Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“актики качественного исследовани€




ѕо тактикам качественного исследовани€ нам кажетс€ наиболее плодотворной комплексна€ классификаци€, предложенна€ ƒж.  ресуэлом[1] [69]. ќн сгруппировал тактики, основыва€сь на различи€х в фокусе интереса исследовател€, системности данного подхода, а также степени освещени€ его в научной литературе.  ресуэл выдел€ет следующие наиболее распространенные тактики: кейс-стади, этнографическое исследование, истори€ зкизни, феноменологическое исследование, grounded theory.   этому перечню мы добавили еще две: устна€ истори€ и истори€ семьи. ѕоследние хот€ и не имеют достаточного освещени€ в социологической литературе, однако активно используютс€ в практике и имеют особый фокус интереса.

»сследование отдельной общности Ч кейс-стади (case study)[2] Ч традиционна€ тактика качественного исследовани€ дл€ изучени€ уникального объекта в совокупности его взаимосв€зей. “аким объектом прежде всего может быть замкнута€ общность, труднодоступна€ дл€ изучени€ другими методами: Ђдної общества (преступные группировки, бомжи, нищие), социальные элиты, религиозные секты. ќбъектом изучени€ может быть и трудовое сообщество: например, производственна€ или учебна€ группа. ќбъект интереса в кейс-стади имеет четко очерченные границы в социальном пространстве: узкий коллектив Ч бригада или завод в целом. ќпредел€ютс€ также временные границы изучаемого объекта, совпадающие со временем проведени€ исследовани€: например, шесть мес€цев, один год и т. д.

ƒл€ более глубокого изучени€ ситуации одновременно примен€ют разноплановые источники информации и интенсивные методы: включенное наблюдение, глубинные интервью, изучение официальных и неформальных документов. ќбща€ схема такого исследовани€ состоит в определении проблемы, контекста ситуации; вопросов, подлежащих изучению; формулировке выводов по принципу Ђкакие уроки можно извлечь из данного случа€ї. “акие результаты имеют прежде всего практическую направленность и €вл€ютс€ значимыми дл€ всех объектов, наход€щихс€ в сходной ситуации.

¬ тактике кейс-стади исследователи на прот€жении длительного времени станов€тс€ участниками повседневной жизни данной группы, изучают систему взаимоотношений, значимость определенных событий [2].

 

“ак, ј. Ќ. јлексеев в течение восьми лет (1980Ч1988гг.) проводил исследование на Ћенинградском заводе полиграфических машин. ≈го интересовали социальные нормы производственной организации (отношение к инноваци€м), личностна€ адаптаци€ к новым социальным услови€м (эксперимент на самом себе), а также отражение социального контекста жизни тех лет Ч Ђдоперестроечногої и Ђперестроечногої периода Ч на жизни одного конкретного производственного организма (под углом зрени€: ожидаете ли вы перемен?). јвтор исследовани€ на эти восемь лет сменил профессию социолога и стал включенным участником производственного коллектива, что дало возможность собрать глубинный материал о всех сторонах жизни, вести дневник наблюдений за своими собственными переживани€ми в новом качестве, а также изнутри фиксировать все столкновени€ и конфликты. ÷енность этого исследовани€ состоит в том, что помимо описани€ производственных отношений как кейс-стади, проведенного автором, его можно рассматривать и как описание Ђслуча€ самого јлексееваї. –азнородные документы о разных сторонах жизни его как индивида (от интимных до документов официальных разборок с представител€ми номенклатуры) могут служить документальной основой дл€ анализа личностной динамики уникального человеческого характера в особых обсто€тельствах (социолог-рабочий, пытавшийс€ в застойные годы активно противодействовать социальной среде).

ƒлительное Ђпогружениеї в поле своего исследовани€ дает возможность всесторонне рассмотреть Ђслучайї в единстве его взаимосв€зей и динамике развити€, пон€ть групповые нормы и ценности, структуру ролей, систему властных отношений в процессе повседневного обычного функционировани€ конкретного социального организма. ‘окус направлен не только на наблюдаемые отношени€ и процессы, но, в первую очередь, на вы€вление их скрытого подтекста, субъективных значений. ¬ данном случае ј. Ќ. јлексеев пошел по пути детального описани€ событий и действующих лиц конкретного коллектива на фоне широкого социально-исторического контекста и описал столкновение привычных традиционных форм производственных отношений с инновационными процессами. »змен€ющийс€ общесоциальный контекст оказал основное вли€ние на участников и состо€ние конкретного предпри€ти€.

