Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕ€тикнижие ћоисеево




 

»так, сотворил Ѕог землю за шесть дней, а седьмой день отдыхал. » нам следует, поскольку мы Ч создани€ Ѕожий, шесть дней творчески работать, а седьмой день отдыхать. —овременной психологией выделены только две положительные фундаментальные эмоции: интерес и радость (»зард  ., 1980). »нтерес Ч единственна€ эмоци€, при которой возможна продуктивна€ творческа€ де€тельность. ѕоследн€€ оказывает положительное вли€ние на здоровье, сопровождаетс€ наиболее экономичной тратой энергетических ресурсов. “олько творческа€ работа может дать чувство радости, а эмоци€ радости, по современным данным, Ч оптимальна€ эмоци€, при которой лучше всего идут восстановительные процессы в организме. —оотношение между интересом и радостью 6:1.

’очу подчеркнуть, что Ѕог после того, как что‑то сделал, оценивал свою работу, и каждый раз оставалс€ доволен. —овременные нейрохирургические исследовани€ показали, что 35 % зон головного мозга стимулируютс€ положительными эмоци€ми. Ёмоцией интереса стимулируютс€ 30 % зон, а эмоцией радости Ч 5 %. Ѕибли€ установила ритм работы и отдыха и указывает, что труд должен быть творческим, тогда человек будет доволен результатами своего труда. ћук творчества не бывает, муки возникают, когда нет творчества. ќтсюда вырисовываетс€ задача психотерапии Ч помочь пациенту найти или интересную работу, или интерес в работе. ј эти идеи примыкают к экзистенциальному анализу, который видит смысл жизни прежде всего в осуществлении созидательных ценностей, затем ценностей переживани€, а когда приходитс€ пострадать, то и здесь можно найти смысл.

¬ Ѕиблии указываетс€, что Ѕог понимал, что человек не может быть один, и плохо, что ЂЕдл€ человека не нашлось помощника, подобного емуї (Ѕыт. 2,20). Ѕог увидел недостаток и исправил его: он создал женщину. ¬ Ѕиблии правильно описываетс€ значимость близких дл€ человека, и дл€ мужчины определ€ет главным жену, а дл€ женщины Ч мужа. Ђѕотому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепитс€ к жене своей; и будут одна плотьї (Ѕыт. 2,24). Ёто же вытекает и из данных науки. „еловеческа€ практика, к сожалению, воспитывает нас в духе того, что самыми близкими дл€ индивида €вл€ютс€ родители или дети. ≈сли на этом тезисе человек строит свое поведение, то он вступает в противоречие с «аконами, по которым он устроен, да и с «аконами Ѕиблии, что €вл€етс€ сильным источником стресса. ¬спомни такие расхожие высказывани€: Ђ∆ен будет много, а мать однаї, Ђѕрежде всего думай о родител€хї, Ђ≈сли ты за него выйдешь замуж и уедешь, € этого не переживуї.  огда длительно сохран€етс€ невротическа€ св€зь с родител€ми, у пациентов плохо налаживаетс€ семейна€ жизнь, начинаютс€ болезни.

‘актически все воспитание строитс€ у нас так, что человека заражают Ђпервородным грехомї. ј это €вл€етс€ посто€нным источником стресса, ибо обучают его считать основными те ценности, которые противоречат его природе. ‘актически все это приводит к авторитарной этике (Ё. ‘ромм), что противоречит гуманистической этике, направленной на развитие человека, его способностей и талантов. –абота Ё. ‘ромма Ђ„еловек дл€ себ€ї (1994) показывает вред такого воспитани€. я тоже попыталс€ раскрыть это положение в книге Ђя: јлгоритм удачиї. ѕсихотерапевт стараетс€ избавить пациента от Ђпервородного грехаї, чтобы он не судил, что такое хорошо, а что такое плохо. ѕриведу фрагмент зан€ти€ по сн€тию Ђпервородного грехаї.

Ђѕервый и основной источник стресса Ч Дпервородный грехУ. ѕомните, Ѕог запретил јдаму и ≈ве есть с древа познани€ добра и зла и пригрозил им смертью, если они нарушат этот завет? Ђ» сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Ѕог, что в день, в который вы вкусите их, откроютс€ глаза ваши, и вы будете, как бога, знающие добро и злої (Ѕыт. 3,4‑5).

