Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќт роста к развитию




 ак мы уже отмечали, сам по себе рост не расцениваетс€ более как бесспорна€ и самодовлеюща€ общественна€ цель.  онцепци€ роста ради роста уже на закате, и, хот€ во многих странах, включа€ и наиболее процветающие, за ней все еще сохран€етс€ достаточно высокий приоритет, на смену примитивным цел€м, направленным на чисто материальный рост, приход€т новые, более широкие и всеобъемлющие концепции и ориентиры. ¬сегда ли правомерно, однако, отождествл€ть пон€тие Ђмногої с пон€тием Ђхорошої, а Ђростї рассматривать как символ Ђдостиженийї?

ќдной из сторон синдрома роста служит убеждение, что, если не обеспечить непрерывного увеличени€ человеческого населени€, оно неизбежно придет к упадку, и коль скоро естественные этические нормы призывают нас боротьс€ со смертью и способствовать продолжению жизни, то и контроль за рождаемостью должен тоже вводитьс€ в весьма ограниченных масштабах и формах. —юда же относитс€ и вера, что непрерывна€ экспанси€ €вл€етс€ об€зательным атрибутом здоровой экономики и поэтому нужно мобилизовать лучшие умы общества на дальнейшее совершенствование разного рода технических приспособлений и технологий, все большего увеличени€ производства и стимулировани€ потреблени€.

¬се это и превратило экономический рост в предмет гордости и символ превосходства. ѕричем, акцентиру€ способность Ђростаї освобождать человека от забот, обычно игнорируют ту социальную и экологическую цену, которую часто приходитс€ за это платить. –ыцарей роста прославл€ют как поборников добра и прогресса; правительства проповедуют рост как ново€вленное откровение и именно в нем ищут ключ к решению возникающих проблем; дл€ того, чтобы стимулировать его расширение и пожинать его плоды, создана цела€ сеть мощных политических, промышленных, финансовых, научных институтов; множество людей пропагандируют его достоинства и преимущества. ¬от почему предостережение Ђѕределов ростаї о том, что дальнейший экспоненциальный рост неизбежно приведет всю систему к катастрофе, было восприн€то не более чем еретическа€ и основанна€ на ложной информации клевета.

» все-таки дебаты, разгоревшиес€ после выхода в свет этой книги, оставили след в умах людей.  ак часто бывает на исходе долгого периода идолопоклонничества, большие массы людей во многих развитых странах, особенно в ≈вропе и японии, начали сомневатьс€ в незыблемости достоинств роста. ѕравда, не сразу удалось заполнить вакуум, образовавшийс€ после ниспровержени€ культа роста, но уже были попытки найти иные, не св€занные с ростом способы вознаграждени€ и удовлетворени€ людей. Ётим в значительной степени объ€сн€етс€ растущее стремление к экономическим гаранти€м и качеству жизни.

— этим же, мне кажетс€, св€зано и изменение настроений среди рабочих некоторых промышленно развитых стран, сопровождающее падение веры в возможности экономического роста. — этим св€заны такие €влени€, как прогулы, нежелание работать сверхурочно, требовани€ о сокращении рабочего времени и введении гибкого, подвижного рабочего графика, увеличении периода отпусков и изменении сроков пенсионного возраста.   числу процессов, свидетельствующих о тех же тенденци€х, относитс€ и борьба за более человеческие услови€ труда и более содержательную работу, требование социальных льгот и гарантий, требование обеспечени€ гарантированного уровн€ годового заработка, введени€ отрицательного налога на доходы и политики регулировани€ доходов в национальных масштабах.  онечно, рано еще считать, что культ роста навсегда ушел в прошлое, но эти тенденции вр€д ли можно не заметить.

ѕри всем желании возродить золотые дни ничем не сдерживаемого роста индустриальное общество, наконец, осознало, что продолжение его в прежних формах и с той же скоростью невозможно. » рабочий класс этих стран стремитс€ объединить усили€ и использовать преимущества новой ситуации, когда потолок роста уже достигнут.

—ущественно ина€, хот€ и не менее важна€ эволюци€ идей происходит и по другую сторону той сейсмической трещины, котора€ расколола современный мир на две большие группы: Ђимущихї и Ђнеимущихї. » сюда докатились волны надежд на изобилие и отзвуки культуры роста. » хот€ эти надежды станов€тс€ реальностью пока что лишь в отдельных, немногочисленных сло€х общества, средства массовой информации неустанно несут в каждый дом соблазнительные, порой вульгарные картинки роскошной, Ђкрасивойї жизни Ђимущихї, включа€ и тех, кто наслаждаетс€ изобилием в самих бедных странах.

