Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„то такое сознание.




"јд и рай Ч в небесах", Ч утверждают ханжи.

я, в себ€ загл€нув, убедилс€ во лжи:

јд и рай Ч не круги во дворе мироздань€,

јд и рай Ч это две половины души.

ќмар ’ай€м

 

Ќа первый взгл€д поведение рабочего на конвейере ничем не отличаетс€ от поведени€ муравь€. Ќо это только поверхностное сходство. ƒл€ рабочего конвейер Ч это лишь одна из его многочисленных функций: он одновременно может быть заботливым отцом семейства, рыболовом, коллекционером, читателем романов, зрителем, членом политических партий. ѕри изменении условий рабочий сможет отреагировать вне зависимости от заложенной в его работе программы, и даже вопреки ей. –абочий может бастовать и требовать изменени€ условий. ѕро забастовки муравьев нам ничего не известно. ѕоэтому рабочего выгодно заменить роботом, поведение которого полностью соответствует муравьиной психологии.

ѕримечательно, что жестка€ коллективна€ структура, удивительно устойчива€ дл€ муравьев и обеспечивша€ их выживание в течение сотен миллионов лет при всех изменени€х окружающей среды, оказалась совершенно неустойчивой дл€ человеческого общества Ч будучи даже насильственно установленной и оберегаемой, она самопроизвольно распадаетс€ в исторически мгновенный срок. —оциалистическа€ система просуществовала 70 лет и тихо распалась, без особого давлени€ извне. ќчевидно, что при подавлении »ндивидуального —ознани€ во им€  оллективного в человеческом обществе оказываютс€ нарушенными фундаментальные законы жизни ноосферы, законы устойчивости сложноорганизованной системы.  оммунистическа€ модель строени€ общества идеально подходит дл€ простейших и насекомых, однако все попытки ее внедрени€ дл€ людей Ч более сложно организованных существ Ч оказываютс€ нежизнеспособными.

¬се вышесказанное заставл€ет изменить и представлени€ о структуре сознани€ человека: многое из того, что мы называли под-—ознанием, оказываетс€ над-—ознанием.

 роме того, это заставл€ет иначе взгл€нуть на само определение пон€ти€ "сознание". Ёто пон€тие €вл€етс€ одним из базисных дл€ любой научной дисциплины, в той или иной мере имеющей человека в качестве объекта изучени€. Ѕазисные пон€ти€ любой научной теории первичны, то есть не определ€ютс€ через другие, ранее введенные пон€ти€, а ввод€тс€ интуитивно. ќни задают весь дальнейший ход возможных рассуждений Ч вспомним, насколько различными оказываютс€ геометрии Ёвклида и Ћобачевского-–имана, отличающиес€ первичными определени€ми.

»стори€ попыток построить строгое, не интуитивное, определение сознани€ корн€ми уходит в далекое прошлое. Ѕолее того, все эти попытки неизбежно основаны на априорном разделении всей природы на сознательную и бессознательную: определение должно лишь формально провести эту границу именно там, где ожидаетс€. ¬ зависимости от этого авторы концепции и суд€т об адекватности конкретной формулировки. ќпределени€, основанные на таком разделении, €вл€ютс€ субъективными и, более того, пристрастными Ч чаще всего в пользу Homo Sapiens. ѕри таком подходе избежать логической тавтологии не удаетс€ принципиально.

Ѕолее того: заложенный в основу экспериментов, такой подход к определению сознани€ методически приводит к некорректным результатам. “ак, в известном опыте экспериментатор удал€ет раструб со входа в гнездо осы Ч и она достраивает новый. ƒалее он проделывает дыру в изгибе трубы до раструба, и оса строит и трубу, и раструб. "јга! Ч говорит экспериментатор. Ч ¬от видите Ч оса не обладает разумом!" Ќо если человеку раз за разом в качестве эксперимента инопланет€не будут проделывать дырку в штанах, то сначала он ее будет латать, потом купит новые штаны, но в конце концов выкинет их в окно, руга€сь и стуча ногами. "јга! Ч- скажет инопланет€нин. Ч ¬от видите Ч „еловек не обладает разумом!"

ѕричина здесь в том, что мы априори предполагаем, какое поведение разумное, а какое нет. —тав€ эксперименты не над муравь€ми и осами, а над работающим на конвейере человеком, можно получить не менее веские доказательства, что он не более чем биоавтомат. ѕовременна€ оплата труда и конвейерное производство легко снабд€т нас еще более впечатл€ющими свидетельствами полного отсутстви€ у человека разума.

Ќо если мы легко соглашаемс€ с тем, что невозможно изучать сознание и эмоциональный мир человека, исследу€ его поведение через реакцию на сбои работы конвейера, то почему в этом отказано муравь€м, пчелам, термитам и т. д.?

ќчевидно, что даже просто переход к микро- или макромиру сопровождаетс€ изменением представлени€ о том, что такое сознание, поскольку трудно говорить о каком-либо ожидаемом поведении. Ќаблюдаемое с высоты птичьего полета в ускоренном показе поведение людей на улицах большого города до странности напоминает муравейник или улей.

