Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘еноменологическа€ теори€ эмоций ∆.-ѕ.—артра




Ёмоци€ об€зательно что Ц то значит, за про€влением лежит закон, мы можем его осознать. ‘рейд за €влени€ми учит постигать причины, —артр очень уважал его за это.

Ёмоци€ существует в той мере, в которой она что-либо означает, существует в мире, значит дл€ психической жизни субъекта.

„еловек Ђобладает сознанием (означающее и означаемое)ї. Ќет разделени€ на бессознательное и сознательное.

—ознание: рациональное (раздел€ет субъект и объект) и магическое (субъект и объект не разграничены; все это как бы мы, мы можем подействовать усилием воли). Ёмоци€ Ц магическа€ форма сознани€ действительности.  огда человек подвержен эмоци€м, от него ничто не зависит, он переходит к магической форме сознани€. ћагическое Ц это обман, в который мы верим, верим потому, что эмоции обладают сильным телесным компонентом.

Ёмоци€ Ц это превращение мира. Ёмоци€ Ц это особый род поведени€ в ситуации конфликта. —уть конфликта: привычные способы действи€ не привод€т к результату. »ндивид, лишенный средств взаимодействи€ со средой не в силах прин€ть ситуацию.

ѕример Ђвиноград зеленї. я прот€гиваю руку, чтобы вз€ть кисть винограда. я не могу ее достать, она вне пределов моей дос€гаемости. я пожимаю плечами и бормочу Уон слишком зеленыйФ и удал€юсь. ¬се эти жесты, слова, это поведение прин€ты вовсе не ради них самих. –ечь идет о маленькой комедии, которую € разыгрываю, чтобы сообщить через нее винограду характеристику: Услишком зеленыйФ, котора€ предназначена служить замещением поведени€, которое € не могу прин€ть. —начала кисть винограда представала как Удолжна€ быть сорваннойФ. Ќо это обращенное ко мне с насто€тельным требованием качество становитс€ скоро невыносимым, поскольку потенциальна€ возможность не может быть реализована. Ёто невыносимое напр€жение, в свою очередь, становитс€ мотивом дл€ усмотрени€ у винограда нового качества Услишком зеленыйФ, которое разрешит конфликт и уничтожит напр€жение. Ќо € не могу придать это качество винограду обычными пут€ми. “огда € воспринимаю эту горечь слишком зеленого винограда через поведение отвращени€. я магически сообщаю винограду качество, которое € желаю.

ѕассивна€ печаль характеризуетс€, как известно, угнетенным поведением, потерей мышечного тонуса, бледностью, охлаждением конечностей. Ќо очень редки случаи, когда действительно дорожат своей болью. Ќапример, € узнал о своем разорении, € не располагаю больше прежними средствами дл€ их достижени€. Ќужно, чтобы € заменил их иными. Ёто именно то, чего € вовсе не хочу. ѕечаль направлена на то, чтобы уничтожить об€занность искать эти новые пути, преобразовывать структуру мира посредством замещени€ наличной конституции мира структурой совершенно недифференцированной. –ечь идет, в конце концов о том, чтобы сделать из мира аффектно нейтральную реальность, систему, пребывающую в полном аффективном равновесии.

јктивна€ печаль может принимать различные формы. Ќо та, о которой говорит ∆ане (психоастеничка, впадающа€ в истерику потому, что она не хочет сделать признани€), может характеризоватьс€ как отказ. –ечь идет, прежде всего, об отрицательном поведении, поведении, которое направлено на отрицание насто€тельности некоторых проблем и подмену их другими. Ѕольна€ хочет растрогать доктора. Ёто означает, что она хочет заменить отношение бесстрастного ожидани€, отношением сердечной предупредительности. Ёмоциональный срыв здесь Ч это уход от ответственности.

