Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕраво производить на свет себе подобных




–азвернувшиес€ по всему миру дебаты по поводу демографического взрыва были весьма своевременны и сыграли очень важную и полезную роль.ќни повли€ли не только на законодательство в этой области, но и на отношение к этим вопросам широких масс населени€ планеты. ”дивленные и обеспокоенные растущим количеством себе подобных, люди пытались найти однозначный ответ на вопрос, существует ли абсолютный предельный максимум или оптимум численности людей, которых в состо€нии выдержать на себе «емл€. “еперь уже стало совершенно €сно, что этот вопрос чрезвычайно сложный, и ответ на него зависит от множества самых различных факторов, ибо соотношение между жизнью и смертью на планете включает пока непостижимые дл€ нас переменные.

» здесь важны буквально все элементы человеческой системы. ѕрирода представл€ет среду нашего обитани€, однако она в действительности куда более ранима и у€звима, чем нам всегда казалось, к тому же и ресурсы ее истощаютс€ с такой неожиданной скоростью, что это не может не вызывать у людей серьезного беспокойства. “ехника призвана гарантировать безраздельное господство человека, как над окружающей его средой, так и над ее ресурсами, однако и она становитс€ все сложнее, и требует слишком больших расходов и часто приводит к развитию вредных или побочных эффектов. ќбщество представл€ет собой те рамки, в которых протекают все виды нашей де€тельности, однако все ощущают глубокое неудовлетворение, вид€ цар€щий в нем беспор€док. » наконец, сам „еловек, его мироощущение, интеллект и поведение, уж он-то, казалось бы, должен был стать нашим основным ресурсом и последней надеждой, однако и он столь подавлен несметным количеством непрерывно усложн€ющихс€ проблем, что начинает приходить в замешательство и тер€тьс€.

≈сли уже сегодн€ мы не в состо€нии обеспечить достойную жизнь всему населению, как же можем мы в такой ситуации оценить, сколько вообще людей сможет выдержать планета в будущем? » все-таки этот вопрос вполне правомерен, ибо две вещи можно считать сейчас несомненными: во-первых, то, что на планете действительно становитс€ тесно - каждое дес€тилетие обещает приносить миллиард людей, - и, во-вторых, все более превраща€сь в неких холодных суперменов, наши потомки, как мне кажетс€, будут больше использовать свое могущество во зло, чем во благо. “ак что будущее грозит нам большими трудност€ми, чем насто€щее, а отношени€ между людьми, индивидом и обществом, обществом и природой станут еще напр€женнее.  оллективные потребности людей получат такой приоритет над благом отдельного индивидуума, что человеческое существо - даже в атмосфере большей, чем сегодн€, социальной справедливости - может просто захлебнутьс€, растворитьс€ или потер€тьс€ как анонимна€ безлика€ часть бездушной системы.

”же сейчас число жертв социальной несправедливости, оказавшихс€ в нищете из-за внутренних раздоров и организационных неполадок системы, насчитывает сотни миллионов человек. Ћишь незначительное меньшинство может наслаждатьс€ радост€ми жизни во всем их богатстве и многообразии, а целые классы и даже народы не имеют ни малейшей надежды хоть на какое-то улучшение своего положени€. ¬ нашем нынешнем обществе, столь интегрированном и легко у€звимом, это чудовищное положение не только чревато политическими взрывами, но и нетерпимо с точки зрени€ гуманности и морали, поэтому так не может долго продолжатьс€. ѕритом, как € уже отмечал выше, если каждое дес€тилетие будет наблюдатьс€ миллиардный прирост населени€ планеты, нас подстерегает другой дь€вольский порочный круг - мы можем оказатьс€ свидетел€ми того, как все наши потуги избавитьс€ от невыносимых условий бедности и нищеты сведутс€ на нет или даже приведут к обратным результатам из-за дополнительного давлени€ возрастающего потомства.  онечно, наиболее разумный путь облегчени€ этой человеческой трагедии, масштабы и последстви€ которой вр€д ли сейчас можно полностью себе представить, состоит в том, чтобы ограничить размножение человечества. Ќо как?

