Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 4 мимические признаки обмана




Ћицо €вл€етс€ весьма ценным источником информации дл€ верификатора, ибо оно может и лгать, и говорить правду, и делать то и другое одновременно. ќбычно лицо несет сразу два сообщени€ Ц то, что лжец хочет сказать, и то, что он хотел бы скрыть. ќдни выражени€ лица поддерживают ложь, дава€ нам неверную информацию, другие же Ц выдают правду, потому что выгл€д€т фальшиво, и истинные чувства просачиваютс€ сквозь все попытки скрыть их. ¬ какой-то момент лицо, будучи лживым, может выгл€деть вполне убедительно, однако уже через мгновение на нем могут про€витьс€ потаенные мысли. ј бывает и так, что и искренние и показные эмоции передаютс€ различными част€ми лица в одно и то же врем€. я думаю, большинство людей не может сразу же раскусить лжеца лишь потому, что не умеет отличать искренние выражени€ лица от ложных.

»стинные чувства отражаютс€ на нашем лице потому, что мимика может быть непроизвольной, неподвластной нашим мысл€м и намерени€м. Ќо лицо может и лгать, так как мы в состо€нии контролировать свою мимику, не позвол€€ люд€м увидеть правду и вынужда€ их прин€ть ложь. Ћицо ведет двойную жизнь, сочета€ выражени€, которые мы намеренно принимаем, с теми, которые порой по€вл€ютс€ спонтанно, без нашего ведома. Ќар€ду с непроизвольными и намеренными выражени€ми существуют еще и некогда заученные нами и теперь по€вл€ющиес€ автоматически, желаем мы того или нет, а порой Ц даже и вопреки этому и, как правило, без нашего осознавани€. ѕримером тому €вл€ютс€ выражени€ лица, вошедшие в привычку и ставшие Ђритуальнымиї; они довольно часто по€вл€ютс€ на нашем лице, особенно когда мы, например, не можем выразить свой гнев в адрес высокопоставленной особы. ќднако сейчас нас будут интересовать лишь намеренные, контролируемые, фальшивые выражени€, используемые людьми при попытке ввести в заблуждение, и непроизвольные, спонтанные, эмоциональные, которые порой выдают истинные чувства лжеца вопреки всем его старани€м скрыть их.

»сследовани€ людей с различными повреждени€ми головного мозга убедительно показывают, что за произвольные и непроизвольные выражени€ лица ответственны различные участки мозга. ѕациенты, страдающие от повреждений одних участков, включающих так называемую пирамидальную систему[84], не могут улыбатьс€, если их об этом попросить, но улыбаютс€ в ответ на шутку или от радости. ќбратна€ картина наблюдаетс€ у пациентов, которые страдают от поражени€ другого участка мозга, не включающего пирамидальную систему. ќни могут улыбатьс€ уверенно, однако развлека€сь и даже весел€сь остаютс€ с каменным лицом. ѕациенты с поражени€ми пирамидальной системы, неспособные произвольно мен€ть выражени€ лица, не смогли бы скрыть обман, потому что не могут преп€тствовать по€влению на своем лице истинных эмоций и изображать неискреннее чувства. Ќапротив, пациенты с поражени€ми мозга, не затрагивающими пирамидальной системы, неспособные выражать истинные чувства, могли бы стать отличными лжецами, так как им не нужно заботитьс€ о сокрытии своих истинных эмоций[85].

Ќепроизвольное выражение эмоций на лице €вл€етс€ результатом эволюции. ћногие выражени€ человеческого лица подобны тем, что можно видеть и у приматов. Ќекоторые эмоциональные выражени€ Ц по крайней мере, говор€щие о счастье, страхе, гневе, отвращении, грусти, горе, а возможно, и о р€де других эмоций Ц универсальны, одинаковы дл€ всех людей, независимо от возраста, пола, расовых и культурных различий[86].

Ёти выражени€ дают нам богатую информацию о чувствах человека, выдава€ малейшие движени€ его души. Ћицо может передать такие оттенки эмоциональных переживаний, какие выразить в словах под силу только поэту. ќно может сказать нам:

- какие эмоции испытывает человек (гнев, страх, грусть, отвращение, горе, радость, удовлетворение, возбуждение, удивление, презрение) Ц каждой из этих эмоций соответствует свое определенное выражение лица;

- о наложении эмоций Ц часто человек испытывает сразу две эмоции, и обе частично отражаютс€ на его лице;

- о силе испытываемых эмоций Ц все эмоции имеют различные степени про€влени€ Ц от легкого раздражени€ до €рости, от опасени€ до ужаса и так далее.

ќднако, как € уже говорил, лицо Ц это не просто непроизвольна€ эмоционально-сигнальна€ система. ”же в первые годы жизни дети учатс€ контролировать выражение своего лица, скрыва€ истинные чувства и изобража€ эмоции, которых не испытывают. –одители учат этому детей и собственным примером, и откровенными поучени€ми типа: ЂЌе смотри на мен€ так сердитої, Ђ”лыбайс€, когда тет€ дает тебе конфеткуї, Ђ„то это ты так мрачно выгл€дишь?ї. ¬зросле€, люди настолько привыкают к этим правилам лица, что такие выражени€ вход€т в привычку, которую трудно искоренить. „ерез какое-то врем€ эти правила начинают действовать автоматически, и мы уже не контролируем и не осознаем их про€влений. Ќо даже если люди и осознают эти правила, перестать следовать им не всегда возможно, во вс€ком случае это всегда непросто; ведь если кака€-то привычка закрепилась и действует автоматически, не требу€ осознани€, избавитьс€ от нее нелегко. » сложнее всего, на мой взгл€д, побороть именно те привычки, которые основаны на правилах лица.

“о, что такие выражени€ €вл€ютс€ именно правилами лица, и что этот €зык не универсален, легче всего пон€ть путешествующему, поскольку в разных культурах эти правила различны. я обнаружил, что €понцы смотр€т сентиментальные фильмы с тем же выражением лица, что и американцы, но только при условии, что их никто не видит. ≈сли в комнате по€вл€етс€ другой человек, особенно какой-нибудь начальник, €понцы начинают значительно больше, чем американцы, следовать своим правилам лица, прикрыва€ негативные эмоции вежливой улыбкой[87].

ѕомимо автоматических, привычных выражений лица, у людей могут быть и вполне осознанные, которые они принимают, подавл€€ про€вление своих истинных эмоций и имитиру€ другие, на самом деле не испытываемые. Ѕольшинство людей прекрасно используют те или иные мимические способы обмана. ѕрактически каждый может припомнить случай, когда чье-либо выражение лица совершенно сбило его с толку, однако почти всем знакомо и обратное, когда по лицу человека прекрасно видно, что он лжет. ¬ жизни каждой супружеской пары бывают минуты, когда один читает на лице другого чувство (обычно страх или гнев), которое его партнер не только не осознает, но и отрицает. Ѕольшинство людей полагает себ€ способными заметить фальшь в лице другого, однако наши исследовани€ говор€т о том, что на самом деле это не так.

¬ предыдущей главе € описал эксперимент, в котором мы обнаружили, что испытуемые далеко не всегда могли определить, когда студентки лгали, а когда говорили правду. –езультаты тех, кто следил только за лицами девушек, оказались даже хуже случайных: они называли более честными как раз тех из них, которые лгали. »спытуемые принимали имитацию за чистую монету и игнорировали те черты лица, которые выдавали истинные чувства.  огда человек лжет, его сама€ красноречива€ мимика, на которую прежде всего обращаешь внимание, как раз и оказываетс€ подделкой, а более тонкие про€влени€ неискренности и мимолетные признаки скрываемых эмоций остаютс€, как правило, незамеченными.

Ѕольшинство исследователей и не пытались определ€ть про€влени€ лжи по лицу человека, сосредоточившись вместо этого на более легко поддающихс€ оценке факторах, таких как иллюстрации или речевые оговорки. “е немногие, кто все же пыталс€ оценить мимические выражени€, брали в расчет только улыбку, но даже и они рассматривали слишком упрощенно. ќни пришли к выводу, что и обманыва€ и говор€ правду люди улыбаютс€ одинаково часто. Ќо они не принимали в расчет характера улыбки, а ведь люди улыбаютс€ не всегда одинаково. Ќаша техника оценки выражений лиц позволила выделить более 50 видов улыбки. ћы заметили, что, когда студентки лгали, они улыбались иначе, чем когда говорили правду. ѕодробнее о наших наблюдени€х € расскажу в конце этой главы.