–адость. Ќа первый взгл€д вроде бы, тому, кто рад, нет нужды защищатьс€ против потери или от опасности. Ќо нужно различать радость Ц чувство, котора€ представл€ет собой равновесие, и радость Ц эмоцию. Ќекоторое врем€ отдел€ет нас от объекта. –адость Ч это магическое поведение, которое стремитс€ реализовать обладание желаемым объектом как мгновенной целостностью. Ёто поведение сопровождаетс€ уверенностью, что обладание рано или поздно будет реализовано, но оно ищет возможность предвосхитить это обладание.

—уществуют ложные эмоции, которые €вл€ютс€ только формами поведени€. ≈сли мне делают подарок, который мен€ интересует только отчасти, € буду внешне выражать сильную радость. ќднако это только комеди€. ќтчасти € позволю ей захватить себ€, и неточно было бы сказать, что € не рад. ќднако радость мо€ неистинна, € ее оставлю, отброшу от себ€, как только мой гость уйдет. Ёто как раз то, что мы условимс€ называть ложной радостью. Ћожность €вл€етс€ экзистенциальным качеством. Ёти ложные состо€ни€ отличаютс€, несмотр€ ни на что, от состо€ний актеров. јктер мимически представл€ет радость, печаль, но он ни рад, нипечален, потому что эти формы поведени€ обращены к фиктивному миру.

Ќасто€ща€ эмоци€ сопровождаетс€ чувством убедительности.  ачества, полагаемые в объектах, воспринимаютс€ как истинные. Ёмоци€ претерпеваетс€. Ќельз€ выйти из нее по своей воле, она должна сама себ€ исчерпать, мы же не можем ее остановить.  роме того, формы поведени€, вз€тые сами по себе, только схематически вырисовывают на объекте эмоциональное качество, которое мы ему придаем.

Ёмоци€ Ц это еще и поведение тела, которое находитс€ в определенном состо€нии. ќдно само по себе состо€ние не вызвало бы поведени€, поведение без соответствующего состо€ни€ Ч это комеди€. Ёмоции по€вл€ютс€ в потр€сенном теле, которое принимает некоторое поведение. “ело Ц это объект в мире и непосредственно переживаема€ данность сознани€.

¬иды эмоциональных состо€ний:

1)  онструирование Ђмагии мираї.

2) Ђ¬падениеї сознани€ в магическое.“ак, например, лицо, которое по€вл€етс€ за оконным стеклом, поначалу мы не воспринимаем как принадлежащее человеку, который должен был бы открыть дверь и сделать еще тридцать шагов, чтобы добратьс€ до нас. Ѕудучи за окном, оно оказываетс€ в непосредственной св€зи с нашим телом, мы переживаем и испытываем его значение, и именно наше собственное тело оказываетс€ тем, что конституирует это значение, но в то же врем€ значение это нав€зываетс€ нам, оно отрицает рассто€ние и входит в нас.

Ёмоцию можно изучать с помощью рефлексии. ¬ этом случае эмоци€ предстает как структура сознани€. ќна не есть чистое и невыразимое качество, как, например, красный цвет кирпича или чистое впечатление от боли, она имеет смысл, она что Ц то значит дл€ моей психической жизни. Ќапример, Уя считаю его ненавистным, потому что € в гневеФ.

Ќо обычно же мы направл€ем на эмоциональное сознание такую понимающую рефлексию, котора€, конечно, воспринимает сознание как сознание, мотивированное объектом: Уя в гневе, потому что он мне ненавистенФ. »менно в зависимости от этой рефлексии и будет конституироватьс€ страсть.

Ёмоции объектны (или, в терминологии ј.Ќ. Ћеонтьева, Ц предметны), эмоци€ сохран€етс€ пока предмет сохран€ет значимость. “.о. предмет (объект) питает эмоцию.

«начение эмоций коренитс€ в сознании, носит функциональный характер: эмоци€ Ц ирреальное преобразование мира, мен€ющее себ€ и, как следствие, относ€щиес€ к миру.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1707 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

2043 - | 1997 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.