ƒальнейшее развитие и совершенствование человеческой системы при сохранении контрол€ человека над этими процессами срочно требуют активной атаки в сфере социальных инноваций и установлени€ новых форм общественной организации. ≈стественна€ трансформаци€ массового общества и повышение его чувствительности и восприимчивости к насущным задачам справедливости, обеспечение всеобщего образовани€ и обогащени€ человеческой личности невозможны в услови€х, когда важные социальные решени€ принимаютс€ по воле незначительного меньшинства населени€. ѕока не будет обеспечено участие широких народных масс в прин€тии решений, нельз€ всерьез говорить не только о международной солидарности, но и о предотвращении захвата власти авторитарными режимами.

 ак отметил руководитель ћеждународной программы јспеновского института гуманистических исследований ’арлан  ливленд, Ђв јфинах времен јристотел€ и конфуцианском  итае, –име эпохи ÷ицерона, ≈вропе  арла ¬еликого1 и джефферсоновской ¬ирджинии - везде де€тельность, относ€ща€с€ к сфере социального планировани€ и прин€ти€ важных перспективных решений, касающихс€ войны и мира, бедности и процветани€, меры личной свободы и коллективного принуждени€, прав меньшинства и законов большинства, монополизировалась горсткой образованных и богатыхї2. — тех пор прошли столети€, но положение почти не изменилось. Ќа прот€жении моей жизни такие решени€ единолично принимались или оказывались в преимущественной компетенции представителей меньшинства общества, - беру наобум - ЂComite des Forgesї3. √енеральный штаб имперской √ермании, јдмиралтейство, парти€, ѕентагон, ÷–”, президент, многонациональные корпорации, Ђсемь сестерї, Ђцюрихские гномыї, Ђполковникиї, ќѕ≈  и другие привилегированные, страдающие эгоцентризмом и, как правило, анонимные группы сильных мира сего.

—реди всех необходимых социальных преобразований, которые сегодн€ и вообще в нашу эпоху оказываютс€ гораздо важнее научно-технических) наибольшую неотложность в этой св€зи приобретают как раз именно те, которые обеспечивают переход возможности прин€ти€ решений от узких, замкнутых учреждений к самим люд€м или по крайней мере дают им возможность принимать активное участие в оценке и выборе важных альтернатив, оказывающих решающее воздействие на жизнь и будущее всего населени€, а в конечном счете и человечества в целом.

Ѕыло бы непростительно недооценить сейчас эту острейшую потребность или проигнорировать трудности, св€занные с поисками адекватного решени€ проблем.

ƒл€ того чтобы это осуществить, потребуютс€ преобразовани€ на всех уровн€х структурной иерархии, управл€ющей мировой системой. Ћегко пон€ть, что, поскольку участие р€довых граждан в общественной жизни всегда было и остаетс€ поныне во многих странах весьма незначительным, нам предстоит совершить поистине грандиозный шаг вперед.

Ќесмотр€ на трудности, необходимо без промедлени€ начать движение в этом направлении, изыскива€ подход€щие дл€ каждого конкретного случа€ формы достижени€ целей, и срочность таких мер диктуетс€ целым р€дом различных причин. ќдна из них состоит в том, что возникшие в насто€щее врем€ серьезные глобальные затруднени€ сделали беспомощность нынешних прав€щих элит еще более нагл€дной. “акже важно осознание того, что поскольку прин€тие решений в этой области все равно неизбежно, то лучше разумно планировать все заранее, чем пускать на самотек. ћиллиарды мужчин и женщин во всем мире постепенно все лучше понимают, каким важным дл€ их собственных судеб может оказатьс€ предсто€щий в недалеком будущем решающий момент. » они не хот€т пассивно ждать решени€ своей участи или передавать кому бы то ни было право принимать решени€ за них самих. ќщуща€ в себе новые силы, они по крайней мере могут теперь разрушить любой замысел, не впервые принос€щий в жертву их интересы или способный увлечь всех в бездну. ¬опрос в том, как направить энергию народных масс на решение позитивных социальных задач, как подготовить людей к созидательной роли ответственных за все граждан.

