Представьте себе студента, занятого подготовкой к серьезному экзамену; ученого, решающего важную научную задачу; композитора или художника, работающего над очередным шедевром. Такой человек не замечает ничего вокруг себя, он полностью погружен в свой процесс, и в какой-то момент наступает период озарения — и целые страницы сложнейшего текста остаются в памяти. Слова, музыка, образы рождаются как бы сами по себе, и надо только успевать переносить их на бумагу или холст. При этом зачастую для достижения оптимального творческого состояния необходимы особые условия: для одного — полная уединенность в тиши своей квартиры или лесной хижины, для другого — музыка, для третьего — рюмка коньяка. И абсолютно необходимое условие — полная погруженность в предмет своей деятельности. Если поминутно отвечать на телефонные звонки и считать мух на потолке, ничего не получится.
Все перечисленные примеры характеризуются переходом человека в ИСС.
К "Измененным Состояниям Сознания" (ИСС) мы отнесем различные состояния человека, в которых его восприятие окружающей действительности неадекватно общественным нормам. Скажем, влюбленная пара идет, держась за руки, и не замечает никого и ничего вокруг. Это типичное ИСС, доступное, правда, немногим. Или оперная солистка выходит на сцену, начинает петь, и присутствующие в зале забывают о времени, о пространстве, они полностью растворяются в музыке. Это ИСС. Художник пишет картину и помногу часов может обходиться без воды и без пищи. Это ИСС. Альпинист на восхождении переносит холод, при котором все физиологические функции должны были бы прекратиться, и нагрузки, лежащие за пределами обычного функционирования. Это все примеры Измененного Состояния Сознания.
Мы говорим "измененное", потому что такое состояние сознания не характерно для каждодневной жизни, и большинство людей вообще никогда такое не переживают. Хотя, как мы покажем в этой главе, ИСС доступно практически любому. Надо только очень захотеть и постараться. При этом в настоящее время существуют методы обучения таким состояниям, носящие общее название "ментальный тренинг".
Другой пример: шаман входит в транс и, кружась и раскачиваясь в дыму курящихся трав, предвидит будущее или изгоняет злых духов.
Еще одна важная и интересная область ИСС — спорт высших достижений.
Доказано, что выдающиеся спортсмены в момент соревнования переходят в ИСС. Зачастую можно услышать из спортивных репортажей: "Волнение не позволило спортсмену выступить в полную силу". Увы, это свидетельство непрофессионализма, плохой психологической подготовки. Что толку тратить время и усилия на тренировки, если не удается показать свой потенциал на соревнованиях? Хороший тренер помимо физической силы и мастерства будет работать над спортивным духом своих подопечных. В восточных боевых искусствах этот фактор является одним из главных моментов подготовки. Различными приемами Мастер учит Ученика переходу в Измененное Состояние Сознания. Именно в этом состоянии можно ломать рукой кирпичи и чувствовать противника спиной.
Исследования показали, что ИСС характеризуется особым состоянием активности мозга, тела и энергетики. На рисунке приведена условная схема ИСС. Она показывает, что тело должно быть расслабленным, но готовым к действию, как взведенный курок. Как говорят фехтовальщики: надо держать шпагу в руке, как маленькую птичку — ослабишь хватку — улетит, сожмешь сильнее — задохнется. Напряженность, скованность, страх не позволяют перейти в ИСС. Тело должно быть спокойным, но с высоким уровнем внутренней энергии, готовой к реализации.
Мозг должен быть активным, но без состояния тревоги или напряженности. Переход в ИСС происходит скачком, в одно неуловимое мгновение.
Характер электрической активности мозга в ИСС меняется по сравнению с обычным состоянием или сном. Низкочастотная б-активность подавляется, мозг начинает генерировать более высокие частоты. Интересно, что зависимость амплитуды мозговых волн от частоты приобретает спадающий характер, который в ИСС с определенной точностью может быть аппроксимирован "золотым сечением". Это отношение, обнаруженное еще древними греками, является основой гармонии природы и классической архитектуры. Можно сказать, что в ИСС мозг достигает наиболее гармоничного состояния.
