Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬озникновени€ греха




–ассмотрим теперь механизм (процесс) возникновени€ греха, заключающийс€ в определенных последовательных событи€х, происход€щих в человеке и привод€щих его к собственно греху.

Ђ—в€тые подвижники свидетельствуют, что все грехопадени€ человеческие совершаютс€ не иначе, как с постепенностью. ѕерва€ ступень есть прилог, когда без намерени€ и против воли вход€т в душу греховные представлени€ или через внешние и внутренние чувства, или через воображение. Ёто пока еще безгрешно, но создает возможность греха. » самые великие св€тые в самые св€щенные времена подвергались прилогам и принуждены были боротьс€ с ними.

—ледующа€ ступень Ч сочетание, что означает прин€тие прилога, добровольное размышление о нем: это уже не безгрешно. ƒалее идет сложение Ч услаждение души пришедшим помыслом или образом, когда кто-то, принима€ помыслы или образы, представленные врагом, и с ними беседу€ мысленно, вскоре сложит в мысли своей, чтобы было так, как внушает помысел. «десь нужно немедленное пока€ние и призывание Ѕога в помощь. ƒалее идет уже пленение Ч состо€ние души, когда принужденно и невольно отводитс€ ум на худые мысли, нарушающие мирное устроение души, и душа с усилием, только при помощи Ѕожией возвращаетс€ в себ€.

Ёто переходит в страсть Ч долговременное и обратившеес€ в привычку услаждение страстными помыслами, влагаемыми от врага и утвердившимис€ от частого размышлени€, мечтани€ и собеседовани€ с ними. «десь потребна уже велика€ и напр€женна€ борьба и особенна€ благодатна€ помощь, чтобы оставить грех (см. 23: 133, 134)ї (89: 237, 238).

—вт. ‘еофан «атворник по данному вопросу говорит: Ђ—кажу вам, когда начинаетс€ грешность. ¬от как идет искушение: 1) представл€етс€ в мысл€х худое или глаз что увидит, и виденное пробуждает мысли недобрые! Ёто есть прилог или приражение. “ут нет грешного, ибо и то и другое невольно нападает. ≈сли вы тотчас, как только сознаете, что это худое, воспротивитесь ему и к √осподу обратитесь, вы сделаете должное Ч подвиг духовный. Ќо если вы не воспротивитесь, а станете думать и думать, не сопротивл€€сь и не ненавид€, не отвраща€сь, то это уже не доброе. ƒуша пошатнулась. “ут нет еще греха, но шаг ко греху сделан...

Ќо если кто займетс€ помыслом этим и станет думать о нем и думать, то он сделает второй акт грехопадени€: 2) внимание к злому помыслу или собеседование с ним. “ут нет еще греха, как € сказал, а полагаетс€ ему начало; 3) третий момент в грехопадении Ч сочувствие худому помыслу: при€тно думать и самое дело при€тно. “ут больше греха (ближе к греху Ч ѕ. ƒ.), но еще нет его. Ёто нечистота. » бывает, сочувствие вырываетс€ вдруг Ч непроизвольно; 4) четвертый момент в грехопадении есть склонение воли, пожелание дурного, хот€ еще не решительное. “ут грех есть, ибо есть дело произвольное. „увствами не всегда можно владеть, но пожелани€ в нашей власти. ќднако ж все это не насто€щий грех, а только преддверие к нему; 5) п€тый момент Ч согласие на грех или решение согрешить. “ут грех насто€щий, только внутренний. «а этим не замедлит €витьс€ и 6) грех делом... » се насто€щее падение, пагуба души, потер€ благодати, подпадание под власть врага. “ак вот... гоните помыслы, не вступа€ с ними в разговоры, подавл€йте тотчас сочувствие, уничтожайте пожелани€... “ут вс€ борьба... » бывает, что помысел, сочувствие и пожелание Ч все в один момент произойдут... Ќичего... ¬ таком случае они все сто€т будто прилог... » борьба всЄ удобно прогонит их.

