Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


«атруднени€ и проблематика




я считаю, что создание –имского клуба, основной целью которого стало изучение и вы€вление нового положени€, в котором оказалс€ человек в век своей глобальной империи, €вилось волнующим событием в духовной жизни человечества. Ѕуквально с каждым часом растут наши знани€ о самых разных вещах; вместе с тем мы остаемс€ почти невежественными в том, что касаетс€ изменений в нас самих. » если что-то и можно поставить в заслугу –имскому клубу, то именно то, что он первым восстал против этого опасного, почти равносильного самоубийству неведени€.

ћы знаем, что наше путешествие в качестве Homo sapiens началось приблизительно сто тыс€челетий назад, и вот уже сто веков, как ведетс€ историческа€ летопись человечества. ќднако в последние дес€тилети€ все чаще рождаетс€ мысль, что человечество достигло какого-то важного рубежа и оказалось на перепутье. ¬первые с тех пор, как христианский мир шагнул в свое второе тыс€челетие, над миром, по-видимому, действительно нависла реальна€ угроза неминуемого пришестви€ чего-то неотвратимого, неизвестного и способного полностью изменить общую судьбу огромных масс людей. Ћюди чувствуют, что наступает конец какой-то эпохи в их истории. Ќо никто, кажетс€, сегодн€ еще не задумываетс€ над необходимостью радикально изменить не только свой собственный образ жизни, но жизнь своей семьи, своего народа. » именно в том-то, в сущности, и кроетс€ причина многих наших бед, что мы еще не смогли приспособить к этой насущной необходимости свое мышление, мироощущение и свое поведение.

„еловек не знает, как вести себ€, чтобы быть по-насто€щему современным человеком. » эта особенность присуща лишь ему - другие виды не знают этой слабости. “игр прекрасно знает, как быть тигром. ѕаук живет так, как живут пауки. Ћасточка постигла те повадки, которые полагаютс€ ласточке. ѕриродна€ мудрость помогает всем этим видам посто€нно регулировать и совершенствовать качества, которые обеспечивают выживание, приспосабливаемость к измен€ющимс€ внешним услови€м. » свидетельство успешности этих усилий - сам факт их нынешнего существовани€. Ќо неожиданно человек в век Ќ“– оказываетс€ их смертельным врагом, врагом или тираном почти всех форм жизни на планете. „еловек, придумав сказку о злом драконе, сам оказываетс€ этим драконом.

ј человеку, имеющему много общего со всеми другими живыми существами, не хватает лишь мудрости выжить. ѕостепенно утрачива€ свои природные способности к приспособлению и выживанию, сочт€ за благо все больше и больше довер€ть свою участь разуму, то есть своим техническим возможност€м, человек, вместо того чтобы мен€тьс€ самому, прин€лс€ измен€ть окружающий мир, став в нем звездой первой величины. ≈му бы никогда не одержать победы в пр€мой схватке с другими видами, но он предложил им бой на свой лад и стал неу€звим. ќднако мир не мог беспредельно измен€тьс€, угожда€ его желани€м, и на каждой новой ступеньке восхождени€ человеку приходилось вновь осознавать свою возросшую силу и учитьс€ жить с ней. ¬ результате - вот он, человеческий парадокс: как в зыбучих песках, ув€зает человек в своих невиданных возможност€х и достижени€х - чем больше силы он примен€ет, тем больше в ней нуждаетс€, и если воврем€ не научитс€ ею пользоватьс€, то обречен стать вечным пленником этих зыбучих песков.

«а последние дес€тилети€ в новом порыве вдохновени€ человек одержал еще несколько головокружительных технических побед, однако не нашел еще времени ни научитьс€ пользоватьс€ их плодами, ни свыкнутьс€ с новыми возможност€ми, которые они ему дали. “ак он начал утрачивать чувство реальности и способность оценивать свою роль и место в мире, а вместе с тем и те фундаментальные устои, которые на прот€жении всех предшествующих веков с таким усердием воздвигали его предки, стрем€сь сохранить человеческую систему и наладить взаимосв€зь с экосистемой. “еперь человек оказалс€ перед необходимостью кардинально пересмотреть традиционные взгл€ды на самого себ€, на своих собратьев, на семью, общество и жизнь в целом и пересмотреть в масштабах всей планеты, но он пока еще не знает, как это сделать.

Ќеобходимо совершенно €сно отдавать себе отчет в нелепости утверждений, что нынешнее глубоко ненормальное и неблагополучное состо€ние человеческой системы можно хоть как-то приравнивать к каким бы то ни было циклическим кризисам или св€зывать с какими-то преход€щими обсто€тельствами. » уж если - за неимением другого подход€щего слова - мы все же вынуждены называть это кризисом, то должны сознавать, что это особый, всеобъемлющий, эпохальный кризис, пронизывающий буквально все стороны жизни человечества. –имский клуб назвал его затруднени€ми человечества.

