утешает нас в нашем горе. ћоменты получени€ сильного удовольстви€ также могут предшествовать возникновению облегчени€. Ќеобычность облегчени€ состоит в том, что оно не €вл€етс€ изолированной эмоцией. ¬ отличие от всех других эмоций ему об€зательно должна предшествовать кака€Цто друга€ эмоци€.

≈ще одной при€тной эмоцией €вл€етс€ изумление. [176] ќ нем мы знаем очень мало, хот€ опыт сильного изумлени€, испытанного мной п€тнадцать лет тому назад, привел мен€ к мысли о том, что оно €вл€етс€ самосто€тельной эмоцией.[177] ¬ течение п€тиминутной беседы с –ичардом Ўечнером, профессором театроведени€ ЌьюЦ…оркского университета, € обнаружил много совпадений в наших биографи€х, фактически даже слишком много, чтобы их можно было бы сразу осознать. ћы оба выросли в Ќьюарке, штат ЌьюЦƒжерси. ћы оба посещали одну и ту же начальную школу, но никогда не сталкивались друг с другом, так как –ичард был на год младше мен€. ћы оба переехали в одно и то же городское предместье и поселились на одной улице! ƒаже когда € пишу об этом сейчас, € начинаю испытывать изумление, которое € испытал во врем€ нашей беседы. –одители –ичарда купили наш дом у моего отца после смерти моей матери, и –ичарду досталась комната, котора€ когдаЦто была моей спальней!

ќпредел€ющими характеристиками изумлени€ €вл€ютс€ его редкость и вызываемое им ошеломление чемЦто непостижимым. ¬ отличие от большинства других авторов, писавших об изумлении, € полагаю, что его важно отдел€ть от страха, хот€ эти две эмоции могут сливатьс€, когда мы испытываем угрозу чегоЦто непреодолимого, трудного дл€ понимани€ или осознани€. Ёто очень сильное и по своей сути при€тное ощущение. ѕочти все, что €вл€етс€ неверо€тным, непостижимым и захватывающим, может быть источником изумлени€. ћы не понимаем, что это такое или как это могло случитьс€, но мы этим не испуганы, если только это не создает угрозу нашей безопасности, потому что в таком случае мы испытываем затем также и страх.

 ак утверждали ƒачер  елтнер и ƒжонатан ’ейдт в своей теории возникновени€ благоговени€ (слово, которое они и другие авторы используют дл€ описани€ сочетани€ изумлени€ и страха), оно

вызываетс€ Ђобъектами, которые с трудом постигаютс€ нашим разумомЕї[178] ¬озможно, изумление было нередким на ранних этапах человеческой истории, когда люди гораздо хуже понимали окружавший их мир. ƒо сих пор не проводилось практически никаких научных исследований изумлени€, поэтому вы легко можете представить, как трудно было бы создать услови€ дл€ возникновени€ изумлени€ в лаборатории, где оно могло бы быть тщательно измерено.

ƒарвин писал о мурашках (гусиной коже), по€вл€ющихс€ при изумлении, и это €вл€етс€ одним из самых сильных физических ощущений, ассоциируемых с этой эмоцией. — учетом личного опыта € полагаю, что покалывание в локт€х и в области задней стороны шеи также возникает при возникновении у нас изумлени€. ¬озможно также изменение дыхани€, но не в виде однократного вздоха облегчени€, а в виде глубоких вдохов и выдохов. ¬озможно также покачивание головой как про€вление скепсиса и недовери€. ѕока что неизвестно, по€вл€ютс€ ли характерные сигналы изумлени€ на лице, в голосе или в движени€х тела.

¬осхищение людьми или признание их харизматическими личност€ми вызывают чувства, родственные изумлению, но € вновь утверждаю, что эти чувства будут особыми. ¬осхищение не вызывает тех же внутренних ощущений, которые вызывает изумление, Ц мурашек по коже, изменений дыхани€, вздохов или покачиваний головой. ћы готовы следовать за воодушевл€ющими нас людьми, мы испытываем преданность им, но, когда мы испытываем изумление, мы держимс€ спокойно и не чувствуем себ€ об€занными чтоЦто делать. ¬спомните о реакции людей в фильме ЂЅлизкие контакты третьего видаї, когда они вид€т огни космических кораблей.

