Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕсихологи€ предательства




Ђћен€ предал мой любимый ученик, мо€ надежда, мое будущее, предал в самую трудную минуту, когда € так рассчитывал на его помощьї. Ђћен€ предал лучший друг, подчиненный, муж и т.п.ї “акие или примерно такие высказывани€ мне довольно часто приходилось вы≠слушивать от пациентов или клиентов, которые обычно при этом находились в депрессивном состо€нии. ƒово≠льно часто они повтор€ли: Ђ ак дальше жить?  ому же можно верить?ї  онечно, € их утешал и, как мог, лечил. ¬се налаживалось, но через какой-то период они оп€ть становились жертвами предательства. я внутренне воз≠мущалс€ их Ђглупостьюї и оп€ть продолжал помогать.

Ќо только тогда, когда и мен€ предали, € оценил вы≠сказывание √юго: Ђя безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол дру≠гаї. » € решил до конца разобратьс€ в этом €влении, попробовать разработать меры по профилактике пре≠дательства, вы€снить особенности поведени€, когда теб€ уже предали, вы€снить, не предавал ли ты кого-нибудь сам, описать психологический портрет предател€. ћате≠риал у мен€ уже накопилс€.

 то предает? Ђѕреданныеї люди: любимчики (учени≠ки, сотрудники, подчиненные и т.п.), и все те в кого вы вложили и душу, и материальные средства. «акономер≠ность здесь такова: чем больше благоде€ние, тем силь≠нее предательство.

–аспространено предательство повсеместно. Ќа лек≠ци€х по психологии предательства € попросил подн€ть руки тех, кого предавали. ѕодн€ли руки почти все (а мои слушатели Ч это больные неврозами и психосома≠тическими заболевани€ми). ѕрактически каждый испы≠тал на себе предательство. ѕредавали то дети, то родите≠ли, то друг, то любимый ученик.

“ак что же такое предательство? ѕредательство Ч это преднамеренное причинение вреда (материального, морального или физического) доверившемус€ тебе чело≠веку или группе людей. ѕредательство следует отличать от отступничества. ќтступничество Ч это отказ от об≠щени€ с прежде близким тебе человеком или группой людей. ¬спомним, ѕетр трижды отрекалс€ от ’риста, но тем не менее пользуетс€ уважением до сих пор. »уда предал ’риста только один раз, и этот поступок €вл€ет≠с€ эталоном предательства.

ѕодробно предательство описываетс€ в ЂЅожествен≠ной комедииї ƒанте. ¬ дев€том круге в четырех рвах мучаютс€ предатели. ¬ первом рву, который он назвал поимени  аина, убившего своего брата јвел€, отбывают наказание предатели родных, во втором рву Ч преда≠тели родины и единомышленников, в третьем Ч пре≠датели сотрапезников, в четвертом Ч предатели ”чите≠лей. »менно в этом рву наход€тс€ »уда, Ѕрут и  ассий.

ћы, воспитанные в определенных традици€х (Ђрань≠ше думай о –одине, а потом о себеї), можем недоуме≠вать по поводу того, что предательство сотрапезника на≠казываетс€ более сурово, чем предательство родных, родины и единомышленников. ѕравда, нас учили преда≠вать. ¬едь идеалом дл€ пионеров был ѕавлик ћорозов {слава Ѕогу, что сейчас из ”головного кодекса исключе≠ны статьи об об€занности доносить на кровных родствен≠ников)! ј на какую ступень возводили тех, кто предавал своих ”чителей (вспомним пресловутую сессию ¬ј—’-Ќ»Ћ, отстаивающую Ђучениеї Ћысенко, и сессию јћЌ ———– Ђзащитившуюї ».ѕ. ѕавлова)!

Ќо почему же все-таки предательство сотрапезников наказываетс€ строже, чем предательство родных и роди≠ны? «десь-то и про€вл€етс€ гениальность ƒанте. √ений отражает всегда то, что соответствует «аконам жизни, а не писаным законам. «аконы же об€зательны дл€ всех и не знают исключений. “ак каковы же эти «аконы в пла≠не отношений между людьми? –аньше по€вилс€ сотра≠пезник, который был в то же врем€ товарищем по охоте, сотрудником, или родина? » кто ближе человеку: сотруд≠ник, с которым он общаетс€ каждый день, или брат, ко≠торый может быть, и живет в совсем другом месте? о-нечно, сотрапезник, сотрудник. „то значит дл€ нас еда? ≈да Ч это жизнь! ѕоэтому сотрапезник Ч это человек, помогающий нам выжить. » если € сделаю подлость че≠ловеку, у которого € ел, то € автоматически становлюсь предателем. ѕоэтому € дл€ себ€ сделал правилом не си≠деть за столом с человеком, с которым нахожусь в кон≠фронтации. » наоборот, если случилось так, что € у кого-то в гост€х, то € против него уже никогда не выступаю. ѕри неопределившихс€ отношени€х с человеком € са≠жусь с ним за стол, чтобы потом не стать предателем.

ѕрав был ƒанте, что предательство родных считал самым легким. ƒа и в народе говор€т, что не та мать, что родила, а та, что воспитала и выкормила.

» трижды прав ƒанте, что наиболее высокую кару определил предател€м ”чител€, ибо „еловеком станов€тс€ благодар€ ”чителю. » если у теб€ разногласи€ с ”чите≠лем Ч уйди от него, но не выступай против.

