Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јнализ личных документов




¬ качественной социологии фактически все методы сбора информации (и наблюдение, и глубинные интервью) привод€т к по€влению текстовой информации, подлежащей дальнейшему анализу как письменный документ. ¬ методике наблюдени€ анализируютс€ дневники наблюдени€, в методе интервью Ч тексты интервью. “акие тексты создаютс€ непосредственно дл€ исследовательских целей.

»спользуютс€ также письменные и визуальные источники информации, уже первоначально представленные в виде личных документов или Ђдокументов жизниї, как их называет  . ѕламер [105]. ќни станов€тс€ объектом изучени€, но создавались дл€ других, личных целей. »сследователь утверждает, что мир буквально переполнен личными документами, которые €вл€ютс€ потенциальной основой дл€ научного изучени€: люди ведут дневники, посылают письма знакомым и направл€ют письма в газеты, делают фотографии, пишут мемуары, оставл€ют посмертные записки, составл€ют пам€тные надписи на пам€тниках, рисуют картины, снимают фильмы и сочин€ют музыку, описывают свои сны. ¬се эти формы самовыражени€ и отражени€ личной жизни характерны дл€ тыс€ч и миллионов людей. ќни могут стать предметом интереса каждого, кто захочет изучить их. ¬ широком смысле все Ђдокументы жизниї способны расширить круг социологических представлений о реальности [105, с. 13].

Ќеформальные документальные источники активно используютс€ историками и антропологами при исследовании прошлого или изучении культурного своеобрази€ сообществ. ƒл€ социолога человеческие документы €вл€ютс€ Ђсвидетельством индивидуального опыта, который отражает поведение индивида как личности и как участника социальной жизниї [59, с. 29]. ѕреимуществом при их использовании €вл€етс€ эмоционально окрашенна€, непосредственно из первых рук полученна€ информаци€ о субъективном мире и о тех событи€х, в которых участвовал индивид.

ƒневники как неформальный документ обладают тем преимуществом, что описывают жизненные событи€ Ђдень за днемї, а не post i'actum, как в интервью, и, значит, временной эффект не накладывает своего отпечатка на воспри€тие и описание событи€. Ёто очень важное преимущество, так как в биографическом интервью всегда приходитс€ различать два аспекта субъективного видени€: каково сегодн€шнее видение прошлого и каковы были ощущени€ человека тогда, в момент совершени€ событи€, в прошлом. ƒневники же описывают действи€ Ђздесь и сейчасї. ќднако было бы наивно предполагать, что все дневники ведутс€ изо дн€ в день и только благодар€ этому содержат наиболее полную адекватную информацию о каждодневной жизни индивида.

¬ насто€щее врем€ ведение дневников выходит из моды, но в момент расцвета „икагской школы они служили источником информации дл€ многих классических исследований.

 ак отмечает  . ѕламер, в насто€щее врем€ дневники как источник информации могут быть использованы следующим образом:

а) по просьбе исследовател€ индивиды ведут дневник каждодневных событий в течение короткого времени, например, недели или мес€ца. ѕри этом предлагаетс€ коротка€ инструкци€ по заполнению такого дневника, где предусмотрены также личные комментарии заполн€ющего дневник. “акой дополнительный источник был использован в лонгитюдном исследовании образа жизни стареющих жителей —ан-‘ранциско и дал богатую информацию относительно типичного врем€провождени€ пенсионеров. ќткрытый характер заполнени€ дневника помог также существенного обогатить представление о жизни пенсионеров [98].

б) јналогичный прием примен€етс€ в классических исследовани€х бюджетов времени дл€ описани€ типичного дн€ жизни. Ќапример, одного дн€ из жизни обычного американского мальчика [54].

Ќаиболее эффективно этот подход использован ќскаром Ћевисом в его знаменитом исследовании трансформации мексиканской культуры в бедных городских семь€х Ђѕ€ть семейї [97].

