Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕримечани€. 1 Ginsberg M. Sociology. L., 1934




1 Ginsberg M. Sociology. L., 1934. P. 118: ЂWhether innate tendencies are repressed, sublimated, or given full play depends to a large extent upon the type of family life and the traditions of the larger society... Consider, for example, the difficulty of determining whether the aversion to incestuous relationships has an instinctive basis, or of disentangling the genetic factors underlying the various forms of sexual jealousy. The inborn tendencies, in short, have a certain plasticity and their mode of expression, repression or sublimation is, in varying degrees, socially conditionedї.(Ђѕодавлены ли врожденные склонности, сублимированы ли они или им даетс€ широкий простор, в огромной мере зависит от типа семейной жизни и традиций всего общества... Ќапример, трудно определить, имеетс€ ли инстинктивный базис у отвращени€ к кровосмесительным св€з€м, либо вы€снить, каковы генетические факторы, лежащие в основе различных форм сексуальной ревности.  ороче говор€, врожденные склонности наделены известной пластичностью, а способ их выражени€, подавлени€ или сублимации в различной степени обусловливаетс€ обществомї. Ч ј. –.)

ѕредлагаемое нами исследование приводит к аналогичным заключени€м. ќно стремитс€ показать (прежде всего в конце второго тома), что моделирование влечений, образование в их рамках принудительных фигур, представл€ет собой функцию социальных зависимостей и ограничений, пронизывающих всю человеческую жизнь. Ёти зависимости и ограничени€, об€зательные дл€ индивида, обретают особые структуры в соответствии с организацией межчеловеческих отношений. –азличи€м этих структур соответствуют различи€ в структуре влечений, которые мы можем наблюдать в истории.

¬ св€зи с этим можно напомнить о том, что сходные наблюдени€ недвусмысленным образом проводил еще ћонтень в своих Ђќпытахї (кн. I, гл. XXIII): ЂLes loix de la conscience, que nous disons naistre de nature, naissent de la coustume: chacun ayant en veneration interne les opinions et moeurs approuvées et reсues autour de luy, ne sТen peut desprendre sans remors nТy sТy appliquer sans applaudissement. Celuy me semble avoir trуs-bien conceu la force de la coustume, qui premier forgea ce conte, quТune femme de village ayant apris de caresser et porter entre ses bras un veau des lТheure de sa naissance et continuant tousjours à ce faire gaigna cela par lТaccoustumance, que tout grand beuf quТil estoit, elle le portoit encore... Usus efficacissimus rerum omnium magister... Par coustume, dir Aristote, aussi souvent que par maladie des femmes sТarrachent le poil, rongent leurs ongles, mangent des charbons et de la terre et autant par coustume que par nature les masles se meslent aux maslesї. (ЂЌравственные законы, о которых прин€то говорить, что они порождены самой природой, порождаютс€ в действительности тем же обычаем; вс€кий, почита€ в душе общераспространенные и всеми одобр€емые воззрени€ и нравы, не может отказатьс€ от них так, чтобы его не корила совесть, или, следу€ им, не воздавать себе похвалы... ѕрекрасно, как кажетс€, постиг силу привычки тот, кто первый придумал сказку о той деревенской женщине, котора€, научившись ласкать теленка и носить его на руках с часа его рождени€ и продолжала делать то же и дальше, таскала его на руках и тогда, когда он вырос и стал изр€дным бычком... Usus efficassissimus rerum omnium magister (Ќаилучший наставник во всем Ч привычка)... ѕо обычаю, не менее часто, чем из-за болезни, говорит јристотель, женщины вырывают у себ€ волосы, грызут ногти, поедают уголь и землю, и скорее оп€ть-таки в силу укоренившегос€ обыча€, чем следу€ естественной склонности, мужчины сожительствуют с мужчинамиї. - ћонтень ћ. ќпыты. ћ.: Ќаука, 1979. “. I. —. 101-102, 108).

— результатами нашего исследовани€ полностью согласуетс€ то, что Ђremorsї и та психическа€ структура, котора€ здесь вслед за ‘рейдом называетс€ Ђ—верх-яї (но не вполне в том смысле, который он этому термину придавал), формируетс€ у индивида через св€зи с другими людьми, посредством того общества, в котором он вырастает и которое накладывает свой отпечаток на его Ђ—верх-яї.

’от€ это и не нуждаетс€ в оговорках, следует подчеркнуть, что наши исследовани€ в огромной мере об€заны трудам ‘рейда и психоаналитической школы. Ёто пон€тно любому, кто имеет представление о психоаналитических сочинени€х, а потому мне не было нужды по каждому поводу на них ссылатьс€. —ущественные различи€ между всем подходом ‘рейда и предлагаемым исследованием здесь также эксплицитно не излагались, поскольку они достаточно пон€тны и без специального обсуждени€. ћне казалось более важным по возможности €сно изложить свои мысли, чем проводить такого рода сопоставлени€.

