Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћичность в системе коммуникации




ќсобое значение в изучении роли личности в процессах формировани€ речи, механизмов экспрес≠сивности, особенностей индивидуальной речи. Ћичность, имеюща€ способность создавать и воспринимать речевые тексты, называютс€ отдельными авторами Ђ€зыковой личностьюї. “ак ё. Ќ.  араулов по €зыковой личностью подразумевает Ђсовокуп≠ность способностей и характеристик человека, обусловливаю≠щих создание и воспри€тие им речевых произведений (текс≠тов), которые различаютс€ а) степенью структурно-€зыковой сложности, б) глубиной и точностью отражени€ действитель≠ности, в) определенной целевой направленностьюї[52][52].  араулов модели €зы≠ковой личности выдел€ютс€ три уровн€: вербально-семантический; лингво-когнитивный и мотивационный. ѕо мнению ¬. ѕ.  онецкой така€ модель позвол€ет рассматривать разнообразные качественные признаки €зыковой личности в рамках вербально-семантической, когнитивной и прагматической характеристик.

¬ербально-семантическа€, т.е. собственно €зыкова€ характеристика включает в себ€ определение всего запаса слов и словосочетаний, которыми пользуетс€ личность в естественной вербальной коммуни≠кации. ѕри этом обращаетс€ внимание на умение правильно использовать вербальные средства в соответствии с нормами социальной дифференци≠ации и вариативности, функционально-стилистической ценнос≠ти и на имеющие место нарушени€ нормативных правил словообразовани€, грамматики и произно≠шени€.

 огнитивна€(познавательна€) характеристика св€зана с интеллектуальным потенциалом личности, его познавательной де€тельностью. ” каждого сознании индиви≠дуума идеи представлены в виде иерархии системы ценностей. Ћичность про€вл€ет себ€ и через использовании своих любимых разговорных формул, авторских речевых оборотов.

ѕрагматическа€ характеристика раскрывает цели и за≠дачи коммуникации, интере≠сы, мотивы и коммуникативные установки. ѕрагматическа€ характеристика определ€етс€ огромным перечнем Ђкоммуникативно-де€тельностных пот≠ребностейї личности. ѕопытки определени€ типичных ситуаций и коммуникативных установок, их систематизации, предприн€тые психологами, социологами, лингвистами, пока не привели к стройному обоснованию структуры прагматической характеристики личности “ем не менее обоснование модели €зыковой личности €вл€≠етс€ значительным вкладом в разработку теоретического и практического аспектов социальной коммуникации.

¬ теории коммуникации важно определение коррел€ции пон€ти€ €зыковой личности с пон€тием личности как члена различных социальных структур. ѕоскольку €зыкова€ личность участвует во всех типах коммуника≠ции, при ее описании необходимо учитывать не только индивидуальные характеристики, но и нормы речевой де€тель≠ности соответствующей социальной группы. Ќе менее важным €вл€етс€ изучение коммуникативной функции €зыковой личности в процессе разносторонней коммуникативной де€тель≠ности[53][53].

ѕон€тие Ђкоммуникативна€ личностьї шире пон€ти€ Ђ€зыкова€ личностьї.  оммуника≠тивна€ личность имеет свои особенности. ѕро€в≠лени€ коммуникативной личности, обусловлено совокупностью индивидуаль≠ных свойств и характеристик, которые обеспечивают умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситуации, адекватно воспринимать информацию.  оммуникативна€ личность характеризуетс€ мотивационными, когни≠тивными и функциональными параметрами. ¬полне пон€тно, что р€д характерис≠тик €зыковой и коммуникативной личности пересекаютс€. “ем не менее они играют различную роль в формировании личности.

