Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 6. ѕодготовка тела




 

¬ течение долгого времени люди были охотниками и собирател€ми и лишь очень недавно превратились в компьютерных фанатов. ÷ивилизаци€ Ч недавнее достижение. “ыс€челети€ми мы были кочевниками, следовавшими за стадами диких животных и жившими в такой близости к природе, что были от неЄ неотличимы.

 

¬ этом первобытном образе жизни тело имело чрезвычайную важность Ч оно было нашим основным средством выживани€. ≈сли мужчина не мог бегать, метать копьЄ, пользоватьс€ ножом, отгон€ть хищников, строить укрытие, то возможности выжить у него не было. ∆енщины не охотились, но тоже должны были быть сильными: резать м€со, обрабатывать шкуры, собирать дрова, травы и фрукты, ставить шатры, рожать... ¬ том существовании тело было наиважнейшим инструментом.

 

—ельское хоз€йство создало основу дл€ менее трудной жизни, но тело по-прежнему оставалось близким к земле, в глубокой св€зи со стихи€ми, из которых оно произошло. ≈сли вы когда-нибудь работали на ферме, то знаете, что € имею в виду. ƒаже при наличии механизации это полноценна€ физическа€ работа Ч загон€ть животных, се€ть, снимать урожай, ремонтировать оборудование и чинить изгороди.

 

—овременна€ жизнь Ч совершенно новое €вление. ≈сли всю историю человечества на планете представить как одни сутки, то мы увидим, что лишь несколько секунд назад мы начали водить автомобили, работать в многоэтажных административных здани€х, зарабатывать свой хлеб разговорами по сотовому телефону и за клавиатурой компьютера.

 

“ехнологическа€ революци€ сопровождаетс€ разными побочными эффектами, один из которых состоит в том, что тело стало играть в наших делах далеко не решающую роль. „тобы выжить, нам не нужно быть ни физически сильными, ни даже находитьс€ в хорошей форме и быть здоровыми. Ќам не нужно быть ни сонастроенными с природой, ни ощущать св€зь тела с землей, на которой оно стоит.

 

ћы хотим, чтобы наше тело, а особенно лицо и волосы, хорошо выгл€дели, и чтобы мы были привлекательными дл€ других. ¬рем€ от времени нам также приходитс€ обращать внимание на какую-то часть тела, если та вдруг начинает болеть Ч как при царапине, порезе или, может быть, при боли в животе, при головной или зубной боли. Ќо, за исключением этих забот, мы можем в значительной степени игнорировать своЄ тело. ƒостаточно каждый день механически мыть и кормить его, одновременно с этим сосредоточившись на более интересных вещах вроде телетрансл€ции футбольного матча, премьеры нового кинофильма в деловой части города, летней распродажи в местном универмаге.

 

ќдна из моих первых задач при подготовке к процессу эмоционального высвобождени€ и восстановлени€ естественной пульсации состоит в том, чтобы вернуть человека Ђв телої, вновь привести его к осознанию тела как организма, восстановить его ощущение себ€ как чувствующего создани€, возобновить св€зь его тела с землей.

 

Ќаиболее важную роль в этом процессе играют наши ноги и стопы.

 

Ёнергетически ноги функционируют как корни, соедин€ющие нас с землей. ќни не просто нос€т нас по еЄ поверхности. “очно так же, как дерево имеет корни, уход€щие в почву и соедин€ющие его с источником питани€, ноги и стопы служат нам подвижными корн€ми, которые взаимодействуют с землей энергетически.

 

Ћюдей, у которых есть така€ св€зь, € называю ЂзаземлЄннымиї. ќднако, как мы только что увидели, в современном мире многие склонны вести очень ЂнезаземлЄннуюї жизнь.

 

—егодн€ девочки-подростки ковыл€ют по тротуару на огромных Ђплатформахї, а женщины танцуют на невообразимо высоких каблуках. » мужчины, и женщины едут на работу со скоростью п€тидес€ти миль в час, не каса€сь земли ногами, и поднимаютс€ в лифте на тридцатый этаж, где им больше не приходитс€ бегать за дичью, чтобы накормить семью.