¬ центре внимани€ кейс-стади может быть и более сконцентрированное, хронологически-детальное описание развити€ одного экстремального событи€ в жизни сообщества и его последствий. ¬ насто€щее врем€ отечественные исследователи часто используют кейс-стади дл€ изучени€ процесса развити€ рабочих движений протеста [24].

ѕримером событийного кейс-стади может служить исследование  . јсмуссен и ƒж.  ресуэла Ђ–еакци€ университета на выстрел студентаї [69]. ѕосле инцидента со студентом, открывшим огонь по своим сокурсникам в студенческой аудитории, исследователи задались вопросом, каковы должны быть ответные действи€ администрации и окружающих в подобном случае; что нужно, чтобы предотвратить повторение таких инцидентов или хот€ бы свести ущерб к минимуму, избежать паники среди студентов. ќграничив рамки кейс-стади только студенческим городком, они детально исследовали реакции всех участников инцидента: университетской общественности, преподавателей и администрации, а также представителей охраны и студенческой прессы. Ѕыли вы€влены несколько видов стратегий реакции на инцидент (от страха, стремлени€ спастись до любопытства и равнодуши€), проанализированы различные виды отдаленной реакции (стресс, психологические проблемы, усиление расовой агрессивности). –езультатом исследовани€ стала разработка конкретных рекомендаций дл€ администрации в случае возникновени€ схожей нестабильной ситуации, а также более обобщенные рекомендации дл€ подобных ситуаций в других, сходных университетских городках.

ѕредметом изучени€ в кейс-стади могут быть и социально-психологические особенности отдельной личности, представл€ющей самосто€тельный интерес как Ђклиническийї случай.  лассический пример Ч Ђѕисьма ƒженниї ƒж. ќлпорта [51]. ¬ данном случае автор, опира€сь на изучение писем стареющей женщины к друзь€м своего сына, проанализировал специфически-личностные изменени€ в ее внутреннем мире, личные кризисы, реконструировал ее жизненный путь и смену идентичностей.

 ак правило, проблема сравнени€, сопоставлени€ с другими Ђслуча€миї €вл€етс€ второстепенной по сравнению с изучением структуры данного уникального объекта.  оличество сравниваемых объектов не должно превышать трех-четырех случаев. »сточниками информации дл€ анализа служат в основном результаты, полученные разноплановыми методами интенсивного изучени€ ситуации: наблюдени€, включенные наблюдени€, фотографии, фокусированные или экспертные интервью, архивные материалы, а в последнее врем€ и видеоматериалы. »сследователь описывает Ђслучайї обычно в хронологической последовательности основных событий, в дальнейшем концентриру€сь на более детальном описании наиболее важных. ѕри использовании нескольких Ђслучаевї они описываютс€ последовательно. ѕервоначально анализируетс€ ситуаци€ каждого случа€, а потом уже производитс€ перекрестный анализ кейсов.

»так, специфика кейс-стади состоит в глубинном изучении своеобрази€, уникальности объекта, выводы о результатах наблюдени€ чаще нос€т локальный, прикладной характер и направлены на выработку рекомендаций к действи€м.

Ј »сследователь первоначально четко определ€ет границы своего случа€.  онкретно
же все зависит от авторских задач: будет ли это одна проблема; несколько проблем в
рамках одного случа€; несколько случаев.

Ј ¬ыбор временных границ случа€ дл€ рассмотрени€ процессов, событий Ч втора€
задача в кейс-стади. ќднако четко определить временные рамки начала-конца
процесса удаетс€ не всегда и тогда они устанавливаютс€ хот€ бы условно.

Ј ¬ыбор в качестве объекта данного конкретного случа€ зависит от того, насколько он
соответствует общим исследовательским цел€м, в какой степени отражает весь
комплекс поставленных задач.  онечно, хорошо бы иметь случай, который дает
возможность рассмотреть проблему с разных точек зрени€, но можно выбрать и
самый типичный или, наоборот, самый экстремальный.

Ј ќчень важна глубина рассмотрени€ случа€. ’орошо бы уже на этапе планировани€
составить условную матрицу и определить, какова будет глубина информации о тех
или иных характеристиках Ђслуча€ї.

Ј ƒлительное погружение в поле и одновременное использование разных методов
сбора информации обеспечивает понимание глубинных смыслов, подтекста
социальных отношений в узких границах данного случа€.

Ј »спользование более 3Ч4 случаев дл€ сравнительного анализа может привести к
потере глубины и увеличивает опасность неадекватной интерпретации каждого из
них.

