Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕримечани€ 5 страница




¬о второй части книги читателю предлагаетс€ р€д примеров. ќни создают эффект замедленной киносъемки: на небольшом числе страниц показываетс€ то, как на прот€жении столетий постепенно и в одном направлении смещалс€ стандарт человеческого поведени€, обусловленного одними и теми же обсто€тельствами. ћы видим людей за столом, в спальне или при стычке с противником. ¬о всех этих элементарных ситуаци€х постепенно измен€ютс€ воспри€тие и поведение индивида. Ёто Ч изменение в направлении роста Ђцивилизованностиї, но лишь исторический опыт может про€снить, что же, собственно говор€, это означает. Ќапример, он показывает, сколь важную роль дл€ продвижени€ вперед Ђцивилизацииї играло изменение чувства стыда и воспри€ти€ чего-либо как непри€тного. »змен€лс€ стандарт предписываемого и запрещаемого обществом; вместе с тем смещалс€ порог недовольства и страха, порожденных социальными факторами, Ч таким образом, вопрос о социогенности человеческих страхов становитс€ одной из центральных проблем процесса цивилизации.

  этой проблематике тесно примыкает круг дальнейших вопросов. ѕо ходу процесса цивилизации увеличиваетс€ дистанци€ между поведением и всем психическим строением ребенка, с одной стороны, и поведением взрослого Ч с другой. «десь мы находим, в частности, ключ к решению вопроса, почему одни народы или группы народов кажутс€ более Ђмолодымиї или даже Ђдетскимиї в сравнении с другими Ч Ђстарымиї или Ђвзрослымиї. “о, что мы пытаемс€ выразить в данном случае, характеризует различи€, св€занные с видом и степенью процесса цивилизации, пройденного этими обществами. Ќо этот вопрос важен и сам по себе Ч он выходит за рамки данной работы. ѕримеры и по€снени€ второй части книги отчетливо указывают только на то, что специфический процесс психического Ђвзрослени€ї, €вл€ющийс€ поводом дл€ размышлений сегодн€шних психологов и педагогов, €вл€етс€ не чем иным, как индивидуальным процессом цивилизации. ¬ цивилизованном обществе каждый взрослеющий человек принужден с большим или меньшим успехом и в большей или меньшей степени повтор€ть тот путь, который на прот€жении столетий в процессе цивилизации прошло общество. ѕоэтому психогенез habitus'a взрослого в цивилизованном обществе остаетс€ непон€тным вне зависимости от социогенеза нашей Ђцивилизацииї. ¬ соответствии с некоего рода Ђсоциогенетическим основным закономї, на прот€жении краткой истории своей жизни индивид вновь проходит через процессы, протекавшие в долгой истории его общества1.

—делать доступными пониманию определенные процессы этой большой истории Ч такова задача третьей части, которой отведено более половины второго тома. ¬ ней мы Ч на примере четко очерченной области Ч стремимс€ про€снить, как и почему по ходу истории последовательно мен€лось строение западного общества. “ем самым мы одновременно отвечаем на вопрос, почему измен€ютс€ стандарт поведени€ и habitus западного человека.

Ќапример, мы рассматриваем социальный ландшафт раннего —редневековь€. ќн полон больших и малых замков; городские поселени€ былых времен феодализировались, и в их центре можно увидеть замки и подворь€ представителей воинского сослови€. ¬опрос заключаетс€ в том, какие переплетени€ социальных св€зей вели к образованию того, что мы называем Ђфеодальной системойї. ћы попытаемс€ показать некоторые Ђмеханизмы феодализацииї подобного рода. ƒалее мы замечаем, как из этого ландшафта замков постепенно выдел€ютс€, набира€ силу Ч вместе с р€дом свободных городов, поселений ремесленников и купцов, Ч несколько больших и богатых феодальных дворов. ¬ самом военном сословии все отчетливее формируетс€ некий высший слой, и именно эти дворы станов€тс€ центрами миннезанга и лирики трубадуров, равно как и центрами Ђкуртуазныхї форм обращени€ и поведени€. ≈сли ранее Ђкуртуазныйї стандарт поведени€ служил источником примеров, пытающихс€ показать изменени€ психического habitus'a, то теперь мы получаем возможность проследить социогенез самих куртуазных форм поведени€.

ћы также видим, как постепенно создаетс€ ранн€€ форма того, что мы называем Ђгосударствомї. —начала мы показываем, что в век Ђабсолютизмаї под лозунгом Ђcivilitéї произошли особо ощутимые сдвиги в поведении по направлению к тому стандарту, который сегодн€ мы называем производным от этого Ђciviliteї словом Ђцивилизованноеї поведение. «атем обнаруживаетс€, что дл€ у€снени€ этого цивилизационного процесса нам требуетс€ четкое представление о том, что именно вело к образованию подобного абсолютистского режима, а тем самым и абсолютистского государства. Ќе только данные о прошлом, но и множество современных наблюдений заставл€ют нас предположить, что структура Ђцивилизованногої поведени€ теснейшим образом св€зана с организацией западных обществ в форме Ђгосударствї. »ными словами, перед нами возникает вопрос: как из столь децентрализованного общества раннего —редневековь€ с множеством крупных и мелких воинов, истинных господ западного мира, возникает то, что мы называем Ђгосударствамиї Ч общества, достигшие более или менее прочного внутреннего мира и вооружающиес€ против внешнего врага?  акие сплетени€ социальных св€зей вели к интеграции все больших территорий в услови€х относительно стабильного и централизованного аппарата господства?