 

¬ результате, ноги у большинства людей станов€тс€ недостаточно зар€женными. „ерез них протекает очень немного энергии. »ли, если они несут зар€д Ч например, благодар€ зан€ти€м спортом или аэробикой, Ч то в них часто ощущаютс€ онемение или в€лость, возникающие из-за того, что ногам почти не удел€етс€ внимание.

 

„тобы это исправить, € начинаю свои группы с того, что приглашаю участников потанцевать босиком под бодр€щую музыку с африканским оттенком. я прошу их во врем€ танца обращать внимание на ощущени€ в ногах и стопах. я также приглашаю участников топать ногами, слегка согнув колени и Ђопуститьс€ї в нижнюю часть тела, танцу€, топа€ и прыга€. Ёто автоматически заставл€ет стопы разминатьс€ и двигатьс€ так, как они никогда не двигаютс€, будучи зажатыми в кожаные ботинки, или во врем€ танцев на дискотеке или вечеринке.  огда ноги босые, начинает происходить что-то другое.

 

¬ любом случае, танец Ч это один из наиболее ценных и универсальных инструментов дл€ начала любого группового процесса. ќн пробуждает участников, заставл€ет их энергию двигатьс€, возвращает их в насто€щий момент и поощр€ет встречатьс€ и общатьс€ друг с другом.

 

ѕосле того, как прозвучали несколько мелодий, € углубл€ю опыт заземлени€ и провожу участников через последовательность биоэнергетических напр€жЄнных позиций, разработанных јлександром Ћоуэном.

 

Ћоуэн Ч очень интересный человек и один из учеников –айха, поэтому стоит уделить немного времени тому, чтобы сказать несколько слов о нЄм и его открыти€х.

 

Ћоуэн родилс€ в 1910 году в Ќью-…орке. —начала он училс€ юриспруденции, но потом его заинтересовала взаимосв€зь между телесным и психическим здоровьем. Ћоуэн экспериментировал с техниками мышечного расслаблени€ и йогой, а в 1940 году встретилс€ с –айхом и начал проходить у него курс терапии, в которой использовались не только дыхание и движени€ тела, но и пронзительные крики.

 

„тобы глубже пон€ть взаимосв€зь, существующую между хроническим мышечным напр€жением и невротическими расстройствами личности, Ћоуэн получил медицинское образование. «атем в 1953 году он объединилс€ с другим райхианским врачом, ƒжоном ѕьерракосом, и вместе с ним разработал упражнени€ и позиции дл€ тела, которые сейчас €вл€ютс€ общеприн€тыми в практике биоэнергетики.

 

¬ основном, в биоэнергетике человеку предлагают принимать неудобные, требующие усилий позы, чтобы он мог почувствовать в своЄм теле напр€жение, высвобождаемое затем с помощью физических движений и эмоционального выражени€.

 

 ак видите, методы Ћоуэна очень похожи на методы –айха. » действительно, Ћоуэн отдавал –айху должное, счита€, что тот заложил основу дл€ его открытий.

 

Ѕиоэнергетические позиции, которые € использую дл€ своей работы по заземлению, €вл€ютс€ относительно м€гкими Ч в отличие от некоторых техник Ћоуэна. Ќо они, тем не менее, могут оказатьс€ болезненными, потому что в них приходитс€ использовать мышцы непривычным образом. Ќестандартна€ нагрузка вы€вл€ет и заставл€ет оживать те места в теле, которые обычно остаютс€ нечувствительными.

 

—ами эти позиции довольно простые.

 

—начала € собираю всех участников в большой круг и прошу их прин€ть простую стойку: плечи расслаблены, колени слегка согнуты, ноги Ч на ширине плеч, стопы всей плоскостью сто€т на полу параллельно друг другу. Ёто называетс€ ЂзаземлЄнной стойкойї, потому что тело стоит в расслабленном, нейтральном положении, а его вес распределЄн равномерно и поддерживаетс€ обеими стопами.

