Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–аздел III




¬иды текстов и каналов распространени€: истори€ и современность

 

 

√лава I

—–ј¬Ќ»“≈Ћ№Ќќ-»—“ќ–»„≈— »… јЌјЋ»« ¬»ƒќ¬  ќћћ”Ќ» ј÷»»

 

ќ первых попытках семиотического подхода к классификации видов коммуникации. ќсобенности вербальной и визуальной коммуникации. ¬ыделение аудиовизуальной коммуникации из синкретизма мусического и технического первобытного творчества.

 

Ќа уровне донаучного сознани€ люди первобытно-общинной формации отражали свои био- и социальные св€зи с  осмосом, биосферой, обществом, ноосферой в устном, изобразительном, музыкально-танцевальном творчестве.  ак отмечают ё.ѕ. Ѕуданцев, ћ.—.  аган и другие философы, и авторы, и тексты, и аудитори€ представл€ли одно целое, коммуникаци€ носила синкретический характер. Ёто означает, что в массово-коммуникативных текстах (ћ “) использовались, во-первых, естественные знаки визуального (видимого) характера: жесты, мимика, росписи тел и вещей, изображени€ мифических сюжетов и другой обр€довой символики. ¬о-вторых, это были знаки искусственного происхождени€ Ц человеческа€ речь и письмо, содержащие сконструированные человеком слова, пиктограммы, а позднее и буквы, обозначающие их при письме на камне, глине, дереве, папирусе, коже и т.д.

 ак пишет ё.ѕ. Ѕуданцев, качество древних текстов определ€етс€ характером отношений между людьми, между людьми и природой, качеством самого Ђчеловеческого фактораї. ¬ первобытном обществе вс€ совокупность отношений и качество человеческого фактора Ц человеческое качество Ц были направлены на сохранение рода-мира, и поэтому ћ “ данной эпохи прогнозировали оптимистичное будущее, помогали сохранению устойчивых св€зей в мире, гармонию отношений, формировали соответствующий образ мира-рода, св€занный с активной де€тельностью субъекта.

ѕодлинна€, нравственна€ наука и средства ее распространени€ не противопоставлены Ђдонаукеї и системе —ћ  первобытно-общинной формации. ѕродолжаютс€ те же отношени€, как и между фольклором и наукой.

ѕротивопоставлены бывают наука и ее —ћ  лженауке и ее —ћ , подобно тому, как противопоставлен им фольклор, защищающий всенародное счастье (счастье Ц часть общего блага, со-часть) (Ѕуданцев, 1995, с. 21).

ѕостепенно синкретический характер коммуникации стал раздел€тьс€ на различные виды коммуникации и, соответственно, на различные виды массово-коммуникативных текстов.

ќдновременно проходила дифференциаци€ сущностно-содержательного наполнени€ ћ “ по линии все более четко обозначающейс€ системы Ђобъективна€ действительность Ц автор-субъект Ц текст Ц канал коммуникации Ц объект, а также по линии разделени€ как ценностных ориентации авторов и авторских текстов, так и самих каналов коммуникации.

Ќеобходимо отметить и еще одну историческую тенденцию: по мере развити€ материально-производственных и классовых отношений в человеческой коммуникации ослабл€лось синкретическое художественное, более эмоциональное начало древних текстов и возрастала, обособл€лась рассудочна€, рациональна€ субстанци€. Ёто, в свою очередь, также вли€ло на авторские позиции, на виды и содержание текстов, на массовость тех или иных каналов коммуникации. јвтокоммуникаци€, главенствовавша€ в народных праздниках и обр€дах, уступала место отдельным видам художественной коммуникации (театральному, цирковому действу, декламации, танцевальному и музыкальному исполнительскому искусству и т.д.).

ћен€лись и вкусы аудитории. “рудно вычленить более или менее определенно исторический период по€влени€ нашего „—« (читател€, слушател€, зрител€), но это было врем€ по€влени€ первых цирковых и театральных трупп, концертных исполнителей.

ќдно можно сказать более определенно, что в начале как художественной, так и научной, правовой, политической коммуникации главенствовала поэзи€. Ёто было сказительство, поэтическое творчество и соответственно поэтическое исполнительское мастерство, устные сказани€ и песнопени€.

Ћингвисты давно обнаружили насыщенность €зыка в начале его развити€ образно-поэтическими элементами. “ак, вслед за ». √ердером, ¬. √умбольдтом, ј. ѕотебн€ считал, что €зык был Ђпервоначально тождествен поэзииї (ј. ѕотебн€, т. 1, с. 163Ц164).