2—м.: Huizinga J. Erasmus. N.Y. - L., 1924. –. 200: ЂWhat Erasmus really demanded of the world and of mankind how he pictured to himself that passionately desired purified Christian society of good morals, fervent faith, simplicity and moderation, kindliness, toleration and peace Ч this we can nowhere else find so clearly and well Ч expressed as in the УColloquiaФї. (ЂTo, чего Ёразм действительно хотел от мира и человечества, то, что сам он страстно изображал как очищенное христианское общество добрых нравов, пламенной веры, простоты и умеренности, доброты, терпимости и мира Ч нигде это не выражалось так €сно, как в ero ЂColloquiaїї.Ч A. P.)

3  ак говоритс€ в издании 1665 г., Ђmuseionї Ч это Ђpro secretiore cubiculo dictum estї (Ђхраминаї Ч это Ђсказано про тайную комнатуї. Ч ј.–.).

4 –астер€нность наблюдател€ более позднего времени будет не меньшей, когда он столкнетс€ с нравами и обыча€ми более ранней фазы, выражающими иной стандарт стыдливости. Ёто в особенности относитс€ к нравам, царившим в купальн€х. ¬ XIX в. казалось совершенно непон€тным отсутствие смущени€ и стыда у людей —редневековь€ при посещении купальни, где собирались толпы обнаженных, причем зачастую это были представители обоих полов.

јльбин Ўульц пишет по этому поводу следующее: Ђ” нас имеютс€ два интересных изображени€ таких купален. ƒолжен сразу сказать, что сам € считаю эти картины преувеличенными, в них, по моему мнению, отразилась склонность —редневековь€ к грубоватым шуткам.

Ќа миниатюре из Ѕреслау мы видим р€д ванн, в каждой из которых друг против друга сид€т вс€кий раз мужчина и женщина. ѕоложенна€ на ванну доска служит им столом. ƒоска накрыта красивым покрывалом, на ней сто€т фрукты, напитки и т.п. ” мужчин голова обв€зана платком, тр€пицей прикрыт срам; у женщин Ч головной убор, ожерелье и т.д., но в остальном они совершенно обнажены. Ќа миниатюре из Ћейпцига мы видим нечто похожее, только ванны сто€т по одиночке и над каждой возвышаетс€ своего рода беседка с дверцами, которые можно открывать и закрывать. “ак как в таких купальн€х царили отнюдь не добрые нравы, то достойные женщины в них не ходили. –азумеетс€, обычно два пола все же мылись раздельно; такого €вного неприличи€ отцы города никогда бы не потерпелиї. (Schultz A. Deutsches Leben im 14. und 15. Jahrhundert. Wien, 1892. S. 68f.)

Ћюбопытно здесь то, что свои аффекты и свой стандарт автор пр€мо переносит в прошлое, говор€, что Ђобычно два пола мылись раздельної, хот€ приводимый им материал свидетельствует об обратном и должен был бы вести к противоположным выводам. —р., например, приведенный текст с просто констатирующим факты описанием этих различий в стандартах в книге: Allen P.S. The Age of Erasmus. Oxford, 1914. P. 204ff.

5 —м.: Bömer A. Aus dem Kampf gegen die Colloquia familiaria des Erasmus // Archiv für Kulturgeschichte. Lpzg-B., 1911. Bd. IX. H. 1. S. 32.

6 ј.ЅЄмер пишет: Ђ...в двух последних книгах, адресуемых мужчинам и старикамї. Ќо весь этот труд посв€щалс€ ћорисотусом собственному юному сыну, и задумывалс€ он именно как школьное пособие. ћорисотус ведет речь о люд€х различного возраста. ќн показывает подростку взрослых, молодых и старых женщин, равно как молодых и старых мужчин, чтобы тот научилс€ видеть и понимать, какое поведение в миру доброе, а какое дурное. ѕредставление автора, будто одни книги этого труда были рассчитаны дл€ чтени€ исключительно женщинами или стариками, говорит лишь о пон€тной растер€нности, вызванной мыслью о том, что все эти тексты могли пр€мо служить материалом дл€ чтени€ детей.

7 ƒл€ более полного понимани€ проблемы важно учитывать, что в этом обществе в брак вступали в более раннем возрасте, чем прин€то в наши дни.

Ђ¬ это врем€, Ч пишет –. Єбнер о закате —редневековь€, Ч мужчины и женщины часто вступали в брак очень молодыми. ÷ерковь давала им право женитьс€ сразу после наступлени€ половой зрелости, и этим правом часто пользовались. ёноши женились в возрасте от п€тнадцати до дев€тнадцати лет, девушки выходили замуж с тринадцати до п€тнадцати лет. Ётот обычай хорошо передает характерные особенности этого обществаї. (Köbner R. Die Eheauffassung des ausgehenden Mittelalters // Archiv für Kulturgeschichte. Lpzg-B., 1911. Bd. IX. H. 2.). ћногочисленные свидетельства и материалы относительно раннего вступлени€ в брак содержатс€ в: Early English Text Society // Ed. by F.J.Furnivall. Original Series, 108. L., 1897. «десь привод€тс€ следующие возраста дл€ заключени€ брака: четырнадцать лет дл€ мальчика, двенадцать Ч дл€ девочки (Childmarriages, Divorces, and Ratifications. P. XIX).