ћои научные работы св€заны с проблемой судьбы. ќдин из основных моментов здесь Ч треугольник судь≠бы, описанный  арпманом. ≈сли человек попал в сцена≠рий, то жизнь его идет по этому треугольнику, где его роли мен€ютс€.  аковы же эти роли? Ёто роли ѕресле≠довател€, »збавител€ и ∆ертвы.  о мне на прием паци≠ент или клиент приходит в роли ∆ертвы. ¬озврат к счастливои жизни может наступить только в том случае, если он научитс€ строить равноправные отношени€ с людьми. “огда он избежит роли ѕреследовател€ и »з≠бавител€, что с психологической точки зрени€ одно и то же Ч общение со знаком превосходства над партне≠ром. ≈сли начальник преследует подчиненного, то пос≠ледний, если наберет силу, станет преследовать началь≠ника, который из ѕреследовател€ превратитс€ в ∆ерт≠ву. —удьба »збавител€ аналогична. ≈сли родители в процессе воспитани€ избавл€ют своих детей от труд≠ностей, то последние будут сидеть у них на шее, и ро≠дители станут ∆ертвами. »з этих рассуждений вытека≠ет правило: не преследуй и не избавл€й, и тогда теб€ никто не предаст, и ты никого не предашь.

ћногие терп€т издевательства над собой, наде€сь, что у предател€ проснетс€ совесть. Ќо не может про≠снутьс€ то, чего нет. —овесть Ч функци€ души, а у предател€ ее нет. ƒанте глубоко подметил, что Ђедва предательство душа свершила... всел€етс€ тотчас ей в тело бес, и в нем остаетс€, доколе срок дл€ плоти не угасї.  роме того, ни один предатель не осознает, что он предатель. ќбычно он объ€сн€ет свой поступок ин≠тересами дела. ƒескать, он выступает против ”чител€ не из желани€ причинить ему вред, а потому, что идеи его уже устарели, его де€тельность €вл€етс€ тормозом дл€ дела и т.п. ѕредатель, дл€ того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности, Ђдоколе срок дл€ плоти не угасї.

Ќесколько слов о личности предател€. ѕредатели бывают активные и пассивные. –однит их то, что у них нет своего дела, они живут за счет творческих личностей.  то бы знал об »уде, если бы не было »исуса ’риста? “аким образом, предатель всегда вто≠ричен.

ѕассивным предателем можно считать ≈вгени€ ќнеги≠на. “ак, от скуки ухажива€ за ќльгой, он провоцирует Ћенского на дуэль и убивает его.

јктивный предатель Ч ѕечорин. ќн ухаживает за кн€жной ћери, неопытной девушкой, скрыва€ свой роман.

»так, не хочешь стать жертвой предательства, не заводи преданных людей, приобрети иммунитет к вос≠хищению. Ќе избавл€й, но и не преследуй.

ј как самому не стать предателем? ¬едь предательст≠во бывает осознанным и неосознанным. Ќо расплата в обоих случа€х одинакова. ¬едь когда »уда осознал, что он предатель, он удавилс€.

ѕредательство партнера по общению обычно начина≠етс€ с сомнений. Ђ—омнение предательству равної, Ч гласит восточна€ мудрость. я знаю одного руководител€, который никогда не берет к себе на работу сотрудников, которые в нем сомневаютс€. » это абсолютно правильна€ позици€. ¬едь если € сомневаюсь в человеке, то, следова≠тельно, вижу или предполагаю у него наличие таких черт, которые мен€ не устраивают. » кака€ разница, есть ли они в самом деле или нет, €-то веду с ним себ€ так, как будто они в нем есть, это посто€нный источник ненужных тревог и волнений. Ќе лучше ли сразу отказатьс€ от общени€? я своим слушател€м всегда говорю примерно следующее: Ђ≈сли вы сомневаетесь, ходить ко мне на лекции или не ходить, то не ходите. ≈сли в другом месте вам будет хорошо, € буду рад за вас. Ќо если там вам будет плохо, ваша душа будет со мной. ј потом она приведет и телої. ¬ свете вышесказанного €сно, что если при прин€тии жизненно важных решений возникают сомнени€, то луч≠ше отказатьс€ от намерени€ (например, строить семью с данным человеком).

Ќо если уже общение началось, то довер€ть надо без≠раздельно и без сомнений. —ледование этому правилу привело к тому, что сейчас у мен€ врагов в ближайшем окружении нет. ћне могут возразить, что € заблужда≠юсь. „то ж, может быть! Ќо это лучше, чем не иметь врагов, но думать, что они есть. ¬едь если € живу с чувством, что у мен€ нет врагов, то плохо мне бывает только в тот момент, когда мне делают пакость, а если € сомневаюсь в своих друзь€х, мне плохо всегда.

я даже научилс€ использовать свою доверчивость. Ќа≠чина€ какие-либо дела с новым партнером, € безраздель≠но ему довер€ю. “ем самым на недобросовестного чело≠века € произвожу впечатление простачка, и он мен€ об≠манывает. Ќо ведь первое дело всегда незначительное! “ак у мен€ образовалась Ђкартотекаї людей надежных и ненадежных. ј это уже неплохой капитал!  роме того, по€вл€етс€ возможность сотрудничать с надежными людь≠ми, в которых € уверен. » если что-то не получаетс€, то € знаю, что все дело в обсто€тельствах, ¬ общем, как говорил –асул √амзатов, Ђне вини кон€, вини дорогуї.

ј как в семейной жизни?