 

«атем € предлагаю и одновременно демонстрирую следующее: весь вес медленно смещаетс€ на левую ногу, колено сгибаетс€ сильнее, все опускаютс€ ниже и начинают дышать глубже, чем обычно. ¬ этой позиции, когда мы стоим практически на одной левой ноге, в еЄ мышцах довольно скоро начинает ощущатьс€ напр€жение Ч вот почему Ћоуэн называет свой метод Ђнапр€жЄнными позици€миї. „ем больше в ноге напр€жени€, тем острее оно ощущаетс€. ¬о многих случа€х нога начинает дрожать или тр€стись, и это Ч признак того, что энерги€ поднимаетс€ и наталкиваетс€ на блоки, вызванные напр€жением.

 

≈стественно, что дл€ одних людей эта позици€ оказываетс€ более трудной, чем дл€ других. Ќо поскольку мне 54 года, и € делаю это упражнение вместе со всеми, участникам немного неловко закончить его раньше мен€.

 

 лассическа€ биоэнергетика предполагает настолько глубокое погружение в болезненные позиции, чтобы это спровоцировало эмоции, но € не склонна работать таким образом. я предпочитаю делать эти вещи игриво, легко Ч особенно в начале группы.

 

я остаюсь в одной позиции ровно до того момента, когда она начнЄт вызывать в люд€х сопротивление Ч ощущение: ЂЁй, € не хочу это делать!ї ѕо моему опыту, такой относительно м€гкий подход в начале поддерживает в участниках желание двигатьс€ глубже, шаг за шагом. ѕоэтому ещЄ до того, как позици€ становитс€ слишком болезненной, € возвращаю участников в заземлЄнную стойку, когда вес тела равномерно распределЄн между обеими ногами. «атем мы медленно переносим весь вес на другую ногу, сгиба€ правое колено, опуска€сь ниже и принима€ ту же самую позицию.

 

“аким образом, мы смещаем вес тела слева направо и обратно, может быть, по три раза в каждую сторону. “ак участники начинают чувствовать свои ноги изнутри, ощущать живость своих мышц и энергию, стрем€щуюс€ двигатьс€.

 

ѕри выполнении этих заземл€ющих техник € приглашаю всех глубоко дышать, накаплива€ в теле больше энергии. я также напоминаю участникам, что следует удерживать внимание сосредоточенным на области, наход€щейс€ в напр€жении Ч в данном случае на ногах. ѕотому что когда мы сочетаем дыхание со сфокусированным осознанием, в той части тела, куда направлено внимание, начинает двигатьс€ больше энергии.

 

Ёнерги€ следует за осознанием.

 

Ёто Ч важный закон энергетической динамики, € впервые узнала о нЄм, слуша€ ќшо. ќн рассказывал про серию тантрических медитаций, в которых движение энергии в определЄнных област€х тела вызываетс€ с помощью воображени€. Ќапример, если вы представите, что энерги€ поднимаетс€ по вашему позвоночнику, то каким-то таинственным образом ваше мысленное представление будет побуждать энергию двигатьс€ в этом направлении. ≈сли вы используете визуализацию вместе с дыханием, представл€€, например, что выдох направл€ет энергию вверх по позвоночнику, от сексуального центра к темени, то это ещЄ более усилит поток энергии. я не могу объ€снить, почему это происходит, но это происходит. Ёто просто один из практических, и в то же врем€ таинственных инструментов, которые € использую в своей работе.

 

ѕоследовательность разогревающих упражнений, которые € предлагаю в начале группы, не €вл€етс€ жЄстко фиксированной. ” мен€ в арсенале богатый запас упражнений, общей целью которых €вл€етс€ помочь люд€м Ђвернутьс€ в телої, почувствовать свои мышцы, создать надЄжную св€зь между ногами, стопами и землей.

 

»ногда, например, € предлагаю участникам Ђпозу всадникаї, в которой мы широко расставл€ем ноги, сгибаем колени и опускаем бЄдра, как будто едем на лошад€х. ќдновременно мы глубоко дышим и ощущаем свои ноги в этой позиции.

 

»ли, в обычной стойке, мы медленно раскачиваемс€ назад и вперЄд, оставл€€ стопы неподвижными, смеща€ вес тела с п€ток на носки и обратно.