Это проявляется и в распределении нейронной активности по поверхности мозга, исследуемой при помощи современных программ картирования мозговой активности. Если в обычном состоянии бодрствования мы наблюдаем активность только в некоторых областях мозга, преимущественно фронтальных, то по мере вхождения в ИСС активность распределяется на всю кору больших полушарий, захватывая обе половины. Мозг начинает работать гармонично, как единое целое, включая все свои структуры в единую волновую симфонию, омывающую поверхность мозга, как волны прибоя омывают прибрежные камни.
Вот это особое состояние активности и порождает видения, необычные ощущения и чувства. Возникает вопрос: чувство экзальтации, сопричастия Божеству, молитвенный экстаз, что это — побочный продукт особого состояния коры больших полушарий, возбуждение определенных областей коры, не участвующих в обычной жизнедеятельности, или это — подключение к Информационным полям, настройка систем на "музыку сфер"? В настоящее время на эти вопросы нет ответа. Экспериментальных данных пока еще очень мало, и трактовать их можно по-разному, в зависимости от пристрастий интерпретатора. Физиологическая точка зрения заключается в том, что поведение человека определяется характером активности тех или иных отделов нервной системы, и все наши эмоции — это не более чем реакции на внешние и внутренние раздражители с учетом врожденных биологических потребностей. Любовь — это модифицированное сексуальное влечение, инстинкт продолжения рода; эстетическое наслаждение от живописи, музыки, театра — это следствие раздражения определенных отделов мозга, развитых в процессе тренировки и обучения, а молитва и медитация — это специфические релаксационные упражнения.
В настоящее время трудно что-то серьезно противопоставить этим тезисам. Экспериментальные данные, в том числе обсуждаемые в этой книге, могут быть истолкованы различным образом. Но как-то не хочется верить, что все наши духовные стремления и ценности, все культурные достижения Человечества — это не более чем продукт физиологических актов. Неужели музыка Моцарта, Шостаковича или Битлз — это побочный продукт аномальной активности мозга гениев, аналогичный обильному слюноотделению голодной собаки? Неужели великие храмы и мечети были построены для удобства собирания денег с одурманенных "опиумом религии" трудящихся? Тогда почему же миллионы людей до сих пор приходят в концертные залы и церкви в поисках спокойствия и душевной гармонии?
Я верю, что человек обладает особыми качествами по сравнению со всем остальным животным миром и центробежное развитие нашей цивилизации — это проявление глобального процесса взросления Коллективного Сознания Человечества, разворачивающегося в своей потенциальной мощи в пространстве и времени нашей Вселенной. За тысячи лет, воюя и страдая, строя и разрушая, мы проходим этапы исторического развития, постепенно взрослея, постигая глубину своей духовной сущности и только гадая о своем глобальном предназначении.
В то же время ИСС — это не только экстаз и чувство гармонии, в ряде случаев это состояние может быть опасным. Зачастую характер активности мозга в ИСС аналогичен его активности при эпилептических припадках. Различие в том, что в ИСС человек входит по своей воле и из него в принципе можно выйти (хотя и не всегда быстро и легко), а эпилептическая активность возникает спонтанно и чаще всего заканчивается припадком.
Но если выйти не удается — что тогда? Тогда человек обречен на невменяемое существование, он начинает жить в мире своих грез и ощущений, не имеющих контакта с окружающим миром. Так что к ментальному тренингу, астральным путешествиям вне тела, переходам в ИСС надо относиться осторожно. В один день можно не вернуться.
Отчего это зависит? Почему один может глубоко погружаться в трансперсональные пучины, а у другого от этого "уедет крыша и не вернется"? Это зависит от индивидуальных особенностей строения нейронной сети коры больших полушарий, которая определяется генетикой и первыми годами после рождения. Это уже физиология. Мы по-разному перевариваем пищу, перерабатываем алкоголь и генерируем эмоции. В настоящее время предвидеть особенности этих процессов невозможно. Можно только наблюдать и делать выводы.
