Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќснова всего - социальна€ справедливость




—оциальна€ справедливость составл€ет главную цель человеческой революции. –аз начавшись, кризисы, скачки и перемены могут в дальнейшем лишь набирать скорость, наращивать способность к дальнейшим мутаци€м. “очно так же и идеи. » одну из таких могучих идей представл€ет упом€нута€ иде€ социальной справедливости, ставша€ одним из самых страстных стремлений современного человека. »менно она вдохновила движение за новый мировой пор€док и стала важнейшим принципом нового гуманизма.

¬о многих странах социальна€ справедливость уже давно признана одним из основополагающих принципов общественного устройства, хот€ не всегда можно считать удовлетворительным его реальное воплощение в жизнь. „то касаетс€ международного уровн€, то здесь иде€ социальной справедливости во взаимоотношени€х между всеми группами людей стала серьезно обсуждатьс€ лишь в св€зи с начавшимс€ после второй мировой войны бурным процессом деколонизации и вплоть до насто€щего времени встречает порою осуждение со стороны тех, кто считает, что она подрывает устои существующего пор€дка. ј иногда приходитс€ слышать совсем уже нелепые утверждени€, что сохранение и закрепление существующего неравенства между различными членами человеческого сообщества в распределении силы, власти, богатств, доходов, вли€ни€ и возможностей служит важным фактором разнообрази€, гетерогенности всей системы в целом, а это в свою очередь способствует ее устойчивому развитию. Ќет, дл€ того чтобы действительно могли цвести сто цветов человечества, необходимо, прежде всего, более равноправное общество на всех без исключени€ уровн€х человеческой организации.

√осподствующие ныне законы и правила, управлени€ обществом - весьма близкие к законам джунглей - совершенно непригодны дл€ того, чтобы обеспечить развитие массового и в то же врем€ разнообразного сообщества людей - как групп, так и отдельных личностей - которое действительно позвол€ло бы им жить плечом к плечу, невзира€ на расовые, идеологические и культурные различи€, оказывать все более активное воздействие на развитие событий. —егодн€ это социальное и политическое неравенство - которое было, возможно, допустимо и в силу необходимости приемлемо в предшествующие эпохи - стало абсолютно нетерпимым, а завтра оно может сыграть роковую роль в развитии человечества. »бо создание поистине равноправного общества-даже оставл€€ в стороне этические и моральные его аспекты, которые должны тем не менее составл€ть нашу главную цель, - служит, кроме всего прочего, и основной политической предпосылкой дл€ решени€ всех остальных человеческих проблем, как в рамках отдельных стран, так и на глобальном уровне. ¬едь, в сущности, если смотреть на будущее в долгосрочной перспективе, без справедливости нет и не может быть никакого стабильного мира или безопасности, никакого социального развити€, никакой свободы личности, человеческого достоинства или приемлемого качества жизни дл€ всех. —праведливость становитс€, таким образом, в новую эпоху условием sine qua non (лат. - непременное условие) самого существовани€ человеческого общества.

 онцепци€ справедливости приобретает сейчас все более широкое, отличное от прежнего толкование. Ёто св€занно с растущим осознанием необходимости более равномерного распределени€ власти и доходов между всеми гражданами, группами и странами. — моей точки зрени€, широка€, либеральна€ трактовка этого принципа предполагает об€занность общества неукоснительно следить за тем, чтобы действительно все обеспечиваемые системой блага - включа€ товары и услуги - предоставл€лись в распор€жение всех без исключени€ членов общества, и при этом каждый имел бы достаточно реальную и равноправную возможность дл€ раскрыти€ заложенных в нем способностей.

“очнее говор€, € считаю, что некий гарантированный минимальный уровень жизни должен стать неотъемлемым правом любого родившегос€ на свет гражданина. “акой социальный минимум, исход€щий из учета человеческих потребностей в пище, жилье, медицинском обслуживании, образовании, информации, коммуникаци€х, средствах передвижени€ и, возможно, еще в каких-то дополнительных благах, будет, по-видимому, зависеть от конкретных климатических условий и традиций данного региона, сложившихс€ привычек и образа жизни.

Ётот минимум должен, конечно, быть оправданным с физиологической точки зрени€ и способствовать культурному развитию личности - он должен стать нормой, достойной жизни человека, а не жалкого ущербного существовани€ на грани допустимого уровн€. —ледовательно, он должен быть существенно лучше тех условий, в которых проз€бают сейчас миллионы мужчин и женщин, принадлежащих к так называемым обездоленным сло€м населени€. ƒумаю, что право на такой социальный минимум станет главным пунктом нашего будущего общественного договора - основой общественных отношений, - и гарантом этого права должно стать мировое сообщество или его члены, все вместе и каждый в отдельности.

 ак показали результаты некоторых исследований, проводимых под эгидой –имского клуба, столь сложна€ и грандиозна€ задача не может быть решена сразу и немедленно - ее постепенное осуществление потребует, возможно, нескольких дес€тилетий, и даже при этом условии она будет сопр€жена с р€дом поистине невиданных, ошеломл€ющих проблем. ¬едь прежде всего необходимо определить, что должен на деле представл€ть собой этот социальный минимум, затем изыскать пути и средства, которые позволили бы со временем обеспечить реальный доступ к нему многих миллиардов жителей планеты. » все-таки, несмотр€ на трудности, € не вижу, как можно избежать необходимости решить эту задачу; поэтому нужно немедленно приступать к изучению конкретных путей и подходов к ее решению. „еловечество оказалось сейчас перед острой дилеммой. » либо оно сможет обеспечить всем люд€м планеты весьма скромный, но абсолютно необходимый исходный уровень благососто€ни€ и достойной жизни, либо оно рискует оказатьс€ разорванным на части в результате не поддающихс€ контролю внутренних напр€жений.