≈сли € считаю, что жена мне изменила или может изменить, и все же продолжаю с ней жить, то кто € тогда?  ак говорил ¬.‘ранкл, ревность всегда глупа. ќна возникает или слишком поздно, или слишком рано.  аков же вывод? Ќе ревнуй, или, если по€вились со≠мнени€ в верности супруга, разводись, коли уже дальней≠шее совместное проживание дл€ теб€ невозможно, или сохран€й семью и не изводи и не оскорбл€й партнера своими сомнени€ми.

ј теперь € воспроизведу диалог, который у мен€ был с одной из моих больных.

ќна: ¬ы знаете, мен€ мучает вопрос, не измен€ет ли мне муж? Ёта мысль не дает мне поко€.

я: —кажите, какие у вас есть основани€ дл€ такого вывода?

ќна: ѕоздние приходы, бывает невнимателен и т.п.

я: ј зарплату он отдает?

ќна: ƒа.

я: —кажите, пожалуйста, если вы узнаете точно, что он измен€ет вам, вы с ним разведетесь?

ќна: Ќет.

я: “ак € вам скажу точно: он вам измен€ет!

ќна: Ќе может быть!  ак вы можете знать?

я: — ваших слов. ѕоздние приходы, невниматель≠ность и т.п.

ƒумаю, комментировать этот диалог нет нужды. » хочетс€ еще раз повторить восточную мудрость: Ђ—о≠мнение предательству равної.

¬ „истилище Ђдуши обретают очищенье и к вечному восход€т бытиюї.

¬ ѕредчистилище наход€тс€ нерадивые, в первом круге Ч гордецы, во втором Ч завистники, в третьем Ч гневные, в четвертом Ч унылые, в п€том Ч скупцы и расточители, в шестом Ч чревоугодники, в седьмом Ч сладострастники.

“олько в „истилище грешники начинают понимать, дл€ чего дано им тело. » они обращаютс€ к живущим; призыва€ их к духовному развитию.

 

ќ христиане, гордые сердцами,

Ќесчастные, чьи тусклые умы

”вод€т вас пон€тными пут€ми!

 

¬ам невдомек, что только черви мы,

¬ которых зреет мотылек нетленный,

Ќа божий суд взлетающий из тьмы!

 

„его возноситс€ ваш дух надменный,

 оль сами вы не разнитесь ничуть

ќт плоти черв€ка несовершенной?

 

ѕоэт дает четкое определение категори€м лиц, оби≠тающим в ѕредчистилище. Ќерадивые ничего не хот€т делать, даже если речь идет об их спасении. √ордецы презирают людей. «абыв, Ђчто мать у всех однаї, ведут себ€ заносчиво и резко. «авистники меньше радуютс€ своим удачам, чем чужой печали.

 

“ак завистью пылала кровь мо€,

„то, если было хорошо другому,

“ы видел бы, как зеленею €.

 

» вот своих сем€н € жну солому.

ќ род людской, зачем теб€ манит

Ћишь то, куда нет доступа второму?

 

» еще (исповедь одной завистницы):

 

...меньше радовалась €

—воим удачам, чем чужой печали.

(выделено мною- ћ. Ћ.)

 

ј когда разгромили войска ее город и

...не было бойца,

 

„тоб не бежал; € на разгром гл€дела

» радости не ведала конца.

 

» оп€ть следует призыв к духовному развитию, кото≠рое избавл€ет от зависти.

 

...ѕознав, какой удел грозит

ѕозарившимс€ на чужие крохи,

ќн вас от слез предостеречь хотел.

 

Ѕогатства вас влекущие тем плохи,

„то, чем вас больше, тем скуднее часть,

» зависть мехом раздувает вздохи.

 

ј если бы вы устремл€ли страсть

  верховной сфере, беспокойство ваше

ƒолжно бы неминуемо отпасть.

 

¬едь там Ч чем больше говор€щих Ђнашеї,

“ем большей долей каждый наделен,

» тем любовь горит светлей и краше.

 

«авистники, с точки зрени€ ƒанте, утрачивают чело≠веческую природу и последовательно превращаютс€ в свиней, в дворн€жек, в волков, в лисиц.

ѕриводит ли зависть к болезн€м?  онечно! —реди моих пациентов было много завистников, но еще больше их было в нашем  –ќ——е.  огда они переставали ревност≠но следить за успехами других, сравнивать себ€ с други≠ми и начинали заниматьс€ развитием собственных спо≠собностей (а они у них были), то научались радоватьс€ собственным успехам. Ќо что еще очень важно, они ра≠довались успехам других. ћало того Ч они с удоволь≠ствием помогали другим добиватьс€ успеха, чтобы у них самих было больше радости.

 то обычно завидует? Ќеудачник!  ак определить, удачливый вы человек или нет? ≈сли вы завидуете кому-либо, то вы неудачник. Ќе имеет значени€ при этом, кака€ у вас должность и какое материальное положе≠ние. я знаю многих руководителей, которые завидуют своим подчиненным, которым повезло, что у них есть такой начальник, богатых, которые завидуют бедным, потому что у них нет забот о сохранении и приумноже≠нии своего состо€ни€, родителей, которые завидуют без≠детным, и семейных, которые завидуют холост€кам. ќ зависти подчиненных, бедных, бездетных и холост€≠ках € уже не говорю.

ѕочему же завидуют те, кто, казалось бы, добилс€ успеха? ќни добивались этого не потому, что им это было надо, а потому, что это было престижно. ќни под≠гон€ли себ€ под средний социальный стандарт.