»менно благодар€ такому многообразию различных выражений лица исследователи, интересовавшиес€ невербальным общением и психологией лжи, и не пытать оценивать мимические выражени€. ƒо последнего времени и не было единого объективного способа оценивать это. ћы решили разработать такой метод, так как пон€ли благодар€ нашему эксперименту со студентками, что определение мимических признаков обмана требует более тщательного подхода. Ќа разработку необходимой дл€ этого техники мы потратили почти дес€ть лет[88].

—уществуют тыс€чи различных выражений лица, и все они отличаютс€ друг от друга. ћногие из них никак не св€заны с эмоци€ми и относ€тс€ к так называемым знакам речи, которые, так же как и иллюстрации, соответствуют ударению и пунктуации (например, выражени€ лица, отражающие вопросительный или восклицательный знак). Ќо есть еще и мимические эмблемы: подмигивание, удивленное вздергивание бровей, презрительное прищуривание глаз, рот Ђподковойї, скептическа€ гримаса, отвисша€ челюсть и т. д. ≈сть еще и мимические манипул€ции Ц покусывание и облизывание губ, причмокивание, надувание щек.  роме того, есть просто эмоциональные выражени€ лица, как искренние, так и притворные.

ѕричем одной эмоции соответствует не одно выражение лица, а дес€тки, а порой даже и сотни.

 ажда€ эмоци€ имеет определенный и очень специфический р€д выражений. ¬ этом нет ничего удивительного, ведь каждой эмоции соответствует не одна ситуаци€, а целый р€д. ƒавайте рассмотрим выражени€ гнева. √нев различаетс€ по:

- своей интенсивности (от легкого раздражени€ до €рости);

- степени контролируемости (от взрыва до затаенной злобы);

- темпу развити€ (от внезапной вспышки до медленного кипени€);

- темпу угасани€ (от внезапного до зат€жного);

- накалу (от кип€щего до хладнокровного);

- степени искренности (от неподдельного до наигранного Ц как у родителей, бран€щих своего непослушного, но любимого ребенка).

ј если к этому добавить еще и примеси к гневу других эмоций: злорадства, вины, праведности, презрени€, Ц то составл€ющих этого р€да будет еще больше.

Ќикто не знает, существуют ли различные выражени€ лица на каждый из видов гнева. я подозреваю, что существуют, да еще и не по одному дл€ каждого вида. ћы уже имеем свидетельства того, что выражений лица на каждую эмоцию больше, чем соответствующих им слов. Ћицо передает такие нюансы и оттенки эмоций, которые невозможно выразить в речи. Ќаша работа по изучению всего набора мимических выражений и определению количества выражений на каждую эмоцию Ц определению того, какие €вл€ютс€ синонимами, а какие выражают различные, но сходные внутренние состо€ни€, Ц началась только в 1978 году. Ќекоторые из описываемых мной результатов этой работы основаны на систематическом использовании нашей техники оценки выражений лиц, а некоторые Ц на многочасовых наблюдени€х. ѕричем все эти результаты €вл€ютс€ лишь предварительными, так как еще ни один исследователь не пыталс€ повторить наши эксперименты по вы€влению различий между произвольной и непроизвольной мимикой.

ƒавайте начнем с наиболее сложного источника утечки информации Ц с микровыражений. Ёти про€влени€ дают полную картину скрываемых эмоций, но настолько мимолетную, что ее обычно не успевают заметить. ћикровыражени€ про€вл€ютс€ не более чем на четверть секунды. ћы обнаружили их во врем€ нашего первого исследовани€ признаков обмана, почти 20 лет назад, когда просматривали запись разговора с ћэри, пациенткой психиатрической клиники (см. ¬¬≈ƒ≈Ќ»≈), котора€ скрывала свой замысел покончить с собой. ¬ фильме, сн€том через несколько недель после поступлени€ ћэри в клинику, она рассказывала врачу, что больше не чувствует подавленности и просит отпустить ее на выходные домой. ѕозднее она призналась, что лгала и хотела еще раз попытатьс€ покончить с собой, избавившись от присмотра персонала. ќна также призналась, что все еще чувствует себ€ отча€нно несчастной.

ћэри неоднократно слегка пожимала плечами (эмблематическа€ оговорка) и очень мало прибегала к иллюстраци€м. »спользу€ замедленный повтор пленки, мы обнаружили также и микровыражение Ц глубокую печаль, быстро прикрываемую улыбкой. ћикровыражение охватывает все лицо, но очень ненадолго, занима€ лишь ничтожную часть обычной длительности, и его трудно заметить. –исунок 2 показывает выражение печали.

Ёто выражение легко опознать, потому что оно Ђсфотографированої. Ќо если оно промелькнет за одну двадцать п€тую долю секунды и сменитс€ другим, как это и происходит в жизни, его легко можно пропустить. ¬скоре после того, как мы открыли эти микровыражени€, другие исследователи за€вили о своих открыти€х в этой области, определив их как результат подавлени€ бессознательных эмоций[89].

 

 

–исунок 2[90]

ќднако то, что чувства ћэри не были бессознательными, очевидно: она болезненно осознавала ту печаль, котора€ и про€вилась в ее микродвижении.

ћы показывали разным люд€м отрывки записи беседы с ћэри, содержащие эти микровыражени€, и просили их определить, что она чувствует. Ќеподготовленные наблюдатели, упуска€ эти микровыражени€ из виду, ошибались и считали, что у неЄ все в пор€дке. “олько когда мы прокрутили пленку на замедленной скорости, они обратили внимание на эти ее печальные выражени€. ќпытные психологи, однако, смогли уловить эти микровыражени€ и при просмотре с обычной скоростью.

ƒл€ большинства людей достаточно и одного часа, чтобы научитьс€ замечать эти мимолетные выражени€. ћы настроили диаскоп таким образом, чтобы можно было экспонировать слайд очень короткое врем€. —начала, когда мы показывали лицо только одну п€тидес€тую долю секунды, наблюдатели за€вл€ли, что ничего не вид€т и не могут увидеть, однако очень быстро научились этому.

Ёто вдруг стало получатьс€ настолько легко, что они даже думали, будто мы увеличили выдержку. “еперь, просмотрев несколько сотен лиц, все могли опознать эмоцию, даже несмотр€ на кратковременность экспозиции.  аждый может обучитьс€ этому и без проектора. ƒл€ этого достаточно бросить на изображение мимолетный взгл€д и попытатьс€ угадать, кака€ эмоци€ запечатлена на картинке, затем внимательно посмотреть на нее и проверить правильность своей оценки. ѕосле этого перейти к другой картинке и таким образом пересмотреть их сотни[91].

ќднако с микровыражени€ми дело обстоит не так просто еще и потому, что, несмотр€ на полноту их информации о скрытых эмоци€х, они про€вл€ютс€ довольно редко. ¬ эксперименте со студентками мы обнаружили всего несколько микровыражений. √ораздо более часто встречались смазанные выражени€; человек успевает осознать по€вление этого выражени€ на лице и пытаетс€ убрать его, порой прикрыва€ другим выражением. ”лыбка €вл€етс€ наиболее распространенным способом прикрыти€ таких про€влений. »ногда выражение смазываетс€ так быстро, что трудно определить, кака€ именно эмоци€ была скрыта. Ќо даже если невозможно точно определить эмоцию, сам факт смазывани€ €вл€етс€ €вным признаком того, что человек что-то скрывает. —мазанное выражение длитс€ дольше, чем микровыражение, но, в отличие от последнего, не €вл€етс€ цельным и завершенным. ’от€ микровыражение и более сжато во времени, перед нами мимолетна€, но полна€ картина эмоции. —мазанное же выражение не представл€ет полной картины эмоции, но оно длитс€ дольше и сам факт прерывани€ более заметен.

ѕри анализе и микро- и смазанных выражений возникают две проблемы, которые затрудн€ют истолкование большинства признаков обмана. ¬спомним описанный в предыдущей главе капкан Ѕрокау, заключающийс€ в игнорировании верификатором индивидуальных особенностей человека. Ќе каждый человек, скрывающий свои эмоции, выказывает микро- или смазанные выражени€, поэтому и их отсутствие еще не €вл€етс€ свидетельством честности. ”мение держать лицо у разных людей развито в различной степени; некоторым, кого € называю прирожденными лжецами, это удаетс€ превосходно. ¬тора€ проблема, названна€ мною ошибкой ќтелло, вызвана неспособностью пон€ть, что даже честные люди начинают слишком волноватьс€, когда чувствуют, что их подозревают во лжи. Ётой ошибки можно избежать, если помнить, что наличие микро- и смазанных выражений само по себе еще не говорит об обмане. ѕрактически любые эмоции, проскальзывающие в таких выражени€х, могут быть искренними переживани€ми честного человека, которые ему просто не хотелось бы показывать. Ќи в чем не повинный человек может опасатьс€ недовери€ к себе, чувствовать себ€ виноватым, негодовать против несправедливого обвинени€, радоватьс€ при мысли, что ему удастс€ доказать свою пор€дочность, или удивл€тьс€ предъ€вленному обвинению. ≈сли же он попытаетс€ скрыть эти чувства, то на его лице могут по€витьс€ микро- или смазанные выражени€. ѕроблемы, св€занные с интерпретацией микро- и смазанных выражений, мы обсудим в следующей главе.