Ёкстаз, или блаженство, т. е. состо€ние безграничного восторга, достигаемое одними посредством медитации, другими посредством сли€ни€ с природой, а третьими через опыт сексуальных отношений с возлюбленной или возлюбленным, может рассматриватьс€ как еще одна при€тна€ эмоци€. ѕодобно возбуждению и изумлению, экстаз вызывает исключительно сильные переживани€, а не просто переживани€, которые человек может испытывать в малых количествах и с малой интенсивностью.[179]

ƒженнифер  априати, фотографи€ которой показана на с. 242, только что выиграла открытый чемпионат ‘ранции по теннису.

 

 

ќна добилась чегоЦто фантастического, чегоЦто неверо€тно трудного, особенно с учетом того, что ей на несколько лет пришлось уйти из профессионального спорта изЦза проблем личного характера.  аким словом можно описать ее состо€ние? ћы могли бы сказать, что она чувствует себ€ великой, радостной или счастливой, но эти слова подразумевают слишком много при€тных эмоций. ќна столкнулась с серьезным вызовом и сумела дать на него достойный ответ. Ёто гораздо больше, чем ощущение удовлетворенности, это своего рода гордость, хот€ такое слово охватывает слишком широкий набор пон€тий. ¬ этой эмоции содержитс€ ощущение того, что человек сумел достичь какойЦто трудной цели, и это ощущение достигнутого результата оказываетс€ очень при€тным и неповторимым. ƒругим люд€м не нужно знать о вашем достижении, вы наслаждаетесь им сами. »таль€нский психолог »забелла ѕоджи называет эту эмоцию, не имеющую английского названи€, словом fiero. [180]

ѕоза  априати на этом снимке похожа на позы многих других спортсменов, сфотографированных после одержанной трудной победы, хот€ спорт не €вл€етс€ единственным вызовом, способным привести в

действие ваше fiero. я испытываю fiero, когда нахожу решение сложной интеллектуальной задачи. –€дом со мной нет аудитории, восторженного поклонени€ которой € бы добивалс€. Fiero требует наличи€ трудной проблемы и очень позитивного воспри€ти€ себ€ самого в момент достижени€ цели. Ђ“риумфї вр€д ли будет правильным словом дл€ описани€ этой эмоции, потому что он подразумевает победу в сост€зании, но така€ победа €вл€етс€ лишь одним из контекстов, в которых будет ощущатьс€ fiero.

я уверен, что эта эмоци€ €вл€етс€ совершенно особой; она не похожа ни на сенсорное удовольствие, ни на облегчение, ни на веселье. ¬озбуждение может предшествовать по€влению fiero, когда мы начинаем сталкиватьс€ с нашим вызовом, но fiero не €вл€етс€ возбуждением. Ёто самосто€тельна€ эмоци€. ƒействительно, хот€ гордость традиционно упоминаетс€ на первом месте среди семи смертных грехов, желание испытать fiero имело важнейшее значение на прот€жении всей истории человечества, так как оно помогало мотивировать великие усили€ и великие свершени€.[181][182]

„то вы чувствуете, когда слышите, что ваш сын или ваша дочь прин€ты в лучший колледж, прекрасно выступили на концерте, получили награду от общества скаутов или добились какогоЦто другого важного результата? ћы могли бы назвать это гордостью, но это слово недостаточно конкретно дл€ описани€ совокупности физических ощущений, испытываемых родител€ми, дети которых добиваютс€ какогоЦто заметного успеха, возможно, даже превосход€щего успехи родителей. ќднако в идише есть специальное слово именно дл€ такого опыта: naches. »звестный автор Ћео –остен определ€ет naches как Ђсильное ощущение удовольствие и гордости, которое может принести родител€м только их ребенок: Ђя испытываю nachesїї.[183] –одственным словом на идише будет слово kvell, которое –остен определ€ет следующим образом: Ђ—ветитьс€ от гордости и удовольстви€ главным образом за успехи детей или внуков; быть настолько счастливым от испытываемой гордости, что этого чувства могут не выдержать пуговицы на вашей одеждеї.[184] Naches Ц это эмоци€; kvelling Ц это ее выражение. ћо€ дочь утверждала, что дети могут испытывать naches по поводу