ћетод Ћевиса состо€л в описании одного дн€ жизни в п€ти семь€х. ≈стественно, что он провел в этих семь€х значительно больше времени, сотни часов: ел с ними, отмечал их праздники, раздел€л их заботы и обсуждал их проблемы. Ќо в конце он решил, что дл€ адекватного аналитического сравнени€ п€ти семей наиболее подходит дневниковый способ описани€ одного типичного дн€. ѕоэтому кажда€ из семей была представлена дневником одного дн€ с описанием специфического характера данной семьи. Ћевис считал, что изучение одного дн€ служит наиболее компактной формой дл€ интенсивного описани€, позвол€ющей контролировать сравнение п€ти семей как по количественным, так и по качественным характеристикам.

в) “ретий тип дневниковых записей можно назвать дневниковым методом интервьюировани€. ќн примен€етс€ обычно дл€ исследовани€ сообществ, трудно поддающихс€ наблюдению. ѕоэтому им предлагаетс€ заполн€ть ежедневный дневник своей активности, при этом раскрыва€ характер такой активности по предложенной исследовател€ми схеме.

“ак, в калифорнийском исследовании молодежной субкультуры исследователи предложили участникам групп за небольшую плату в течение недели ежедневно описывать все виды своей активности. ќписыва€ каждый из видов де€тельности, они должны были одновременно ответить на вопросы: Ђчто?ї, за которым следовало подробное описание де€тельности словами самого респондента; Ђкогда?ї с описанием времени активности и последовательности событий; Ђгде?ї с описанием места событи€, предварительно закодированного в цел€х сохранени€ анонимности участников; вопрос Ђкак?ї предполагал описание логики событи€: как доставали марихуану, как добывали транспорт дл€ передвижени€ и т.д. [127, с. 15Ч16].

¬ предложенной схеме дневниковые записи участников исследовани€ повтор€ли метод полуструктурированного интервью с повтор€ющимис€ вопросами по каждому дню своей активности, но фиксировали событи€ не ретроспективно, а непосредственно в момент де€тельности.

ѕисьма довольно редко станов€тс€ источником информации и объектом анализа в социальных науках, но без сомнени€ €вл€ютс€ богатым информационным материалом. јктивно использу€ письма в своей исследовательской практике, ”.“омас и ‘.«нанецкий классифицируют их следующим образом:

Ј церемониальные письма Ч посланные по случаю официального событи€, праздника,
обычно требующего присутстви€ всех членов семьи Ч свадьбы, крестины, похороны,
–ождество, Ќовый год, дни рождени€. “акие письма замен€ют церемониальные речи;

Ј информационные письма Ч содержащие детальный рассказ о жизни семьи,
предназначенные отсутствующему ее члену;

Ј сентиментальные письма Ч которые имеют целью Ђоживитьї чувства человека
безотносительно к какому-нибудь особому случаю;

Ј литературные письма Ч несущие определенную эстетическую нагрузку.

Ј деловые письма [117].

ѕисьма в насто€щее врем€ используют в основном при исследовании традиционных сообществ и прежде всего сельского населени€, где они еще остались составной частью культуры.

 лассическим случаем использовани€ писем служит уже упоминавшеес€ исследование ƒж. ќлпорта Ђѕисьма ƒженниї, где письма, написанные в течение дес€тилети€ одной женщиной, стали основной информационной базой дл€ анализа трансформации идентичности.

ѕри использовании писем возникает две проблемы. ¬о-первых, как из€щно отметил один из английских исследователей, необходимо помнить, что у каждого письма есть два родител€: тот, кто его пишет, и тот, кто его получает. ƒругими словами, исследователь, обратившийс€ к анализу писем, должен хорошо себе представл€ть, кому направлены данные письма, на чью реакцию они ориентированы. Ёто редко бывает доступно исследователю, но надо хот€ бы помнить, что адресат наполовину определ€ет направленность и стиль письма. ¬о-вторых, письма пишутс€ не в расчете на аналитическое изучение специалистами, поэтому не все в них может представл€ть ценность как материал дл€ изучени€. ќлпорт, рассказыва€ о процессе работы над письмами ƒженни, упом€нул, что ему приходилось сокращать ее письма на две трети, так как больша€ часть каждого письма не представл€ла научного интереса [51].





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1425 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

514 - | 475 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.