Ќе все лицевые мышцы одинаково легко поддаютс€ контролю. ƒвижени€ некоторых €вл€ютс€ более верными признаками эмоции, чем другие. Ёта верность означает, что данные мышцы Ђне могут лгатьї, то есть наход€тс€ вне контрол€ человека. ѕоэтому лжецу нелегко скрыть те чувства, которые воздействуют на эти мышцы Ц их движени€ трудно прервать или подавить. „тобы вы€снить, какими мышцами лица сложнее всего управл€ть, мы просили людей приводить в движение различные лицевые мышцы, а также изображать различные эмоции[92].

Ќекоторыми мышцами почти никому не удавалось управл€ть по собственной воле. Ќапример, только 10% наших испытуемых могли произвольно опускать вниз уголки рта, не двига€ при этом подбородком. ќднако эти трудно поддающиес€ контролю мышцы двигались сами собой, когда люди действительно испытывали эмоции, вызывающие их движение. Ќапример, у тех, кто не мог опустить уголки рта по просьбе, это происходило само собой в состо€нии грусти, печали или гор€. ћы даже вы€снили, что можно научитьс€ управл€ть этими неконтролируемыми мыши, но дл€ этого требуетс€ очень много времени. ƒвижени€ этих мышц €вл€ютс€ верными признаками потому, что человек не может управл€ть ими по команде и использовать их дл€ имитации тех или иных чувств. я рассуждал так: если человек не может заставить эти мышцы изображать неистинные чувства, то ему должно быть трудно и Ђостановитьї или смазать их движени€ при выражении подлинных эмоций. ≈сли вы не можете имитировать выражение лица с их помощью, то вам трудно и скрыть движени€ тех частей лица, которыми они управл€ют[93]. Ќо есть и другие способы скрывать свои истинные чувства, не име€ возможности подавить их. ћожно прикрыть их улыбкой, хот€ это и не устран€ет признаков эмоций в движени€х лба и век. ћожно напр€чь другие мышцы, вызывающие обратное движение, чтобы в результате выражение лица не изменилось. Ќапример, довольную улыбку можно потушить, если сжать губы и приподн€ть подбородок. ќднако движение противодействующих мышц само по себе может выдать обман, так одновременное движение и тех и других мышц придает лицу неестественное, нат€нутое выражение. Ћучшим способом скрыть свои чувства €вл€етс€ полное устранение движени€ мышц лица. Ќо это трудно сделать, особенно когда эмоци€ затрагивает те мышцы, которые дают верные признаки эмоций. Ёти мышцы сосредоточены большей частью на лбу. Ќа –исунок 3 показаны верные признаки печали, гор€, расстройства, а также, веро€тно, вины (такое же выражение представлено и на –исунок 2, но на –исунок 3 легче сосредоточить внимание на лбу, так как остальна€ часть лица затемнена). ќбратите внимание, что внутренние уголки бровей приподн€ты. ќбычно это также делает треугольными верхние веки и вызывает морщины в центре лба. Ќе более 15% наших испытуемых могли намеренно вызвать такое выражение лица. Ёто значит, что данное выражение, как правило, не бывает фальшивым и по€витс€, если человек действительно испытывает расстройство или грусть (возможно, с примесью вины), несмотр€ на все попытки скрыть эти чувства. Ќа этом и других рисунках показаны эмоции, выраженные максимально сильно, чтобы представить €сную картину выражени€ лица, не име€ возможности показать его в движении. ≈сли человек испытывает только легкую грусть, морщины на его лбу будут такими же, как на –исунок 3, но менее заметными. ≈сли вы уже знаете общий характер выражени€ или иной эмоции, вы сможете распознать и слабые ее про€влени€ в реальных услови€х, когда увидите лицо в движении, а не статичным.

–исунок 3   –исунок 4

Ќа –исунок 4 показаны верные признаки бо€зни, беспокойства, страха или ужаса. ќбратите внимание на брови, которые приподн€ты и сдвинуты. “акую совокупность движений очень трудно выполнить преднамеренно, это удалось менее чем 10% наших испытуемых. Ќа –исунок 4 также можно увидеть приподн€тое верхнее и напр€женное нижнее веки, что €вл€етс€ характерным признаком страха. ќднако этих движений век может не оказатьс€, если человек пытаетс€ скрыть свой страх, так как они достаточно легко поддаютс€ контролю. Ќо положение бровей, скорее всего, будет таким же.

 

–исунок 5   –исунок 6

–исунок 5 показывает положение бровей и век, характерное дл€ гнева, а –исунок 6 Ц дл€ удивлени€. ѕри других эмоци€х такие характерные движени€ бровей и век отсутствуют. ѕричем движени€ век и бровей на –исунок 5 и –исунок 6 не €вл€ютс€ верными признаками (их способен имитировать каждый), поэтому их часто изображают на лице, жела€ показать фальшивые эмоции, или убирают, чтобы скрыть истинные. ћы приводим их здесь, чтобы вы смогли получить полную картину движени€ век и бровей и €снее увидеть их отличие от выражени€ верных признаков эмоций, изображенных на –исунок 3 и –исунок 4.

¬ообще, подн€тие или опускание бровей (–исунок 5 и –исунок 6) €вл€етс€ наиболее частым мимическим выражением. ƒвижени€ бровей особенно часто используют во врем€ разговора, жела€ подчеркнуть или усилить речевую интонацию. ѕодн€тие бровей обычно выполн€ет роль вопросительного или восклицательного знака либо символизирует недоверие и скептицизм. ƒарвин называл мышцу, свод€щую брови вместе и опускающую их вниз, Ђмышцей затруднени€ї. ќн был прав, полага€, что ее движение сопровождает всевозможные затруднени€, начина€ от подн€ти€ т€жестей и заканчива€ выполнением сложных арифметических действий.  роме того, это характерно еще и дл€ сосредоточени€ или замешательства.

¬ерные признаки эмоции дают также и мышцы рта. —жатие губ €вл€етс€ убедительным признаком гнева; слизиста€ оболочка становитс€ менее заметной, но при этом человек вовсе не об€зательно закусывает или сжимает губы. “акое движение большинство людей воспроизвод€т с трудом, и € заметил, что обычно оно бывает у только начинающих сердитьс€, порой даже еще до того, как они сами себе отдадут отчет в этом. Ќа –исунок 7 показано, как это выгл€дит. ќднако это едва заметное движение губ легко скрыть за деланной улыбкой.

–исунок 7

ќшибка ќтелло или непонимание того факта, что даже честный человек, когда его подозревают во лжи, начинает про€вл€ть те же реакции, что и насто€щий обманщик, может затруднить дл€ нас толкование верных признаков эмоций. Ќевиновный подозреваемый может про€вл€ть верные признаки страха (–исунок 4), бо€сь ложного обвинени€ и испугавшись, что, увидев признаки страха, его заподозр€т во лжи он попытаетс€ скрыть испуг Ц и про€вление этого чувства останетс€ только в движении бровей, трудно поддающихс€ контролю. ѕри этом насто€щий лжец, бо€вшийс€ разоблачени€, будет выгл€деть точно так же. ¬ главе 5 (√лава 5 ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ќЎ»Ѕ » » ћ≈–џ ѕ–≈ƒќ—“ќ–ќ∆Ќќ—“») мы объ€сним, как верификатор может разрешить эту ситуацию.  апкан Ѕрокау Ц то есть непонимание индивидуальных различий, благодар€ которым насто€щий лжец может не про€вл€ть признаков обмана, тогда как честный человек вполне может их выказывать Ц также важно учитывать при интерпретации верных мимических признаков эмоций. Ќекоторые люди (особенно психопаты или прирожденные лжецы) обладают поразительной способностью сдерживать про€влени€ своих истинных чувств. ѕо отношению к этим люд€м нельз€ довер€ть даже верным признакам эмоций. “акими экстраординарными способност€ми обладают многие харизматические лидеры. √овор€т, что ѕапа »оанн ѕавел II весьма красноречиво демонстрировал их во врем€ своего визита в ѕольшу в 1983 году[94].

