Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбобщение




Ќа мой взгл€д фройдовское изложение динамики групп скорее нуждаетс€ в дополнении, чем в исправлении. —уществует довольно много хороших возможностей дл€ интерпретаций, которые указывают на поведение в группе, которые было бы вполне нормальным, если бы оно было реакцией на одну из ситуаций в семейной жизни. √овор€ другими словами, существует достаточно много опорных точек дл€ подтверждени€ фройдовской идеи о том, что семь€ как группа €вл€етс€ основной схемой, по которой функционируют все другие группы. ≈сли € не удел€л достаточное внимание такому подходу, то только потому, что по моему мнению развитие этих идей не позволит пойти достаточно далеко. я вообще сомневаюсь в том, что может удатьс€ попытка создани€ метода групповой психотерапии, ограничивающегос€ исследованием механизмов, питающегос€ из такого источника.

я хотел бы идти дальше. я считаю, что центр групповой динамики занимают более примитивные механизмы, которые ћел€ни  л€йн описала в качестве признаков параноидно-шизоидной и депрессивной позиции. ’от€ со своим ограниченным опытом € и не могу просто так запросто привести доказательства этого, в любом случае € уверен, что применение фройдовского открыти€ того, что все группы в качестве своего прототипа имеют семейную группу, не только будет неполным, но ещЄ игнорирует источник главных эмоциональных побуждающих сил в группе.

¬полне возможно, что всЄ это окажетс€ только артефактом, объ€сн€ющимс€ фрустрированным желанием индивида оказатьс€ со мной наедине. я не хочу недооценивать значимость такой мысли, но € в любом случае не думаю, что наблюдаемые мною феномены обнаруживаютс€ только в психотерапевтической группе. Ћюбые группы одновременно стимулируют и фрустрируют своих членов; так как каждый чувствует в себе потребность удовлетвор€ть свои желани€ в своей группе, а одновременно ощущает помехи дл€ их реализации под вли€нием примитивных опасений, пробуждаемых участием в группе.

я хочу подвести итог: люба€ группа индивидов, собравша€с€ дл€ реализации рабочих целей, про€вл€ет активность рабочей группы, то есть: интеллектуальную де€тельность, котора€ нацелена на служение поставленной задаче. »сследовани€ говор€т, что таким стремлени€м иногда начинают оказывать преп€тстви€, а иногда помогают реализовыватьс€ аффективные побуждающие силы тЄмного происхождени€. Ёта аномальна€ психическа€ активность получает определЄнную целенаправленность, если мы допустим, что группа тогда начинает аффективно действовать таким образом, словно бы она имела определЄнные предпосылки, касающиес€ еЄ целей. ƒальнейшие исследовани€ привели к тому, что такого рода основные предпосылки про€вл€ютс€ в трЄх формах: в какой-то мере можно обнаружить зависимость, образование пар, борьбу или бегство, они подавл€ют друг друга, а ещЄ их можно рассматривать как реакцию на какой-то непон€тный импульс.  роме того, похоже что у них есть общее св€зующее звено, а возможно даже €вл€ютс€ всего на всего различными аспектами одной и той же вещи.

ƒалее оказалось, что в любой основной предпосылке можно обнаружить черты, которые точно соответствуют необычайно примитивным отношени€м к частичным объектам, так что рано или поздно про€витс€ психотический страх, св€занный с этими примитивными отношени€ми. Ёти страхи и присущие им механизмы уже описаны в психоанализе знаменитой ћел€ни  л€йн, сделанные ею описани€ хорошо соответствуют эмоциональным состо€ни€м, наход€щим дл€ себ€ в замкнутом пространстве группы какой-либо вентиль. ¬ такой перспективе поведение группы приобретает определЄнную целенаправленность, достаточно только смотреть на него как на следствие воздействи€ одной из основных предпосылок. —мотр€ на это с позиции дифференцированной активности рабочей группы основные предпосылки кажутс€ источниками аффективных побуждающих сил, цели которых существенно отличаютс€ от внешних задач группы и даже от задач, которые бы подходили к фройдовскому взгл€ду на группу, действующей по основной схеме семейной группы.