Ётнографическое исследование как правило имеет описательный характер и представл€ет собой всесторонний анализ каждодневной коллективной практики определенной общности с точки зрени€ ее культуры (нормы, традиции, ценности, €зык, мифы), отличающейс€ по стилю и образцам поведени€ от основной массы населени€. Ёта тактика пришла из культурной антропологии, где примен€лась дл€ сравнительного анализа примитивных или традиционных культур (Ѕ. ћалиновский [99], ћ. ћид [55]). ¬ насто€щее врем€ понимание этнографического исследовани€ существенно расширилось и включает изучение культурных образцов и символов не только национального, но и любого социального сообщества, например производственного [35].

¬ отечественном опыте примером такого этнографического подхода может служить российско-британское исследование русского кресть€нства, проводимое под руководством “. Ўанина [46]. Ётнографически-описательный характер выстраивает всю логику проекта.  аждодневна€ практика кресть€нской жизни описываетс€ почти дословно, в словах и образах самих кресть€н как представителей данной культуры. Ќаблюдение за каждодневной практикой кресть€нской жизни, глубинные интервью с ними демонстрируют, что повседневна€ культура русских кресть€н на прот€жении дес€тилетий оставалась фактически неизвестной и закрытой областью как дл€ исследователей, так и дл€ широкой общественности.

¬ случае этнографического подхода исследовательска€ задача состоит в представлении нового знани€ об этой культуре.  ак и в любом культурологическом исследовании цель состоит в том, чтобы представить публике нормы и образцы поведени€ данной общности Ђглазами чужогої, так, чтобы любому незнакомому с данной средой стали пон€тны Ђправила игрыї и традиции, прин€тые в данной культуре. »сточниками информации в таком исследовании могут быть письма, личные документы, фотографии, образцы фольклора, а также групповые интервью.

ѕо аналогии с экспедици€ми в культурной антропологии непосредственный контакт с объектом носит название полевых работ и предусматривает интенсивное общение в естественной обстановке с представител€ми данного сообщества. “актика состоит в первоначальном поиске Ђпосредниковї дл€ вхождени€ в незнакомую среду, а затем в поиске Ђключевых фигурї, обладающих наиболее полной информацией о традици€х группы.

»так, этнографическое исследование €вл€етс€ прежде всего культурологическим описательным исследованием определенного сообщества, обладающего культурным своеобразием или собственной субкультурой.

Ј ќно предусматривает длительное интенсивное включенное наблюдение за группой с
ориентацией прежде всего на ее традиции, нормы, образцы поведени€, культурные
символы.

Ј ¬ случае ориентации на такое исследование необходимо заранее познакомитьс€ с
основными пон€ти€ми и концепци€ми социологии культуры.

Ј “актика полевых работ состоит в первоначальном поиске посредников, способных
ввести исследовател€ в группу, сообщество, а затем помочь войти в контакт с
Ђключевыми фигурамиї, хранител€ми знаний о традици€х данного сообщества.

Ј ќписани€ в этнографических исследовани€х, с одной стороны, должны отражать
специфику данной культуры, т. е. быть максимально приближены к живой речи ее
представителей, с другой Ч быть пон€тны широкой публике. »сследователь играет
роль посредника между аудиторией и данной общностью.

Ј –езультат этнографического исследовани€ Ч новое знание как многосторонний
социально-культурный портрет группы или индивида. ќн включает описание
Ђсмысловї действий, высказываний как с точки зрени€ представителей данной
культуры, так и с позиции аналитика.

»сторическое исследование, или устна€ истори€ (oral history), обычно описывает субъективный опыт переживани€ исторических событий. »нтерес может быть направлен на изучение истории становлени€ локальных сообществ (движений, организаций; населенного пункта) или описание опыта переживани€ крупного исторического процесса или событи€ (войны, революции, репрессий,  атастрофы).

јспектом анализа €вл€ютс€ прежде всего проблемы, св€занные с социальной историей или психоисторией (последн€€ еще не получила достаточного развити€ в нашей стране). ¬от как обосновывает свой интерес к устной истории один из крупнейших социальных историков ѕол “омпсон:

Ђ“олько совсем недавно обращение к личным документам прошлого стало досто€нием широкой науки. »спользование таких документов позвол€ют узнавать, как люди жили в прошлые времена: каково было мироощущение ребенка, как молодые люди встречались и влюбл€лись, как они жили вместе как муж и жена; как искали и находили работу или мен€ли место работы, что думали по поводу своей работы; как они относились к работодател€м и сослуживцам; как выживали, когда оставались без работы; как классовое сознание варьировалось в городе, на селе, в разных профессиональных группах. Ќи на один из этих вопросов мы не получили бы ответа из традиционных исторических источниковї [118, с.78].