»менно в этом контексте следует теперь рассматривать проблемы народонаселени€. ѕредварительные итоги весьма приблизительного анализа позвол€ют утверждать, что общее число людей, которое может прин€ть «емл€, зависит от условий жизни, на которые готовы согласитьс€ все люди. —овершенно €сно, что при удвоении численности жителей планеты во столько же раз уменьшаетс€ жизненное пространство, среднее количество ресурсов и возможность общени€ каждого человека с природой. ќднако, продолжа€ далее ход рассуждении, можно с такой же очевидностью представить себе, что услови€ и качество человеческой жизни на планете будут в не меньшей степени, чем от количества, зависеть также от качеств насел€ющих ее жителей и от их способности к самоуправлению. —тремительный и неумолимый рост численности населени€ подводит нас к необходимости самых срочных, незамедлительных и четко продуманных действий, обеспечивающих качественное улучшение широких масс населени€. ≈сли человеческа€ революци€, направленна€ на развитие качеств отдельной личности и их коллективной готовности к будущему, произойдет с опозданием или потерпит неудачу, тогда у нас фактически не останетс€ шансов обеспечить достойную жизнь даже нынешнему населению планеты. ≈сли же мы в разумно короткие сроки поможем развить эти идеи, то люди смогут прочувствовать неотвратимость и неизбежность гр€дущих перемен, захот€т оказать поддержку и прин€ть участие в решении проблем, даже если это потребует от них определенных жертв. Ћюбые рассуждени€ о судьбах человечества, не принимающие во внимание его качеств и способностей, не более чем пустые разговоры.

„тобы заложить основы этих эволюционных изменений и обеспечить их начальные этапы, должен быть заключен новый общественный договор. ѕотребность в нем видна хот€ бы на примере ¬сеобщей декларации прав человека. ≈е торжественно прин€ли несколько дес€тилетий назад, и с тех пор рассматривают как некую св€тую заповедь, которую никто не решаетс€ открыто опровергнуть, но многие вполне безнаказанно игнорируют. “еперь, когда над правами граждан нависла нова€ угроза, св€занна€ с перенаселенностью планеты и развитием супертехники, особенно важно более четко сформулировать ƒекларацию, чтобы она могла служить частью нового общественного договора.

ќсобую важность в св€зи с проблемой народонаселени€ приобретает уже обсуждавшийс€ мною выше вопрос о гарантии дл€ каждого гражданина планеты некоторого минимального уровн€ жизни, или социального минимума. “ака€ гаранти€ должна стать краеугольным камнем любого современного билл€ о правах и предполагать, некие торжественные ответные об€зательства со стороны граждан, включа€ и вопрос о потомстве. –ождение детей - это не только биологическа€ необходимость продлени€ жизни, но и важна€ социальна€ функци€ человека.

“акой подход к этой очень важной проблеме согласуетс€ с тезисом о новой - личной и коллективной - ответственности человека перед миром, в котором он живет. —егодн€ все решени€, касающиес€ количества детей и возрастного промежутка между ними, лежат на Ђответственностиї родителей, хот€ всем хорошо известно, что по тем или иным причинам практически нигде в мире не существует сейчас условий, которые позволили бы заинтересованным парам действительна Ђответственної принимать это важнейшее решение. ”тверждение, что естественные регул€торы, ограничивающие стремление к созданию многочисленных семей, развиваютс€ сами собой по мере возрастани€ уровн€ жизни и образовани€, служит весьма слабым и ненадежным моральным оправданием существующего положени€ вещей. ѕущенное на самотек естественное развитие этих долгосрочных процессов не в состо€нии предотвратить удвоени€ а, возможно, и утроени€ численности мирового населени€ уже на прот€жении жизни тех, кому сейчас не минуло и двадцати лет.