 

≈сли атмосфера в группе очень серьЄзна€, то € могу предложить упражнение, называемое Ђобезь€ньи прыжкиї. ¬ нЄм тело сильно наклон€етс€, руки свободно свисают, колени согнуты. ћы т€жело прыгаем, использу€ лишь нижнюю половину тела, с шумом приземл€€сь на обе стопы. я приглашаю участников вести себ€ подобно обезь€нам, чесатьс€, издавать обезь€ньи звуки: Ђ’у, хуу-хуу, ху!ї ѕомимо того, что это Ч эффективное заземл€ющее упражнение, оно ещЄ и очень хорошо разрушает имидж. ≈сли некоторые из участников чувствуют себ€ сдержанно и не хот€т Ђтер€ть невозмутимостьї, то так, обезь€нами прыга€ по комнате и приветству€ друг друга ворчанием и уханьем, они быстро избавл€ютс€ от лакированного фасада и вход€т в пространство игривой нелепости.

 

» оп€ть же, тот факт, что € выполн€ю эти упражнени€ вместе с участниками, очень сильно поддерживает их, приглашает расслабитьс€ и освободитьс€ от обычных запретов, диктуемых правилами поведени€ в обществе. ≈сли € без вс€кого смущени€ могу по-идиотски себ€ вести Ч как будто прыгать по-обезь€ньи это сама€ естественна€ и нормальна€ вещь в мире, Ч то могут и они.

 

ѕосле того, как мы хорошо поработали с ногами, а энерги€ участников, по моим ощущени€м, стала более заземлЄнной, € перевожу их внимание на бЄдра и таз. Ёто тоже очень важна€ зона, которую необходимо подготовить дл€ последующей райхианской работы.

 

Ќаша социальна€ обусловленность учит нас держатьс€ подальше от таза, потому что там обитает много так называемых опасных побуждений и чувств. Ќаиболее €вное из них Ч это, конечно же, наша сексуальность. Ќе зр€ же королю рок-н-ролла было дано прозвище ЂElvis the Pelvisї (ЂЁлвис-тазї). » не случайно, когда он впервые по€вилс€ на главном телеканале —Ўј Ч в общенациональном ЂЎоу Ёда —алливанаї Ч его было разрешено показывать только выше талии. —ексуальна€ харизма буквально сочилась из ѕресли, когда тот, враща€ бЄдрами, рычал в микрофон, и консервативный американский истэблишмент беспокоилс€ о том, как это может повли€ть на неокрепшие умы подростков.

 

—екс Ч основной источник нашей жизненности. ¬ индийской системе чакр сексуальный центр Ч это первый из семи энергетических центров, образующих вертикальную лестницу, котора€ поднимаетс€ от дна таза до макушки головы. Ётот центр функционирует как своеобразна€ насосна€ станци€, распредел€юща€ энергию по всей системе.  роме того, перва€ чакра это не только место, где обитает наша сексуальность. ќна также отвечает за физическое тело и грубую животную энергию внутри нас. ¬се эти энергии необходимы дл€ нашего хорошего самочувстви€ и ощущени€ живости.

 

»так, € приглашаю участников начать знакомитьс€ с этой областью, потр€хива€ бЄдрами, потр€хива€ €годицами, чувству€, как вместе со всем прочим тр€сутс€ и их гениталии. я призываю их издавать звуки, начав ощущать первобытную, животную энергию.

 

¬ главе 4 € описала упражнение, помогающее почувствовать движение энергии через семь сегментов. ¬ нЄм участники, лЄжа на матрасах, глубоко дышат в живот, одновременно покачива€ тазом вперЄд и назад, чтобы вызвать волну энергии. –азогревающа€ верси€ этого упражнени€ весьма эффективна дл€ пробуждени€ энергии в области первой чакры. я приглашаю людей встать в круг, поставить ноги на ширину плеч, дышать через рот и использовать то же самое покачивание, чтобы стимулировать область таза. Ќа вдохе позвоночник прогибаетс€ назад, а таз отводитс€ назад и вверх. Ќа выдохе таз падает вниз и вперЄд, соверша€ толкающее движение. “ак устанавливаетс€ ритмичное покачивание тазом назад и вперЄд Ч в точности такое же движение как при зан€тии сексом.