Помимо электрической активности мозга, в ИСС меняется и характер вызванных эмиссионных процессов — параметров ГРВ активности. На первых же этапах исследований было обнаружено, что меняются паттерны (картинки) свечения пальцев. На рисунке виден характер этих изменений — они становятся более разорванными, теряют форму и мощность. Позднее было обнаружено, что это связано с уменьшением свечения в видимом диапазоне спектра и усилением ультрафиолетовой (УФ) компоненты. Но ведь ультрафиолет — это более высокие частоты! Следовательно, мы можем говорить, что в ИСС частота испускаемого человеком света возрастает! Во время медитации и молитвы человек светится на более высоких частотах! Это ли не приятное жизнеутверждающее заключение!
Одновременно с этим у многих людей в ИСС вокруг пальцев появляется своеобразное свечение в виде двойных колец или отстоящих пятен. Причем эти характерные картинки могут сохраняться в течение долгого времени, пока человек находится в ИСС. Не будем вдаваться в технические детали, но одно из вероятных объяснений — это переход организма в когерентное состояние, когда системы и органы начинают работать в согласованном режиме, в резонансе друг с другом, и излучение приобретает когерентные свойства, подобно лучу лазера. То есть мы не просто светимся, а посылаем в пространство лазерные импульсы!
Еще одним свойством ИСС оказалось возрастание ГРВ эмиссии во времени. В обычном состоянии сигнал ГРВ свечения немного спадает вначале, а потом остается практически постоянным, более или менее сильно колеблясь вокруг постоянного уровня. Кстати, характер этих колебаний зависит от уровня стресса, что позволяет оценивать стресс по динамике ГРВ сигнала.
При исследовании ИСС мы с удивлением убедились, что ГРВ сигнал возрастает во времени!
Когда подобные результаты измерений повторились у десятков людей, стало ясно, что это не случайность. Действительно, в ИСС энергетика резко возрастала во времени! Как это можно объяснить? С какими механизмами связать?
Первая аналогия пришла из китайской традиционной медицины. Одной из ее основ является представление об энергетических каналах — меридианах, — пронизывающих все органы и системы и осуществляющих круговорот энергии по телу. Конечные точки меридианов находятся на пальцах, поэтому, когда мы меряем свечение с пальцев, мы "подключаемся" к энергетическим каналам. Теперь представим, что мы "качаем энергетику" из канала, имеющего определенный диаметр. Понятно, что мы получим постоянный во времени поток, или постоянный сигнал. Если в канале нет энергии, то сигнал падает, что наблюдается в случае различных заболеваний. А теперь представим, что в процессе ИСС в этот канал открывается все больше и больше протоков, в него как бы начинают втекать ручейки из закрытых ранее источников. Поток энергии возрастает, и мы фиксируем стремительный рост сигнала во времени.
Позднее была развита и биофизическая концепция, в которой перенос энергии ассоциируется с транспортом электронно-возбужденных состояний по цепям белковых молекул 1. Эта идея основана на последних представлениях в области квантовой биофизики, в основном российских ученых. Для переноса электронов не требуется каких-то особых, выделенных каналов или проводников, электроны образуют временные "тропинки", подобные муравьиным дорожкам в лесу. Поэтому-то никому не удалось обнаружить особых структур, соответствующих меридианам и акупунктурным точкам. Это — виртуальные пути, возникающие и исчезающие по мере необходимости. Их основным носителем, по-видимому, является соединительная ткань и костные структуры. Потоки переносимых электронов определяются распределением потенциальных полей в организме, зависящих как от физиологической, так и психической активности.
______
1 Korotkov K., Williams B., Wisneski L. Biophysical Energy Transfer Mechanisms in Living Systems: The Basis of Life Processes. J of Alternative and Complementary Medicine, 2004, 10, 1, 49-57.