ѕриведенные рассуждени€ неизбежно привод€т нас к противоречию: интуитивное введение некоторого термина предполагает, что его смысл одинаково понимаетс€ всеми, кто пользуетс€ соответствующей теорией. ѕон€тие же сознани€ достаточно сложно и без того, чтобы требовать еще и выразить само себ€ (как тут не вспомнить знаменитую теорему √едел€ о неполноте формальных систем, устанавливающую невозможность судить о свойствах системы средствами самой системы).

¬ то же врем€ в повседневной жизни мы определ€ем это пон€тие достаточно четко. ћы говорим: "сознательный человек" Ч об индивидууме, который осознает сущность своих поступков и их возможные последстви€. — этой точки зрени€ ни пь€ница, ни уголовник не могут быть отнесены к люд€м сознательным. »х поведение идет вразрез с моральными нормами общества. “аким образом, мы видим, что термин "сознательный" имеет морально-этический оттенок и относитс€ к люд€м, которые понимают и контролируют свое поведение в обществе. ¬ то же врем€: "бессознательное поведение" Ч это когда человек никак не воспринимает событи€ окружающей действительности, т. е. когда его органы чувств полностью выключены.

ћожно предложить целый спектр состо€ний между этими крайними ситуаци€ми. Ќапример, человек осознает все происход€щее, но действует совершенно неожиданным образом, как дл€ себ€, так и дл€ окружающих. —кажем, супруги во врем€ семейной ссоры. ƒругой пример: человек все понимает, но действует асоциально, повину€сь давлению со стороны более сильной личности. ѕример Ч различные секты, от кришнаитов до воинствующих скинхедов. Ёто все разные грани "сознательного" поведени€. » в то же врем€ бывают ситуации, когда пациент на операционном столе, все органы чувств которого выключены во врем€ действи€ наркоза, впоследствии в детал€х может описать все моменты операции. ≈го "сознание" наблюдает процесс со стороны и потом передает информацию проснувшемус€ мозгу. Ёто все разные грани сознани€.

“аким образом, чтобы уйти от всех этих сложностей, в современной науке прин€то говорить о "нормальном", бодрствующем сознании и о различных отклонени€х от этого состо€ни€. ¬ психологии прин€то также оперировать пон€ти€ми "подсознание" и "сверхсознание", но мы пока оставим в стороне обсуждение этих дефиниций. »так, "нормальное" сознание Ч это способность индивидуума воспринимать окружающие событи€ и адекватно реагировать в соответствии с уровнем социально-культурной среды.

—ледовательно, сознание св€зано со средой?  онечно. ƒл€ человека XIII века по€вление живого дракона было бы восприн€то естественно, хот€ и со страхом. Ёти драконы тогда Ч в их сознании Ч так и ползали. ƒл€ современного человека по€вление дракона будет восприн€то как галлюцинаци€ или как часть ƒиснейленда. ≈сли, конечно, этот человек не фанат √арри ѕоттера.

¬ этом контексте все определени€ пон€ти€ "сознание" приобретают особый смысл: их следует рассматривать не как попытки конструктивно определить эту философскую категорию, но договоритьс€ о том смысле, который вкладываетс€ в это пон€тие. ћожно понимать это как координацию интуитивных представлений, своего рода "сверку часов".

ѕреследу€ эти же цели, в своих исследовани€х мы используем следующее определение:

—ознание есть свойство (способность) объектов живой природы через чувственное воспри€тие формировать абстрактные представлени€ об окружающем материальном мире, пригодные к использованию в целенаправленной де€тельности.

Ќа примере субцивилизаций, подобных мирам простейших и насекомых, природа еще раз доказывает свою неизмеримую сложность, свою посто€нную непостижимость и фрактальность. √раницы наших знаний все врем€ отодвигаютс€, превраща€ процесс познани€ в непрекращаемую гонку за горизонтом. Ќа этом пути многие очевидные и общепризнанные положени€ периодически станов€тс€ парадоксальными и сомнительными, многие представлени€ отмирают или коренным образом мен€ютс€. Ћишь метанауки, или науки о науках, в каком-то смысле монотонно обогащаютс€ в результате этих потр€сений. »стинный же путь всех конкретных наук в том и состоит: через кризисы и смены парадигм Ч к новым кризисам. Ётот путь бесконечен, запутан и извилист, но другого пути нет.

ѕр€мой механический перенос представлений от муравейника на человеческое общество невозможен, однако изучение этих "параллельных миров" может дать тот самый давно ожидаемый толчок к новому витку развити€ Ќауки, предсказываемому многими учеными планеты.

—амо —ознание Ч это идеальна€ категори€, базовый императив нар€ду с ћатерией и »нформацией. ћы можем на основании введенного определени€ только вы€вл€ть признаки его наличи€.

ћожно ввести определение термина "—ознание" из других соображений, на основе принципов синергетики.

—ознание есть способность системы к намеренному выбору в точке бифуркации одного из возможных путей развити€ по критерию оптимальности с точки зрени€ достижени€ глобального аттрактора через цепь локальных.

"¬от уж заумно и непон€тно!" Ч воскликнет любезный читатель. » будет прав. ћы даже не будем обсуждать это определение, чтобы не углубл€тьс€ в научные дебри. ƒавайте лучше поговорим об одном важном пон€тии Ч »змененном —осто€нии —ознани€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 477 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

469 - | 437 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.