 

я прошу участников Ђдышать в тазї так, как будто каждый вдох проходит по всему телу вниз до самых бЄдер, а на выдохе издавать низкий рычащий звук, похожий на Ђхаї, ощуща€, как этот звук вибрирует внутри таза. “аким образом, мы одновременно используем дыхание, движение, визуализацию и звук, чтобы наполнить область таза энергией.

 

ѕосле того, как все освоили это покачивание, € добавл€ю к нему движение рук. Ќа звуке Ђхаї руки выбрасываютс€ вперЄд, как бы помога€ выталкивать воздух и подчЄркива€ энергичный толчок бЄдрами. ƒалее € прошу участников установить контакт глазами с кем-нибудь напротив и продолжать покачивать тазом в одном ритме, дышать, издава€ в унисон звук Ђ’а... ха... ха...ї.

 

¬ такой ситуации участники не могут не начать демонстрировать друг другу свою грубую животную энергию. я предлагаю им насладитьс€ новыми ощущени€ми, позволить себе быть увиденными другими людьми в про€влении своей жизненности и даже сексуальности. —деланное игриво и несерьЄзно, это может стать освобождающим и вдохновл€ющим переживанием. Ћюбой стыд или смущение, окружающие сексуальность, обычно улетучиваютс€, когда в подобное упражнение вовлекаетс€ цела€ группа.

 

«десь € хочу затронуть важную и широко дискутируемую тему: что предпочтительнее: индивидуальна€ терапи€ или группова€ динамика. ѕодобно ‘рейду, ёнгу и другим основател€м психологических школ, –айх работал со своими клиентами один на один. “радиционные райхианцы по-прежнему продолжают работать таким образом, однако мой наставник „арльз  елли отошЄл от старой школы и на основе базовых принципов –айха разработал групповые структуры.

 

¬ этом он не был одинок. ѕосле ¬торой мировой войны целое поколение передовых психологов обратилось к групповому процессу как к способу работы с индивидуальными проблемами на коллективной основе.

 

¬ 1951 году  урт Ћевин, психолог немецкого происхождени€, занимавшийс€ исследовани€ми в ћассачусетсом институте технологии в Ѕостоне, впервые за€вил: ЂЋегче измен€ть личности людей, сформировав из них группу, нежели работа€ с ними по отдельностиї.

 

«а€вление Ћевина вызвало такую дискуссию между психологами, психиатрами и психотерапевтами, котора€ даже спуст€ полстолети€ остаЄтс€ незавершЄнной, и € не думаю, что когда-нибудь согласие будет достигнуто. Ќо его слова открыли двери новому направлению работы с людьми.

 

 аждый из первооткрывателей использовал свои методы групповой динамики. ‘риц ѕерлз, например, примен€€ свою технику гештальта в услови€х группы, был склонен работать с каждым из участников по очереди, в то врем€ как остальные молча наблюдали.

 

ѕредложенный ƒж. Ћ. ћорено новаторский метод психодрамы, когда участники разыгрывают соответствующие событи€ своей жизни вместо того, чтобы просто рассказывать о них, требует гораздо большего взаимодействи€ между членами группы.

 

¬ группах-столкновени€х (encounter) и группах-марафонах, которые в 60-е и 70-е гг. приобрели попул€рность в Ёсаленском институте, также большое значение придаЄтс€ взаимодействию Ч по сути, оно и определ€ет их функционирование.

 

 елли создал свою собственную смесь, разработав упражнени€, в которых мог прин€ть участие каждый, и использовал в них групповую динамику дл€ пробуждени€ энергии. ѕосле этих упражнений он переходил к индивидуальным сесси€м, в которых примен€лись классические райхианские техники дыхани€ и движени€ Ч € уже рассказывала о них в главе 3.

 

— моей точки зрени€, райхианска€ работа особенно хорошо подходит дл€ групп.  онечно, каждый человек может считать свои проблемы уникальными, но все мы имеем эмоциональные нарушени€ и подавл€ем пульсацию. Ёто объедин€ет нас и само по себе весьма существенно. Ќас всех заставл€ли сдерживатьс€, у всех нас есть панцирь, и все мы можем использовать одни и те же базовые принципы дыхани€ и движени€, чтобы вернуть себе свою энергию и восстановить в теле здоровую пульсацию.