ј между тем вовсе нет никакой уверенности, что надежды на рост осуществимы - даже при наличии активных мер в национальных и международном масштабах - во всех без исключени€, а не в отдельных странах развивающегос€ мира. Ћегко видеть, что даже новый мировой экономический пор€док не сможет, несмотр€ на все заманчивые обещани€, в ближайшие годы существенно изменить сложившуюс€ в мире несправедливую и совершенно нетерпимую ситуацию. » доступ большинства населени€ планеты даже к умеренному уровню достатка - не говор€ уже о каком бы то ни было изобилии - будет осуществл€тьс€ куда медленнее, чем этого бы хотелось. ¬озможно, разрыв между ожидани€ми и реальностью и станет самой печальной западней, в которую в погоне за ростом добровольно загнало себ€ человечество.

ѕонима€, быть может, какую бомбу замедленного действи€ представл€ют эти обреченные ожидани€, лидеры бедных стран про€вл€ют сегодн€ благоразумие и чувство меры в подходе к решению многих острых проблем. ѕровозгласив насто€тельную необходимость нового пор€дка, они вместе с тем прекрасно понимают, что он может оказать конкретное воздействие на рост лишь в результате длительных и сложных процессов; и поэтому они поступили весьма мудро, выдвинув принцип опоры на собственные силы. Ёто лишь подтверждает, что такие важнейшие услови€ нормальной жизни, как зан€тость, питание, жилье и т. д., обеспечиваютс€ прежде всего за счет собственных усилий тех, кто в них нуждаетс€; именно коллективна€ опора на собственные силы должна стать основой мировой взаимозависимости в новой, справедливой и исключающей эксплуатацию международной системе, которую нам предстоит создать.

¬се эти идеи могут показатьс€ на первый взгл€д несколько наивными. ƒаже если предположить, что медленный рост за счет собственных возможностей приносит больше морального удовлетворени€, чем быстрый рост за счет помощи извне, все равно никака€ опора на собственные силы не в состо€нии сама по себе вывести многие страны из крайней, ужасающей нищеты, в которой они сейчас пребывают. » все-таки этот принцип верен: бор€сь за более высокий уровень жизни, люди должны прежде всего полагатьс€ на свои собственные силы. Ётот принцип может сыграть и большое воспитательное значение, воздейству€ на трудовую этику и практику, направленную на поддержание безудержного экономического роста —еверной јмерики, ≈вропы и японии. ќн вводит в сугубо материальную количественную концепцию роста политические и этические мотивы самоуважени€ и самосовершенствовани€ в отношении к работе и оценке ее результатов. „тобы эта нова€ тенденци€ не привела назад к кризисам и разочаровани€м, необходимо вовлекать развитые страны в широкое международное экономическое и техническое сотрудничество.

—егодн€ можно уже сказать, что посе€нные семена дали сильные, дружные всходы и обещают хороший урожай. —разу же оговорюсь, что никто, в сущности, не отрицает того факта, что мирова€ экономика еще долгие годы будет продолжать развиватьс€ и расшир€тьс€. ¬ числе главных причин, оправдывающих эту необходимость, следует прежде всего указать неудовлетворительный уровень жизни значительной части нынешнего населени€ планеты, а также стремительные темпы его увеличени€. ¬се это делает непрерывное расширение производства важным фактором сокращени€ разрыва в распределении дохода и богатств между отдельными странами. » все же ни один здравомысл€щий человек не сможет сегодн€ безоговорочно отстаивать традиционную примитивную концепцию роста и способы его искусственного стимулировани€ или довер€ть прежним критери€м его измерени€ и оценки. ѕри этом все более широкое распространение получает точка зрени€, что, в каких бы формах ни осуществл€лс€ экономический рост, он должен быть непрерывным процессом, без конвульсивных скачков и остановок и без чередующихс€ циклов подъема и спада. » продолжение его возможно лишь до тех пор, пока это совместимо с Ђхоз€йским отношением к «емлеї. “ак по€вилась концепци€ допустимого роста.