¬сего несколько лет назад забастовка докеров в √даньске вселила в нас надежду, что коммунистические лидеры ѕольши пойдут на уступки, и в этой стране будет достигнута определенна€ политическа€ свобода. ћногие опасались, что лидер профсоюза Ђ—олидарностьї Ћех ¬аленса зайдет слишком далеко, и ———– введет свои войска в ѕольшу, как это уже было в ¬енгрии, „ехословакии и ¬осточной √ермании. —оветские войска уже несколько мес€цев проводили на границе с ѕольшей Ђвоенные учени€ї. ¬ конце концов либеральное руководство ушло в отставку, и его место, заручившись поддержкой ћосквы, зан€ла польска€ военщина. √енерал ярузельский приостановил де€тельность профсоюзов, ограничил полномочи€ Ћеха ¬аленсы и ввел военное положение. » визит в ѕольшу ѕапы, пол€ка по происхождению, после полутора лет военного режима, мог иметь серьезные последстви€. „то сделает ѕапа Ц поддержит ¬аленсу и тем самым поощрит забастовку и спровоцирует новое восстание? »ли же благословит действи€ генерала ярузельского? ∆урналист ”иль€м —афир так прокомментировал встречу ѕапы и генерала: Ђ...—в€щеннослужитель и политическа€ марионетка обмен€лись улыбками и рукопожати€ми. ѕапа знал, как добиватьс€ нужного эффекта своим по€влением перед камерой, и всегда тщательно продумывал выражение лица во врем€ таких событий. —мысл поданного им знака был очевиден: церковь и государство пришли к тайному соглашению, и эту сцену высочайшего благословени€, данного им ставленнику ћосквы ярузельскому, целыми дн€ми крутили по польскому телевидениюї[95].

Ќе каждый политический де€тель способен так искусно управл€ть выражением лица. Ѕывший президент ≈гипта, јнвар —адат, писал о своих юношеских попытках научитьс€ контролировать мышцы лица: Ђ...ћоим хобби была политика. ¬ те годы в »талии правил ћуссолини. я видел его фотографии и читал о том, как он умел мен€ть выражение лица перед публикой, принима€ то твердый, то агрессивный вид, так что люди, гл€д€ на него, читали мощь и силу в каждой черте его лица. ћен€ это завораживало. я сто€л дома перед зеркалом и пыталс€ имитировать властность его лица, однако мои результаты были неутешительными. ” мен€ лишь уставали мышцы лица, и было больно Ц вот и всеї[96].

’от€ —адат так и не научилс€ управл€ть своей мимикой, успех его тайного сговора с —ирией и внезапного нападени€ на »зраиль в 1973 году говорит о том, что он тем не менее хорошо владел искусством обмана. ¬ этом нет противоречи€ Ц обман не требует об€зательного владени€ мимикой, пластикой и голосом. Ёто важно только при личной встрече, когда обманщик и жертва сход€тс€ лицом к лицу, как при встрече √итлера с „емберленом. √овор€т, что —адат никогда и не пыталс€ скрывать свои истинные чувства при личных встречах с противниками. Ёзер ¬айцман, израильский министр обороны, который вел переговоры с —адатом после войны 1973 года, писал о египетском лидере: Ђќн не был человеком, держащим свои чувства при себе, последние моментально отражались как на его лице, так и в голосе, и в жестахї[97].

≈сть и другой, менее распространенный случай, когда индивидуальные различи€ мешают нам правильно прочесть верные мимические признаки эмоций. ќн св€зан со знаками речи, о которых € говорил чуть выше. Ќекоторые из этих знаков речи подобны иллюстраци€м, подчеркивающим определенные слова. Ѕольшинство людей при этом либо поднимают, либо опускают брови (как это изображено на –исунок 5 и –исунок 6). ќчень немногие акцентируют свою речь с помощью бровей, работающих в основном при ощущени€х грусти или страха (–исунок 3 и –исунок 4). ” тех же, кто это делает посто€нно, такие признаки не €вл€ютс€ верными; примером такого человека может служить актер и режиссер ¬уди јллен. ќн посто€нно использует в своей речи выражени€ лица, характерные дл€ грусти. ≈сли большинство людей, дела€ ударение на слове, поднимают или опускают брови, ¬уди јллен вместо этого подт€гивает внутренние кра€ бровей вверх. ќтчасти именно это и придает его лицу такой задумчивый или сентиментальный вид. “е, кто, как ¬уди јллен, посто€нно сопровождает свою речь мимикой грусти, легко могут и имитировать эту эмоцию. ќни могут не только сделать грустное лицо, но при необходимости и скрыть свою грусть. »м доступно управление теми мышцами лица, которые подвластны немногим. » если подозреваемый часто использует в разговоре какое-либо выражение лица, верификатор может быть уверен, что основанные на них признаки нельз€ считать верными.

“реть€ проблема, сто€ща€ на пути расшифровки верных мимических и других признаков обмана, Ц актерска€ техника, позвол€юща€ посредством мимики имитировать любые чувства. јктерска€ техника (известна€ также как система —таниславского) учит актера запоминать собственные эмоциональные переживани€, чтобы впоследствии правдоподобно воспроизводить их на сцене. ¬ конце предыдущей главы € упоминал об использовании нами этой техники дл€ изучени€ вегетативной нервной системы.  огда актер пользуетс€ этой техникой, выражение его лица €вл€етс€ не имитацией, а результатом повторного проживани€ эмоции, то есть, как предполагает наше исследование, оживлением эмоции и на физиологическом уровне. ≈сли наши испытуемые не могли сделать выражени€ лица, как на –исунок 3 и –исунок 4, € просил их воспользоватьс€ техникой —таниславского, объ€сн€€ им, как можно почувствовать, например, грусть или страх. » при этом у них часто и в самом деле по€вл€лось то выражение лица, которое поначалу они не могли имитировать. Ћжец тоже может воспользоватьс€ техникой —таниславского, и тогда не будет никаких признаков того, что его эмоции лживы, потому что в каком-то смысле они будут подлинными. Ќа лице лжеца по€вл€ютс€ верные признаки фальши только тогда, когда он имитирует фальшивые чувства; система же —таниславского позвол€ет размыть грань между истинными и ложными эмоци€ми. Ѕолее того, лжец, убедивший себ€ в искренности своих эмоций, сам начинает верить в них. “акого лжеца уже невозможно распознать. –азоблачить можно только того, кто лжет и при этом знает, что лжет.

ƒо сих пор € говорил о трех пут€х утечки информации: микровыражени€, смазанные выражени€ и так называемые верные признаки эмоций, возникающие в результате работы трудно управл€емых мышц лица. Ѕольшинство людей считают, что есть еще и четвертый источник Ц глаза. √лаза даже называют зеркалом души, полага€, что в них видны самые потаенные наши чувства. ќднако антрополог ћаргарет ћид приводит слова одного советского профессора, несогласного с этим мнением: Ђƒо революции мы тоже говорили, что глаза Ц зеркало души, но глаза могут врать, и еще как! »ми можно выразить такую безраздельную преданность, которой на самом деле нет и в помине. ћожно выразить и невозмутимость, и удивление...ї[98] –азрешить спор о правдивости глаз можно лишь по отдельности рассмотрев все п€ть возможных с их помощью способов передачи информации. ѕричем обман выдают только три из них.

ѕервый способ Ц внешние изменени€, возникающие благодар€ работе расположенных вокруг глаз мышц. Ёти мышцы измен€ют форму век, вли€ют на размеры видимой части белка и радужной оболочки, а также на общее впечатление от глаз. Ќекоторые из этих изменений можно видеть на –исунок 3, –исунок 4, –исунок 5 и –исунок 6, но, как мы уже говорили, эти мышцы не дают верных признаков обмана. Ёти движени€ можно подавить или имитировать относительно легко, и в результате вы не увидите ничего, кроме нескольких микро- или смазанных выражений. ¬торым источником информации, которую дают нам глаза, €вл€етс€ направление взгл€да.  огда человек отводит взгл€д, это свидетельствует о наличии определенных чувств: движение вниз означает грусть, в сторону Ц отвращение, вниз и в сторону Ц вину или стыд. ќднако даже чувствующий свою вину обманщик постараетс€ не отводить глаза в сторону, так как знает, что люди могут заметить это и заподозрить обман. —оветский профессор, которого цитировала ћаргарет ћид, отметил, как легко контролировать направление взгл€да. » поразительно, что обманщики, научившиес€ не отводить глаза в сторону, до сих пор все еще ввод€т людей в заблуждение. Ђѕатрици€ √арднер за€вила вчера на суде, что в ƒжованни ¬ильотто Ц человеке, сменившем уже сотню жен, Ц ее привлек именно "честный взгл€д", направленный пр€мо в глаза (из следстви€ по делу о многоженстве)ї[99].