 

ѕо моему опыту, группова€ динамика ускор€ет темп, в котором участники могут проходить через райхианский процесс, особенно на начальной стадии подготовки тела и раскрутки энергии. ћы все несЄм в себе стыд, св€занный с нашей сексуальностью. » мы можем рассматривать этот факт как очень серьЄзную и деликатную проблему, дл€ решени€ которой может потребоватьс€ длинна€ сери€ сеансов у психоаналитика. »ли же мы можем все вместе сто€ть здесь, храбро и в то же врем€ игриво издава€ эти рычащие звуки Ђха!ї, дела€ открыто сексуальные движени€ бЄдрами, гл€д€ друг другу в глаза и ощуща€ свободу и расслабление оттого, что мы позволили себе открыто про€вить сексуальность.

 

я советую участникам группы наслаждатьс€ этим упражнением, действительно позволить своей жизненности про€вл€тьс€ через глаза, открыва€сь собственной естественной энергии. Ёффект очевиден: люди Ђзавод€тї, подзадоривают друг друга, движутс€ на коллективной волне энергии, наслаждаютс€ игрой.  онтакт глазами играет здесь ключевую роль, потому что помогает участникам оставатьс€ присутствующими и активно св€занными энергетически. я использую контакт глазами с самого начала моих групп, и в следующей главе € расскажу об этом подробнее.

 

–азогревающую серию продолжает похожее упражнение, которое пробуждает энергию в области грудной клетки. ќно называетс€ Ђƒыхание через рукиї.

 

ƒва человека станов€тс€ лицом друг к другу, согнув локти, достаточно близко, чтобы их ладони соприкасались. » начинают дышать через открытый рот в одном и том же ритме: на выдохе права€ рука движетс€ вперЄд, а лева€ рука Ч назад; на вдохе лева€ рука движетс€ вперЄд, а права€ Ч назад. Ќа выдохе они громко произнос€т звук: Ђ’а!ї таким образом, чтобы он резонировал в сердце и области груди. —охран€€ контакт глазами, партнЄры постепенно ускор€ют темп дыхани€, движений рук и звуков. ”пражнение становитс€ всЄ более активным, наполн€€ энергией и раскрыва€ грудную клетку.

 

“акое упражнение может оказатьс€ вызовом, потому что одни участники могут быть значительно сильнее других. ѕоэтому € приглашаю всех также обращать внимание на то, становитс€ ли упражнение больше похожим на противоборство сил, или же на синхронное гармоничное любовное взаимодействие двух встретившихс€ энергий.

 

»ногда € управл€ю темпом, предлага€ участникам увеличить скорость или замедлитьс€. » через п€ть-дес€ть минут Ч остановитьс€, поблагодарить своего партнЄра и продолжить исследование Ђƒыхани€ через рукиї с кем-то другим.

 

¬ ходе процесса подготовки тела € также удел€ю врем€ тому, чтобы ознакомить участников с пульсацией дыхани€, как это описано в главе 2, и с пон€тием Ђполой трубкиї, проход€щей через центр тела от горла до нижней части живота.

 

я также демонстрирую основную дыхательную позицию, упом€нутую в главе 3, когда человек лежит спиной на матрасе, согнув колени и поставив стопы всей плоскостью на пол.

 

”частники удобно устраиваютс€ в этой позиции и под моим руководством начинают исследовать различные области груди и живота, в которые они могут дышать. ќбычно наше дыхание происходит настолько автоматически, что мы никогда не удел€ем времени тому, чтобы реально почувствовать, какие части тела участвуют в поступлении воздуха внутрь и его движении наружу.

 

я приглашаю участников дышать так, чтобы дыхание проходило в живот, доход€ до самого дна полой трубки, одновременно с этим м€гко постукива€ по животу кончиками пальцев.  ак € уже говорила, энерги€ следует за осознанием, и лЄгкое постукивание пальцами помогает люд€м сосредоточить внимание на животе и привнести энергию в эту область. Ёто также позвол€ет им обнаружить и осознать напр€жение в мышцах живота

 

ѕодобным образом мы перемещаемс€ вдоль тела вверх, от живота к диафрагме и груди, дыша и осознава€ эти места

 

 огда дыхание сочетаетс€ с сосредоточением внимани€ на теле, начинают про€вл€тьс€ многие разнообразные ощущени€. ”частники могут чувствовать сжатие, напр€жение, боль, давление, груз, ощущение пребывани€ в клетке, одеревенелость или окаменелость.