¬ российской практике примером исторического исследовани€ может служить проект ћ. –ожанского, который на примере ”сть-»лимска проследил, как складывалась истори€ нового городаЧ Ђгорода без прошлогої: как формировалась его культурна€ среда, как из мироощущени€ мигрантов-маргиналов рождалась нова€ самоценна€ культура [36].

Ќовые сибирские города рождались как монопоселени€, плотно св€занные с градообразующим предпри€тием, и затем уже приобретали или не приобретали статус города. „то делает моноград городом? —могут ли выжить такие города в современных кризисных услови€х при разрушении градообразующих предпри€тий? ќбраща€сь к истории города, автор опираетс€ как на официальные документы истории города, так и на устную историю Ч биографии его жителей как источник, повествующий о становлении культурной среды, неких общинных норм самоценной культуры, отслеживащий процесс вхождени€ культурных лидеров во властную элиту.

¬ ходе своего исследовани€ автор выходит на две проблемы: перва€ Ч противосто€ние идейной государственной монокультуры и культурно-антропологического разнообрази€ реги≠онов –оссии. Ќа примере ”сть-»лимска ћ. –ожанский отеле-зкивает процесс формировани€ культурного мира города: как из мигрантов, в основном маргиналов, происходило становление самосто€тельного сообщества, независимого от центральных установлений. ќно формировалось на основе сложившегос€ здесь особого соотношени€ индивидуального и коллективного, на основе традиций, прижившихс€ в данном монопоселении, своеобразной антропологии власти.

¬тора€ проблема Ч формирование в городах органической целостности, культурного единства, отличного от производственного принципа организации. ¬ —ибири, считает автор, эта проблема обнаружила себ€ наиболее €рко как формирование неисторических культур, ориентированных на экологическое равновесие и единение с природой. ¬ кризисное врем€ многих усть-илимчан спасает прочна€ св€зь с природой, которой нет как дискурса в наследии северных и южносибирских культур, но что €вно присутствует в культуре русской сибирской деревни.

»сторическое исследование может быть предприн€то и в случа€х, если отсутствует достаточна€ документальна€ информаци€ об историческом событии общенационального масштаба. Ќапример, сведени€ о раскулачивании кресть€н в 20Ч30-е годы, о сталинских репресси€х, о жизни кубанского казачества, эпизодах ¬еликой ќтечественной войны. “акого рода поиски проводились обществом Ђћемориалї и учеными –оссийского √осударственного √уманитарного ”ниверситета (–√√”), петербургским отделением »нститута социологии –јЌ, где создан Ѕиографический фонд. —ейчас в нем около 200 жизнеописаний [15]. ќн представл€ет собой Ђустный архивї[3], где записаны на пленку рассказы людей о времени сталинских репрессий, голоде на ”краине и жизни советских людей в зонах оккупации во врем€ ќтечественной войны.

ќсобенность данного направлени€ Ч отношение к информанту как очевидцу исторических событий. ѕоэтому с точки зрени€ тактики важно, что исследователь изучает прежде всего воспоминани€ индивида о событи€х прошлого, рассматрива€ их как субъективное свидетельство о прошлом. »сход€ из этого центральными задачами €вл€ютс€ проблемы искренности информанта, адекватности его воспоминаний, возможности его пам€ти.

Ќеобходимым дополнением €вл€етс€ тщательный анализ социально-исторического контекста [4] событи€ по различным официальным документальным источникам.

»сточниками информации в исторических исследовани€х обычно служат как письменные источники: мемуары, дневники, письма, так и устные Ч интервью. ƒл€ фонового анализа общего социального контекста необходим всесторонний анализ имеющихс€ официальных исторических свидетельств.

ќсновные принципы устной истории как исследовательской тактики:

Ј ѕредварительное ознакомление с имеющимис€ официальными источниками
информации по проблеме и данному историческому периоду.

Ј ќграничение исследовани€ относительно узкой проблемной областью и временными
рамками.

Ј ќтбор информантов должен точно соответствовать проблеме и цели исследовани€.

Ј »нформанты должны освещать одни и те же аспекты исторического событи€,
поэтому перечень вопросов достаточно структурирован.

Ј –ассматриваютс€ и анализируютс€ противоречи€ в высказывани€х разных очевидцев
или участников событи€.

Ј —видетельства информантов по основным параметрам сравниваютс€ с уже
имеющимис€ документальными свидетельствами.

»стори€ жизни, или биографический метод, €вл€етс€ изучением индивидуального пути и жизненного опыта на разных стади€х (от детства к взрослению и старению). Ёто, пожалуй, одна из самых распространенных тактик качественного исследовани€. »стории жизни используютс€ во многих социально-гуманитарных науках, там, где центром интереса €вл€етс€ индивидуальное.