“ретий, четвертый и п€тый источники информации €вл€ютс€ более обнадеживающими в отношении признаков обмана. ћоргать глазами можно намеренно, но это также и непроизвольна€ реакци€, котора€ учащаетс€ при эмоциональном возбуждении.   тому же при этом расшир€ютс€ зрачки, и эта реакци€, в отличие от предыдущей, не поддаетс€ сознательному контролю. –асширением зрачков управл€ет вегетативна€ нервна€ система, котора€ также отвечает за слюноотделение, дыхание и потоотделение, о чем говорилось в главе 3 (√лава 3 ќЅЌј–”∆≈Ќ»≈ ќЅћјЌј ѕќ —Ћќ¬јћ, √ќЋќ—” » ѕЋј—“» ≈), а также за некоторые мимические движени€, которые будут описаны ниже.

’от€ частое моргание и расширенные зрачки и свидетельствуют об эмоциональном возбуждении, мы не можем сказать, кака€ именно эмоци€ при этом про€вл€етс€ Ц за этим может сто€ть восторг, гнев или страх. ѕоэтому моргание и расширение зрачков станов€тс€ уликами дл€ верификатора только в случае, если сам факт повышенной эмоциональности говорит о том, что мы имеем дело с лжецом, а не с честным человеком, бо€щимс€ несправедливого обвинени€. ѕ€тый и последний источник информации Ц это слезы; они также €вл€ютс€ результатом действи€ высшей нервной системы (¬Ќ—). ќднако слезы свидетельствуют далеко не обо всех эмоци€х, а только о некоторых из них. ќни св€заны, как правило, с горем, грустью, облегчением, а иногда Ц со счастьем и с безудержным смехом. ќни могут выдать печаль или горе, когда все остальные признаки этих эмоций подавлены (хот€, на мой взгл€д, дл€ этого достаточно и бровей), поскольку, если у человека по€вл€ютс€ слезы, опознать скрываемое чувство становитс€ совсем просто; ведь слезы радости невозможны без смеха или улыбки. ¬Ќ— вызывает и другие внешние изменени€ в лице: рум€нец, бледность, испарина. »х, так же как и все прочие мимические и телесные изменени€, производимые ¬Ќ—, скрыть достаточно трудно. ѕока точно не установлено, €вл€етс€ испарина подобно морганию и расширению зрачков, признаком общего эмоционального возбуждени€ или же она характерна только дл€ одной-двух конкретных эмоций. ќ рум€нце и бледности известно и того меньше.

–ум€нец считаетс€ признаком смущени€, а также чувства стыда и, возможно, вины. √овор€т, что он чаще встречаетс€ у женщин, чем у мужчин, хот€ причины этого неизвестны. –ум€нец может свидетельствовать либо о том, что лжец смущен и пристыжен своим поведением, либо о том, что он пытаетс€ скрыть сам факт своего смущени€. Ћицо краснеет также и от гнева, и никто не может сказать, чем этот рум€нец отличаетс€ от краски стыда. ≈сть предположение, что обе реакции вызваны расширением периферических кровеносных сосудов кожи лица, однако багрова€ краска гнева может отличатьс€ от рум€нца смущени€ степенью, местоположением и длительностью. я предполагаю, что лицо краснеет только во врем€ неконтролируемой €рости или когда человек еще сдерживает свой гнев, но уже находитс€ на грани взрыва. ≈сли это так, то должны быть и другие признаки гнева на лице и в голосе, а потому можно определить это состо€ние даже без учета покраснени€ кожи. ѕри контролируемом гневе лицо может и побледнеть, как от страха. Ћицо может побледнеть и тогда, когда все остальные признаки страха или гнева подавлены. ѕоразительно, что практически не проводилось исследований, анализирующих св€зь слез, рум€нца и бледности с про€влением или сдерживанием различных эмоций.

ћы рассмотрели, как можно определить по лицу признаки скрытых эмоций. “еперь давайте перейдем к тем признакам, которые свидетельствуют о фальсификации эмоций. ќдин случай Ц то, что верные признаки эмоции могут обмануть нас, если человек обладает талантом ¬уди јллена или пользуетс€ техникой —таниславского, Ц мы уже рассмотрели. Ќо есть и еще три вида признаков, по которым можно судить о фальшивости выражени€ лица: асимметри€, длительность и несвоевременность выражени€ лица.

ѕри асимметричном выражении одна и та же эмоци€ про€вл€етс€ на какой-то половине лица сильнее, чем на другой. ≈го не следует путать с односторонним выражением, при котором двигаетс€ только одна половина лица. “акие односторонние выражени€, как правило, не вызваны эмоци€ми (за исключением презрени€, сопровождаемого вздергиванием губы или напр€жением угла рта). ќни обычно используютс€ в эмблемах, таких как подмигивание или скептическое подн€тие брови. јсимметричные выражени€ не так заметны, как односторонние, зато встречаютс€ гораздо чаще и значительно интереснее.

”ченые, изучающие работу мозга, вы€снили, что, поскольку правое полушарие отвечает за эмоциональную сферу, одна сторона лица может быть более Ђэмоциональнойї. ј так как правое полушарие управл€ет большинством мышц левой стороны лица, а левое Ц правой, ученые предположили, что эмоции должны сильнее про€вл€тьс€ на левой стороне. ѕыта€сь найти противоречи€ в их экспериментах, € случайно обнаружил, каким образом асимметри€ лица может стать признаком обмана. ≈сли одна сторона лица искривл€етс€ сильнее, чем друга€, это €вл€етс€ верным признаком фальшивой эмоции.

Ётим открытием € об€зан тому, что группа ученых, за€вивших о более сильном про€влении эмоций на левой стороне лица, пользовалась фотографи€ми, одолженными у мен€. ѕоэтому € стал провер€ть их результаты более внимательно, чем сделал бы это в ином случае, и смог вы€снить многое из того, что они не заметили, на основании информации, которую знал только €, так как сам фотографировал этих людей.

’арольд «акайм и его коллеги разрезали фотографии пополам и составл€ли лица из двух только левых или только правых половинок, дела€ зеркальные копии частей лица и соедин€€ их вместе. ¬се, кому они показывали эти фотографии, признали, что лица, состо€щие из левых половин, более эмоциональны, чем те, которые состо€т из правых[100].

Ќо, как € заметил, было одно исключение Ц лица со счастливым выражением люди оценивали одинаково. «акайм не сделал из этого никаких выводов. “ак как фотографии лиц делал € сам, € знал, что фотографии счастливых лиц были единственными, запечатлевшими истинные эмоции. ¬ остальных случа€х € просил фотографируемых намеренно двигать определенными мышцами лица. ‘отографии же счастливых лиц € делал без предупреждени€, в тот момент, когда люди действительно веселились.

—опоставив эти выводы с исследовани€ми повреждений мозга и наблюдени€ми за выражением лиц, о которых € уже говорил в данной главе, € пришел к совершенно другой интерпретации экспериментов по лицевой асимметрии. »сследовани€ показывали, что в произвольных и непроизвольных выражени€х лица участвуют различные нейронные цепи, одни из которых могут быть нарушены, а другие Ц нет, в зависимости от того, какой участок мозга поврежден. “ак как произвольные и непроизвольные движени€ независимы друг от друга, то если одни из них асимметричны, другие не об€зательно тоже должны быть асимметричными. ѕоследний шаг моих рассуждений был основан на общеизвестном факте, что полушари€ головного управл€ют только намеренными мимическими движени€ми, непроизвольные же управл€ютс€ более низшими и примитивными отделами мозга. ѕоэтому различи€ между правым и левым полушари€ми должны затрагивать только намеренные мимические движени€.

¬ соответствии с моими рассуждени€ми, «акайм обнаружил как раз обратное тому, что хотел доказать. ‘акты говор€т не о том, что эмоциональность одной столица сильнее, чем другой, а о том, что асимметри€ имеет место только тогда, выражение лица €вл€етс€ намеренным, фальшивым или сделанным по заказу. ≈сли выражение лица непроизвольно, естественно Ц как это и было на фотографии счастливых лиц, Ц асимметри€ практически отсутствует и свидетельствует о том, что выражение лица не €вл€етс€ фальшивым[101]. ћы проверили мои предположени€ в р€де экспериментов, сравнива€ произвольные и естественные выражени€ лиц.

