Архетипы (archetypes)
Аутизм (autism)
Ашельский (Acheulean)
Венера из Виллендорфа (Venus of Willendorf)
Выуживание термитов (termite fishing)
Дооперациональный (preoperational)
Использование орудий (tool-use)
Когнитивное развитие (cognitive development)
Коллективное бессознательное (collective unconscious)
Лестница природы (Scala Natura)
Мустьерский (Mousterian)
Ножевое орудие (blade-tool)
Окружающий мир (Umwelt)
Олдовайский (Oldowan)
Рубило (hand axe)
Рукость (handedness)
Самосознание (self-awareness)
Система Пиаже (Piaget's system)
Теория разума (theory of mind)
Тест с красным цветом (rouge test)
Энтоптический образ (entoptic image)
Глава 10. Древние млекопитающие и прекрасный новый мир.
Мы ж, видящие все, что день нам видеть дал, Не можем слов найти для песен и похвал.
Уильям Шекспир. Сонет 106 (пер. Н. Гербеля)
Что за странная болезнь эта современная жизнь
С ее нездоровой спешкой, ее противоречивыми целями.
Мэтью Арнолд, Ученый-цыган
Какие здесь красивые созданья!
Как род людской хорош! Прекрасен мир
Таких людей!
Уильям Шекспир. Буря (пер. Т. Щепкиной-Куперник)
Вопросы главы
1. Почему человеческое здоровье ухудшилось с появлением сельского хозяйства?
2. Почему стрессовая реакция является адаптивной чертой, несмотря на то что она потенциально вредна для здоровья?
3. Каким образом человеческий разум и тело, сформировавшиеся в каменный век, подрывают наше психическое и физическое здоровье в современном мире?
4. Каким образом столь неадаптивное явление, как склонность к употреблению наркотиков, могло получить развитие в процессе естественного отбора?
5. Будет ли следующая фаза человеческой эволюции результатом генной инженерии?
Несмотря на трудности прослеживания наших эволюционных истоков, мы знаем намного больше о том, откуда мы пришли и что собой представляем, чем о том, куда мы движемся и во что превратимся. Морфологически, физиологически и поведенчески мы были сформированы эволюцией, чтобы на протяжении тысяч лет вести жизнь охотников-собирателей. В течение миллионов лет, предшествовавших этому периоду, наши предки существовали как социальные приматы, живя небольшими иерархически организованными группами. С появлением сельского хозяйства и цивилизации, зародившихся несколько десятков тысяч лет назад, большая часть человечества начала отказываться от образа жизни охотников-собирателей. С приходом промышленной революции несколько столетий назад темп технологических новаций стал стремительно возрастать. Сегодня мы живем в мире, совершенно не похожем на тот, который служил домом для нашего вида на протяжении подавляющей части его существования. Хотя в сущности основную ответственность за создание этого мира несем мы сами, во многих отношениях мы плохо к нему приспособлены в результате своего эволюционного наследия. Мы должны осознать этот простой факт, прежде чем ответить на еще более серьезный вызов. В прошлом наша технологическая изобретательность позволяла нам видоизменять внешний мир в соответствии с нашими целями, но теперь определенные технологические успехи подвели человечество к порогу, за которым находится нечто неизведанное. Вскоре мы сможем формировать себя, манипулируя собственными геномами. Прежде чем вступить в этот запредельный прекрасный новый мир воссоздания самих себя, нам необходимо хорошо понять, что именно мы собой представляем и откуда мы пришли.