 лассические примеры использовани€ этой тактики описывают жизненные практики людей, оказавшихс€ в нетипичной или уникальной социальной ситуации: истори€ гермафродита (√арфинкель, 1967 [81]), влюбленной женщины (Ўварц и ћертен, 1980 [106]), потребитель героина, окончивший жизнь самоубийством (’ьюс, 1961 [93]), французский убийца-мань€к ’√’ века (‘уко, 1978 [79]).

Ќо это может быть и типична€, среднестатистическа€ истори€ жизни человека. ∆изненна€ истори€ польского эмигранта ¬ладека ¬исневского (его детство в польской деревне, вступление в трудовую жизнь булочником, его эмиграци€ в √ерманию в поисках работы и наконец приезд в „икаго и мытарства там) легли в основу уже упоминавшегос€ исследовани€ ”. “омаса и ‘. «нанецкого [117] о польских кресть€нах.

ѕо объекту интереса это может быть истори€ жизни великого или выдающегос€ человека; индивида, достигшего большого жизненного успеха, или истори€ жизни обычного среднего человека. »сключительно редки автобиографические исследовани€.

ќсновной метод получени€ информации Ч биографическое интервью или длительные диалоговые беседы с человеком. »спользуютс€ также разнообразные документальные источники: от школьного сочинени€, написанного на конкурс, до мемуаров Ч весь набор документальных источников, которые  . ѕламер называет Ђдокументами жизниї [105]. »х общее свойство в том, что индивид повествует об общем течении, всей истории жизни своими словами. Ћучше, если такой рассказ дополнен также свидетельствами других людей из его окружени€ (близких, родственников), личными письмами или фотографи€ми.

Ќ. ƒенцин [73] выдел€ет два подхода к истории жизни: первый, так называемый классический, где исследователь использует биографический материал как иллюстративную основу дл€ собственных теорий и концепций. ћатериал представлен в видении и под углом зрени€ самого исследовател€. »менно он создает историю жизни, анализиру€ ее с точки зрени€ культурных представлений общества, жизнеде€тельности отдельных социальных институтов или социальной истории в целом.

¬торой подход, интерпретативный, предполагает, что рассказанна€ биографи€ собственно биографией €вл€етс€ только частично: она содержит не просто факты и вымыслы о своей жизни, но призвана создать некий Ђобраз себ€ї. Ђћы создаем людей, о которых мы пишем, так же как они твор€т самих себ€, когда рассказывают о своей жизниї, Ч пишет ƒенцин [73]. ¬ таком подходе биографическое повествование как своего рода Ђсценическое представлениеї (метафора Ё. √оффмана), рассматриваетс€ как нека€ демонстраци€ себ€ Ч € такой-то. ¬ этом случае интерес исследовател€ направлен скорее на сам способ Ђконструировани€ї биографии дл€ вы€влени€ социальной идентичности рассказчика (анализируютс€ способы Ђпостроени€ї идентичностей и их изменени€).

—оздава€ такую интерпретированную историю жизни, исследователь должен последовательно пройти следующие этапы:

Ј Ќачать с фиксации элементов объективного опыта, обознача€ этапы жизненных
циклов и событий, которые дл€ простоты можно выстроить в хронологической
последовательности.

Ј «атем собрать более детальную информацию о контексте наиболее важных событий и
сформировать таким образом набор отдельных историй.

Ј »стории, касающиес€ отдельных событий жизни, организовать вокруг более общих
тем и выстроить в эпизоды индивидуальной жизни.

Ј »сследователь фокусируетс€ на раскрытии смысла отдельных историй дл€ жизни
индивида в целом; обращаетс€ к информанту за дополнительными объ€снени€ми в
поисках разных аспектов этих смыслов.

Ј ¬ поисках смыслов он обращаетс€ также к дополнительным источникам Ч анализу
социально-исторического контекста, отношений в непосредственном окружении Ч и,
в конце концов, предлагает свою общую интерпретацию жизненного опыта данного
индивида как целостного Ђпроизведени€ї.

“ака€ интерпретированна€ истори€ жизни наиболее близка к феноменологической теоретической традиции. ќна ориентируетс€ на поиск общего смысла, значени€ жизненного опыта индивида или индивидов. ѕри этом жизненный опыт рассматриваетс€ безотносительно к реальным фактам жизни, а строитс€ его обща€ картина, основыва€сь на воображении и интуиции исследовател€. »з значени€ опыта одного индивида строитс€ его общее универсальное значение дл€ всех, кто имел аналогичный прожитый опыт. ѕри этом предполагаетс€, что такой смысл действительно есть, и он исследуетс€ как определенный социальный феномен.