 

Ёти физические ощущени€ легко переход€т в эмоции.

 

Ќапример, кто-то может начать чувствовать беспричинную грусть Ч просто начав дышать, он неожиданно ощущает, как по щекам стру€тс€ слЄзы.  то-то другой может почувствовать т€жесть в области сердца или, может быть, сжатие в горле Ч ощущени€, которые мы испытываем перед тем, как начать плакать.

 

≈щЄ кто-нибудь может начать чувствовать раздражение, которое, если мы будем оставатьс€ с дыханием достаточно долго, может перерасти в гнев, или неудовлетворЄнность, или ощущение, что что-то хочет вырватьс€ наружу.

 

“акое вслушивание в себ€ € иногда называю Ђбазовым дыханиемї. ќно позвол€ет обучить участников тому методу, который мы будем использовать, и показать им путь, по которому мы снова и снова будем проходить, возвраща€сь в тело.

 

«аключительное упражнение по подготовке тела к процессу сн€ти€ панцир€ €вл€етс€ самым интенсивным. ¬озможно, именно в этой части моих групп и обучающих тренингов требуетс€ наибольша€ физическа€ подготовка участников.

 

я называю его ЂЅрыкательной сериейї (Kicking series). ќно включает в себ€ сильные энергичные движени€ тела: толчки ног, удары руками, мотание головой, изгибание позвоночника Ч всЄ это дл€ того, чтобы бросить вызов сло€м панцир€, растр€сти усто€вшиес€ механизмы контрол€, существующие внутри тела в виде напр€жений. ¬ некотором смысле, мы ввергаем тело в хаос, чтобы позже в нЄм мог возникнуть более естественный пор€док.

 

—начала € прошу участников найти себе партнЄра. ќдин партнЄр, которого € буду называть Ђклиентомї, ложитс€ спиной на матрас, прин€в основную дыхательную позицию. ќн будет проходить эту серию первым. ¬торой, Ђпомощникї, садитс€ р€дом дл€ поддержки.

 

—начала клиенты в течение дес€ти минут глубоко дышат, чтобы накопить в теле зар€д энергии, а затем под моим руководством приступают к первому упражнению: ударам тазом о матрас. ќни поднимают таз и удар€ют им по матрасу снова и снова, одновременно гл€д€ на помощника. ћатрасы сделаны из толстой резины и поролона, поэтому участники не могут травмироватьс€.

 

ѕосле нескольких минут активности клиенты немного отдыхают, а затем повтор€ют удары тазом. ¬ периоды отдыха между упражнени€ми € всегда приглашаю клиентов установить контакт глазами со своими партнЄрами, чтобы почувствовать себ€ заземлЄнными в насто€щем моменте и не поддатьс€ соблазну Ђулететьї из тела.

 

¬тора€ часть упражнени€ св€зана с ударами ногами. я прошу участников вз€тьс€ руками за боковые кра€ матраса и наносить удары ногами, впечатыва€ стопы в матрас. Ќоги согнуты, колени попеременно поднимаютс€ к груди, и затем стопы удар€ют по матрасу Ч одна, друга€, одна, друга€.

 

ќдновременно с ударами € предлагаю участникам поворачивать голову из стороны в сторону и кричать: ЂЌет!ї

 

 онечно, у многих людей при этом Ђвключаютс€ї чувства, потому что они всю жизнь подавл€ли своЄ Ђнетї. ¬ детстве и даже во взрослом возрасте они старались быть хорошими мальчиками, хорошими девочками... милыми и вежливыми со всеми, кто их окружал.

 

Ќекоторые люди действительно наслаждаютс€ силой выражени€ €сного и определЄнного Ђнетї, в то врем€ как на других это производит противоположное действие Ч их может охватить беспомощность или слабость.

 

¬о врем€ таких движений их тела начинает заклинивать. »нструкци€ состоит в том, чтобы мотать головой из стороны в сторону, но иногда возникшее напр€жение бывает настолько сильным, что мышцы шеи станов€тс€ совершенно твЄрдыми и не дают голове поворачиватьс€. ¬с€ область вокруг шеи и плеч становитс€ очень зажатой.