я знаю одного хирурга, который, как-то обидевшись на своего начальника, переквалифицировалс€ во фтизи≠атра. –ешил, что так быстрее станет главным врачом. ќн организовал в больнице коалицию, которой удалось сн€ть главного врача. Ќаде€лс€, что займет его место (не знал, что конфликтантов не люб€т). ¬се же главным врачом ему удалось стать, но в ведомственной больни≠це. ќн превратилс€ в хоз€йственника и перестал быть врачом, да, собственно, никогда им и не был. ќн смог довольно быстро обогатитьс€, ему удалось неплохо на≠ладить работу в больнице, оснастить ее современной аппаратурой, открыть престижные отделени€, но, разъ≠едаемый завистью, он начал преследовать наиболее квалифицированных специалистов, которые не пресмы≠кались перед ним, так как знали себе цену, занима≠лись творческой работой и росли как специалисты. ћногие высококвалифицированные врачи увольн€лись. ≈му же дл€ снабжени€ больницы, ремонтов и пр. при≠ходилось унижатьс€, лебезить, заискивать перед вы≠шесто€щими. ¬ конечном итоге, против него органи≠зовалась коалици€, котора€ добилась сн€ти€ его с должности.

“ут подоспели годы перестройки. ќн ударилс€ в ком≠мерцию. ƒобилс€ значительных успехов (дачи, машины, деньги и т.д.). Ќо избавилс€ ли он от зависти?  онечно, нет! «авистника легко узнать. ќн вечно раздражен, недоволен всеми и вс€, внутренне напр€жен. —ейчас на≠ступил спад в его коммерции, и он ищет путей, как бы оп€ть попасть в медицину.

“ак он прошел все превращени€, описанные ƒанте. ¬начале, он, как свинь€, все хапал, чтобы обогатитьс€, затем, как дворн€жка, ла€л на своих подчиненных, по≠том превратилс€ в волка, который изгон€л подчинен≠ных, и, наконец, приобрел лисьи повадки, обща€сь с начальниками и занима€сь коммерцией.

¬ „истилище его надо направить. ќчиститьс€ от сквер≠ны зависти очень просто. ƒанте предлагает духовный рост, высокие цели.

 

ј если бы вы устремили страсть

  верховной сфере, беспокойство ваше

ƒолжно бы неминуемо отпасть.

 

—ледует зан€тьс€ таким делом, которое тебе хочетс€ делать, которое ты будешь делать с любовью, что приве≠дет к личностному росту и, в конечном итоге, к матери≠альному и социальному успеху. “ы будешь увлечен, и у теб€ не будет ни времени, ни энергии на зависть.  ак говорил видный психотерапевт ј.≈.јлексейчик, лучше один раз что-то сделать с любовью, чем сто раз без ин≠тереса или по принуждению.

ƒанте указывает, что люди зр€ во всех своих бедах вин€т небо.

 

¬ы дл€ всего причиной признаете

ќдно лишь небо, словно все дела

ќно вершит в своем круговороте.

 

“огда как на самом деле

 

....дурное управленье

¬иной тому, что мир такой плохой,

ј не природы вашей извращенье.

 

–им, давший миру наилучший строй,

»мел два солнца, так что видно было,

√де божий путь лежит, а где мирской.

 

ј беда современности в том,

 

...что церковь, вз€в обузу

ћирских забот, под бременем двух дел

”пала в гр€зь, на срам себе и грузу.

 

Ќо вернемс€ к „истилищу. ¬ третьем круге наход€т≠с€ гневные. «десь сплошной туман. “очно подмечено. „еловек в гневе Ч как в тумане Ч ничего не видит, а только что-то слышит. ќн слепец. ј ведь все правильно. ѕервыми симптомами невроза €вл€ютс€ раздражитель≠ность и вспыльчивость, которые привод€т к тому, что человек тер€ет ориентировку в этом мире.

¬ четвертом круге туман начинает рассеиватьс€, и чувства приобретают силу.

 

ЂЋюбви к добру, неполной и унылой,

«десь придаетс€ мощность, Ч молвил тот, Ч

«десь в€лое весло бьет с новой силой.

 

ѕусть разум твой к моим словам прильнет,

» будет мой урок немногословный

“ебе на отдыхе как добрый плодї.

Ђћой сын, вс€ тварь, как и творец верховный, Ч

“ак начал он, Ч ты это должен знать,

ѕолна любви, природной иль духовной.

 

ѕриродна€ не может погрешать;

¬тора€ целью может ошибитьс€,

Ќе в меру скудной иль чрезмерной стать.

 

ѕока она к высокому стремитс€,

ј в низком за предел не перешла,

ƒурным усладам нет причин родитьс€;

 

Ќо где она идет стезею зла

»ль блага жаждет слишком или мало,

“ам тварь завет творца не соблюла.

 

ќтсюда €сно, что любовь Ч начало

 ак вс€кого похвального плода,

“ак и всего, за что карать пристало.

 

ј так как взор любви склонен всегда

  тому всех прежде, кем она носима,

“о непри€знь к себе вещам чуждаї.

 

¬ернитесь к последним трем строчкам. ясно, что че≠ловек не может себ€ не любить. Ђ«ло как предмет люб≠ви есть зло чужоеї. ѕонимать это надо так: если чело≠век себ€ не любит, то силы любви он направл€ет на других, и тогда любовь превращаетс€ в зло. «десь ƒанте выдел€ет три варианта.