»ндивидуальна€ истори€ жизни может стать основой и при изучении способов Ђпроживани€ї жизненных событий: индивидуальных кризисов, поворотных моментов в биографическом пути, социально-исторической ситуации.

Ѕиографические повествовани€ могут стать пред, метом анализа и в своей совокупности Ч как коллективный опыт Ђпроживани€ї определенной социальной ситуации. —равнительный анализ большого числа аналогичных случаев (примерно от 5 до 25) становитс€ основой дл€ описани€ социальной проблемы, котора€ вырисовываетс€ за сходными обсто€тельствами и действи€ми Ч общей социальной практикой людей. “акой методологический подход позвол€ет ти-пологизировать жизненные стратегии в сходных ситуаци€х, конструировать Ђобразцыї (т. е. нормы) поведени€ или типы культурных ориентации, стилей жизни[5]. ¬ данном случае проблема сравнительного анализа историй жизни или отдельных эпизодов становитс€ центральной задачей с целью построени€ типологии индивидуального поведени€.

»сточниками информации в этом случае служат некотора€ совокупность историй жизни (как основна€ база), а также официальные и неофициальные документы, социальна€ статистика, архивы, данные опросов общественного мнени€, описывающие социальный контекст коллективной практики.

»так, истори€ жизни есть способ анализа, который концентрируетс€ на индивиде или индивидах, их опыте проживани€ жизни и отражении в нем социально-культурных процессов. Ёта тактика предусматривает досконально полную информацию о всей прот€женности жизненного пути и субъективных переживани€х человека.

Ј »сследователь должен иметь точное представление об историческом и социальном контексте, соответствующем жизни, чтобы представить себе ее в социальном качестве.

Ј Ќеобходимо точно определить ключевые моменты жизненного пути, которые анализируютс€ тематически как эпизоды, имеющие скрытый смысл и представл€ющие аспект жизненного опыта в целом. »сход€ из этого возможна интерпретаци€ и объ€снение общего смысла данного опыта.

Ј »спользу€ интерпретативный подход, исследователь концентрируетс€ непосредственно на поиске таких смыслов, использу€ дополнительную информацию от индивида и свой научный опыт.

Ј ¬ случае изучени€ нескольких историй жизни и их сравнительного анализа необходимо: а) первоначально выделить отдельные эпизоды, подлежащие сравнению; б) проанализировать их в контексте данной жизни; в) перейти к перекрестному анализу с биографическими данными других людей.

»стори€ семьи. Ёта тактика фокусируетс€ на истории семьи как локального сообщества на прот€жении поколений. —емь€ рассматриваетс€ как относительно устойчива€ мала€ группа, вз€та€ в исторической перспективе, котора€ в каждом поколении членитс€ и перестраиваетс€, что не исключает ее Ђнепрерывностиї как социального феномена. јнализируютс€ процессы социальной и территориальной мобильности членов семьи в длительной динамике нескольких поколений, преемственность или изменение ее социального статуса, передача Ђкультурного капиталаї семьи и трансформации ценностей.

“ак, петербургские социологи ¬. ¬оронков и ≈. „икадзе изучали, каким образом в период 20Ч30-х годов происходила утрата культурно-национальной идентичности евреев и формировалась их советска€ идентичность. ѕервоначально они проанализировали индивидуальные биографические повествовани€ 50 респондентов из еврейских семей, акцентиру€ внимание на развитии этнической идентичности. ѕараллельно изучались изменени€ в социально-историческом контексте Ђотношени€ к евре€мї. «атем сравнивались рассказы о жизни пожилых и молодых людей, представителей разных поколений семьи. »сследователи обнаружили существенные различи€ в процессах формировани€ национальной идентичности в разные исторические периоды советской истории.  оротко они сформулировали этот процесс следующими словами: евреи, приехавшие в Ћенинград в 20Ч30-е годы, постепенно становились русскими, чтобы впоследствии их внуки из русских-советских оп€ть превратились в евреев в эпоху разрушени€ советской идентичности [14].

»сточниками информации здесь служат семейные архивы, глубинные интервью с представител€ми разных поколений, генеалогические графы.

»так, истори€ семьи концентрируетс€ на семье как малой социальной группе, существующей на прот€жении поколений в рамках определенного измен€ющегос€ социального контекста.

Ј »сследователь собирает информацию об истории и современной жизни семьи от нескольких представителей данной семейной группы, желательно представителей разных поколений.