¬округ этого вопроса зав€залс€ гор€чий научный спор, и недавно было достигнуто частичное соглашение, правда, касающеес€ только положительных эмоций. —ейчас большинство исследователей согласны с нашими выводами о том, что в случае фальшивых эмоций мышцы, вызывающие улыбку, на одной стороне лица сокращаетс€ сильнее.  огда мы просили людей намеренно улыбатьс€ или изображать веселье, наблюдалась асимметри€; и точно така€ же асимметрична€ улыбка имела место во врем€ просмотра нашего экспериментального фильма. ќбычно выражение эмоции про€вл€етс€ несколько сильнее на левой стороне лица, если человек Ц правша. ¬ естественных улыбках мы наблюдали асимметрию гораздо реже и не заметили никаких признаков более сильного их выражени€ на левой стороне лица[102].

ћы также обнаружили асимметрию и в движени€х, св€занных с негативными эмоци€ми, когда их про€влени€ были намеренными, а не спонтанными. »ногда выражение было сильнее на левой стороне лица, иногда Ц на правой, а в р€де случаев асимметри€ отсутствовала. ѕомимо улыбки, опускание бровей, часто выражающее гнев, при намеренном изображении этой эмоции сильнее по€вл€етс€ также на левой стороне лица. —морщенный от отвращени€ нос, поджатие и раст€гивание губ в стороны, свидетельствующее о страхе, обычно, в случае намеренного изображени€, более заметны на правой стороне лица. Ёти данные только недавно опубликованы, так что неизвестно, убед€т ли они сторонников «акайма, предложившего иную гипотезу объ€снени€ асимметрии выражений лица[103].

ѕоначалу € думал, что все это вр€д ли может помочь люд€м разоблачать ложь. јсимметри€ про€вл€етс€ настолько неприметно, что практически невозможно определить ее без помощи точных измерений. Ќо € ошибалс€.  огда мы просили людей определить, €вл€етс€ выражение лица симметричным или нет, процент правильных ответов был значительно выше случайного, даже без замедленного показа и повторных просмотров[104].

ќднако нашим испытуемым было легко в том смысле, что мы предупреждали их, на что именно следует обратить внимание. ћы не уверены, что люди будут так же наблюдательны, когда им придетс€ одновременно следить за телодвижени€ми, голосом, да еще и отвечать человеку, с которым они разговаривают. Ќо вы€снить это с помощью экспериментов очень сложно.

≈сли у человека во врем€ разговора замечаетс€ множество асимметричных выражений лица, то, скорее всего, его эмоции неискренни, хот€ это совсем не означает, что асимметри€ всегда €вл€етс€ доказательством неискренности. Ќекоторые выражени€, хот€ таковых и очень мало, €вл€ютс€ асимметричными сами по себе. “очно так же отсутствие асимметрии еще не доказывает подлинности эмоций; возможно, вы ее просто не заметили, а кроме того не каждое намеренное, неискреннее выражение €вл€етс€ асимметричным, это верно только дл€ большинства из них. ¬ерификатор никогда не должен полагатьс€ только на один признак обмана, их об€зательно должно быть несколько. ¬ыражени€ лица должны сопровождатьс€ соответствующими интонаци€ми, словами или жестами. ƒаже если рассматривать только лицо, не стоит судить по отдельным про€влени€м, если они не повтор€ютс€ или, еще лучше, не подтверждаютс€ другими выражени€ми. ћы уже говорили о трех источниках скрываемых эмоций: мимические движени€, глаза и про€влени€ де€тельности ¬Ќ—. јсимметри€ €вл€етс€ одним из трех признаков другого рода и имеет отношение не к тем чувствам, которые пытаютс€ скрыть, а к тем, которые пытаютс€ изобразить, не испытыва€ их. ¬торым из этих трех признаков €вл€етс€ длительность (тайминг).

ƒлительность есть обща€ прот€женность мимического выражени€ во времени, от момента его по€влени€ (врем€ по€влени€) до полного исчезновени€ (врем€ исчезновени€). ¬се три показател€ могут свидетельствовать о лжи. ¬ыражени€, дл€щиес€ более дес€ти секунд, несомненно, а около п€ти секунд Ц с большой долей веро€тности, €вл€ютс€ фальшивыми. Ѕольшинство искренних выражений смен€етс€ значительно быстрее. «а исключением наивысшего накала страстей, таких как экстаз, буйна€ €рость или глубока€ депресси€, подлинные чувства большей частью кратковременны, и их про€вление длитс€ не более нескольких секунд. ѕрием даже в экстремальных состо€ни€х внешние про€влени€ чувств редко удерживаютс€ дольше и осуществл€ютс€ скорее как р€д последовательных кратковременных выражений. ƒолго удерживаемое выражение лица €вл€етс€, скорее всего, эмблемой или насмешкой.

¬ отношении времени по€влени€ и времени исчезновени€ эмоции (исключение оставл€ет эмоци€ удивлени€) у нас нет готовых рецептов интерпретации. „то же касаетс€ удивлени€, то, если оно неподдельно, его начало, длительность и исчезновение занимают не более секунды. ≈сли же оно длитс€ дольше, то €вл€етс€ насмешливым (человек изображает его), эмблемой удивлени€ (человек изображает кого-то, кто был удивлен) или просто подделкой (человек только делает вид, что удивлен). ”дивление всегда мимолетно и длитс€ лишь до тех пор, пока человек не сознал того, что случилось. ’от€ большинство людей и знают, как имитировать удивление, мало у кого это получаетс€ правдоподобно. ѕриводима€ ниже выдержка из выпуска новостей показывает, насколько ценным может оказатьс€ подлинное удивление: Ђ”эйн ћилтон, несправедливо обвиненный в вооруженном ограблении, был освобожден из-под стражи после того, как прокурор заметил его реакцию на обвинительный приговор. ѕри дальнейшем расследовании удалось найти новые акты, доказавшие невиновность ћилтона. “ом —мит (прокурор) сказал: € был уверен, что здесь что-то не так, увидев, как удивилс€ ”эйн, когда прис€жные обвинили его в присвоении 200 долларов газовой компанииї[105].

„то же касаетс€ всех остальных эмоциональных выражений, то дл€ них обычно достаточно и доли секунды, и лишь иногда некоторые из них могут длитьс€ до нескольких секунд. »х по€вление и исчезновение могут быть как резкими, так и постепенными Ц это зависит от окружающих условий. ƒопустим, подчиненный изображает смех, уже в четвертый раз слуша€ скучный анекдот своего назойливого шефа, лишенного не только пам€ти, но и чувства юмора.  ак быстро будет по€вл€тьс€ улыбка на лице несчастного работника, зависит от того, насколько быстро шеф подойдет к разв€зке Ц она будет нарастать постепенно или возникнет внезапно. —колько времени будет исчезать эта улыбка, зависит от характера шутки, от того, прилично ли ее смаковать и обсуждать.  аждый может выжать из себ€ улыбку, изобража€ веселье, однако правдоподобно ув€зать ее по€вление и исчезновение с тонкост€ми контекста лжец, скорее всего, не сможет.

Ќесвоевременность выражени€ лица по отношению к речи, интонаци€м и телодвижени€м €вл€етс€ третьим признаком неискренности эмоций. ƒопустим, человек изображает гнев и говорит: Ђя сыт по горло твоим поведениемї. ≈сли гневное выражение по€вл€етс€ позже слов, то, скорее всего, гнев €вл€етс€ поддельным, поскольку подлинное выражение по€вилось бы либо в самом начале фразы, либо даже чуть раньше ее. ≈ще меньший разрыв допустим между мимикой и телодвижени€ми.

ƒопустим, при слове Ђсытї человек стучит кулаком по столу. ≈сли гневное выражение по€вл€етс€ у него на лице после удара, то он, скорее всего, лжет. ¬ыражени€ лица, не синхронизированные с телодвижени€ми, как правило, €вл€ютс€ признаками обмана.

Ќаш разговор о мимических признаках обмана был бы незаконченным, если бы мы не рассмотрели одно из важнейших выражений лица Ц улыбку. ”лыбка отличаетс€ от всех других выражений Ц она выражает радость с помощью только одной мышцы, тогда как на выражение других эмоций требуетс€ от трех до п€ти. Ѕлагодар€ своей простоте улыбка опознаетс€ легче других эмоций. ћы обнаружили, что улыбку можно различить на рассто€нии 300 футов Ц большем, чем дл€ других выражений лица, и за более короткое врем€[106]. Ќа улыбку трудно не ответить тем же, люди улыбаютс€ в ответ, даже если смотр€т на фотографию.  ак правило, люд€м при€тно смотреть на улыбающегос€ человека, что хорошо известно тем, кто занимаетс€ рекламой.