»зучение этого вопроса начато уже во многих местах. ’от€ исследовани€ наход€тс€ пока в эмбриональном состо€нии и страдают от национальной разобщенности, уже само признание необходимости взвешивать формы и темпы экономического развити€ (не только в зависимости от экологической приемлемости, но и с точки зрени€ допустимого периода времени, в течение которого развитие может продолжатьс€ без ущерба дл€ планеты) служит €вным свидетельством положительного сдвига во всем стиле нашего мышлени€. ¬ дальнейшем эти идеи должны включить в себ€ более целостный подход к самому €влению роста, основанный не на механистических рассуждени€х о росте как таковом, безразлично его конкретным формам, а на концепции органического роста. Ёто различие было подчеркнуто ћесаровичем и ѕестелем в Ђ„еловечестве на перепутьеї.

≈сли задуматьс€ над процессами, протекающими во всех без исключени€ живых организмах или системах: нашем собственном организме, животных или растени€х, в лесу, реке, пруду или море, - то концепци€ органического роста представл€етс€ предельно простой и самоочевидной. –ост каждого из компонентов обусловлен состо€нием всех остальных частей и неизбежно предполагает последующее замедление. –ост в одном месте вызывает рост, спад или изменени€ в другом, и наоборот; в своем циклическом развитии жизнь и смерть неразрывно сплетены друг с другом, и без смерти невозможно возобновление и эволюци€ жизни. ¬ живых организмах или системах просто не существует таких пон€тий, как Ђпосто€нный ростї или Ђнулевой ростї; более того, рост не играет в их эволюции центральной роли -главное место принадлежит жизненной силе и способности к выживанию, то есть качественному усовершенствованию и оптимальному приспособлению к окружающей среде.

 онечно, правомерность подобных аналогий имеет свои пределы, и не следует ими слишком увлекатьс€, однако они помогают €снее представить себе, насколько сбилась с пути в своем развитии человеческа€ система вследствие своей пагубной склонности к росту. Ќаправл€ема€ властью человека, она поднималась как на дрожжах, наруша€ основы жизни на планете и подавл€€ естественное взаимодействие сил, поддерживающих существование всех живых организмов, в том числе и человека. » теперь, чтобы не исчезнуть окончательно как вид, человек должен не только оправитьс€ с раздирающими его внутренними противоречи€ми, но и достигнуть гармонии со своей внешней биофизической средой. “ак постепенно обретает очертани€ концепци€ динамического равновеси€, весьма сходна€ с прин€тым в физике состо€нием Ђустойчивого равновеси€ї.

ѕод обществом, достигшим состо€ни€ Ђустойчивого равновеси€ї, следует понимать общество, которое в ответ на изменени€ внутренних и внешних условий способно устанавливать новое, соответствующее этим изменени€м равновесие как внутри себ€, так и в пределах всей среды своего обитани€. ѕримером динамического равновеси€ в международной политике может служить так называемый баланс силы между великими державами - легко увидеть, к каким последстви€м может привести нарушение этого баланса. “ак же как и политический баланс сил, всеобща€ человеческа€ система нуждаетс€ дл€ поддержани€ и восстановлени€ соответствующего социального и экологического равновеси€ в посто€нном руководстве человека, и этим она отличаетс€ от любых живых систем, наделенных самой природой естественной неотъемлемой способностью к самоуравновешиванию за счет соответствующих гомеостатических свойств. » сейчас люди начинают все глубже осознавать, что одна из главных новых об€занностей человечества как раз в том и состоит, чтобы поддерживать состо€ние надежного, устойчивого равновеси€ как внутри глобальной человеческой системы, так и в ее взаимоотношени€х с экосистемами.

ѕрименив немного здравого смысла, мы достаточно логично перешли, таким образом, от роста вообще к росту, основанному на собственных силах, затем к допустимому росту, а далее к органическому росту и динамическому равновесию. Ќе менее важна и друга€ открывша€с€ нам истина, которую мы забыли в своей лихорадочной погоне за ростом любой ценой, - что корень добра таитс€ именно в равновесии. Ќар€ду с этими иде€ми, касающимис€ всего человеческого общества, становитс€ все более очевидным, что у равновеси€ есть и еще одна важнейша€ составл€юща€, и св€зана она с внутренним миром человека как отдельной личности.