ћотивационный параметр, определ€емый коммуникативны≠ми потребност€ми, занимает центральное место в структуре €зыковой и в целом коммуникативной личности. ќн €вл€етс€ сильным стимулом дл€ коммуникативной де€тельности и одновременно характеристикой индивида как коммуникативной личности. ¬ иерархии личностных потребностей, обоснованной американским психологом ј. ћаслоу (1908-1970), обосновываютс€ и мотивы, способствующие личностному росту, и мотивы, обусловливающие коммуникативные потребности личности (социальные, престижные, духовные).  оммуникатив≠на€ потребность определ€етс€ необходимостью индивидов в обмене смысловой и оценочной информацией в процессе жизнеде€тельности. ѕотребность взаимосв€зана с ком≠муникативной установкой. ћотивом коммуни≠кации может служить психологически обусловленна€ потребность сопереживани€, а сформировавша€с€ на этой основе коммуни≠кативна€ установка формируетс€ на базе вербальных и невербальных средств коммуникации. “аким образом, мотивированность через определенные механизмы вли€ет на коммуникативную де€≠тельность.

 огнитивный параметр формируетс€ в процессе приобретени€ познавательного опыта ин≠дивида. «нание коммуникативных систем способствует адекватному воспри€тию информации, и позвол€ет в соответствии с коммуникативной установкой вли€ть на ситуацию. —пособность воспринимать свое Ђ€зыковое сознани€ї, а также осознавать и оценивать сам факт такого сознани€ и давать адекватную оценку когнитивному диапазона партнера €вл€ютс€ основными характеристиками комму≠никативной личности.  огнитивный параметр как бы св€зывает мотивационные и функциональные параметры.

‘ункциональный параметр характеризует коммуникативную ком≠петентность. ¬ладение вербальными и невербальными средствами, умение варьировать коммуникативными сред≠ствами в процессе коммуникации, построение высказываний и дис≠курсов в соответствии с нормами избранного коммуникативно≠го кода и правилами Ђречевого этикетаї €вл€ютс€ характеристиками профессиональной компетентности.

 оммуникативна€ личность представл€ет собой специфический социальный феномен. ƒл€ выполнени€ таких со≠циально значимых функций как взаимодействие и воздействие коммуникативна€ личность должна обладает це≠лым р€дом индивидуальных характеристик (коммуникабельность, харизма и др.). ѕон€тие Ђкоммуникабель≠ныйї по содержанию соответствует значению Ђобщительный, разговорчивыйї, а по форме близко значению Ђсообща≠ющийс€, передаваемыйї. ѕод коммуникабельностью личности понимаетс€ ее способность легко устанавливать и поддерживать контакты.  оммуникабельность человека зависит не только от его психологического типа, но и от социального опыта.

’аризма (греч. charisma - милость, божественный дар) понимаетс€ как исключительна€ одаренность, личное оба€ние, прит€гательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуаль≠ными характеристиками, как мудрость, героизм, св€тость, целеустремленность действий, понимание целей, склонность к лидерству, решитель≠ность, экспресси€ и пр. ¬се эти качества характеризуют Ђхаризматическую личностьї Ч образ, формируемый и поддерживаемый средствами массовой информа≠ции по отношению к лидерам, претендующим на всеобъемлющую власть.

” каждого коммуниканта вырабатываетс€ свой собственный Ђкоммуникативный стильї: доминантный, драмати≠ческий, аргументативный, спокой≠ный, внимательный, открытый и пр. ѕо социальной значимости функций можно выделить два типа коммуникативной личности: доми≠нантный и демократичный.

  коммуникатору предъ€вл€ютс€ высокие требовани€ в профес≠сионализме, включающему коммуникативные умени€≠ми, а также личностные качества.  оммуникатор, включенный в систему устного общени€ должен иметь хорошую дикцию, при€тный тембр голоса, хорошо вла≠деть фонационными коммуникативными средствами, передаю≠щими тональность сообщени€ и экспрессию.

¬озможности установлени€ и поддержани€ контакта обуслов≠лены взаимодействием различных (пространственных, временных, психоло≠гических, социальных) условий общени€. ќсновой как в межличностной, так и в массовой коммуникации €вл€ютс€ социальные услови€ коммуникации, прежде всего социологическа€ доминанта, определ€юща€ наличие или отсутствие контакта между комму≠никантами, ценностные ориентации, предполагающие оценочное отноше≠ние к участникам коммуникации.