8 Zarncke F. Die deutsche Universität im Mittelalter. Lpzg, 1857. Btr. I. S. 49ff.

9 Bauer M. Liebesleben in der deutschen Vergangenheit. ¬., 1924. S. 136.

10 Rudeck W. Geschichte der öffentlichen Sittlichkeit in Deutschland. Jena, 1897. S. 33. 11 Ibid.

12 Schäfer K. Wie man früher heiratete // Zeitschrift für deutsche Kulturgeschichte. ¬., 1891. Bd. 2. H.l. S. 31. 13 Rudeck W. ќр. cit. S. 319.

14 Brienne. Mémoires. Vol. 2. P. 11. ÷ит. по: Laborde. Le Palais Mazarin. P., 1816. Note 522.

15 Bezold Fr.v. Ein Kölner Gedenkbuch des 16. Jahrhunderts // Aus Mittelalter und Renaissance. München Ч ¬., 1918. S. 159.

16 —м.: Rudeck W. ќр. cit. S. 171; Allen P.S. ќр. cit. P. 205; Hyma A. The Youth of Erasmus. Michigan: University of Michigan Press, 1930. P. 56-57. —р. также: Renault. La condition juridique du bâtard au moyen âge. Pont Audemer, 1922, где рассматриваетс€ не столько реальное, сколько юридическое положение бастардов. ≈сли брать ЂCoustumeї, то здесь отношение к незаконным дет€м было вполне доброжелательным. —ледовало бы проверить, действительно ли это соответствует общественному мнению других слоев либо характерно только дл€ определенного социального сло€.

’орошо известно, что еще в XVII в. при французском королевском дворе законные дети воспитывались вместе с внебрачными. Ќапример, Ћюдовик XIII говорил о своем сводном брате: ЂJТaime mieux ma petite soeur que féfé Chevalier, parce quТil nТa pas été dans le ventre à maman avec moi, comme elleї. (Ђћне больше нравитс€ мо€ сестричка, чем сей шевалье, поскольку он ведь не был в животе у моей мамочки, как онаї. Ч ј.–.)

17 Parodi D. LТhonnête homme et lТidéal moral du XVII-e et du XVIII-e siècle // Revue Pédagogique. 1921. Vol. 78, 2. P. 94ff.

18 —м., напр.: Peters ¬. The Institutionalized Sex-Taboo in Knight. Taboo and Genetics. P. 181:

ЂA study of 150 girls made by the writer in 1916-1917 showed a taboo on thought and discussion among wellbred girls of the following subjects, which they characerize as УindelicateФ, УpollutingФ and Уthings completely outside the knowledge of a ladyФ.

1. Things contrary to custom, often called УwickedФ and УimmoralФ.

2. Things УdisgustingФ such as a bodily functions, normal as well as pathological, and all the implications of УuncleanlinessФ.

3. Things uncanny, that Уmake your flesh creepФ, and things suspicious.

4. Many forms of animal life, which it is a commonplace that girls will fear or which are considered unclean.

5. Sex differences.

6. Age differences.

7. All matters relating to the double standard of morality.

8. All matters connected with marriage, pregnancy, and childbirth.

9. Allusions to any part of the body except head and hands.

10. Politics.

11. Religionї.

(Ђ»сследование ста п€тидес€ти девушек, осуществленное одним автором в 1916-1917 гг., показало наличие табу на размышлени€ и свободное обсуждение среди хорошо воспитанных девушек относительно следующих предметов, которые они характеризовали как Ђнеделикатныеї, Ђгр€зныеї или Ђлежащие целиком за пределами знаний, присущих ледиї:

1. ѕротивное обычаю, часто именуемое Ђиспорченнымї и Ђаморальнымї.

2. Ђќтвратительноеї, т.е. телесные функции, будь они нормальными или патологическими, равно как и все, предполагающее Ђнечистотуї.

3. ¬се сверхъестественное, что Ђзаставл€ет плоть содрогатьс€ї, равно как и все подозрительное.

4. ћногие формы животной жизни, которые считаютс€ вызывающими у девушки страх или полагаютс€ нечистыми.

5. ѕоловые различи€.

6. ¬озрастные различи€.

7. ¬се, что относитс€ к двойному стандарту морали.

8. ¬се, что относитс€ к браку, беременности, рождению детей.

9. Ќамеки на любые части тела, кроме головы и рук.

10. ѕолитика.

11. –елиги€ї.Ч ј.–.)





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 783 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

537 - | 420 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.027 с.