¬ первом варианте силы направл€ютс€ на то, чтобы Ђподн€тьс€ вдвое, поправ соседаї. “огда произойдет па≠дение того, кто подн€лс€ за чужой счет. ¬о втором варианте силы любви идут на то, чтобы удержать ближ≠него от роста. “огда человек

 

...боитс€ славу, милость, власть

”тратить, если ближний вознесетс€,

» непри€знь томит его как страсть.

 

¬ третьем варианте

 

»ной же от обиды так зажжетс€,

„то голоден, пока не отомстит,

» мысл€ми к чужой невзгоде рветс€.

 

ƒанте предупреждает, что любовь должна иметь силу. ≈сли она в€ла€, то человек становитс€ унылым и попа≠дает в четвертый круг.

 

Ќо если вас влечет к общенью с ним

Ћишь в€ла€ любовь, то пока€нных

 азнит вот этот круг, где мы стоим.

 

«десь, если очищение происходит успешно, любовь приобретает силу.

¬ „истилище грешники учатс€ любви. ѕоучимс€ и мы. «ачем ждать, когда попадешь на тот свет?

 

¬ душе к любви заложено стремленье,

» все, что нравитс€, ее влечет,

≈два ее поманит наслажденье.

 

” вас внутри восприн€тым живет

Ќаружный образ к вам запав Ч таитс€

(это за 700 лет до ‘рейда! Ч ћ.Ћ)

 

» душу на себ€ взгл€нуть зовет;

» если им, взгл€нув, она пленитс€,

“о этот плен Ч любовь; природный он

» наслажденьем может лишь скрепитьс€.

 

» вот, как пламень кверху устремлен,

» первое из свойств его Ч взлетанье

  среде, где он прочнее сохранен, Ч

 

“ак душу пленную стремит желанье,

ƒуховный взлет, стиха€ лишь тогда,

 огда она вступает в обладанье.

 

“ы видишь сам, как истина чужда

ѕриверженцам той мысли сумасбродной,

„то, мол, любовь оправдана всегда.

 

ѕусть даже чист ее состав природный;

Ќо если € и чистый воск возьму,

“о отпечаток может быть негодный.

 

»з этого как будто вытекает вывод:

 

¬едь если нам любовь извне даетс€

» дл€ души другой дороги нет,

≈й отвечать за выбор не придетс€.

 

¬ народе на этот счет есть много пословиц. ¬от две из них: ЂЋюбовь зла Ч полюбишь и козлаї. Ђѕолюбит≠с€ сатана лучше €сна соколаї.

ƒанте считает, что человек ответствен за выбор объ≠екта любви.

 

... ¬ам дана способность править суд

» делать выбор, сто€ у порога.

 

¬от почему у вас ответ несут,

 огда любви благой или презренной

ƒадут или отпор, или приют.

 

»так, пусть даже вам извне дана

Ћюбовь, котора€ внутри ее пылает, Ч

ƒуша всегда изгнать ее вольна.

 

Ёто и есть свобода воли.  стати, римский поэт ќви≠дий написал чудесную поэму ЂЋекарство от любвиї, где даны рекомендации, как изгон€ть любовь из души. ¬ психотерапевтической практике довольно часто при≠ходитс€ помогать брошенным женам и мужь€м. » де≠лаю € это успешно. ѕодробно техника изгнани€ из души того, кто бросил, описана в моей книге Ђѕсихологиче≠ское айкидої (1992).

¬ четвертом круге унылые набирают силу и скорость.

 

ћгновенно скопище большое,

—пеша бегом, настигло нас, и так

¬сех впереди, в слезах кричали двое:

 

Ђ—корей, скорей, нельз€ любвеобилью

Ѕыть в€лым! Ч сзади общий крик летел. Ч

 

Ќисходит милость к доброму усильюї.

 

¬от и в процессе лечени€ наружу выход€т сдержива≠емые ранее силы любви, и пациенты начинают творить, действовать, обход€ тех, кто вырвалс€ вперед раньше, но остановилс€ в своем развитии.  огда бывшим паци≠ентам говор€т, чтобы они не спешили, они, как и души „истилища отвечают:

 

ѕотребность двигатьс€ у нас така€,

„то ноги нас неудержимо мчат.

 

ћой пациент 55 лет после успешного лечени€, сбро≠сив себ€ унылость, стал петь в профессиональной опе≠ре, хот€ до этого много лет в€ло занималс€ в художест≠венной самоде€тельности. ” другого пациента в 55 лет после лечени€ прорезалс€ писательский талант. “еперь он каждый год издает по две-три книги объемом по 300-400 страниц, хот€ раньше с трудом выдавливал из себ€ брошюры страниц на 30 (да еще с двум€-трем€ со≠авторами). ќдна пациентка, забита€ семейными неур€≠дицами, после лечени€ организовала крупное собствен≠ное предпри€тие. ќтношени€ с мужем и детьми налади≠лись.

¬ п€том круге

 

Ќарод, который двинутьс€ не сме€,

Ћицом к земле поверженный рыдал.

 

“акому испытанию подвергаютс€ скупцы, у которых их жадность гасила порыв к благому. ¬ этом же круге и расточители, не только денег, но и своего духа, в ре≠зультате чего они не могут выполнить своего предназна≠чени€. –азмышл€€ на эту тему, € пон€л, что скупость и расточительность уживаютс€ в одном человеке. ≈сли € расточительно трачу свои силы и средства на пустое, то скупо отдаю их делу. ѕоэтому пон€тно, что между ску≠постью и расточительностью нет большой разницы так же, как между плюсом и минусом, рабством и тиранией, скандалом и сексом. » в реальной жизни и скупцы, и расточители прижаты к земле своими качествами. ќни не могут подн€тьс€ вверх.