достижений своих родителей. ≈е догадка позвол€ет мне испытывать naches, и теперь € про€вл€ю kvelling.

Naches гарантирует инвестиции родителей в содействие развитию и достижению успехов их детей.   сожалению, некоторые родители не испытывают naches, когда достижени€ их детей превосход€т их собственные достижени€. “акие завистливые родители часто соперничают со своими детьми, что может иметь крайне нежелательные последстви€ дл€ обеих сторон. я не раз наблюдал подобную конкуренцию между преподавател€ми и студентами в научном мире. Ђѕочему они пригласили на конференцию ее, а не мен€? ¬едь специалистом €вл€юсь €, а она всего лишь мо€ студенткаї. ѕреподаватели, подобно родител€м, должны испытывать naches, чтобы студент научилс€ испытывать fiero и мотивировалс€ этим fiero к достижению новых высот, ожида€, что его наставник будет про€вл€ть kvell.

Ёти примеры указывают на интересную возможность возникновени€ при€тных эмоций, никогда не испытываемых некоторыми людьми. –азумеетс€, это может происходить при наличии физических недостатков, не позвол€ющих испытывать те или иные сенсорные удовольстви€, но возможны также и психические дефекты, ограничивающие возможности переживани€ какихЦто при€тных эмоций.

јнтрополог ƒжонатан ’ейдт предлагает чтобы то, что он называет словом elevation (от английского elevate Ц Ђоблагораживатьї, Ђулучшатьї), рассматривалось как еще одна при€тна€ эмоци€. ќн описывает его как Ђтеплое, возвышающее чувство, которое испытывают люди, когда они вид€т неожиданные про€влени€ человеческого великодуши€, доброты и сострадани€ї.[185]  огда мы ощущаем elevation, мы получаем стимул к тому, чтобы стать более добрыми, к совершению альтруистических действий. я мало сомневаюсь в существовании того, что идентифицировал и обозначил этим специальным термином ’ейдт, но € не уверен, что оно соответствует всем критери€м, позвол€ющим признать его эмоцией. Ќе все, что мы переживаем, €вл€етс€ эмоци€ми; ведь мы имеем также мысли, установки и ценности.

–ичард и Ѕернис Ћазарус описывают благодарность как Ђпризнание альтруистического вклада, принесшего пользуї.[186] ќни отмечают, что когда ктоЦто действительно делает чтоЦто хорошее дл€ нас и делает это из альтруистических побуждений, а не ради собственной выгоды, то мы обычно испытываем благодарность. ќднако мы можем также почувствовать смущение изЦза привлеченного к себе внимани€, недовольство изЦза того, что мы оказались перед кемЦто в долгу, или даже гнев, если поймем, что человек сделал это доброе дело потому, что счел нас очень бедными.

ƒействительно, благодарность Ц это сложна€ эмоци€, так как нам бывает трудно узнать, когда она возникнет. я полагаю, что имеютс€ серьезные культурные различи€ между социальными ситуаци€ми, в которых может возникать благодарность (например, вопрос о том, когда следует давать чаевые, имеет разные ответы в —Ўј и, допустим, в японии). ¬ —Ўј, когда люди просто выполн€ют свою работу, они часто говор€т, что не ожидают благодарности; если сиделка просто хорошо ухаживает за очень больным пациентом, то ктоЦто может сказать, что она не ожидает благодарности или не нуждаетс€ в ней. ќднако мой опыт говорит об обратном: выражение благодарности часто ценитс€ именно в таких ситуаци€х.