“ем не менее большинство людей недооценивают улыбку; она совсем не так проста, хот€ люди и не осознают этого. —уществуют дес€тки видов улыбок, различающихс€ как внешне, так и по своему содержанию. ”лыбкой сопровождаютс€ многие положительные эмоции: радость, физическое и эстетическое удовольствие, удовлетворение, веселье и т. д. Ќо люди могут улыбатьс€ и когда им нелегко. » не той фальшивой улыбкой, которой человек обычно пытаетс€ убедить других, что ему хорошо, чаще всего, прикрыва€ при этом негативные эмоции. Ќедавно мы обнаружили, что поддельна€ улыбка вполне может ввести в заблуждение. ћы просили испытуемых посмотреть на фотографии улыбок, сн€тых в нашем эксперименте со студентками, и определить Ц €вл€етс€ ли улыбка искренней (по€вившейс€ во врем€ просмотра при€тного фильма) или неестественной (по€вившейс€ при просмотре фильма с обилием крови). –езультаты оказались не выше случайных. » проблема здесь, по-моему, не в неумении опознать ложную улыбку, а в простом непонимании того факта, что улыбки бывают разными. Ћожную улыбку трудно отличить от искренней без предварительного рассмотрени€ основных видов улыбок. Ќиже вы найдете описание восемнадцати различных видов только искренних улыбок. ќбщим дл€ всех разновидностей улыбок элементом €вл€етс€ изменение выражени€ лица, вызываемое главными скуловыми (zygomaticus musculus) мышцами. Ёти мышцы идут от скул через всю нижнюю часть лица и заканчиваютс€ в углах рта. ѕри сокращении скуловые мышцы поднимают уголки губ по направлению к скулам. —ильное их сокращение раст€гивает губы, приподнимает щеки, образу€ мешочки под глазами и так называемые паучьи лапки в уголках глаз. (” некоторых при этом также немного опускаетс€ кончик носа, а у отдельных людей Ц еще и нат€гиваетс€ кожа около ушей.) —очетание действи€ скуловых мышц с действием других и образует различные виды улыбок. Ќо некоторые их разновидности вызываютс€ действием только других мышц, без участи€ скуловых.

≈стественную, непринужденную и радостную улыбку дают только скуловые мышцы. ¬ выражении искренней улыбки другие мышцы нижней части лица не участвуют, в верхней же части единственным заметным изменением может быть напр€жение мышц вокруг глаз. Ёти мышцы, производ€щие большинство изменений верхней части лица: подн€тие щек (мешочки под глазами, паучьи лапки), могут сокращатьс€ и под воздействием скуловых мышц. Ќа –исунок 8 показана искренн€€ улыбка. “ака€ улыбка длитс€ тем дольше и про€вл€етс€ тем заметнее, чем сильнее переживаемые положительные эмоции[107]. я считаю, что все положительные эмоциональные переживани€ (счастье близкого человека, радость облегчени€, веселье, удовлетворенность, удовольствие, доставл€емое тактильными, слуховыми и зрительными впечатлени€ми) про€вл€ютс€ в искренней улыбке и различаютс€ лишь своей интенсивностью и длительностью.

»спуганна€ улыбка (–исунок 9) не имеет с положительными эмоци€ми ничего общего, хот€ ее иногда и путают с улыбкой радости. ≈е вызывают мышцы смеха (risorlus musculus), раст€гивающие уголки губ по направлению к ушам, так что рот принимает форму пр€моугольника. ’от€ само слово risorius в переводе с латыни и означает Ђсмеющийс€ї, на самом деле така€ улыбка, как правило, по€вл€етс€ от страха, а не от смеха. ѕричиной путаницы €вл€етс€, скорее всего, то, что, когда мышцы смеха горизонтально раст€гивают губы, их уголки слегка уход€т вверх, напомина€ очень широкую искреннюю улыбку. ќднако в случае страха такое изменение формы рта (как с подн€тием уголков губ, так и без) сопровождаетс€ также движением бровей и глаз, показанным на –исунок 4.

¬ словосочетании Ђулыбка презрени€ї слово Ђулыбкаї также €вл€етс€ не совсем уместным, ибо это выражение лица тоже никак не св€зано с положительными эмоци€ми, хот€ его часто и склонны истолковывать именно так. ¬ыражение презрени€ (вариант которого даетс€ на –исунок 10) включает сокращение мышц в уголках губ, вызывающее вып€чивание уголков губ, часто с Ђ€мочкамиї, и небольшой их изгиб вверх[108].

¬ этом случае причиной путаницы €вл€етс€ такое же подн€тие уголков рта, как при искренней улыбке. ƒругой общий элемент Ц это €мочки, также по€вл€ющиес€ иногда и при искренней улыбке. ќсновное же отличие презрительной улыбки от искренней состоит в напр€жении уголков рта, свойственном только презрительной улыбке.

 

–исунок 8 »скренн€€ улыбка   –исунок 9 »спуганна€ улыбка

 

–исунок 10 ѕрезрительна€ улыбка   –исунок 11 —держанна€ улыбка

 

–исунок 12 ∆алка€ улыбка     –исунок 13 ”лыбка „аплина

 

ѕри сдержанной улыбке человек на самом деле переживает сильные положительные эмоции, но пытаетс€ не про€вл€ть своей радости в полную силу. ÷елью €вл€етс€ приглушение (но не подавление) положительных эмоций, удержание своих эмоциональных про€влений, а возможно, и переживаний, в определенных рамках. √убы при этом могут быть сжаты, нижн€€ вып€чена, углы рта напр€жены или опущены Ц любое сочетание этих признаков может сопровождать также и простую улыбку. Ќа –исунок 11 показана сдержанна€ улыбка, в которой все три сдерживающих фактора сочетаютс€ с простой естественной улыбкой.

∆алка€ улыбка выдает негативные переживани€ человека. ќна не €вл€етс€ попыткой скрыть эмоцию и отображает действительное состо€ние человека. ∆алка€ улыбка говорит также о том, что человек, по крайней мере в данный момент, склонен смиритьс€ со своей жалкой участью. ћы наблюдали такие улыбки на лица х людей, которые сидели в нашей лаборатории и смотрели фильмы с обилием крови, но при этом не подозревали о том, что их снимают. ќбычно эта реакци€ наступает достаточно скоро, едва лишь они понимали, какой именно фильм их посадили смотреть. ћы видели эти улыбки и у пациентов, наход€щихс€ в состо€нии депрессии, что €вл€лось прекрасным комментарием к их незавидной доле. “акие улыбки часто асимметричны и накладываютс€ на откровенно негативные выражени€ лиц, не прикрыва€, а подчеркива€ их, или же следуют сразу после таких негативных выражений. ∆алка€ улыбка, свидетельствующа€ о попытках контролировать про€влени€ страха, гнева, огорчени€, нередко может напоминать сдержанную улыбку. √убы сжаты, нижн€€ вып€чена, уголки рта напр€жены или опущены Ц всЄ это может служить и средством дл€ сдерживани€ нахлынувших чувств. ќсновное отличие жалкой (см. –исунок 12) улыбки от сдержанной Ц это отсутствие всех признаков напр€жени€ мышц вокруг глаз. ƒействие этих мышц или по€вление паучьих лапок при сдержанной улыбке €вл€етс€ признаком положительных эмоций, а их отсутствие Ц признаком эмоций отрицательных. ∆алка€ улыбка может также сочетатьс€ с движени€ми бровей и лба, что свидетельствует о признании человеком своих негативных эмоций.

Ѕывает так, что в одном выражении лица про€вл€етс€ сразу две или более эмоций, испытываемых одновременно, причем возможны совершенно различные сочетани€. Ќо сейчас мы рассмотрим только сочетани€, св€занные с положительными эмоци€ми. Ќапример, если человек испытывает удовольствие от собственного гнева, на его гневно-довольном лице сужение губ, а иногда и подн€тие верхней губы будут сочетатьс€ с искренней улыбкой, выражение же верхней части лица будет соответствовать –исунок 5. (Ёто выражение называют также жестокой или садистской улыбкой.) Ќа презрительно-довольном лице искренн€€ улыбка сочетаетс€ с напр€жением одного или обоих уголков рта. ѕечаль и страх могут тоже доставить удовольствие, например, у авторов в процессе создани€ ужасных или Ђвышибающих слезуї фильмов и книг.