Ј јнализ проходит в два этапа. ѕервоначально анализируютс€ отдельные рассказы людей по тактике истории жизни, а затем анализируетс€ истори€ семьи в целом. ѕри этом учитываютс€ сведени€ разных членов дл€ поиска противоречий и несоответствий в их рассказах.

Ј —ущественно важным €вл€етс€ точное представление не только о социальном контексте жизни семьи в целом, но и информаци€ о региональных особенност€х того района, где жила семь€.

Ј ’орошим дополнением к полученной информации служит генеалогический граф о широкой сети родственных св€зей на прот€жении нескольких поколений с указанием годов жизни, места жительства, профессии и т. д.

¬осхождение к теории, или grounded theory, как тактику обычно св€зывают с именами Ѕ. √лейзера и ј. —трауса и созданной ими в конце 60-х годов теорией [84, 113, 114][6]. “актика Ђвосхождени€ к теорииї в основном отличаетс€ способом анализа данных, ориентированным на построение теории случа€.

÷ель такого исследовани€ состоит в рассмотрении конкретной жизненной ситуации как формы про€влени€ определенного феномена, который подлежит теоретизированию Ч обобщенному абстрактному представлению в виде теоретического утверждени€ или гипотез относительно данного феномена, наблюдаемого в реальной практике.

“актика состоит в следующем: исследователь собирает из разных источников информации многоаспектные данные о конкретных событи€х, действи€х или отношени€х людей; группирует и св€зывает разнородные данные в обобщенные категории. ѕоэтапно поднима€сь ко все более абстрактным категори€м и научным концепци€м, он в результате конструирует их в абстрактный Ђтеоретический случайї. Ёто позвол€ет представить наблюдаемый случай в виде самосто€тельной авторской версии относительно природы данного феномена. ѕриведем пример такого подхода, использованный самими авторами теории.

√руппа под руководством ј.—трауса вела детальное наблюдение за больными и медицинским персоналом в клинике.  роме практических отношений медицинского персонала и больных, среднего и старшего медицинского персонала, их интересовала и более абстрактна€ проблема: хроническа€ боль и способы ее облегчени€, снижени€ причин€емых ею страданий. ¬ результате анализа разнородных данных возникли две обобщенные категории как две Ђстратегии борьбы с больюї: Ђлечение техническими средствамиї (лекарства, операционное вмешательство и другие средства сн€ти€ болевого синдрома) и Ђлечение через адаптацию к болиї (контролирование болевых ощущений самим пациентом и психофизиологические программы воздействи€ со стороны персонала). јнализировались последстви€ вли€ни€ этих двух стратегий на моральное состо€ние пациента, на субъективное представление о хронической боли. —равнение двух противоположных случаев Ч двух клиник, придерживающихс€ одной из стратегий, Ч позволило авторам концептуализировать феномен хронической боли и способы борьбы с ней [114].

ƒругой пример, также из клинической практики, Ч исследование Ђтраектории умирани€ї. Ѕ. √лейзер и ј. —траус анализировали экстремальный случай одинокой пациентки, умирающей в больнице от рака. ќни описывают стадии, которые прошли пациентка и медицинский персонал, сража€сь с болью и смертью. ќбсуждаетс€ вли€ние двух составл€ющих: знани€ пациентки о своем состо€нии и степень заботливости персонала, которые могут облегчить ее трагическое состо€ние. јвторы предложили концептуализацию, на основе которой единичный случай стал основой дл€ социологического понимани€ ситуации в целом и вли€ни€ на реальную практику отношени€ к больным [85].

ѕроцесс анализа данных в тактике Ђвосхождени€ к теорииї имеет свою стандартную технику и предусматривает несколько стадий кодировани€ (открытое, осевое, выборочное), а затем составление условной матрицы, св€зывающей вли€ние определенного социального контекста с различными формами про€влени€ феномена Ч сравнительный анализ (более подробно см гл. VII с. 205Ч210).

—оциолог, выбирающий тактику Ђвосхождени€ к теорииї должен:

Ј ориентироватьс€ на теоретическое видение ситуации и ее составл€ющих;

Ј несмотр€ на индуктивный и творческий характер методики помнить, что она предусматривает систематический подход и определенные стадии анализа;

Ј прочувствовать ту степень абстракции, котора€ обеспечивает, с одной стороны, конкретность (заземленность)

Ј теории, с другой Ч ее категориальный характер в научных терминах;

Ј созданна€ теори€ должна хорошо объ€сн€ть центральный феномен, определ€ть услови€, при которых она Ђработаетї, и предусматривать следстви€, вытекающие из данной теории.