я сомневаюсь, что есть универсальный сигнал благодарности. ≈динственное, что приходит мне на ум, это легкий наклон головы, но это движение может сигнализировать и о многом другом, например о подтверждении. я также не уверен, что имеетс€ особый набор физиологических ощущений, характерных дл€ благодарности. Ёто не подвергает сомнению само существование благодарности, а лишь поднимает вопрос о том, следует ли ставить ее в один р€д с весельем, облегчением, сенсорными удовольстви€ми и т. д.

„увство, которое вы испытываете, когда узнаете, что ваш злейший враг серьезно пострадал, также может быть при€тным; но этот тип удовольстви€ отличаетс€ от тех, которые мы рассматривали до сих пор. ¬ √ермании оно называетс€ schadenfreude (злорадство. Ц ѕримеч. науч. ред.). ¬ отличие от других при€тных эмоций schadenfreude не одобр€етс€, по крайней мере в некоторых западных обществах. (ћне неизвестно отношение к этой эмоции в не западных обществах.)[187] ѕредполагаетс€, что мы не будем тайно торжествовать по случаю наших успехов и не будем радоватьс€ неудачам наших соперников. —ледует ли рассматривать тайное торжествование как самосто€тельную при€тную эмоцию? ¬еро€тно, нет; оно слишком похоже на fiero, открыто про€вл€емое перед другими людьми.

ƒействительно ли существует именно шестнадцать при€тных эмоций? ƒействительно ли п€ть сенсорных удовольствий, веселье, удовлетворенность, облегчение, изумление, экстаз, fiero, naches, elevation, благодарность и schadenfreude можно квалифицировать как самосто€тельные эмоции? “олько исследовани€ того, когда они возникают, как они про€вл€ютс€ внешне и что происходит при этом внутри нас, способны дать ответы на эти вопросы. ѕока же, как € думаю, нам следует изучить каждую из них в отдельности.

 тоЦто может утверждать, что если мы не имеем слова дл€ обозначени€ эмоции, то не можем ее квалифицировать. –азумеетс€, мы не должны быть настолько узколобыми, чтобы настаивать на использовании именно английского слова! я не думаю, что так уж важно, чтобы существовало какоеЦто слово дл€ обозначени€ эмоции на данном конкретном €зыке, хот€ € ожидаю, что на какомЦто €зыке данна€ эмоци€ все же будет иметь свое название. —лова не €вл€ютс€ эмоци€ми, они лишь представл€ют эмоции. Ќо нам следует заботитьс€ о том, чтобы слова не вводили нас в заблуждение по поводу эмоций, которые они обозначают. —амо по себе то, как мы используем слова, иногда может вводить нас в заблуждение. я использовал слово Ђвесельеї дл€ обозначени€ при€тной эмоции, которую мы испытываем в ответ на чтоЦто смешное, обычно какуюЦто шутку, но не дл€ обозначени€ чегоЦто другого, что также обладает смешными качествами. ј теперь давайте рассмотрим эмоции, которые мы испытываем в увеселительном парке. “ам обычно не звучит много шуток, хот€ в случае выступлени€ труппы комиков мы можем повеселитьс€ от души. Ђƒома смехаї и американские горки, веро€тнее всего, вызовут у нас возбуждение, страх и облегчение, а не веселье. ћы могли бы испытать также и fiero, поскольку сумели выдержать захватывающее дух испытание скоростью. ≈сли мы успешно про€вим себ€ на кегельбане или в тире, то мы также можем почувствовать fiero. ≈сли наш ребенок выиграет приз в подобных играх, то мы можем ощутить naches. ј кроме того, в ходе предлагаемых испытаний мы можем получать различные чувственные удовольстви€. ѕоэтому, с точки зрени€ моей терминологии, было бы лучше назвать такой парк парком удовольствий.