» совсем по-иному всЄ выгл€дит, если рассмотреть основные предпосылки под углом зрени€ психотических страхов, св€занных с фантазируемыми примитивными отношени€ми с частичными объектами, как это показывает ћел€ни  л€йн и еЄ сотрудники. ¬ этом свете феномены основных предпосылок выгл€д€т намного больше приметами защитных реакций от психотического страха и тогда иде€ об основных предпосылках не столько опровергает фройдовские взгл€ды, сколько их дополн€ет. Ќа мой взгл€д необходимо проникнуть как через напр€жЄнность и конфликты в структуре семьи, так и в ещЄ более примитивные страхи отношений с частичным объектом. я даже придерживаюсь мнени€, что в последних мы найдЄм более глубокие объ€снени€ любого поведени€ в группе.

≈сли кто-нибудь считает полезным создать групповой психотерапевтический метод дл€ лечени€ людей, то неплохо было бы посоветовать психоаналитикам подобрать дл€ него новое название. я не вижу никакого научного права называть работу в группе, о которой € писал, психоанализом. ѕричины этого € уже называл (в начале статьи). ј к этому ещЄ добавл€етс€ факт, который мы все хорошо знаем: горький опыт научил нас тому, что сопротивление по отношению к бессознательному может быть столь тонким, что оно искажает психоаналитическое видение и может использоватьс€ дл€ поддержки личной защитной установки (Jones, 1952). ѕоэтому термин Ђпсихоанализї, если его ещЄ можно к чему-то отнести, должен и дальше использоватьс€ только там, где строго соблюдаютс€ все основные принципы психоанализа.

» наконец вопрос, какую же терапевтическую ценность необходимо приписывать методу, который € попыталс€ изложить. я не думаю, что уже пришло врем€ видеть €сную картину группы, но думаю что вполне возможно, что психоаналитик, имеющий за плечами законченное образование, захочет пон€ть значимость этого метода, возможно исследу€ группы, члена которых и сами проход€т или прошли психоанализ.

 аждый может решать самосто€тельно, стоит ли одел€ть смыслом те теории, о которых € говорил, рассматрива€ их в качестве про€снени€ групповой динамики, те теории феноменов, которые каждый и сам ежедневно наблюдает в жизни, будучи членом какой-либо группы.

Ћитература

Fortes, Meyer (1949): Time and Social Structure: An Ashanti Case Study. Oxford.
Freud, Sigmund (1911): Formulierungen über die zwei Prinzipien des psychischen Geschehens. Gesammelte Werke, Bd. VIII.
Freud (1913): Totem und Tabu. Ges. Werke, Bd. IX.
Freud (1921): Massenpsychologie und Ich-Analyse. Ges. Werke, Bd. XIII.
Freud (1930): Das Unbehagen in der Kultur. Ges. Werke, Bd. XIV.
Heimann P. (1952): A Contribution to the Re-evalyation of the Oedipus Complex Ц the Early Stages. In: M. Klein, P. Heimann and R. Money-Kyrle: New Direction in Psychoanalysis, 23-38, NY, 1955.
Jones, Ernest (1952): Preface to ДDevelopments in Psycho-AnalysisУ. L, 1952.
Klein, Melanie (1928): Frühstadien des Ödipuskonfliktes. ДInt. Zs. F. PsaУ, 14. (1930):


[1] 1-а€ книга ћоисе€ Ц ЂЅытиеї, 11, 1-9. Ётот рассказ относитс€ к так называемому канону яхве (√оспода) и потому может рассматриватьс€ в качестве зарисовки о группе, наход€щейс€ под знаком зависимости, в тот период, когда ей угрожает по€вление основной предпосылки формировани€ пар.

 


 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 357 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

2066 - | 1939 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.