„увство грешно, когда соизвол€ют на него, удерживают и разжигают его; а когда оно невольно врываетс€ в душу, душа не хочет его и напр€гаетс€ вытеснить его Ч тут греха нет, а есть борьба добра€... √решное дело так идет: мысль, чувство и сочувствие, соизволение, решение или избрание и дело.  то прогонит мысль... чист остаетс€. — чувства и сочувстви€ начинаетс€ грешность по мере соизволени€. √де нет соизволени€, там нет грехаї (цит. по 42: 339-341).

1.3. ќ пон€тии Ђзлої

ѕод злом мы будем понимать последстви€ греха, то есть наказание, или возмездие (возда€ние) [87]за грех.ѕри таком определении зла оно становитс€ нравственным пон€тием[88]. — этой точки зрени€, не будут €вл€тьс€ злом как следствием личных грехов (то есть нравственным злом), например, болезни, физические недостатки, различные трудности, непри€тности, горести и страдани€, попускаемые Ѕогом дл€ испытани€ верности ≈му и смирени€ (см., например, ¬тор. 8: 2, 3), очищени€ и укреплени€ в праведности (см., например, »ов.); необходимые дл€ €влени€ дел Ѕожиих[89] и славы Ѕожией[90]; происход€щие по Ђестественнымї причинам, то есть в соответствии с физическими законами, или Ђзаконами природыї[91].

«ло представл€ет собой определенное физическое и/или духовное состо€ние (см., например, 66: 375) разумного и свободного (нравственного) существа (человека или ангела) как результат его личного выбора ¬ этом состо€нии нравственное существо может находитьс€ неопределенное врем€. »ными словами, зло, в отличие от греха, может существовать неопределенно долго. Ќапример, в течение нескольких дней в виде легкой болезни человека, в течение всей жизни, в течение жизни нескольких поколений, в течение жизни всех поколений людей. »бо грех делаетс€, а зло остаетс€, грех совершили, а злоосталось[92].—оотношение между грехом и злом можно выразить в следующем виде: сделанный человеком грех €вл€етс€, через его последстви€, злом дл€ человека, или в более краткой и условной форме: грех человека есть зло дл€ него.

«аметим, что термины Ђгрехї и Ђзлої иногда смешиваютс€. “ак, например, о зле говоритс€ как о нарушении заповеди Ѕожией: Ђ... или оно (зло Ч ѕ. ƒ.) существовало как риск Ч риск нарушени€ запрета јдамом...ї (54: 248, 249); как о пр€мом противодействии Ѕогу: Ђ«ло есть бунт против Ѕога...ї (54: 250). “о есть зло здесь отождествл€етс€ с грехом. — другой стороны, в той же работе под злом понимаетс€ определенное состо€ние личности: Ђ«ло не есть природа, но состо€ние природы, и в этом высказывании отцов заключаетс€ больша€ глубина... “очнее, зло есть определенное состо€ние этой природы; это вол€, ложна€ по отношению к Ѕогу... зло Ч это состо€ние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихс€ от Ѕогаї (54: 252). «аметим, что в этой же работе о зле говоритс€ и как о последствии греха: Ђ“аким образом, зло имеет своим началом грех одного ангелаї (54: 252), то есть здесь грех и зло €сно различаютс€.

Ѕлаженный ƒиадох ‘отикийский говорит о зле не как о состо€нии после греха, а как о действии, то есть о грехе: Ђѕрирода добра могущественнее навыка ко злу, так как первое существует, а второе не существует, разве только при совершении его...ї (цит. по 92: 34). ¬ альтернативных переводах –им. 7: 21, 25, приведенных в 93: 120, 121, значени€ терминов Ђгрехї и Ђзлої практически тождественны: Ђ...  огда € хочу сделать что-нибудь доброе, нечто немедленно заставл€ет мен€ творить злої; Ђ... будучи всего лишь слабым человеком, € подчин€юсь внутренней силе, заставл€ющей мен€ грешитьї. јналогичные значени€ имеют указанные термины и в 8: 93.  нига 1: Ђ... злом в собственном и строгом смысле должно считать грех, нарушение свободой человеческой воли Ѕожией...ї. “ам же говоритс€ о зле и как о следствии греха: Ђ√рехи же, следствием которых бывает физическое зло...ї (8: 93.  нига 1).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 559 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

529 - | 454 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.