Ќа первый взгл€д вопрос о генезисе при рассмотрении вс€кого социального образовани€ может показатьс€ излишним усложнением. Ќо любое общественное €вление, будь то манеры отдельных людей или социальные институты, когда-то действительно Ђсталиї такими, какие они есть сейчас.  ак объ€снить их? Ќеужели подвод€ их под простые и самодостаточные формулы, способные посредством неких искусственных абстракций вырвать все эти €влени€ из естественного дл€ них исторического потока, отн€ть у них характер движени€ и процесса, дабы в результате получить статические образы, независимые от истории своего возникновени€ и развити€? Ќе кака€-то теоретическа€ предвз€тость, но сам опыт заставл€ет нас искать средства и пути мысли, позвол€ющие избежать как —циллы Ђстатикиї, когда все исторически подвижное лишаетс€ движени€ и становлени€, так

и ’арибды Ђисторического рел€тивизмаї, вид€щего в истории лишь непрерывную переменчивость, не задава€сь вопросом о пор€дке этих перемен или о законообразности исторических форм. »менно это мы и пытаемс€ осуществить в этой книге. —оциогенетическое и психогенетическое исследование имеет своей целью обнаружение пор€дка, принципов и конкретных механизмов исторических изменений; нам кажетс€, что тем самым мы находим достаточно простой и точный ответ на немалое число проблем, которые сегодн€ кажутс€ сложными или даже неразрешимыми.

¬ этом же смысле мы ставим здесь вопрос о социогенезе Ђгосударстваї. ѕроблема Ђмонополии на насилиеї указывает нам на одну из сторон истории его формировани€. ”же ћакс ¬ебер, поначалу на уровне чистых дефиниций, указывал на то, что к конститутивным чертам общественной организации, называемой нами Ђгосударствомї, принадлежит монополи€ на физическое насилие. ћы попытаемс€ на конкретно-исторических процессах показать постепенный переход от ситуации, когда насилие было привилегией множества свободно соперничающих воинов, к централизации и монополизации физического насили€. “енденци€ к такой монополизации в прошлые эпохи нашей истории столь же объ€снима, сколь и сильна€ тенденци€ такого рода, действующа€ в нашу собственную эпоху; а потому нам не так уж трудно пон€ть, что вместе с монополизацией насильственных действий образуетс€ своего рода центр, объедин€ющий множество других общественных св€зей, и все это решающим образом измен€ет весь аппарат социализации индивидов, в том числе воздействие социальных требований и запретов, моделирующих социальный habitus индивида и прежде всего те страхи, которые играют значимую роль в его жизни.

Ќаконец, в заключении Ч Ђѕроекте теории цивилизацииї Ч мы вновь подчеркиваем взаимосв€зь между изменени€ми в строении общества и изменени€ми поведени€ и психического habitus'a. To, что ранее, при разборе конкретных исторических процессов, было лишь контурно обозначено, получает здесь более четкое выражение. Ќапример, мы даем абрис структуры страхов, св€занных с постыдным и непри€тным. ќн выступает как некий теоретический вывод из доступных непосредственному созерцанию данных, вплетенных в исторический материал. «десь можно найти объ€снение того, почему подобные страхи играют особую роль в процессе цивилизации; при этом освещаетс€ и формирование Ђ—верх-яї, становление отношений между сознательными и бессознательными мотивами в душевной организации Ђцивилизованныхї людей. «десь получает разрешение проблема исторического процесса: мы показываем, что все эти трансформации состо€т из действий отдельных людей, но в то же врем€ в результате таких действий возникают институты и формации, которые не предусматривались и не планировались ни одним из этих действующих индивидов. Ќаконец, мы даем краткое по€снение того, как подобное понимание прошлого сочетаетс€ с опытом насто€щего.

“аким образом, предлагаема€ читателю работа ставит и разрабатывает широкомасштабную проблему; здесь нет заранее прин€тых решений.

¬ ней намечаютс€ границы того пол€ наблюдений, которому ранее не удел€лось должного внимани€, и делаютс€ лишь первые шаги по про€снению этих данных Ч за ними должны последовать другие.