Ёпоха ¬озрождени€ провозгласила верховенство в коммуникационном воздействии изобразительного искусства. ќднако в новой историко-культурной ситуации, в канун эпохи ѕросвещени€ иде€ верховной ценности изобразительного искусства уступила в ≈вропе место взгл€ду, согласно которому на первое место в художественной коммуникации по своей значимости снова вышла поэзи€ (и в качестве устного народного творчества, и в виде письменных литературных произведений и их чтени€ в аристократических салонах).

¬ –оссии в XVIЦXVII веках исследователи отмечают взлет публицистики. ”же поэтическое Ђ—лово о полку »горевеї было пронизано публицистичностью, но в дальнейшем письменна€ коммуникаци€ на –уси развивалась по линии строгой летописности, а также Ц слабой индивидуализации авторства (как впрочем и во всей средневековой ≈вропе). ƒ.—. Ћихачев отмечает, что в проповеди Ц это был проповедник, в житии св€того Ц агиограф, в летописи Ц летописец и т.д. ЂЅудь летописец стар или молод, монах или епископ, церковный де€тель или писец посадничьей избы Ц его манера писать, его авторска€ позици€ Ц одна и та же. » она едина, даже несмотр€ на совсем разные политические позиции, которые могут летописцы заниматьї (Ћихачев, 1988, с. 60).

Ќо уже первую половину XVI века ƒ.—. Ћихачев оценивает как эпоху, когда на –уси развиваетс€ вера в социальное переустройство общества на основе принципов Ђправдыї, то есть Ђистины-справедливостиї. Ђ¬о всем русском обществе поднимаетс€ вера не только в рассудок, логику, разумную целесообразность, но и в силу человеческого слова, в книгу. —ама литература мен€ет свой характер, станов€сь все более и более философичной, и проникаетс€ духом публицистической полемики. Ќикогда прежде не спорили так много в ƒревней –уси, как в первой половине XVI векаї. (Ћихачев, 1984, с. 5).

XVIII век дал новые образцы сочетани€ устной и письменной поэтической и публицистической ћ . —овременный исследователь ћ.—.  аган анализирует трактат французского аббата ƒю Ѕо Ђ ритические размышлени€ о поэзии и живописиї, созданный в 1719 г. јвтор в нем повернул проблему в новой и принципиально важной плоскости, которую сегодн€ мы назвали бы семиотической. ƒю Ѕо говорит о том, что, в отличие от поэзии живопись пользуетс€ Ђне искусственными знакамиї, а Ђестественнымиї, замеча€ при этом, что применительно к живописи неловко даже пользоватьс€ термином Ђзнакї, так как она словно Ђсаму природу представл€ет нашему взоруї. —лова же Ц Ђпроизвольные знаки мыслейї, а буквы Ц произвольные знаки слов. ѕоэтому путь от чтени€ к переживанию оказываетс€ более далеким, чем от слушани€, а еще сильнее впечатление, когда к слуховому воспри€тию добавл€етс€ зрительное. ¬ысоко оценил автор трактата театральное искусство, а перейд€ к характеристике музыки, он и ее рассматривает как знаковую систему, говор€, что музыкальные звуки Ц это Ђестественные знаки страстейї (÷ит по:  аган, 1972, с. 33).

—емиотический принцип классификации видов искусств и, соответственно, видов и каналов коммуникации будет прин€т многими мыслител€ми уже в XVIII веке, затем забыт и возродитс€ двести лет спуст€.

≈сли говорить об истоках разделени€ первобытно-общинной коммуникации на позднейшие виды визуальной (путем зримых знаков) коммуникации и вербальной (путем словесных, устных и письменных знаков речи), то они, эти истоки, лежат в характере св€зей этих знаков, в жизнеде€тельности человека.

¬ербальна€ коммуникаци€ Ц наследница первого этапа коммуникации посредством передачи звуков голоса человека и созданных им дл€ звуковой сигнализации предметов. —начала это были, к примеру, сигналы, передаваемые с помощью барабанов. √олосовые звуки обретали форму речи, устна€ речь со временем стала запечатлеватьс€ (от слова Ђпечатьї Ц что означает Ђпечьї, Ђвыжигатьї) на р€де естественных материальных носителей текстов. «атем, в XV веке, по€вилась и сама печать, вербальна€ коммуникаци€ стала печатной.

Ќо пока осуществл€лс€ этот длительный по времени процесс, происходила и дифференциаци€ видов коммуникации по принципу, сформулированному уже цитировавшимс€ нами ћ.—.  аганом. Ётот принцип он примен€ет к исследованию процесса разделени€ видов искусств, то есть художественной коммуникации.

ќн пишет, что художественному освоению мира приходилось с первых шагов сталкиватьс€ с двум€ существенно различными возможност€ми. ќдну из них представл€ли те средства воплощени€ художественного замысла, которыми обладал сам человек. Ёто были движени€ его тела, лица и звук его голоса.