 

Ёто может вызвать чувство слабости: Ђя не могу это сделать!ї, а некоторые просто начинают рыдать. ¬ такой реакции нет ничего неправильного, поскольку не существует такого пон€ти€ как Ђправильныйї эмоциональный отклик на упражнение.

 

„ерез несколько минут € прошу участников остановитьс€, отдохнуть, затем снова начать глубоко дышать, чтобы подготовитьс€ к следующей стадии.

 

я предлагаю много различных ударов ногами и движений тазом, чтобы заставить энергию двигатьс€ и выражатьс€ через ноги. ”дары ногами обладают огромной мощью, и мы можем воспользоватьс€ этим, чтобы заново открыть дл€ себ€ то, как тело естественно поддерживает наши эмоции.

 

Ќапример, на одной из стадий участники совершают отталкивающие от себ€ удары ногами.  ак будто сбрасыва€ кого-то с матраса, они сопровождают это фразами вроде: Ђќставь мен€ в покое!ї, Ђ”бирайс€!ї, ЂѕошЄл вон!ї.

 

я поддерживаю каждую стадию громкой музыкой, чтобы создать звуковой фон, помогающий люд€м кричать и вопить, не сдержива€сь, а также Ч когда громкость уменьшаетс€ Ч сообщающий о том, что они могут успокоитьс€ и отдохнуть.

 

Ёти стадии, напр€жЄнные, но короткие, перемежаютс€ периодами отдыха, поэтому любой, чьЄ здоровье в пределах нормы, способен их пройти.

 

«атем мы переходим к рукам. я прошу клиентов сжать руки в кулаки, подн€ть их над головой и начать как можно сильнее бить ими по матрасу, выпуска€ на свободу все те движени€, которые мы подавили, когда хотели кого-то ударить, но вместо этого сдержали свою энергию.

 

я также призываю людей показывать зубы, потому что зубы и ногти очень агрессивны.  онечно, цивилизованные люди не разрывают вещи в клочь€ зубами и когт€ми, но этот импульс возникает внутри нас, когда гнев становитс€ действительно неистовым.

 

я не буду описывать все стадии этого упражнени€, но обща€ цель очевидна: ослабить механизмы контрол€, сдерживающие наши эмоции, механизмы, которые мы вырабатывали по мере того, как процесс социального обуславливани€ пускал внутри нас свои корни. Ёти механизмы ограничивают нашу способность чувствовать и выражать себ€, и ЂЅрыкательна€ сери€ї служит дл€ того, чтобы погромыхать пруть€ми клетки, расшатать еЄ, привести всю систему панцир€ в состо€ние хаоса.  ак € уже говорила, это упражнение требует физических усилий, но вместе с тем €вл€етс€ очень эффективным.

 

ќбычно € заканчиваю эту серию полномасштабным Ђѕриступом €ростиї, во врем€ которого, как это бывает у взбешенного ребЄнка, всЄ тело участвует в выражении эмоций: руки колот€т, ноги л€гаютс€, позвоночник извиваетс€, а голова мотаетс€ из стороны в сторону.

 

ѕосле завершени€ серии мы делаем перерыв, а затем это упражнение выполн€ют помощники, а их партнЄры обеспечивают поддержку.

 

¬ конце дн€, наполненного интенсивными физическими упражнени€ми, € приглашаю участников поделитьс€ своими переживани€ми. ћногие чувствуют себ€ разваливающимис€ на куски, ощущают внутри некий хаос Ч как эмоционально, так и энергетически Ч из-за того, что их механизмы контрол€ были расстроены, поколеблены. Ќекоторые люди чувствуют тошноту, другие дезориентированы.

 

ћо€ задача состоит в том, чтобы их успокоить и убедить в том, что это Ч первый и необходимый шаг в процессе сн€ти€ панцир€. „тобы разрушить энергетические блоки, нужны решительные усили€. » тогда жизненна€ сила сможет вновь течь свободно, наход€ новые способы дл€ своего выражени€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 456 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

684 - | 605 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.078 с.