 оммуникатив≠на€ компетентность оцениваетс€ целым р€дом когнитивных факторов: знани€ми об окружающем мире, соци≠альных ценност€х, способностью адекват≠ного воспри€ти€ информации.  оммуникативна€ компетентность актуализируетс€ с учетом конкретных социальных условий коммуникации. ќна €вл€етс€ составным компонентом социального статуса. ћожно выделить некоторые признаки социального статуса индивида по уровню его коммуникативной компетентности. —ущественными когнитивными характеристиками коммуникативной компетентности €вл€ютс€: способность к обобщению и систематиза≠ции многомерного воспри€ти€ окружающего; способность к адекватной оценке "статуса €зыка";) способность к пониманию смысловой и оценочной информации.

¬опросы дл€ самоконтрол€

1. 1.  ак формируетс€ личность?

2. 2. ƒайте определение Ђ€зыковой личностиї?

3. 3. Ќазовите основные характеристики теоретико-гносеологи≠ческой модели €зыковой личности?

4. 4. Ќазовите общие признаки, характеризующие €зыковую и коммуникативной личности и их различи€

5. 5. ѕеречислите основные параметры коммуникативной личности?

6. 6. „то такое мотивационный параметр коммуникатив≠ной личности?

7. 7. ќпределите главные когнитивные характеристики коммуникативной личности?

8. 8.  акие характеристики определ€ют функциональный пара≠метр коммуникативной личности?

9. 9. Ќазовите критерии оценки коммуникативной личности как социального феномена?

10. 10. ќпределите типы коммуникативной личности и их роль в системе социальной коммуникации.

ќсновна€ литература

 араулов ё.Ќ. –усский €зык и €зыкова€ личность. ћ,, 1987.

 рысин Ћ.ѕ. ќ речевом поведении человека в малых социальных общност€х (постановка вопроса)//язык и личность

/ќтв. ред.ƒ. Ќ. Ўмелев. ћ., 1989.

”фимцева Ќ.¬. ћотиваци€ в речевом воздействии: проблемы и концепции//ќптимизаци€ речевого воздействи€

/ќтв. ред. –. √.  отов, ћ. 1990.

 

ƒополнительна€ литература

¬ыготский Ћ.—. »збранные психологические произведени€. ћ,, 1956.

Ћеонтьев ј.Ќ. ƒе€тельность. —ознание, Ћичность//»збранные пси≠хологические произведени€. ћ., 1983. “. 1,

∆инкин Ќ.». –ечь как проводник информации. ћ.. 1982.

ѕетренко ¬.‘. ѕсихосемантика сознани€. ћ.: »зд-во ћоск. ун-та, 1988.

 онрад Ќ.». ќ €зыковом существовании//японский лингвистичес≠кий сборник, ћ,, 1959.

 ули „. —оциальна€ самость//јмерика нека€ социологическа€ мысль/ѕер, с англ.; –ед. ¬. ». ƒобреньков. ћ,: »зд-во ћоск. ун-та, 1994,

ћид ƒж. јз и я//“ам же.

ћаркузе √. ќдномерный человек//“ам же,

„еловеческий фактор в €зыке. языковые механизмы экспрессив≠ности. ћ., 1991.

—имонов ѕ.¬., ≈ршов ѕ.ћ., ¬€земский ё.ѕ. ѕроисхождение духовности //—ери€ Ђќбщество и личность. ћ.: «нание, 1989.

√лава 5. —одержание, средства и €зык коммуникации

—одержание и средства речевой коммуникации

—имвольна€ коммуникаци€ определ€етс€ как использование слов, букв, символов или аналогичных средств дл€ получени€ информации об объекте или событии. “акое широкое определение, включает в себ€ р€д составл€ющих пон€тий: семантика коммуникаций указывает значение слов и символов; синтаксис коммуникаций относитс€ к на взаимосв€зи между используемыми символами; прагматика коммуникаций раскрывает их результативность и эффективность при достижении определенных целей.