≈ще более сложным оказываетс€ вопрос о социальном максимуме, возникающий параллельно с проблемой обеспечени€ минимального уровн€ жизни всем жител€м планеты, но затрагивающий пр€мо противоположные тенденции нынешнего развити€. –ечь идет о тех верхних пределах, за которыми потребление и расточительство станов€тс€ предосудительными, даже преступными и должны наказыватьс€ и пресекатьс€.  ак сказал индийский журналист и писатель –омеш “апар, Ђсовременные общества потреблени€, основанные на ненасытном стремлении обладать все большим и большим количеством тех благ, которых, в сущности, никто и не хочет, способствуют формированию ложных ценностей и их насаждению в невиданных доселе масштабахї. Ќе надо быть провидцем, чтобы, пр€мо взгл€нув правде в глаза, предсказать возможность превращени€ этой проблемы в услови€х ограниченности ресурсов в одну из самых острых политических проблем нашего разделенного на части мира.

“аким образом, нынешн€€ борьба за более равноправные международные отношени€ включает наступление на максимум как часть защиты прав на социальный минимум. ѕричем совершенно €сно, что уточнение пон€ти€ социального максимума и введение соответствующих ограничений будет сопр€жено с гораздо более сложными проблемами, чем определение минимума. ќднако настало уже врем€ зан€тьс€ более глубоким изучением и этого вопроса, что особенно касаетс€ богатых, развитых стран, ибо именно они должны в первую очередь подумать, как постепенно ограничить свои экстравагантные расточительные привычки и умерить неуемную страсть к потреблению. » их морально-политические позиции перед лицом мировой общественности сильно пошатнутс€, если они не смогут представить достаточно веских доказательств того, что они предприн€ли значительные усили€ в этом направлении. Ёта проблема имеет самое непосредственное отношение ко всем люд€м планеты, ибо именно в промежутке между социальными экстремумами - минимальным и максимальным - лежит широка€ область, где они могут применить свои творческие способности в поисках пути к равноправному, стабильному обществу, несущему благососто€ние и благополучие всем его членам.

—уществует широко распространенна€ точка зрени€, что экономический рост сам по себе хорош уже потому, что он автоматически предполагает большее экономическое равенство различных групп общества - чем больше пирог, тем большую часть из него можно уделить бедным, ничего не отнима€ при этом у богатых. ƒействительность, однако, убедительно опровергает эти оптимистические теории. ќпыт развитых и развивающихс€ стран со всей очевидностью доказывает, что рост государственного благососто€ни€ или национального продукта вовсе не €вл€етс€ гарантией более равномерного распределени€ доходов. —овсем наоборот, чаще случаетс€ так, что богатые при этом еще больше богатеют, а разрыв между ними и беднейшими сло€ми населени€ остаетс€ прежним.

» это вполне пон€тно. ¬едь если главной целью национальной политики остаетс€ экономический рост, то попытки параллельного решени€ весьма сложных задач, св€занных с более справедливым распределением доходов, наталкиваютс€ на бесчисленные трудности и не привод€т, как правило, к ощутимым результатам. ѕримером тому может служить, в частности, италь€нское Ђчудої 1950-х - начала 1960-х годов, достигнутое ценой резкого усилени€ неравенства внутри общества. Ёто неравенство подстегивало экономический рост и одновременно само возрастало как побочный эффект ускоренных темпов экономического развити€. —овершенно противоположна€ картина складываетс€ тогда, когда равенство становитс€ основной целью социального развити€ страны: в этом случае экономический рост оказываетс€ подчиненным этой цели, что автоматически приводит к ослаблению стимулов роста ради роста. ¬ »талии же все ошибки и перекосы, допущенные в период бурного расцвета, про€вились в полную силу после 1967 года, свед€ на нет все это так называемое Ђэкономическое чудої.

«аверша€ беглое обсуждение этого в высшей степени сложного вопроса соотношени€ справедливости и роста, хочу заметить, что истинно справедливое общество придает, как правило, гораздо меньше значени€ нуждам чисто материального характера, ибо вс€ совокупность господствующих в нем мотивов развити€, критериев и стимулов лежит в иной сфере, нежели чистый рост ради роста. » именно по этой самой причине такое общество оказываетс€ одновременно и более здоровым, особенно в нынешних услови€х, когда человеческа€ система стремительно приближаетс€ к пределам своего расширени€.

¬ заключение хочу подчеркнуть, что отныне и впредь иде€ и услови€ достижени€ справедливости должны превратитьс€ в одну из основ дальнейшего развити€ человеческого общества. ÷енность этой идеи в том, что она содержит позитивные, творческие элементы. ¬месте с тем многие возникающие в св€зи с этим проблемы относительно новы и мало изучены, поэтому необходимо активизировать научные исследовани€ в той области, подвести под идею достаточно солидную теоретическую базу, обновив и приблизив к современности традиционную концепцию социальной справедливости и проанализировать конкретные пути и принципы ее претворени€ в жизнь. ¬ этой св€зи в 1970 году был организован - сперва под эгидой –имского клуба, а затем независимо от него, за счет аргентинского ‘онда Ѕарилоче, - новый проект под названием Ђјльтернативное будущее мираї. ÷елью проекта была подготовка научно аргументированного ответа на вопрос, в состо€нии ли человеческа€ система в своем нынешнем виде гарантировать определенный социальный минимум всему мировому населению. ќтвет был в принципе положительный, при условии, что будет существенно изменена вс€ структура современного общества.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 547 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1997 - | 1922 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.