„еловек, знающий, что такое хорошо, а что такое плохо, заражен Ђпервородным грехомї. Ќо только не из ра€ его изгнали, а в его душе поселилс€ ад. “еперь он должен оценить любого человека, любое его действие, любое €вление да и самого себ€ и все свои действи€ с точки зрени€ хорошо это или плохо.  ак тут с ума не сойти! ƒети, которые еще не знают, что такое хорошо, а что такое плохо, живут счастливо и ничего глупого не делают. ѕравда, своими действи€ми они мешают нам жить. » мы, зараженные Ђпервородным грехомї от своих родителей, заражаем им своих детей. ¬спомни стихотворение ¬. ¬. ћа€ковского Ђ„то такое хорошо и что такое плохо?ї. ј дальше получаетс€ по ћ. ё. Ћермонтову:

 

Ѕогаты мы, едва из с колыбели,

ќшибками отцов и поздним их умом,

» жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

 ак пир на празднике чужом.

 

» ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ќичем не жертву€ ни злобе, ни любви,

» царствует в душе какой‑то холод тайный.

 огда огонь кипит в крови.

 

ј у ƒанте в дев€том круге јда грешники вмерзли в лед:

 

ћы были там, Ч мне страшно этих строк, Ч

√де тени лед€ного сло€

—квоз€т глубоко, как в стекле сучок.

 

ќдни лежат; другие вмерзли сто€.

 то вверх, кто книзу головой застыв;

ј кто дугой, лицо ступн€ми кро€.

 

“ак и живут люди с Ђпервородным грехомї Ч льдом от ƒь€вола и огнем от Ѕога. ќгонь от Ѕога т€нет вверх, к личностному росту, а лед от ƒь€вола Ч в мороз засто€. ¬ результате довольно часто внутриличностный рост равен нулю.

Ёто хорошо иллюстрирует тест самооценки ƒембо (рис. 4.1).

 

 

“ы видишь перед собой четыре шкалы. –азмести себ€ на каждой. ≈сли ты расположил себ€ на них посередине, то, следовательно, ты заражен Ђпервородным грехомї, т. е. ты сравниваешь себ€ с другими. Ётот тест проводитс€ со школьниками, студентами, молодыми специалистами и опытными специалистами, выход€щими на пенсию, санитарами, врачами, доцентами, профессорами. » все став€т себ€ посередине!

ѕосмотри, что получаетс€. ∆изнь человека проходит как бы на гладком столбе. ќн все врем€ пытаетс€ подн€тьс€ вверх, обсто€тельства его сталкивают вниз. ј итог Ч все врем€ посередине.  ака€‑то часть людей выше мен€, и € преклон€юсь перед ними, потому что знаю (если, конечно, у мен€ именно така€ система ценностей), что быть кандидатом или доктором наук хорошо, а Ђнеостепененнымї врачом Ч плохо. Ќо ведь когда € был студентом, то считал, что врачом быть лучше, ну а те, кто не студенты, те вообще не люди. » когда € стану кандидатом наук или доктором, поко€ все равно знать не буду ћне захочетс€ стать академиком, а там € счастье свое буду св€зывать с Ќобелевской премией. » буду чувствовать себ€ глубоко несчастным от того, что до сих пор ее не получил.

 аково же было мое изумление, когда € узнал, что вс€ система ценностей, в которой € воспитывалс€, не имеет никакого значени€ в армии, куда € попал после окончани€ института. “ам солдаты и даже офицеры не очень отличали санинструктора и фельдшера от врача. ¬сех называли докторами и смотрели на всех нас снизу вверх (думаю, потому, что тогда не было военных действий). “оже были заражены Ђпервородным грехомї.

„еловека, зараженного Ђпервородным грехомї, мучает зависть к тем, кто наверху, презрение Ч к тем, кто внизу, и чувство вины перед собой. ќн весь охвачен страхами, которых часто не осознает. ¬едь мы часто страдаем не от того, что у нас нет чего‑то, а от того, что это есть у другого, Ђ∆игулиї неплоха€ машина, а ее владелец переживает от того, что у него нет Ђ¬ольвої и одновременно презирает владельца Ђ«апорожцаї. » вот такой человек начинает гон€тьс€ не за тем, что ему нужно, а за тем, что позволит ему подн€тьс€ чуточку выше, к тем, кто, с его точки зрени€, находитс€ на вершине столба. ¬едь все, что нам необходимо, у нас под рукой, потеем мы от погони за избытком.

„то же делать? »збавл€тьс€ от Ђпервородного грехаї!  ак? ѕовали этот столб и определи на нем свое место (рис. 4.2).

Ќикто из нас не выше и не ниже. ћы просто на разных местах и нам следует знать свое место в коллективе. ≈сли € работаю врачом в больнице, то там € Ч номер один. ¬се остальные сотрудники должны работать на мен€. Ќо если € работаю врачом в спортивной команде, то там € номер четыре или даже п€ть, а номер один Ч футболист, ибо, в конечном итоге, от его игры на поле зависит судьба всего коллектива, в том числе и мо€. Ќо можно еще и переходить с места на место ƒл€ этого нужно не только повалить столб, но и сойти с него.