¬ шестом круге мучаютс€ и очищаютс€ чревоугодни≠ки. ¬ этом круге даже их тени иссыхают. ќни поют и плачут одновременно.

 

ј охоту есть и пить внушают зеву

ѕахучие плоды и водопад,

 оторый растекаетс€ по древу.

 

Ќет так ли мучаютс€ чревоугодники на этом свете, наход€сь среди изобили€, но не име€ возможности насладитьс€ этим изобилием? ќни воздерживаютс€ от чревоугоди€ и плачут, а потом срываютс€, начинают есть и сме€тьс€, но располнев, оп€ть плачут. » не радуют их ни успехи по службе, ни имущественное положение, ни даже неплоха€ семь€. ¬о врем€ лечени€ чревоугодники очищаютс€ от этого греха и выздоравливают, приобре≠та€ внутренний покой.

¬ седьмом круге искупают свой грех сладострастни≠ки. ќни

 

...пройти должны

”кус огн€; идите в жгучем зное

» слушайте напев с той стороны!

 

Ќо это огонь очищени€.

 

» знай, что если б в этом жгучем лоне

“ы хоть тыс€челетие провел,

“ы не был бы и на волос в уроне.

 

“ак и психоаналитическое лечение жжет, но пациент урона не терпит, а только очищаетс€ от скверны. ћно≠гие робеют возле огн€ и прерывают лечение. Ќо те, кто это выдерживает, попадает в –ай и становитс€ самосто≠€тельными.

¬ергилий при выходе из „истилища сказал ƒанте:

 

ќтныне уст € больше не открою;

—вободен, пр€м и здрав твой дух; во всем

—удь€ ты сам; € над самим тобою

“еб€ венчаю митрой и венцом.

 

ѕри успешном лечении, выйд€ из „истилища, паци≠енты попадают в «емной –ай.

” них возникает такое ощущение, что они уже состо≠€лись. »м все удаетс€. ќни хорошо управл€ютс€ в но≠вом своем состо€нии, но в старой ситуации (они еще не знают, что предназначены дл€ более высоких сверше≠ний, что им еще предстоит попасть в Ќебесный рай, поэтому не следует останавливатьс€ на достигнутом). Ќа этом этапе психотерапевт как врач уже не нужен. ѕри правильном лечении происходит разрушение оков, Ђсн€тие греховї, и положительный опыт, приобретен≠ный пациентами, когда они были в невротическом со≠сто€нии, дает нужный результат. Ѕольной начинает добиватьс€ того, к чему безуспешно стремилс€ в тече≠ние многих лет.

¬от тогда-то и наступает состо€ние, которое можно обозначить как «емной –ай.

Ќо в это врем€ пациенту тоже нужен проводник, консультант, который будет сопровождать его по Ќе≠бесам –а€. ’орошо было бы, если бы психотерапевт, который излечил, смог бы выполнить и эту функцию. «адача здесь Ч наработка новых личностных качеств, которые позвол€т человеку почувствовать, что он на≠ходитс€ в Ќебесном –аю. ” ƒанте на этом пути был уже другой проводник Ч не поэт ¬ергилий, а его любима€ Ѕеатриче.

ј теперь клинический пример.

 

ќдин из моих пациентов, школьный учитель, страда≠ющий ипохондрическим неврозом и имеющий массу про≠блем с руководством школы и в семье, в результате ле≠чени€ выздоровел и стал заметной фигурой в школе. ќн был доволен, да и € тоже.  атамнестическое наблюдение показало, что это еще не было конечной останов≠кой. ƒальнейшее его личностное развитие привело к тому, что он стал крупным ученым в области педагогики и даже организовал свой институт повышени€ квалифи≠кации учителей. „ерез некоторое врем€ он вышел на международный уровень.  огда € спросил его, нет ли у него теперь непри€тностей, он мне шут€ ответил, что у него сейчас такие непри€тности, о которых он и мечтать не мог. –аньше его непри€тности заключа≠лись в том, что нарушались отношени€ с начальст≠вом, женой и детьми. »ногда испытывал материаль≠ный недостаток. —ейчас непри€тности совсем другие. Ќапример, не хватает средств на опубликование оче≠редной монографии или учебника. ќднако эти непри≠€тности не делают его унылым, а наоборот, поддер≠живают в тонусе. ¬ общем, как гласит латинска€ по≠словица, Ђдл€ сильного человека что счастье, что несчастье, Ч все равної.

Ётот пример показывает, что бывший пациент достиг того, о чем он даже и не мечтал, когда был в невроти≠ческом состо€нии. ћожно сказать, что он достиг Ќебес≠ного –а€.

ѕеребира€ свой архив, € могу найти достаточно много документов, свидетельствующих о том, что па≠циенты стали такими, какими они себ€ ранее не виде≠ли, т. е. самими собой. Ќо дл€ этого им пришлось пройти через все круги јда невротической жизни, и почти всегда семь кругов „истилища. ќб этом уж € постаралс€ позаботитьс€.

 онечно, некоторые обвин€т мен€ в ненаучности из≠ложени€. ќсновной их довод Ч слишком пон€тно и нет научной терминологии. ј € считаю это достоинством. ¬едь здесь описана и клиника, и лечение, а сейчас пой≠дет описание критериев выздоровлени€. ”казана также и роль врача в терапевтическом процессе. ¬ысказаны новые теоретические положени€, что €вл€етс€ необхо≠димой характеристикой научного исследовани€. “олько у мен€ нет докторской степени.