ѕри грустно-довольной улыбке уголки рта могут быть немного опущены, или же искренн€€ улыбка может сочетатьс€ с выражением верхней части лица, показанным на –исунок 3. ƒл€ испуганно-довольного выражени€ характерно сочетание верхней части лица, соответствующее –исунок 4, с искренней улыбкой и горизонтальной раст€нутостью губ. »ногда при€тные переживани€ нос€т характер безм€тежный удовлетворенности, но порой радость несет с собой и возбуждение, вызыва€ восторженные чувства. ѕри возбужденно-довольном выражении лица в дополнение к искренней улыбке приподнимаютс€ верхние веки.  иноактер ’арпо ћаркс часто демонстрирует такую восторженную улыбку, исполненную радости, а когда дурачитс€, изображает и гневно-довольную улыбку. ѕри удивленно-довольном выражении лица искренн€€ улыбка дополн€етс€ вздернутыми бров€ми, приподн€той верхней губой и опущенной нижней челюстью.

ƒва других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. ‘лиртующа€ улыбка искренна, хот€ при этом соблазнитель и отводит глаза в сторону от объекта своего интереса, чтобы затем вновь бросить на него лукавый взгл€д, который оп€ть же мгновенно отводитс€, едва лишь будет замечен. Ќеобычность впечатлени€ от знаменитой ћоны Ћизы отчасти и заключаетс€ в том, что Ћеонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движени€; повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую Ц на предмет своего интереса. ¬ жизни это выражение лица мимолетно Ц взгл€д украдкой длитс€ не более мгновени€. ѕри смущенной улыбке взгл€д обычно направлен вниз или в сторону, что объ€сн€етс€ стремлением избежать встречи с глазами собеседника. »ногда при этом в дополнение к искренней улыбке на мгновение приподнимаетс€ подбородна€ €мка (участок между нижней губой и подбородком). ¬ другом варианте смущение выражаетс€ сочетанием сдержанной улыбки с опущенным или отведенным в сторону взгл€дом.

”лыбка „аплина необычна тем, что в ней участвуют мышцы, которые дл€ большинства людей не поддаютс€ контролю. ќтличительной чертой улыбки „аплина было дугообразное подн€тие губ, гораздо более сильное, чем при искренней улыбке (см. –исунок 13). Ёто сверхулыбка или улыбка над улыбкой.

—ледующие четыре вида улыбок выгл€д€т одинаково, но выполн€ют совершенно разные социальные функции.  ажда€ из них намеренна и чаще всего асимметрична.

ќценивающа€ улыбка см€гчает резкий непри€тный оттенок критического выражени€ лица и часто вынуждает улыбнутьс€ в ответ. “ака€ улыбка, как правило, возникает внезапно, при этом уголки рта обычно напр€жены, а нижн€€ губа часто на мгновение слегка вздергиваетс€. ќценивающа€ улыбка часто подчеркиваетс€ легким кивком головы немного в сторону, в результате чего создаетс€ впечатление, будто человек смотрит немного свысока.

”годлива€ улыбка подчеркивает, что человек готов без возражений проглотить предназначенную ему горькую пилюлю. Ќикто, естественно, не принимает это выражение за улыбку радости; така€ улыбка показывает, что человек готов согласитьс€ с нежелательным дл€ него оборотом дела. ќна похожа на оценивающую улыбку, но не имеет соответствующего движени€ головой. ¬место этого обычно на мгновение поднимаютс€ брови, что часто сопровождаетс€ вздохом или пожатием плеч.

ѕримирительна€ улыбка регулирует отношени€ между двум€ или более собеседниками. Ёта вежлива€, дружелюбна€ улыбка служит дл€ учтивого выражени€ согласи€, понимани€. “ака€ улыбка, слаба€ и асимметрична€, обычно не сопровождаетс€ участием окружающих глаза мышц.

ќтветна€ улыбка €вл€етс€ частным случаем примирительной улыбки Ц слушатель дает говор€щему пон€ть, что прекрасно пон€л его и нет нужды повтор€тьс€ или высказывать свою мысль другими словами. Ёто выражение лица эквивалентно междомети€м Ђхмї или Ђда-даї, обычно сопровождаемым кивком головы. √овор€щий знает, что эта улыбка свидетельствует не о чувствах слушающего, а €вл€етс€ лишь знаком, предлагающим ему продолжать.

Ћюба€ из этих четырех видов улыбок Ц оценивающа€, угодлива€, примирительна€ или ответна€ Ц иногда может замен€тьс€ просто искренней улыбкой. ј дл€ тех, кто получает удовольствие от вышеперечисленных действий, эти улыбки всегда €вл€ютс€ естественными, а соответственно, и искренними.

–ассмотрим теперь притворные улыбки. ќни служат дл€ того, чтобы убедить кого-нибудь в положительных, на самом деле не испытываемых чувствах. ѕри этом человек может не чувствовать практически ничего или даже испытывать негативные эмоции, которые и будет пытатьс€ прикрыть притворной улыбкой. ¬ отличие от жалкой улыбки, котора€ пр€мо за€вл€ет об отсутствии радости, притворна€ улыбка призвана ввести в заблуждение и создать впечатление, что улыбающийс€ испытывает при€тные чувства. “олько така€ улыбка и €вл€етс€ по-насто€щему притворной.

—уществует р€д признаков, отличающих притворную, претендующую казатьс€ искренней, улыбку от действительно искренней.

- ѕритворна€ улыбка более асимметрична, чем искренн€€.

- »скренн€€ улыбка не сопровождаетс€ движением мышц, расположенных вокруг глаз.

 

–исунок 14 ѕритворна€ улыбка

 

ѕри слабо- или средневыраженной притворной улыбке щеки не приподн€ты, отсутствуют мешочки под глазами, паучьи лапки и легкое опускание бровей, характерные дл€ искренней улыбки. —равните примеры на –исунок 8 и –исунок 9. ѕри широкой улыбке движение мышц лица (в особенности главных зигоматических мышц) приподнимает щеки, собирает кожу под глазами и образует морщинки вокруг глаз. Ќо брови при этом не опускаютс€. ≈сли вы, гл€д€ в зеркало, будете делать свою улыбку все шире и шире, вы заметите, как по мере ее увеличени€ поднимаютс€ щеки и образуютс€ морщинки вокруг глаз, однако брови не опуст€тс€, пока вы не задействуете мышцы, расположенные вокруг глаз. » хот€ это отсутствие движени€ бровей заметно слабо, оно €вл€етс€ решающим признаком, отличающим широкую фальшивую улыбку от насто€щей.

- ѕритворна€ улыбка исчезает, как правило, несвоевременно. ќна может исчезнуть резко или же рассыпатьс€ на серию фрагментов и, прежде чем исчезнуть окончательно, вновь на мгновение застыть на лице.

- ѕрикрывающа€ улыбка распростран€етс€ только на нижнюю часть лица и нижние веки. Ќесмотр€ на такую улыбку, в верхней части лица могут по€витьс€ верные признаки таких эмоций, как страх или печаль. Ќо и на нижней части лица притворна€ улыбка может перекрывать про€влени€ сдерживаемых эмоций не полностью, вместо этого порой происходит смешение элементов обеих эмоций, и на лице остаютс€ некоторые следы смешанных чувств.

ƒл€ проверки этих гипотез мы первым делом решили исследовать улыбки студенток медицинского колледжа, участвовавших в нашем эксперименте. ≈сли мои предположени€ относительно улыбок верны, то улыбки студенток, засн€тые во врем€ просмотра при€тного фильма, должны быть искренними. » напротив, засн€тые во врем€ просмотра крайне непри€тного фильма, Ц неискренними. ћы обращали внимание только на два признака притворных улыбок Ц отсутствие сокращени€ мышц вокруг глаз и наличие признаков отвращени€ (наморщенный нос) или презрени€ (напр€жение уголков рта). –езультаты с лихвой оправдали все наши ожидани€: в первом случае было больше искренних улыбок, чем притворных, и отсутствовали признаки отвращени€ или непри€зни, во втором же Ц все улыбки были, как правило, притворными. я был поражен не только тем, насколько верными оказались эти признаки обмана, но еще и тем, что, оценива€ поведение других, люди обычно не придают им значени€.  огда мы показывали видеозаписи этих выражений и просили людей определить, где студентки лгут, а где нет, результаты, как правило, ничем не отличались от простого угадывани€. ¬ чем же дело? »ли мы обращаем внимание на нечто, слишком неуловимое дл€ обычного взора? »ли люди просто не знают, на что нужно обращать внимание? ¬ нашем следующем опыте мы решили вы€снить это и, обучив людей смотреть, задействованы окологлазные мышцы или нет, посмотреть, насколько более точно смогут они определ€ть ложь.

Ћицо дает многочисленные признаки обмана, такие как микровыражени€, смазанные выражени





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 442 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

1827 - | 1727 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.091 с.