Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–азные функции телевидени€ двух стран




 акие еще задачи ставило перед собой это исследование? ѕрежде всего Ч социально-политические задачи изучени€ де€тельности телевидени€ двух стран по созданию образа Ђдругойї страны и социокуль-турные задачи сравнени€ телевидени€ дв\ч стран в плане их усилий по созданию приоритетов в социальных и моральных ценност€х своего и Ђдругогої общества.

—ледовало бы выделить еще одну задачу, поскольку она выходила за рамки логического р€да, выстроенного выше. ѕо важности же она не уступает ни одной из вышеперечисленных: по сути дела, это исследование было экспериментом по научному сотрудничеству двух коллективов Ч американского и советского.

 акие характеристики содержани€ эфирной информации следовало фиксировать, чтобы решить поставленные задачи?

264 „асть III —оциологические исследовани€ звеньев коммуникативного процесса

—амое общее представление о содержании недельного вещани€ телевидени€ двух стран дает функциональный разрез этого содержани€. ¬ современных информационных каналах традиционно сложились определенные способы, формы подачи материала, как бы олицетвор€ющие собой информирование, развлечение и утилитарно-прагматическую функцию.

—оответственно, соотношение в системах телевещани€ двух стран разных пластов информации может быть их фундаментальной характеристикой.  акие ценности прокламируютс€ в рекламе, в кинофильмах Ч эти вопросы уже €вл€ютс€ значимыми дл€ оценки де€тельности телевидени€. Ќо поскольку параллельно анализируетс€ с этих же позиций мир реальностей Ч информационные и публицистические передачи Ч то по€вл€етс€ дополнительна€ основа дл€ сравнени€.

— каких же позиций анализировалс€ здесь мир реальностей? ѕоскольку наше исследование было социологическим, оно оперировало категориальным аппаратом социологической теории, котора€ рассматривает реально функционирующее общество с его экономической жизнью, социально-политическими отношени€ми и духовной жизнью в совокупности. — другой стороны, это исследование имеет дело в качестве своего объекта не с самой действительностью, а с ее отражением в передачах телевидени€. ќтвлека€сь сейчас от степени соответстви€ этой новой реальности, сконструированной —ћ , реальности Ђкак она естьї, нужно сказать, что массовые средства коммуникации обращаютс€ с этой действительностью как с процессом, в высшей степени ситуационным. ќни берут факты из жизни общества, сохран€€ всю их конкретность и адресность, все их соответствие определенной сфере действительности.

“аким образом, социологический взгл€д на общество не исключает того положени€, что иногда дл€ решени€ определенных задач социолог будет оперировать категориальным аппаратом, пон€ти€ми, не данными каждому индивиду в его непосредственном ежедневном личном опыте (например, при рассмотрении общества как системы или общества как культуры). –ассматрива€ же общество сквозь тексты —ћ , социолог имеет перед собой сферы общественной жизни, сферы действительности в их предельно конкретном виде (тут будут и промышленность, и спорт, и преступность, и т. п.). ¬ы€вив в результате внимание  оммуникатора к каждой из них, мы представим информацию уже достаточно расчлененной. ќна перестанет быть аморфной совокупностью сведений: станет €сно, из каких именно областей действительности поступают к јудитории эти сведени€.

√лава 10 јнализ содержани€ массовой коммуникации _____________ 265

Ётот вопрос настолько важен при исследовании —ћ , что практически ни один контент-аналитик не обходилс€ без тематического разреза содержани€. –азница всегда оказывалась чисто методической: с какой степенью дробности представить эти тематические пласты.

¬ советско-американском исследовании телевидени€ было предусмотрено 102 темы, по которым анализируетс€ вс€ информационна€ и публицистическа€ часть телевизионного вещани€. Ёто разнообразие дает больше возможностей сравнить телевидение двух стран: ведь они могут отличатьс€ друг от друга как раз нюансами.

 роме того, поскольку предполагалс€ сравнительный анализ информационно-публицистического блока нар€ду с содержанием фильмов, в тематической классификации определенный вес занимала классификаци€ межличностных отношений.

¬ажна€ задача, социополитологическа€, изучени€ телевидени€ двух стран по созданию образа Ђдругойї страны Ч решалась в рамках более важной задачи: вы€снени€ информации, о каких вообще странах говорит то или иное телевидение, какую Ђполитическуюї карту мира воссоздает дл€ своей јудитории.

—оциологи, например, неоднократно квалифицировали культурную политику —Ўј как гомогенную, однородную. «аметим попутно, что и это мнение нуждалось дл€ своей обоснованности в определенных количественных параметрах. » это тоже было задачей нашего исследовани€.

ѕомимо объема чисто количественного внимани€ к каждой из упом€нутых стран, фиксировалось отношение к этой стране, которое высказывает, демонстрирует как Ђчеловек телевидени€ї, так и его собеседник Ч выступающий, Ђгеройї программы. ¬ не меньшей степени интересна сама структура всех выступающих в качестве источников информации: из каких слоев общества попадают эти герои на телеэкран, в какой мере сопоставимы эти структуры, когда речь идет о телевидении разных стран.

Ќа фоне других обсуждаемых нами характеристик текста такие признаки, как то, в какой ипостаси по€вл€етс€ на экране сам  оммуникатор (как диктор, ведущий, корреспондент, комментатор или как профессионал Ч не человек телевидени€), кажутс€ более формальными, нежели содержательными, что нисколько не снижает их ценности. —амо изображение Ч это природа телевидени€; роль автора-комментатора Ч это природа публицистики; систему информировани€ от лица диктора или от лица ведущего можно трактовать в терминах монополизма или плюрализма точек зрени€.

266 „асть III —оциологические исследовани€ звеньев кодлмуникативного процесса





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 398 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

714 - | 636 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.006 с.