ƒругую возможность древнее творчество находило, обраща€сь ко внешним дл€ человека природным средствам Ц к камню, глине, дереву, кости, естественным красител€м и т.п. ƒругими словами, в одном случае человек выражал свое состо€ние, мысли, эмоции средствами, присущими ему самому, в другом Ц средства воплощени€ человеческого содержани€ были вещественными, отчуждавшими от человека его душевные состо€ни€.

¬ первом случае творчество имеет процессуально-динамический характер, поскольку именно такова природа пластической жизни человеческого тела и звучани€ его голоса.

¬о втором случае результаты творчества были статичными, так как в них останавливалось течение жизни, запечатлевались лишь мгновени€ ее.

ѕо этим двум направлени€м и шло развитие художественной коммуникации. ¬ одном случае это было словесное, музыкальное, танцевальное и актерское творчество, а в другом Ц прикладные искусства, архитектура, скульптура, живопись, графика.

ѕервый вид коммуникации автор концепции называет мусическим, второй Ц техническим (от Ђтехносї Ц ремесло).

¬изуальна€ коммуникаци€, котора€ носит процессуально-динамический характер (театр, кинематограф, телевидение), в своем современном состо€нии представл€ет собой синтез мусического и технического вида коммуникации с изобразительной доминантой. ¬изуальна€ коммуникаци€ статического характера Ц целиком технический вид коммуникации, в котором человеческое выражаетс€ опосредованно, лишь через материальное, вещное. Ёто Ц изобразительное искусство, архитектура, скульптура, фотокоммуникаци€.

¬ербальна€ (словесна€) коммуникаци€ и ныне €вл€етс€ процессуально-динамической ћ  и мусическим в своей первозданной основе видом художественной коммуникации, если она осуществл€етс€ по каналам “¬ и радио, и техническим Ц если коммуникативный процесс идет по каналам печати. ¬ первом случае Ц это устна€ вербальна€ коммуникаци€, во втором Ц письменна€ вербальна€ ћ .

—овременный исследователь проблем теории ћ  √. ѕочепцов дает, пожалуй, наиболее развернутую и подробную классификацию видов коммуникации. ќднако в ней, на наш взгл€д, размыты границы делени€ коммуникации на те или иные виды.

≈сли говорить об основополагающих принципах делени€, то в основе их, как мы уже указывали, лежат способы и возможности человеческого воспри€ти€ (зрительное-слуховое-чувственное (тактильное Ц письмо дл€ слепых). »з этих принципов вытекает и деление ћ  на визуальный и аудиальный виды. ѕричем последний можно подразделить на вербальный (словесный) и невербальный (внесловесный) виды.

ј √. ѕочепцов расшир€ет перечень видов коммуникации, клад€ в основу различные базовые установки. ќн выдел€ет перформансную, мифологическую, художественную коммуникации. ѕерформанс Ц это вид театрального действа, поэтому его можно включить в художественную коммуникацию. ћифологическа€ коммуникаци€ выдел€етс€ многими исследовател€ми на основе гносеологического принципа, который позвол€ет включать ее и в художественную, и в политическую, и в познавательную, и в религиозную коммуникацию, то есть в те виды, которые формируютс€ на основе форм общественного сознани€. –азумеетс€, мифологическа€ ћ  альтернативна познавательной, публицистической и особенно научной коммуникации, хот€ в современной практике —ћ  мифы, иррациональное часто вторгаютс€ не только в журналистику, считавшуюс€ ранее точным знанием (а сегодн€ зарабатывающую на выдумках), но и в исключающее мифологию научное знание, и пытаютс€ там навести Ђнекийї пор€док (кто знаком с трудами академика-историка ‘оменко, знает о чем идет речь).

ћассовую коммуникацию можно разделить также, исход€ из канала распространени€ информации. –ечь идет о формальной и неформальной ћ . ѕерва€ Ц это коммуникаци€ в форме текстов того или иного технического канала ћ . ¬тора€ Ц это, в основном, устна€ коммуникаци€ в виде слухов, сплетен, анекдотов, баек, песен, возможно записанных и распечатанных, но циркулирующих вне официально признанного социокультурного цикла. Ќа эффективность неформальной коммуникации большое воздействие оказывают так называемые Ђлидеры мнени€ї. »сследователи ћ , социологи давно зарегистрировали феномен усвоени€ информации, прин€ти€ решений „—« не непосредственно после прочтени€, прослушивани€, просмотра тех или иных сообщений, а после консультаций с сосед€ми или коллегами, завоевавшими по р€ду социальных и психологических причин статус лидера общественного мнени€ той или иной социальной группы, микросреды.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 684 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

623 - | 497 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.