—имволы €вл€ютс€ посредниками между сущностью €влений, смыслом и его образом, иде€ми, наход€щихс€ за пределами чувственного воспри€ти€, с одной стороны, и отражением предметов и €влений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств.

 

Ќекоторые ученые склонны рассматривать знак как одностороннюю сущность, только в плане выражени€, формы (¬.ћ. —олнцев, ј.ј. ¬етров и др.). јвстрийский ученый-пози≠тивист –.  арнап развил логико-математическое направление в семиотике.

“ипологии знаков стро€тс€ на разных осно≠вани€х. ¬ соответствии с пониманием общей теории знака. „. ѕирс различает три типа знаков:

1) 1) иконический, действие которого основано на фак≠тическом подобии означающего и означаемого (рисунок чело≠века и сам человек),

2) 2) индекс, действие которого основано на реальной смежности означающего и ќзначаемого (дым €вл€етс€ индексом огн€, бледность лица Ч индексом недомогани€ или страха),

3) 3) и символ, действие которого основано на условной, установленной "по соглашению" св€зи означающего и означа≠емого (кивок головой, как правило, обозначает утвердительный ответ, но у болгар это движение обозначает отрицательный ответ). —имвол, скорее всего, обозначает не отдельный предмет или вещь, а род вещи.

—амым простым знаком €вл€етс€ иконический; сам по себе он не может передавать информацию и принадлежит прошлому опыту. »ндекс по своей природе существует в насто€щем опыте и способен передавать информацию. Ќи иконические знаки, ни индексы не могут утверждать что-либо. Ћишь символы благодар€ своему общему значению, способны образовать суждение и, следовательно, могут воздействовать на мысли и поведение партнера, программиру€ таким образом будущее (действие, реакцию и т.п.).

¬ажнейша€ функци€ социальной коммуникации - прагматическую. «нак актуализирует содержание в со≠отнесенности с подобными себе элементами и в том случае, если он представл€ет социально установленную (прин€тую, пон€тную в данном коллективе) интерпретацию содержани€. »ли иначе - знак имеет большое значение дл€ реализации целей коммуникации.

ѕражска€ лингвисти≠ческа€ школа занималась теоретической разработкой проблемы социальной обуслов≠ленности знака. «десь знак рассматриваетс€ как со≠циальную сущность, служащую посредником между членами данного сообщества и обеспечивающую понимание только на основе всей системы значимостей, прин€той данным сообщес≠твом. »зучением социальных проблем в их сим≠волическом представлении занимаетс€ символический интеракционнзм. ¬ современной науке вопросы социальной обусловленности знака изучаютс€ как в гносеологическом, так и в общемето≠дологическом плане, главным образом в области €зыка, теории прозы и поэтики, различных видов искусства.

—оциологами социальный знак рассматриваетс€ как символ, который может быть реализован в предмете, слове, жесте, действии или образе, ¬ социальной психологии к символам относ€т различные условные знаки, например, эмблемы, ордена, значки, кольца, сообщающие информацию о социальном статусе индивида, о его принадлежности к какому-нибудь движению, организации или группе. «нак, составленный из слова и обозначающий определенные предметы или вещи, может функционировать как социальный символ, и в этой функции он. отражает социальные ценности общества. —оциальна€ ин≠терпретаци€ знака в различных обществах может не совпадать (например, понимание автомобил€ как социального символа с нашем и американском обществах).

¬ качестве социальных символов могут выступают жесты или действи€, которые "сигнализируют", сообщают информацию о социальном статусе или социальных рол€х коммуникантов. —оциальными символами станов€тс€ даже рационально не осознаваемые, но важные дл€ общества событи€, например, рождение и смерть. ¬ повседневной де€тельности человека в качестве символов выступают высшие социальные ценности общества, такие как свобода, истина, справедливость, добро, любовь.