¬се эти при€тные эмоции мотивируют нашу жизнь, в общем и целом они заставл€ют нас делать то, что идет нам на пользу. ќни поощр€ют нас к осуществлению де€тельности, необходимой дл€ выживани€ человеческого рода, Ц сексуальным отношени€м и воспитанию детей. ¬се это очень отличаетс€ от гедонизма, так как альтруистические поступки, добрые дела и достижение удивительных результатов может стать усвоенными источниками fiero, возбуждени€, весель€, сенсорных удовольствийЕ и практически всех при€тных эмоций. —тремление к наслаждению не должно быть единоличным или эгоистичным. я уверен, что все должно быть совсем наоборот, что без дружбы, без совместных достижений, без контактов с другими людьми, вызывающими сенсорные удовольстви€, наша жизнь была бы сухой и бесцветной.

ѕодобно “омкинсу € также уверен в том, что наслаждение €вл€етс€ главной мотивирующей силой в нашей жизни. Ќо какие из при€тных эмоций нрав€тс€ нам больше всего?  аждый из нас может испытать все эти эмоции, если только мы не лишены какихЦто органов чувств, но у большинства из нас есть сво€ Ђспециализаци€ї, заставл€юща€ нас отдавать предпочтение одним эмоци€м перед другими. Ћюди организуют свою жизнь таким образом, чтобы максимизировать опыт получени€ таких удовольствий. я стараюсь прилагать свои усили€ таким образом, чтобы испытывать fiero, naches и получать некоторые сенсорные удовольстви€; когда € был моложе, € больше думал о достижении возбуждени€, чем naches (так как тогда у мен€ не было детей). я полагаю, что в течение жизни мы по несколько раз мен€ем акценты своих усилий, но этот вопрос также требует серьезного изучени€.

—тремление к удовлетворенности всегда было мне несвойственно, но у мен€ есть друзь€, дл€ которых оно всегда было главной целью в жизни, которые всегда стремились к спокойствию и душевному равновесию. Ќо есть люди, которые сознательно вв€зываютс€ в опасные и рискованные ситуации, чтобы пережить возбуждение, fiero и облегчение. Ќаконец, есть и те, дл€ кого стремление к веселью, к развлечению себ€ и других €вл€етс€ главной чертой их характера. јльтруисты, которые охотно работают в таких организаци€х, как Ђ орпус мираї, стрем€тс€ ощутить внутренний подъем, благодарность от получивших помощь и, возможно, почувствовать fiero.

“еперь мы снова обратимс€ к фотографии, показывающей воссоединение семьи генерала —тирма. ƒавайте попытаемс€ определить, какие при€тные эмоции испытывает дочь, бегуща€ с разведенными в стороны руками навстречу своему отцу, чтобы броситьс€ ему нашею? «десь, безусловно, присутствует возбуждение, а также предчувствие получени€ сенсорных удовольствий от возможности обн€ть дорогого человека, заново почувствовать прикосновение его рук и ощутить его запах. ¬озможно, несколькими мгновени€ми ранее она испытала облегчение, когда увидела, что ее отец вернулс€ с войны живым и невредимым. «десь также может присутствовать момент изумлени€, вызванный почти что неверо€тным фактом возвращени€ отца домой после п€тилетнего отсутстви€, так как п€ть лет в жизни этой девушки Ц довольно большой срок.

¬оссоединение с человеком, к которому вы очень прив€заны, может быть универсальной темой дл€ при€тных эмоций. ¬ Ќовой √винее € обнаружил, что встреча с друзь€ми из соседней деревни была наилучшей ситуацией дл€ съемок спонтанных выражений удовольстви€. ќбычно € садилс€ у кра€ тропы, практически скрытый густым подлеском, настраивал кинокамеру и ожидал встреч друзей. ¬стречи укрепл€ют св€зи между людьми. –азлука способна заставить сердце любить еще сильнее, и поэтому встреча с дорогим человеком может быть такой при€тной.