¬ «емном –аю ƒанте прежде всего выкупали в реке забвени€ Ћете. ѕри этом происходила переоценка цен≠ностей.

 

...ћой ум блуждал.

 огда предмет сто€л неизмененный,

ј в отраженье облик измен€л.

 

» в процессе психотерапии мир не мен€лс€, но боль≠ные начинали видеть его совсем по-другому. ¬олны на море уже не вызывали страха, а обидчики приобрели иную ценность и превратились в тренажеры дл€ выра≠ботки новых навыков. ¬есь мир Ч и природа, и люди Ч стали как бы другими.

ѕри успешном лечении пациенты всегда говорили примерно следующее: Ђ¬се, что происходило в моей не≠вротической жизни, происходило как бы не со мной. ”мом помню все. Ќо нет пам€ти сердца. ¬оспоминани€ уже не вызывают бурю эмоций, а при случайной встре≠че с людьми, которых раньше € ненавидел, возникает лишь легкое недоумение Ч неужели € мог так к ним относитьс€?ї Ёто и есть вполне достоверный критерий личностной перестройки.

», действительно, дл€ дальнейшего движени€ впе≠ред необходимо выкупатьс€ в психологической Ћете. “огда пациентов перестают волновать встречи с не≠при€тными людьми, а воспоминаний и не возникает. “олько после этого может начатьс€ подъем, а точнее, взлет в –ай.

ƒанте удивительно тонко подметил, что в –аю (а там ведь можно подн€тьс€ до дев€того неба) души доволь≠ствуютс€ своей участью и не жаждут Ђвысшего предела, где больший кругозор и дружба ждутї.

 

Ѕрат, нашу волю утолил во всем

«акон любви, лишь то желать вел€щий,

„то есть у нас, не мысл€ об ином.

(выделено мною- ћ. Ћ.)

 

 огда б мы славы восхотели в€щей,

ѕришлось бы нашу волю разлучить

— верховной волей, нас внизу держащей, Ч

 

„его не может в этих сферах быть,

–аз пребывать в любви дл€ нас necesse*

» если смысл ее установить.

 

¬едь тем-то и блаженно наше esse**,

„то божь€ вол€ руководит им

» наше с нею не в противовесе.

 

» так как в этом царстве мы стоим

ѕо ступен€м, то счастливы народы

» царь, чью волю вольно мы вершим.

 

ќна Ч наш мир, она морские воды,

 уда течет все, что творит она,

» все, что создано трудом природы.

 

—ейчас € немного порассуждаю, а потом вы еще раз прочитайте этот отрывок. ¬едь здесь в художественной форме кратко и точно описан всеобщий «акон природы, который назвал ƒанте «аконом любви Ч желать то, что есть, не мысл€ об ином.

Ќам есть смысл брать пример с наших клеток, кото≠рые живут по закону любви, не мысл€т об ином месте, довольны им и просто делают то дело и на том месте, куда поместила их судьба. “ак, клетка, котора€ нахо≠дитс€ на п€тке, формирует там мозоль, тем самым защи≠ща€ организм от вс€ких непри€тностей, а клетка, располо≠женна€ на радужной оболочке глаза, формирует его цвет.  ажда€ из них находитс€ на своем месте и счастлива тем, что вершит волю судьбы и одновременно свою собствен≠ную. ј ведь у этих клеток одинаковые возможности! ѕред≠ставьте себе на секунду, что будет, если клетка на вашей п€тке, недовольна€ своей участью, станет, не сход€ с мес≠та, формировать на п€тке цвет глаза, а клетка, ответствен≠на€ за цвет глаза, на своем месте начнет формировать п€точную мозоль? Ќетрудно догадатьс€, что их удал€т. ѕотому что радужна€ оболочка на п€тке Ч это пигмент≠на€ опухоль, а мозоль на глазу Ч это бельмо.

«десь можно увидеть основную идею современной психотерапии Ч жить Ђздесь и теперьї. ѕрослеживает≠с€ и мысль экзистенциального анализа: жизнь всегда имеет смысл во всех про€влени€х, и когда ты можешь что-то делать, то делай это как можно лучше. ≈сли па≠циенты начинают жить по такому закону, им сразу же становитс€ лучше. я советую им делать свое дело как можно лучше в тех услови€х, в которых они оказались. Ќа тренингах пациенты знаком€тс€ с психологией и сразу же начинают говорить, что этому их должны были на≠учить в школе, спрашивают мен€, почему в школьной программе нет практической психологии. я им полушу≠т€-полусерьезно отвечаю, что не знаю и даже думать об этом не хочу. ≈сли € буду тратить на это врем€, то не смогу делать то, что делаю сейчас Ч знакомлю их с данными психологии.  роме того, € не смогу лечить боль≠ных, писать книги и вообще делать то дело, которое дол≠жен делать, наход€сь на своем месте. ¬от если € стану министром просвещени€, то тогда и начну думать об этом. ѕока что мне даже выгодно, что психологию не преподают в школе. я не останусь без работы.

≈сли говорить серьезно, то мои пациенты именно потому и больны, что в мысл€х своих занимаютс€ дела≠ми других, не успева€ делать свои, и сетуют на то, что их не цен€т, не продвигают по службе. Ќа более высо≠ком месте они бы себ€ показали. √лубокое заблуждение!