 

—еми≠отика выдвигает постулат о знаке как о материально-идеальном образовании, способном репрезентировать информацию. ≈ю рассматриваетс€ лишь с содержательным аспектом знака - представление его в виде обобщенного концепта (добро Ч зло, главный Ч неглавный). ё.—. —тепанов, анализиру€ современное состо€ние семиотики, дает объ€снение, почему "принцип знака" был заменен "принци≠пом -высказывани€". Ёто позволило разграничить системы, в которых име≠ютс€ только знаки, но отсутствуют высказывани€, как, например, в системе коммуникативных сигналов животных или в системе архитектурных символов, и системы, в которых есть высказыва≠ни€. Ёто в то же врем€ приблизило семиотику к проблемам коммуникации в человеческом ѕроблема заключаетс€ в том, как следует понимать выска≠зывание? явл€ютс€ ли высказывани€ми, например, знак "череп и скрещенные кости" или предписывающие и запрещающие ƒорожные знаки, или актуализированное в речи слово "Ѕе≠регись!"  онечно, данные знаки не отвечают определению высказывани€ как семиотической "€чейки", абстрагированной на основе так называемой пропозициональной функции и включающей объективные посто€нные компоненты и субъек≠тивные переменные компоненты.   первым компонентам относитс€ сама информаци€, ко вторым Ч отношение к дей≠ствительности, оценка достоверности информации, коммуни≠кативна€ установка, эмоциональное отношение говор€щего к информации. обществе и позволило вычленить специальную область семиотического исследовани€ - €зык и литературу - как вербальные коммуникативные системы [54][54].

ѕод речевой коммуникацией понимаетс€ разговорное общение. ќбщение обозначает и процесс обмена мысл€ми, информацией, эмоциональным переживанием собесед≠ников. —оциологи€ рассматривает общение как социально обусловленный вид де€тельности людей. ѕсихологи€ исследует процесс установлени€ и развити€ контактов между людьми с целью обмена информацией. Ћингвис≠ты процесс общени€ представл€ют как актуализацию коммуникативной функции €зыка в тех или иных речевых ситуаци€х. √лавным элементом речевой коммуникации €вл€етс€ механизм, с помощью которого осуществл€етс€ перевод про≠цесса передачи и воспри€ти€ информации в социально значи≠мый результат персонального и массового воздействи€. ¬ социолингвистическом аспекте необходимо изучать прежде всего особенности функционирова≠ни€ €зыка в услови€х массовой социальной коммуникации.

ќсобенности стилей изложени€ в периодической печати (¬. √.  остома≠ров, ј. Ћ. Ўвейцер, ¬. ѕ. ћурат и др.), радио- и телепередач (“. «. јдамь€нц, Ќ. Ќ. Ѕогомолова, —. ¬, —ветана, ћ.¬.«арва,). ¬ыбор стил€ зависит и от предмета речи, и от общей обстановки, в которой происходит общение. ƒл€ привычной, повседневной обстановки характерен нейтральный стиль, дл€ торжественно-приподн€тых ситуаций - высокий стиль, в непринужденно-дружеской обстановке примен€етс€ чаще сниженный стиль. ≈диницами €зыка передаютс€ кроме основного и дополнительные значени€:

a) a) о сфере жизни, в которой происходит общение (функционально-стилистическое значение);

b) b) о типах ситуаций, в которых эти единицы чаще всего употребл€ютс€ (экспрессивно-стилистическое значение);

c) c) об общественной оценке €влений, обозначенных данными единицами €зыка (оценочно-стилистское значение).

¬ы€влению механизмов взаимодействи€ социальных и лингвистических факторов, обусловливающих социальные функции €зыка в услови€х массовой коммуникации рассматривал Ўарль Ѕалли - выдающийс€ швейцарский лингвист, писавший на французском €зыке. ќн чситал, что одной из основных задач стилистики €вл€етс€ исследование распределени€ €зыковых средств по сферам или средам общени€ и изучение различных эмоциональных окрасок речи, выражающих различные состо€ни€ и чувства людей. ќн описал три источника выразительных, эмоционально окрашенных средств €зыка:

а) характеризующих эмоциональный оттенок (например, применение слова щуплый вместо худой);

б) имеющих социальную окраску (например, использование выражений € накрылс€, мне хана, вместо обще€зыкового - € пропал).

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2901 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

1827 - | 1728 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.028 с.