 

 

 

„еловек, избавившийс€ от Ђпервородного грехаї, имеет только одну заботу Ч личностный рост. » в жизни у него много радостей. ѕрочитал книгу, овладел каким‑то навыком, познакомилс€ с интересным человеком, написал статью Ч все в радость, и теб€ не будет волновать, что другой в это врем€ приобрел дачу, машину, познакомилс€ с английской королевой.

»збавившись от Ђпервородного грехаї, ты становишьс€ самим собой. ” каждого свое счастье!

¬ работе с больными € стараюсь избавить их от Ђпервородного грехаї. ’очетс€, чтобы они видели мир своими глазами, а не чужими.

ѕослушай, что рассказал мне один больной неврозом нав€зчивых состо€ний, который избавилс€ от Ђпервородного грехаї и пошел дорогой личностного роста.

Ђ¬ школе и институте € училс€ отлично, и мне прочили научную карьеру крупного математика Ч профессора и даже академика. Ќо жизнь дала трещину. ћне уже было 40, а € все еще был р€довым педагогом.  огда с вашей помощью € пон€л, что мен€ ориентировали не столько на математику, сколько на академика, мне стало €сно, что € много нервной энергии потратил на то, чтобы карабкатьс€ по столбу, о котором вы рассказывали на зан€ти€х. ¬з€л не ту тему, котора€ мен€ интересовала, а по насто€нию научного руководител€ ту, по которой легче защитить диссертацию.  огда € повалил столб, а потом сошел с него и стал заниматьс€ тем, что мне интересно, и меньше думать о чинах, мне сразу же стало легче. я перестал беспокоить других, да и мен€ оставили в покое. Ќа диссертацию не хватало энергии, € решил написать книгу, где обобщил все свои данные. Ќачалась перестройка, и € рискнул опубликовать монографию за свой счет. ѕо ней € защитилс€. ћне сразу присвоили докторскую степень. —ейчас приглашают на конференции даже за рубеж. ѕри€тели советуют мне идти к начальству и просить повышени€. Ќо € сам думаю, зачем? ќткуда € знаю, что хорош дл€ повышени€? Ќаверное, не очень, раз не повышают. ≈сли начальству удобно держать мен€ на этой должности, то мне тем более удобно на ней находитьс€. „ем ходить по кабинетам, лучше € еще что‑нибудь сделаю!

ƒес€ть заповедей € широко использую в психотерапевтической работе. ѕоэтому приведу их здесь со своими комментари€ми.

Ђƒа не будет у теб€ других богов пред лицем ћоимї (»сх. 20, 3).

Ѕлест€ща€ заповедь. — точки зрени€ человека науки это значит: опирайс€ только на факты и выводы, которые вытекают из этих фактов, конечно, если мышление работает правильно.

ЂЌе делай себе кумираЕї (»сх. 20, 4).

ќчень прогрессивна€ и современна€ заповедь, котора€ учит не преклон€тьс€ перед авторитетами, а полагатьс€ на себ€, опира€сь на знани€ законов природы.  линический анализ показывает, что большинство несчастий у больных неврозами проистекает потому, что они преклон€ютс€ перед авторитетами и не полагаютс€ на «аконы, по которым мы устроены: пьют, нарушают режим дн€, не занимаютс€ физической и психологической подготовкой, живут по принципам, которые разрушают их внутреннюю структуру, идентифицируют себ€ с авторитетами и ориентируютс€ на ложные ценности. ¬ современной психотерапии этот грех определ€етс€ различными терминами. –одитель Ч в трансактном анализе, интроект Ч в гештальтгерапии, малоадаптивна€ мысль Ч в системе когнитивной терапии, патологическа€ привычка Ч в бихевиоризме.

ЂЌе произноси имени √оспода, Ѕога твоего, напрасно; ибо √осподь не оставит без наказани€ того, кто произносит им€ ≈го напрасної (»сх. 20, 7).

ѕо‑видимому, Ѕог рекомендовал заниматьс€ делом, а не тратить врем€ на пустые разговоры. «десь уже прослеживаютс€ идеи о вз€тии ответственности за свою жизнь на себ€, идеи психологической зрелости.

Ђѕомни день субботний, чтобы св€тить егої (»сх. 20, 8).

“оже неплоха€ заповедь. ќтдыхать необходимо.

Ђѕочитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую √осподь, Ѕог твой, дает тебеї (»сх. 20, 12)

ѕо поводу этой заповеди замечу, что Ѕог требует почитани€, а не послушани€. ¬едь если дети во всем будут слушатьс€ родителей, прогресс остановитс€. –одител€м следует избавитьс€ от Ђпервородного грехаї. “огда они перестанут думать, что они, конечно же, умнее своих потомков. Ёто € больше себе говорю. ¬едь € не только отец, но и дед. » отношени€ с детьми и внуками у мен€ хорошие, потому что € не заставл€ю их слушатьс€ мен€. ќни мен€ почитают, хот€ € и не вбивал им в головы эту заповедь.

ЂЌе убивайї (»сх. 20, 13).

ЂЌе прелюбодействуйї (»сх. 20, 14).

ЂЌе крадиї (»сх. 20, 15).

ЂЌе произноси ложного свидетельства на ближнего твоегої (»сх. 20, 16).

ЂЌе желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоегої (»сх. 20,17).

¬се эти заповеди хороши, но только две составлены так, что их легко выполнить: Ђѕомни день субботнийЕї и Ђѕочитай отца твоего и мать твоюЕї. ¬се остальные начинаютс€ с запретов. Ѕог, если ќн есть, не мог дать заповеди в такой форме! —уть человека такова, что именно запретное будет наиболее желанным, и именно это он будет хотеть делать.

ћожет быть, если бы Ѕог не запретил есть с дерева познани€ добра и зла, јдам и ≈ва и не подошли бы ни разу к нему. ¬севедущий Ѕог не мог не знать, что заповеди, составленные в форме запретов, об€зательно будут нарушатьс€. ѕоэтому он не только запретил, но и указал, что делать, но ћоисей то ли не полагалс€ на разум своих соплеменников, то ли в спешке передал в основном только запретительную часть заповедей. ¬ процессе психотерапевтической работы € стараюсь придать им утвердительную форму.

ЂЌе делай себе кумираї превращаетс€ в Ђ∆иви своим умомї, естественно, соблюда€ «аконы природы; ЂЌе убивайї Ч в ЂЌалаживай отношени€ с партнеромї (вот тут‑то как раз психологи€ общени€ и нужна); ЂЌе прелюбодействуйї Ч в ЂЌаладь сексуальные отношени€ со своим (своей) супругом (супругой)ї (в голову не придет прелюбодействовать); ЂЌе крадиї Ч в Ђ”чись зарабатыватьї (некогда и незачем будет красть) и автоматически выполн€тс€ заповеди ЂЌе произноси ложного свидетельства на ближнего твоегої и ЂЌе желай дома ближнего твоегоЕї.

ћногие заповеди, касающиес€ диетологии, гигиены половой жизни, весьма разумны и укрепл€ют семью. ¬ частности, длительное воздержание после мес€чных Ч лучша€ профилактика пресыщени€ собственной женой.

Ђ≈сли у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийс€ голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их: “о отец его и мать его пусть Е<Е> скажут старейшинам города своего; Дсей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пь€ницаУ; тогда все жители города его пусть побьют его камн€ми до смерти; и так истреби зло из среды себ€Еї (¬тор. 21, 18Ч21).

Ќе хочу судить о справедливости этого правила, но его соблюдение, конечно же, способствует сохранению человеческого генофонда, ибо известно, что сохранность его зависит от мужчины, а алкоголизаци€ последнего его разрушает.

Ђќтцы не должны быть наказываемы смертию за детейЕ каждый должен быть наказываем смертию за свое преступлениеї (¬тор. 24,16).

ѕрекрасное правило, которое часто не соблюдаетс€. ј во врем€ войн выбиваютс€ семьи и народы,

Ђ≈сли кто вз€л жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он остаетс€ свободен в доме своем в продолжение одного года и увесел€ет жену свою, которую вз€лї (¬тор. 24,5).

 ака€ забота о генофонде!

¬ Ѕиблии дес€ть заповедей неоднократно повтор€ютс€ (Ђѕовторенье Ч мать учень€ї). ¬от и в моем пособии есть повторы.

’очу также привести слова ћоисе€: Ђ—мотрите, поступайте так, как повелел вам √осподь, Ѕог наш; не уклон€йтесь ни направо, ни налево. ’одите по тому пути, по которому повелел вам √осподь, Ѕог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владениеї (¬тор. 5, 32Ч33).

» действительно, легче жить в соответствии со своей природой. ќб этом говорил римский император ћарк јврелий. » если юридические законы и требовани€ морали соответствуют законам природы, то они без возражени€ выполн€ютс€. ¬от и € стараюсь, чтобы мои подопечные научились жить в соответствии с «аконами, по которым они устроены, без отклонений Ђни направо, ни налевої.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1111 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

673 - | 731 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.025 с.