ќтношение мировых лидеров к проблеме народонаселени€ весьма различно. ќдно из исключений представл€ет  итайска€ Ќародна€ –еспублика, где сложившиес€ социальные ценности и жесткие формы организации определ€ют неукоснительное соблюдение железных правил в сфере регулировани€ рождаемости и планировани€ семьи.   сожалению, все это окутано такой таинственностью, будто речь идет не о контроле над рождаемостью, а о каком-то секретном оружии, и, кроме того, вр€д ли китайское решение так или иначе применимо в других странах, с иными традици€ми и дисциплиной населени€. ¬о многих, даже высокопрогрессивных странах, и поныне действует законодательство, стимулирующее увеличение рождаемости, не говор€ о таких еще более печальных случа€х массовой галлюцинации, когда всерьез считаетс€, что, чем больше численность населени€, тем могущественнее страна.

ѕротив подобной моральной и политической безответственности сейчас активно выступают группы озабоченных создавшимс€ положением граждан, а также отдельные неправительственные организации. Ћагерь их ширитс€ и крепнет вместе с осознанием того, что если род человеческий окажетс€ не в состо€нии поставить под контроль рост численности своего населени€, то он не сможет решить ни одной из сто€щих перед ним важных проблем. ¬ любом случае нынешние поколени€ не имеют никакого права вести себ€ так, будто им дана привилеги€ размножатьс€, как заблагорассудитс€, лиша€ тем самым прав на это своих же собственных потомков, которым волей-неволей придетс€ ввести в будущем еще более жесткий контроль над рождаемостью.

ѕолитические аспекты этих проблем обсуждались на прошедшей в августе 1974 года в Ѕухаресте ¬семирной конференции ќќЌ по вопросам народонаселени€, и хот€ вр€д ли можно считать, что она действительно пролила свет на эти проблемы, ее тем не менее следует считать весьма полезной. ¬ ходе дискуссий столкнулись две противоположные точки зрени€: одна ратовала за введение жестких мер по ограничению рождаемости, пока ситуаци€ окончательно не вышла из-под нашего контрол€, друга€ отражала совершенно иной подход, отрицающий эффективность такого регулировани€ в решении мировых проблем, поскольку они €вл€ютс€ побочным продуктом нынешнего несправедливого социально-политического пор€дка, который должен быть скорректирован в первую очередь. ѕобеду одержала втора€ позици€, однако даже самые стойкие ее приверженцы не отрицали необходимости новой политики в области народонаселени€ - и така€ политика уже молчаливо проводитс€ в некоторых странах.

  весьма сходным результатам привела и созванна€ в июне 1976 года в ¬анкувере конференци€ ќќЌ по человеческим поселени€м, или, короче, человеческому Ђжилищуї. я отмечал выше поистине устрашающие масштабы этой проблемы. »х можно оценить уже сегодн€. ƒл€ того чтобы до конца нынешнего столети€ расселить на планете еще 3 миллиарда людей, потребуютс€ дополнительные поселени€, эквивалентные 3000 новых городов, по 1 миллиону жителей каждый, - сегодн€ в мире насчитываетс€ не более 300 городов с таким уровнем населени€. „исло детей, которые по€в€тс€ за это врем€ на свет, выживут и будут нуждатьс€ в докторах, учител€х, классных комнатах и площадках дл€ игр, достигнет почти 5 миллиардов. » так далее.  ак и следовало ожидать, эта конференци€ была тоже в высшей степени политизирована, и, хот€ на ней обсуждалось множество очень важных и неотложных узкоспециальных проблем, члены официальных правительственных делегаций так и не осмелились пр€мо поставить перекрывающую частные вопросы главную, животрепещущую проблему: можно ли вообще найти на «емле место дл€ всех ожидаемых новых жителей, не нарушив окончательно условий поддержани€ жизни на планете?  аждому из нас надо всерьез над этим призадуматьс€. » группы добровольцев, искренне озабоченных сложившимс€ положением и не раздел€ющих ставшую уже привычной конформистскую трактовку проблемы, должны приложить все усили€, чтобы она не была оставлена без внимани€, а начала разрешатьс€ немедленно. ѕозднее € еще вернусь к этому важному вопросу.