я сознательно оставл€ю вне рассмотрени€ многие вопросы и аспекты проблемы, возникшие по ходу исследовани€. ћне было важно не построить воздушный замок какой-то общей теории цивилизации, чтобы затем подвергнуть эту теорию проверке и вы€снить, соответствует ли она опыту, а, скорее, найти на ограниченном участке следы утраченного процесса трансформации человеческого поведени€, затем зан€тьс€ отысканием причин и только под конец этого пути определить, какое значение все это имеет дл€ теории. ≈сли мне удалось создать хоть сколько-то прочный фундамент дл€ дальнейшей работы в этом направлении, то можно считать реализованными все те задачи, на решение которых была нацелена мо€ книга. „тобы ответить на вопросы, возникшие по ходу предприн€того мною исследовани€, потребуютс€ размышлени€ многих людей и совместные усили€ различных научных дисциплин, сегодн€ нередко раздел€емых искусственными границами. Ёти вопросы касаютс€ психологии, филологии, этнологии или антропологии ничуть не меньше, чем социологии или различных специальных дисциплин в рамках исторической науки.

—ама постановка вопроса в меньшей мере обусловлена научной традицией в узком смысле слова, чем тем опытом, под давлением которого мы все живем сегодн€: опытом кризиса и перестройки современной западной цивилизации, потребностью просто-напросто пон€ть, что же с этой Ђцивилизациейї происходит. ¬о врем€ исследовани€ € отнюдь не исходил из представлени€, будто нынешнее цивилизованное поведение есть вершина прогресса и нечто наилучшее из того, на что вообще способен человек; но столь же чуждым мне было мнение, будто она €вл€етс€ наихудшей жизненной формой и обречена на гибель. —егодн€ мы можем видеть лишь то, что на первом плане оказалс€ целый р€д специфических цивилизационных черт. Ќо нельз€ сказать, что нам целиком и полностью пон€тно, почему они заставл€ют нас мучитьс€. ћы чувствуем, что вместе с цивилизацией приход€т какие-то коллизии, каковых не ведают менее Ђцивилизованныеї люди; но мы знаем также, что эти менее Ђцивилизованныеї люди часто пребывают под гнетом тех страданий и страхов, которые нас уже либо оставили, либо не доставл€ют нам больше серьезных мучений. ¬озможно, все это станет €снее, когда мы лучше поймем механизм процесса цивилизации. ¬о вс€ком случае, таковым было одно из намерений, с коими € прин€лс€ за эту работу. Ѕыть может, в дальнейшем нам удастс€ сознательно направл€ть подобные процессы; сегодн€ они происход€т вокруг нас и в нас самих, мало чем отлича€сь от природных событий, а наше противодействие им так же незначительно, как противосто€ние людей —редневековь€ природным силам.

¬о врем€ исследовани€ в р€де случаев € сам вынужден был учитьс€ мыслить иначе, а потому € не мог удержатьс€ от того, чтобы не познакомить читател€ с несколькими непривычными дл€ него выражени€ми. —ущность общественных процессов, Ч если можно так сказать, Ђмеханика развити€ историиї, Ч дл€ мен€ самого стала более пон€тной, когда € обнаружил ее св€зь с душевными процессами. ќтсюда такие пон€ти€, как Ђсоцио- и психогенезї, Ђаффективна€ организаци€ї и Ђмоделирование влеченийї, Ђвнешнее принуждениеї и Ђсамопринуждениеї, Ђпорог непри€тногої, Ђмеханизм монополииї и некоторые другие. Ќо поиск новых слов дл€ того, чтобы выразить нечто новое, все же не выходит здесь за пределы необходимого.

“акова тематика данной работы.

¬ проведении этого исследовани€, как и р€да необходимых, подготовительных работ, € пользовалс€ поддержкой и советом многих людей и институтов. я чувствую потребность публично поблагодарить всех оказавших мне помощь.

—озданием моей докторской диссертации Ч большого исследовани€ о двор€нстве, королевской власти и придворном обществе, которое положено в основание насто€щей книги, Ч € во многом об€зан фонду ЂSteun-Fondї в јмстердаме. я благодарен этому фонду, равно как проф. ‘рийда из јмстердама и проф. Ѕугле из ѕарижа за благосклонный интерес к моей работе, про€вленный ими во врем€ моего пребывани€ в ѕариже.

¬о врем€ работы в Ћондоне € пользовалс€ щедрой поддержкой такой организации, как ЂWoburn-Houseї. я очень многим об€зан также проф. √инзбергу (Ћондон), проф. X. ЋЄве ( ембридж) и ј. ћаковеру (Ћондон). Ѕез их помощи эта работа никогда не могла бы осуществитьс€. ѕроф.  . ћанхейму (Ћондон) € благодарен за помощь и за советы. Ќе в последнюю очередь мне хочетс€ выразить признательность моим друзь€м Ч доктору философии ∆изель ‘рейнд (ѕариж), доктору философии ћ. Ѕрауну ( ембридж), доктору медицины ј. √люксманну ( ембридж), доктору философии √. –озенхаупту („икаго), а также ƒ. Ѕонвиту (Ћондон). ¬ дискусси€х с ними многое про€снилось и ƒл€ мен€ самого.

Ќорберт Ёлиас сент€брь 1936 г.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 859 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

1854 - | 1846 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.