»так, теперь мы знаем, что социологи- Ђкачественни-могут использовать разные способы проведени€ исследовани€ исход€ из первичного фокуса своего интереса.

Ј ≈сли в фокусе интереса прежде всего проблемы уникального объекта и вы€снение скрытых пружин его функционировани€ как системы, он выбирает кейс-стади. ¬ этом случае результаты его исследовани€ сугубо прикладные и нос€т характер советов или рекомендаций относительно разрешени€ определенного конфликта или улучшени€ системы функционировани€ данного сообщества или индивида.

Ј ≈сли в фокусе в первую очередь новое знание о культуре определенного сообщества, нормах и образцах поведени€, он выбирает тактику детального описани€ его форм поведени€ и €зыка Ч этнографическое исследование.

Ј ≈сли исследование направлено на восстановление полной картины исторического событи€ или процесса, и прежде всего его субъективной стороны как последствий дл€ его участников или очевидцев, то избираетс€ тактика устной истории, где первоочередной задачей €вл€етс€ проверка степени правдивости воспоминаний информанта и сопоставление их с документальными источниками информации.

Ј ¬ случае интереса к ретроспективе социальных процессов и механизмам передачи культурного капитала от поколени€ к поколению он обращаетс€ к тактике истории семьи, привлека€ дл€ этой цели свидетельства нескольких членов семьи из разных поколений.

Ј ≈сли же интересна прежде всего индивидуальна€ жизнь и отражение в ней социальных и культурных процессов, соотношение индивидуального и социального в исторической ретроспективе, то социологи примен€ют тактику истории жизни.

Ј “актика восхождени€ к теории используетс€ тогда, когда в центре исследовательского интереса прежде всего теоретическое осмысление данного социального феномена, наблюдаемого в жизненной практике. ¬ принципе, даже один и тот же источник информации может стать основой дл,€ применени€ разных тактик качественного подхода.

“ак, например, биографическое интервью с Ћ. ћироновым, приведенное в приложении (с. 241), может анализироватьс€ в традици€х кейс-стади, если сфокусироватьс€ на одном жизненном эпизоде.   примеру, эпизод работы в научно-исследовательском институте в 70Чначале 80-х годов можно анализировать детально как ситуацию в научной среде в те годы. ƒл€ этого можно привлечь дополнительные источники информации об этой ситуации, рассмотреть ее в единстве социальных условий, индивидуальных стратегий и системы межличностных отношений в науке.

Ётот же текст может быть использован дл€ тактики индивидуальной истории жизни, если проследить биографический путь этого человека в единстве социально-типичного, характерного дл€ представителей его поколени€, и индивидуального, раскрывающего особенные детали в формировании его жизненного пути.

»спользовав феноменологический подход, возможно сконцентрироватьс€ на вы€влении общего смысла его социального опыта, жизненного мира этого человека. ¬ таком случае мы прицельно анализируем его рассказ в целом как способ подачи себ€ и прожитой жизни.

— позиции устной истории интерес может представл€ть, например, период его студенческой жизни Ч начало 50-х годов Ч и отношение студенческой молодежи к сталинскому режиму дл€ характеристики социально-политической жизни того времени.

“огда биографическое интервью будет служить субъективным свидетельством одного из участников той исторической ситуации.

“аким образом, перечисленные выше различи€ разных тактик не так уж велики. ќни имеют больше сходств, чем отличий. ¬се дело в фокусе интереса исследовател€ и специфике подхода к данным. –асхождени€ св€заны также с Ђпроисхождениемї этих тактик из разных областей знани€. ќбщими чертами всех этих тактик можно считать:

1) ориентацию на изучение каждодневной практики социального взаимодействи€;

2) изучение неструктурированных источников текстовой информации как живых образцов устной или письменной речи, содержащих субъективные свидетельства о социальном существовании индивидов и практике взаимодействий с другими людьми;

3) кроме текстовой информации используютс€ и другие разноплановые данные об объекте интереса;

4) анализ предполагает всестороннее описание и интерпретацию состо€ни€ социального феномена в единстве его внутренних взаимосв€зей.

ћногообразие тактик качественного исследовани€ отличает этот подход от Ђколичественногої. »сследователь волен изобретать свой способ действи€ или приспосабливать существующие применительно к конкретной исследовательской ситуации. ¬месте с тем, как и в жестко-структурированном системном подходе, он должен следовать определенным канонам научного поиска, переводить свои наблюдени€ и интерпретацию на €зык научных пон€тий, обосновывать аргументы, опира€сь на достоверные данные (тексты, наблюдени€, имеющиес€ документы, данные других исследователей).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1454 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

547 - | 474 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.074 с.