Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћеханизм стереотипизации




¬ концепции Ћиппмана стереотип по своей форме Ч это Ђкартинка в головеї, €ркое эмоциональное представление о €влении или предмете, которое как бы закладываетс€ в сознание (микросистему) в процессе социализации. ѕо происхождению Ч это продукт творчества гениев, передаваемый в готовом виде из поколени€ в поколение. —тереотип присутствует во всех област€х человеческих знаний. ќсновна€ его функци€ Ч классифицировать и опосредовать новую информацию, служить ориентиром в поведении (отсюда неизбежность по€влени€ механизма стереотипизировани€, без которого целенаправленное поведение было бы невозможно). ¬ этом как раз и состоит заслуга Ћиппмана. ќн объ€снил устойчивость, эмоциональный зар€д и фиксиро-ванность стереотипа его социальной функцией, а не только особенност€ми психологии и мышлени€. ѕо мнению этого автора, в стереотипе конденсируетс€ отношение данной социальной группы к объекту, представл€ющему дл€ группы большую ценно* гь, и формулируетс€ представление группы о своем положении относительно других групп. —тереотип Ч это стандарт (о чем говорит само определение), органи-

58______________ „асть I ƒе€тельность —ћ  функциональный подход

зующий единообразное отношение группы к действительности; он присутствует в микросистемах членов группы, выступа€ в роли св€зующего звена различных индивидуальных сознаний.

»ными словами, стереотип столь же необходим дл€ организации поведени€ индивида, как и дл€ поведени€ более широкой системы Ч группы. “ака€ точка зрени€ делает бессмысленным отрицательное отношение к стереотипу и ставит на повестку дн€ вопрос об анализе функции стандарта, скрывающегос€ в Ђобличьиї предрассудка или предубеждени€.

ѕо мнению Ћиппмана, Ђнеобходимо забыть об их [стереотипов] ценности дл€ существующего общественного стро€ и думать о них просто, как о важной части механизма человеческой коммуникацииї. Ётот подход, выдел€ющий концепцию Ћиппмана из всех других, объ€сн€ет дифференцированное отношение к стереотипу: Ђ—тереотип не об€зательно ложен. ћожет случитьс€, что он абсолютно правилен. ћожет случитьс€, что он правилен отчасти. ≈сли он определ€л человеческое поведение в течение долгого времени, почти с полной уверенностью можно утверждать, что в нем содержитс€ многое абсолютно правдивое и несомненно важноеї1.

Ћиппман подчеркивает: будучи переменной, организующей направленное на внешний мир действие, стереотип принимает активное участие в различных процессах, выполн€ющих функцию психологической защиты, но при этом иногда искажает действительность. —тремление привести в пор€док, стройную систему идеи, ощущени€ и впечатлени€, найти причинно-следственные св€зи между €влени€ми Ч само по себе вполне закономерное и жизненно важное свойство человеческого мышлени€. —тереотип действует одновременно и как оправдывающее средство дл€ прин€ти€ или отталкивани€ €влени€, и как средство его блокировани€ или избирательного воспри€ти€.

»де€ стереотипа оказала мощное воздействие на теорию массовой коммуникации. ѕределы эффективности коммуникации наход€тс€ в пр€мой зависимости от степени устойчивости взгл€дов јудитории Ч эта мысль составл€ет суть так называемой Ђгомеостатической модели коммуникацииї ƒж.  лаппера2.

явление стереотипизации впоследствии часто использовалось в теоретических работах многими исследовател€ми массовых информаци-

√лава 3 ‘ункции и роли —ћ  ____________________________59

онных процессов, в частности, разрабатывалось Ѕ. √рушиным. ѕо его определению, стереотип Ч это устойчивое представление об объекте, управл€ющее дальнейшим его воспри€тием и маркирующее действительность как знакомую или незнакомую. — точки зрени€ √рушина, функци€ сознани€ отражать действительность осуществл€етс€ таким образом, что свойства всей системы воспринимаютс€, как свойства одной из составл€ющих этой системы.

 акими конкретными свойствами (функци€ми) обладает стереотип в реальной жизни индивида?

1. ‘ункци€ приспособлени€ сознани€ к той или иной культуре, способ адаптации ее норм, возможность без органического вхождени€ внутрь культуры чувствовать себ€ ее носителем.

2. «ащитна€ функци€. —тереотип охран€ет индивида от потоков новой информации посредством неосознанно срабатывающей самоцензуры. „еловек идет по лабиринту нового, расставл€€, чтобы не заблудитьс€, вешки: вот это € знаю, это хорошее, и т. д. —тереотипизаци€ Ч способ усвоени€ новой информации, которую сознание раскладывает по заранее заготовленным полочкам.

3. ‘ункци€ передачи элементов субкультуры этноса в историческом плане.

–€д социопсихологов (ƒ.  атц, ћ. —мит, ƒж. Ѕрунер, –. ”айт, ». —агнофф, ƒ. ”знадзе) используют дл€ описани€ аналогичных процессов пон€тие установки Ч предрасположенности индивида давать удовлетворительную или неудовлетворительную оценку какому-либо символу, объекту или аспекту окружающего мира. јвторы выдел€ют четыре функции, выполн€емые установками по отношению к индивиду, или причины, которые заставл€ют людей придерживатьс€ имеющихс€ у них установок: 1) приспособление; 2) защита своего Ђяї; 3) выражение ценностей; 4) знание.

ќчень хорошо проиллюстрировал это пон€тие ј. ќстровский в драме Ђ√розаї, наделив одного из персонажей, странницу ‘еклушу, следующей репликой:

Ђ√овор€т, такие страны есть, где и царей-то нет православных, а салтаны землей прав€т. ¬ одной стране сидит на троне салтан ћахнут турецкий, а в другой Ч ћахнут персидский; и суд твор€т они надо всеми людьми, и что ни суд€т они, все неправильно. » не могут они ни одного дела рассудить праведно, такой им уж предел положен. ” нас закон праведный, а у них непрч ведный, что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив. » все судьи у них, в ихних странах,

60_______________ „асть I. ƒе€тельность —ћ : функциональный подход

тоже все неправедные; так им и в просьбах пишут: "—уди мен€, судь€ неправедный!"ї1

‘еклуша точно не читала газет, но имела устойчивое мнение о Ђдругихї странах, и, более того, транслировала это мнение в доступных ей средствах коммуникации.

ƒругое дело, что стереотип не объ€сн€ет всей сложности взаимодействи€ человека с миром, иначе человек никогда не вырвалс€ бы из состо€ни€ родоплеменной общины. »менно —ћ  выступает как средство регул€ции поведени€ (мнени€, отношени€, оценки) человека и адаптации его к новому. —оциологу ƒ. ћейровицу, выступающему на страницах журнала ЂTV-Guideї, принадлежит остроумное замечание: Ђ“елевидение приглашает наших детей совершать кругосветные путешестви€ по земному шару прежде, чем мы разрешаем им самосто€тельно переходить улицуї2.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1128 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

757 - | 593 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.