”довлетворив определенный набор своих минимальных жизненных потребностей и достигнув физического благополучи€, человек выдвигает р€д новых нужд, желаний и стремлений, касающихс€ его безопасности и гарантий, удобств и комфорта, веры, самовыражени€, социального положени€, а также того, что обычно называют качеством жизни. √овор€ о разумной степени удовлетворени€ всех этих человеческих запросов, сейчас чаще используют слово Ђразвитиеї, которое быстро вытесн€ет пон€тие роста.

«десь уже действительно можно говорить об определенных улучшени€х качественного характера.  онечно, пон€тие развитие до сей поры остаетс€ еще весьма расплывчатым, и в центре его, как и следовало ожидать, по-прежнему лежит стремление к повышению материального уровн€ жизни. “ем не менее весьма знаменательно, что именно развитие €вл€етс€ сегодн€ ключевой политической целью даже в развивающихс€ странах, что свидетельствует об отходе от доминирующей в прошлом жесткой и бескомпромиссной ориентации на рост. » € уверен, что это еще только начало: в будущем мы увидим, как один за другим будут падать барьеры, удерживающие нас в плену узких, устаревших представлений.  ак показали уже оценки, проведенные - хот€ и в различных формах и на разных уровн€х - во многих странах, развитие стало насто€тельной потребностью, приобретающей поистине всеобщий характер, и должно стать коллективным делом всего глобального сообщества.

Ќастало врем€ сделать последний, окончательный шаг в этой наметившейс€ уже эволюции. ¬ распространенной ныне интерпретации слово Ђразвитиеї св€зываетс€ обычно, как € уже отмечал, с Ђудовлетворением человеческих потребностейї, и люди в соответствии с этим рассматриваютс€ главным образом как просители и потребители. “акой упрощенный подход ошибочен и лишь сбивает нас с толку. Ќеобходимо отказатьс€ от него и пон€ть наконец, что если рассматривать эту проблему в длительной перспективе и на глобальном уровне, то концепцию потребности надо соотносить с возможностью ее удовлетворени€, а человеческие запросы подчин€ть возможности разумного их обеспечени€. ¬ противном случае нас не ждет впереди ничего, кроме хаоса и разочарований. ≈сли выразить эту мысль более четко, она означает, что необходимым условием разумности человеческих запросов и умеренности надежд на их удовлетворение €вл€етс€ развитие самих человеческих качеств и способностей.

¬едь, в сущности, первоисточником всего хорошего, так же как и плохого, оказываютс€ прежде всего сами люди, и, следовательно, именно они в конечном счете - творцы своего собственного развити€ или неразвитости, какой бы конкретный смысл ни придавалс€ этому термину. ¬ них самих и в их потребност€х скрываетс€ суть этой проблемы, и только они - и никто другой - могут обеспечить ее решение, ибо они €вл€ютс€ единственным источником, из которого черпаютс€ средства, необходимые дл€ удовлетворени€ всех их нужд и запросов. “ак что если смотреть на развитие в истинном свете, то оно - так же как и любое другое человеческое достижение - может быть только таким, каким способны сделать его сами люди, применив все свои многогранные возможности, все свои духовные силы, свой ум, знани€, изобретательность, мастерство, дар взаимопонимани€ и любви к ближнему, способность чувствовать прекрасное, ощущать поэзию жизни, все свои артистические и эстетические наклонности.

ƒл€ того чтобы поставить все на свои места, надо просто перевернуть нынешнее пон€тие развити€, сфокусировав основное внимание не на потребност€х человеческого существа, а на его способности вносить вклад в их удовлетворение, то есть на его собственных качествах и на его собственной изобретательности. ¬едь чем больше будут развиты и возвышенны его внутренние достоинства, тем более высокого уровн€ и качества жизни он сможет достичь, не вывод€ из равновеси€ всю систему. ¬ заключение хочу отметить, что было бы серьезным заблуждением считать человеческие потребности отправным пунктом новой фазы в эволюции человечества. Ћюбые новые достижени€ человечества - включа€ и то, что обычно подразумеваетс€ под Ђразвитиемї, - могут основыватьс€ только на совершенствовании человеческих качеств, и именно на этом мы должны сконцентрировать все свои усили€, если мы хотим действительно Ђрастиї.

 онечно, все эти идеи еще не получили должного распространени€. Ќо пройдет врем€ - они проникнут в умы людей, и человеческа€ революци€ будет выгл€деть не такой уж утопичной. » если это осуществитс€, тогда действительно можно будет сказать, что человечество находитс€ на правильном пути.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 445 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

605 - | 650 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.