ƒиагноз этих затруднений пока неизвестен, и против них нельз€ прописать эффективных лекарств; притом они усугубл€ютс€ еще тесной взаимозависимостью, котора€ св€зывает ныне все в человеческой системе. — тех самых пор, как человеком был открыт €щик, подобный €щику ѕандоры, и неведома€ доныне техника выскользнула из-под его контрол€, все, что бы ни произошло где-то в мире, отдаетс€ звонким эхом почти повсюду. Ќет больше экономических, технических или социальных проблем, существующих раздельно независимо друг от друга, которые можно было бы обсуждать в пределах одной специальной терминологии и решать не спеша, по отдельности, одну за другой. ¬ нашем искусственно созданном мире буквально все достигло небывалых размеров и масштабов: динамика, скорости, энерги€, сложность - и наши проблемы тоже. ќни теперь одновременно и психологические, и социальные, и экономические, и технические, и вдобавок еще и политические; более того, тесно переплета€сь и взаимодейству€, они пускают корни и дают ростки в смежных и отдаленных област€х.

ƒаже при беглом взгл€де на приведенный перечень проблем легко увидеть звень€, которые сцепл€ют их воедино; при более детальном рассмотрении эти св€зи прослеживаютс€ еще нагл€днее. Ѕесконтрольное расселение человека по планете; неравенство и неоднородность общества; социальна€ несправедливость, голод и недоедание; широкое распространение бедности; безработица; мани€ роста; инфл€ци€; энергетический кризис; уже существующий или потенциальный недостаток природных ресурсов; распад международной торговой и финансовой системы; протекционизм; неграмотность и устаревша€ система образовани€; бунты среди молодежи; отчуждение; упадок городов; преступность и наркомани€; взрыв насили€ и ужесточение полицейской власти; пытки и террор; пренебрежение законом и пор€дком; €дерное безумие; политическа€ коррупци€; бюрократизм; деградаци€ окружающей среды; упадок моральных ценностей; утрата веры; ощущение нестабильности и, наконец, неосознанность всех этих трудностей и их взаимосв€зей - вот далеко не полный список или, вернее сказать, клубок тех сложных, запутанных проблем, который –имский клуб назвал проблематикой.

¬ пределах этой проблематики трудно выделить какие-то частные проблемы и предложить дл€ них отдельные, независимые решени€ - кажда€ проблема соотноситс€ со всеми остальными, и вс€кое очевидное на первый взгл€д решение одной из них может усложнить или как-то воздействовать на решение других. » ни одна из этих проблем или их сочетаний не может быть решена за счет последовательного применени€ основанных на линейном подходе методов прошлого. Ќаконец, над всеми проблемами нависла еще одна трудность, недавно по€вивша€с€ и перекрывающа€ все остальные.  ак показал опыт, на определенном уровне развити€ проблемы начинают пересекать границы и распростран€тьс€ по всей планете, невзира€ на конкретные социально-политические услови€, существующие в различных странах, - они образуют глобальную проблему.

“акое международное распространение проблемных эпидемий вовсе не означает, что исчезнут или станут менее интенсивными проблемы регионального, национального или локального характера. Ќапротив, их становитс€ все больше и больше, а справл€тьс€ с ними все труднее и труднее. Ќо самое страшное, что мы продолжаем упорно фокусировать внимание именно на этих периферических или частичных проблемах, которые кажутс€ нам ближе и потому больше, и при этом не замечаем или попросту не желаем осознавать, что тем временем вокруг нас все плотнее сжимаютс€ тиски гораздо более грозной, всемирной глобальной проблемы. ѕравительства же и нынешние международные организации оказываютс€ абсолютно неспособными достаточно гибко реагировать на сложившеес€ положение. —ама их структура как будто специально создана таким образом, чтобы решать исключительно узкие, секторальные проблемы и оставатьс€ совершенно нечувствительной к общим, глобальным. ќни будто окружены непроницаемой стеной, сквозь которую даже не донос€тс€ отзвуки разыгрывающихс€ бурь; более того, их бюрократический аппарат оказывает упорное сопротивление любым попыткам отреагировать, он буквально парализован массой неотложных задач и при этом, конечно, не видит гораздо более страшных, но несколько отдаленных во времени бед.

„ем €снее представл€л € себе все эти угрожающие человечеству опасности, тем больше убеждалс€ в необходимости предприн€ть какие-то решительные меры, пока еще не стало слишком поздно. ќдин € не мог сделать ничего, и тогда решил создать небольшой круг единомышленников, с которыми можно было бы вместе подумать о том, как сформулировать эти (волновавшие не только мен€) мировые проблемы и предложить новые подходы к их изучению.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 491 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

2054 - | 1858 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.