—ексуальные отношени€ €вл€ютс€ еще одной универсальной темой, позвол€ющей испытать многие при€тные эмоции. ќни сопровождаютс€ разнообразными сенсорными удовольстви€ми, а также возбуждением на предшествующих этапах и облегчением после кульминации. ¬ожделение и половое влечение сопровождаютс€ эротическими предчувстви€ми, ожиданием получени€ сенсорных удовольствий и возбуждением от перспективы получени€ желаемого.

–ождение желанного ребенка упоминалось студентами колледжа обоего пола чаще, чем € ожидал, при проведении исследовани€, посв€щенного вы€влению самых счастливых событий, которые только можно представить в нашей жизни. ¬озбуждение, изумление, облегчение, fiero и, возможно, благодарность чаще всего называютс€ в числе при€тных эмоций, возникающих при таких событи€х.

¬озможность находитьс€ р€дом с любимым человеком €вл€етс€ еще одной универсальной темой. » родительска€, и романтическа€ любовь подразумевает прочную преданность, сильную прив€занность к другому человеку. Ќо ни то, ни другое не €вл€ютс€ эмоци€ми. Ёмоции могут быть очень краткими, а любовь Ц вечной. ќднако хот€ романтическа€ любовь может сохран€тьс€ на прот€жении всей жизни, довольно часто этого не происходит. –одительска€ любовь, напротив, обычно про€вл€етс€ в виде неизменной преданности своему ребенку, хот€ и здесь бывают исключени€, когда родители отрекаютс€ от своих детей. ≈сть и еще один смысл любви, про€вл€ющийс€ в кратковременном возникновении наивысшего наслаждени€ и сли€нии с другим человеком.[188] Ёто то, что ранее € называл экстазом, или блаженством, и оно, безусловно, может считатьс€ эмоцией.

Ќормальна€ семейна€ жизнь доставл€ет нам множество при€тных эмоций, но иногда испытываемые нами эмоции оказываютс€ непри€тными. ћы можем испытывать гнев, отвращение или разочарование в любимом человеке, и нередко мы ощущаем отча€ние и горе, когда он получает серьезные повреждени€ или умирает. я уверен, что родители могут беспокоитьс€ о безопасности своих детей всю жизнь, хот€ обычно они больше беспоко€тс€ о своих дет€х, пока те еще не стали самосто€тельными людьми.  онтакты с детьми Ц реальные, вызванные из пам€ти или воображаемые Ц способны вызвать множество при€тных эмоций: сенсорные удовольстви€, naches, моменты удовлетворенности или возбуждени€, облегчени€ при вызволении ребенка из опасности и, разумеетс€, весель€.

–омантическа€ любовь также не исключает, что человек может испытывать самые разные непри€тные эмоции, но, к счастью, при€тные эмоции возникают гораздо чаще. ќтвращение и презрение испытываютс€ довольно редко, но когда они возникают, то это сигнализирует о том, что отношени€ наход€тс€ в опасности. ќсобенность романтических отношений заключаетс€ в том, что они предполагают более частое возникновение при€тных эмоций.[189] Ќекоторые пары совместно стрем€тс€ к достижению fiero, работа€ совместно или наход€ особое удовлетворение в том, чего добиваетс€ партнер. ƒругие пары могут удел€ть больше внимани€ достижению возбуждени€ или удовлетворенности. ’от€ уверен в том, что упом€нутые мной темы €вл€ютс€ универсальными, они вз€ты мной из личного опыта. “акже и многие другие вариации этих тем усваиваютс€ и станов€тс€ важными источниками различных эмоций удовольстви€.

—уществуют настроени€, св€занные с некоторыми при€тными эмоци€ми, в частности с возбуждением, удовлетворенностью и весельем. Ёти чувства могут раст€гиватьс€ на длительный период, например, продолжительностью в несколько часов; в результате в таком состо€нии человек легко может испытывать эмоции, родственные его настроению.