—егодн€ в мире уже многие понимают, что угрожающую благополучию планеты Ђдемографическую бомбуї надо как можно скорее обезвредить. ¬о многих странах и регионах часто - и отнюдь не только в академических кругах - пр€мо ставитс€ вопрос об оптимальном и максимальном уровне населени€, который можно планировать дл€ каждой конкретной части мира, и о жертвах, на которые придетс€ пойти дл€ достижени€ таких показателей. »менно с такой постановки задачи и условий ее решени€ € начал рассмотрение этой проблемы. Ќикто пока еще €сно себе не представл€ет конкретных планов и реальных путей их претворени€ в жизнь. ќднако € глубоко уверен, что планирование семьи станет одним из краеугольных камней общественного договора будущего, осв€тив законом принцип, что право давать жизнь нельз€ безоговорочно отождествл€ть с правом деторождени€, оно должно регулироватьс€ исход€ из общечеловеческих интересов.

¬ рамках отдельных стран практика планировани€ семьи должна стать предметом соглашени€ между индивидуумами или парами и коллективом людей в целом. ѕричем коллектив должен обеспечить каждому гражданину необходимое социальное, демографическое и сексуальное образование, которое станет составной частью общего образовани€; гарантировать в соответствии с либеральным законодательством необходимую дл€ контрол€ за рождаемостью медицинскую консультацию и медицинскую помощь, включа€ аборты и стерилизацию; и, наконец, как мы уже видели, общество об€зано гарантировать всем его членам определенный минимальный уровень жизни - от колыбели и до гроба. ¬полне логично поэтому, что и гражданин со своей стороны должен прин€ть на себ€ определенные ответные моральные, социальные и политические об€зательства и не превышать допустимый уровень размножени€. —пециальный договор, санкционирующий эти взаимные об€зательства, будет регулировать их до тех пор, пока его соблюдение не войдет в привычку как естественный элемент образа жизни.

Ўирокое осознание того, что мировое общество не сможет нормально развиватьс€ при таком демографическом галопе, вызовет, € надеюсь, аналогичные процессы также и во взаимоотношени€х между отдельными странами. —ледовательно, нынешн€€ практика, при которой кажда€ страна самолично определ€ет свою демографическую политику так, будто бы все они в сумме не оказывают никакого воздействи€ на развитие и глобальном масштабе, об€зательно должна быть изменена. Ќе сегодн€, так завтра мы окажемс€ перед острейшей проблемой, как разместитьс€ и ужитьс€ в нашем станов€щемс€ все более тесном мире. ћы будем вынуждены пересмотреть хартию взаимных об€занностей и прав государств, прин€в четкие соглашени€ по этим вопросам. ƒл€ этого недостаточно оговорить только общие принципы солидарности и экономического сотрудничества, которые должны развиватьс€, невзира€ на межгосударственные границы. ¬едь и эти принципы можно так же игнорировать, как это делают сейчас многие страны в отношении прав человека. ќни должны включать в себ€ в качестве фундаментальной основы кодекс демографического поведени€ государств и формулировку целей и принципов демографической политики каждого из них.  онечно, при определенных услови€х могут быть нарушены любые взаимные обеты государств, как бы ни были они торжественны и точны. » все-таки, пожалуй, было бы целесообразно поставить перед собой дл€ начала как минимум три цели: дать мировой общественности возможность составить более €сное и полное представление об истинных масштабах проблемы народонаселени€; вы€вить и указать - с помощью простого сравнени€ количественных показателей - страны, не поддерживающие сотрудничества в этой области или превышающие пределы собственных возможностей; и, наконец, подвергнуть такие страны международному осуждению, а возможно, и другим мерам наказани€. ¬се это может на первый взгл€д показатьс€ излишне утопичным и наивным, однако лично € глубоко убежден, что совесть мира и мировое общественное мнение, в особенности в вопросах, св€занных с народонаселением, превращаютс€ сейчас в такую реальную силу, с которой уже не может не считатьс€ ни одно государство или правительство.

¬последствии, по мере того как нынешнее созвездие наций будет, как € надеюсь и верю, постепенно, шаг за шагом, превращатьс€ в истинное мировое сообщество, параллельно будут развиватьс€ и совершенствоватьс€ необходимые соглашени€. —ейчас важно уже то, что в эту область тоже входит свежа€ стру€ новых идей, направленных на обновление человеческой системы.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 364 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

548 - | 433 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.