Ќо когда при успешной работе они проникаютс€ эти≠ми рассуждени€ми, перестают думать о росте по служ≠бе, а стараютс€ получше делать свое дело (т. е. забот€т≠с€ о повышении своей квалификации), рост происходит сам собой, и они перемещаютс€ с одного неба –а€ на другое. ≈ще раз прочитайте отчет моего бывшего паци≠ента, школьного учител€, ставшего крупным научным работником. ќткрою один его секрет. ќн с детства меч≠тал стать профессором, т.е. вознестись на дев€тое небо, но у него ничего не получалось. ќн стал над собой рабо≠тать и довольно быстро вознесс€, точнее, его вознесли, а еще точнр*\ он просто вырос до этого неба.

ƒанте пишет:

 

“ут € постиг, что вс€ка€ страна

Ќа небе Ч –ай, хоть в разной мере, ибо

Ќеравной милостью орошена.

 

» еще:

 

...¬ том Ч часть нашей радости, что мзда

Ќам по заслугам нашим воздаетс€,

Ќе меньше и не больше никогда.

(выделено мною- ћ. Ћ.)

 

¬от и нам бы это постичь! ¬едь часто мы страдаем от того, что нас мало наградили. » вообще-то дело не в месте, которое занимаешь, а в том, как ты сам его оце≠ниваешь. Ќо если у человека јд в душе, ему везде будет плохо. ¬прочем, об этом € уже писал.

ƒавайте путешествовать по Ќебесам –а€. «десь есть сво€ градаци€, но к болезн€м это уже не имеет никакого отношени€. ¬ыбирайте свое небо!

Ќа первом небе живут блаженные души (как прави≠ло, «олушки), и светит им луна. ќни в реальной жизни неприт€зательны, и здесь им хорошо.

Ќа втором небе обитают честолюбивые де€тели. ќни наход€тс€ под покровительством ћеркури€. “ам ƒанте встретил императора ёстиниана, прославившегос€ тем, что упорно работал, выправл€€ законы своей страны. »мператор сказал ему:

 

ј эта мала€ звезда Ч приют

“ех душ, которые ст€жать жела€

’валу и честь, несли усердный труд.

 

Ќа третьем небе наход€тс€ души любвеобильных, а живут они под волшебными бликами ¬енеры. «десь ƒанте подчеркивает, что любовь важнее политики, человек важнее государства. » если € живу по «ако≠ну любви, да еще и отдал кому-то любовь, то действи≠тельно € должен быть выше государственного де€те≠л€. »бо если бы все жили по «акону любви, то и госу≠дарства не нужно было бы.

Ќа четвертом небе наход€тс€ мудрецы. ќни живут под солнцем. “ам ƒанте беседовал с ‘омой јквинским, —оломоном. ѕри помощи мудрости мы можем овладеть искусством любить.

Ќа п€том небе под покровительством ћарса размес≠тились воители за веру. Ќо не крестоносцы и те, кто свою веру утверждают насилием.

Ќа шестом небе под ёпитером блаженствуют спра≠ведливые. ƒанте подчеркивает непостижимость небес≠ного правосуди€. —праведливым может быть только тот, кто сам избавилс€ от первородного греха. —вое понима≠ние этой проблемы € изложил в своей книге Ђѕсихоте≠рапевтические этюдыї (1996).

Ќа седьмом небе наход€тс€ созерцатели. —ветит им —атурн. я пон€ть не могу, почему за созерцание попада≠ют на седьмое небо.  огда что-то делаешь, то первые шесть. ј вот если просто созерцаешь, то сразу на тебе Ч седь≠мое небо. Ќо не подумайте, что это критика ƒанте. Ёто просто мое непонимание, хот€ гипотеза у мен€ есть. ќтвет € нашел в системе экзистенциального анализа. ѕомните, ‘ранкл пишет о т€желом раковом больном, который уже не мог ничего делать, но он наслаждалс€ тем, что слушал хорошую музыку, читал книги и под≠бадривал других, менее т€желых больных, и хот€ тело его бедствовало, дух был в –аю.

Ќа восьмом небе под светом Ѕлизнецов обитают тор≠жествующие. “ам наход€тс€ апостолы ѕетр, яков и »оанн, прошедшие испытание в вере, надежде и любви. —овершенно потр€сающее чувство торжества возникает при внедрении своих идей и разработок в жизнь! Ќе имеет ничего общего с торжеством над повержен≠ным врагом, ибо это есть злорадство. „аще всего тор≠жество испытывают великие ученые. ћы их считаем чудаками, потому что они не пользуютс€ теми благами, которыми обладают и продолжают грызть гранит науки. Ќам этого не пон€ть. “ак мы еще и иронизируем над ними. ј ведь они открывают «аконы и тем самым как бы приближаютс€ к истине или, если хотите, к Ѕогу, ѕрироде. ¬от почему в клинической работе и практике пси≠хологического консультировани€ € стараюсь помочь сво≠им подопечным, во-первых, найти цель, а, во-вторых, добитьс€ ее.

Ќа дев€тое Ч кристальное Ч небо попадают те, кто выдерживают все испытани€. »м открываетс€ высшее озарение, и они могут лицезреть божество. —юда возне≠слись дева ћари€ и Ѕеатриче. ¬от сюда нам не стоит стремитьс€. Ќо до восьмого все-таки лучше добратьс€. » если вы торжествуете, сделав свое дело, то вы на восьмом небе. ’отите остатьс€ на нем Ч творите!

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2222 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

535 - | 446 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.232 с.