¬ начале этой главы € утверждал, что слово Ђсчастьеї не говорит нам о том, какой тип счасть€ возникает. ƒополнительную не€сность придает и то, что счастье может иметь отношение к совершенно другому состо€нию, например общему ощущению субъективного благополучи€. ѕсихолог Ёд ƒинер, ведущий специалист по исследованию субъективного благополучи€, определ€ет его как оценку, которую дает своей жизни человек. ќно главным образом оценивалось по ответам человека: Ђ¬о многих отношени€х мо€ жизнь близка к идеалуї или Ђƒо сих пор мне удавалось получить от жизни то, что € считал нужным получитьї. —осто€ние благополучи€, поЦвидимому, определ€етс€ множеством разных факторов: от удовлетворенности успехами в конкретных област€х, например профессиональной, и до того, как часто человек переживает при€тные эмоции по сравнению с непри€тными.

—убъективное благополучие широко изучалось во всем мире с помощью специальных опросников. ћы не будем подробно заниматьс€ рассмотрением полученных в ходе этих исследований результатов и лишь отметим один универсальный результат: наличие положительной коррел€ции между субъективным благополучием и доходом, обеспечивающим человеку покупательную способность. ћежкультурные различи€ про€вл€ютс€ в том, что самоуважение в большей степени св€зано с субъективным благополучием в западных культурах, чем в не западных. ¬о всех культурах наличие прочных св€зей также ассоциируетс€ с благополучием.[190]

»меетс€ также набор личностных характеристик, имеющих отношение к при€тным эмоци€м. Ћюди, которые по результатам психологических тестов демонстрируют склонность к экстравертности и высокой эмоциональной устойчивости, сообщают о большей удовлетворенности жизнью.[191] »сследовани€ о том, как такие черты личности обеспечивают более счастливую жизнь, не учитывали выделенные мной разные типы удовольстви€, но они пытались объ€снить, каким образом экстравертность помогает человеку стать более счастливым. Ёкстраверты могут быть менее чувствительны к наказани€м или получаемым отказам либо быть более склонными к благопри€тным сравнени€м себ€ с другими людьми. ¬озможно также, что экстраверты лучше, чем интроверты вписываютс€ в американскую культуру.[192]

Ћюди различаютс€ также по их обычным уровн€м оптимизма и бодрости, и это, поЦвидимому, €вл€етс€ более надежной характеристикой, чем реакци€ на конкретную ситуацию или событие.  ристофер ѕетерсон, один из экспертов в этой области, предполагает, что оптимизм характеризует отношение к веро€тности переживани€ при€тных эмоций.[193] ’от€ не каждый из нас €вл€етс€ несгибаемым оптимистом, наличие оптимистичного взгл€да на мир будет полезно дл€ вас Ц он присутствует у людей, получающих от жизни больше удовольствий, про€вл€ющих больше упорства и добивающихс€ более высоких результатов. »нтересно, что некоторые исследовани€ говор€т о том, что оптимисты обладают более крепким здоровьем и живут дольше, чем пессимисты.[194] ѕетерсон утверждает, что общий оптимистичный взгл€д человека на жизнь Ђможет быть биологически заданной склонностью, наполн€емой под воздействием культуры социально приемлемым содержанием, он приводит к желаемым результатам, потому что обеспечивает общее состо€ние энергичности и способности восстанавливать силыї.[195] ѕетерсон задает также вопрос: Ђ ак ощущаетс€ оптимизм? явл€етс€ ли он счастьем, радостью, легкой формой помешательства или просто удовлетворенностью?ї[196]

¬ предыдущих главах € описывал, как избыток определенных негативных эмоций, в частности страха, гнева и печали, приводит к возникновению эмоционального расстройства. ќбщее отсутствие доставл€ющих наслаждение эмоций, т. е. неспособность испытывать fiero, naches, сенсорные удовольстви€ и т. д., представл€ет собой психическое расстройство, получившее название эмоциональной анестезии. „резмерное, неослабевающее возбуждение, иногда смешанное с блаженством и fiero, €вл€етс€ одним из признаков эмоционального расстройства, называемого манией.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 390 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

2052 - | 1868 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.049 с.