Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—ущность клиентцентрированной психосоциальной работы




концепци€  . –оджерса. ќсновна€ суть его психологии заключаетс€ в акцентированном на личности подходе, в котором личность €вл€етс€ контролирующим центром дл€ прин€ти€ решений. ¬ основе такого подхода - человек, его предназначение жить и действовать. ѕо убеждению –оджерса, €дро, сердцевина каждого человека - конструктивны и, если у личности есть выбор, она всегда выбирает позитивный путь развити€. овышение у клиента уровн€ самоприн€ти€ это важна€ задача, но этот вопрос, на мой взгл€д, целесообразней рассмотреть со стороны прин€ти€ клиента социальным работником. „то позвол€ет социальному работнику испытывать глубокое уважение и чувствовать безусловное прин€тие другого, так необходимые дл€ эффективной работы. » такое отношение к миру может возникнуть лишь у человека, который обладает базовым уважением к самому себе и признает в первую очередь ценность и значимость самого себ€. Ќикто и никогда, даже при самом удачном стечении обсто€тельств, не сможет прин€ть другого, если у него сначала не произошло прин€ти€ самого себ€. » здесь задача социального работника - пон€ть самовоспри€тие клиента. » насколько клиент будет чувствовать, что его принимают, настолько у клиента по€витс€ возможность достичь позитивного изменени€ личности.» только на основе свободного индивидуального выбора могут пробуждатьс€ самодвижущие силы развити€ личности, формироватьс€ личностна€, индивидуальна€ субъектность. клиенты сами определ€ют свой путь развити€, пользу€сь помощью и одобрением консультанта. ќчень многие аспекты роджерианского подхода достаточно легко усвоить и эффективно использовать на практике. —пособность по-насто€щему присутствовать р€дом с другим человеком - пон€ть страдани€ человека и поддерживать в нем уверенность в своем росте - это достаточно трудновыполнимое требование к личности социального работника, работающего в рамках клиент-центрированного подхода.

  1. ѕсихологи€ переживаний. „увства, эмоции, когниции. ѕереживание как проживание
  2. ѕсихологи€ острого гор€. ƒе€тельность специалиста социальной работы на каждом этапе проживани€ потери

1. Ќачальна€ фаза гор€ Ц шок и оцепенение. "Ќе может быть! " Ц такова перва€ реакци€ на весть о смерти. ’арактерное состо€ние может длитьс€ от нескольких секунд до нескольких недель, в среднем к 7-9-му дню смен€€сь постепенно другой картиной. ќцепенение Ц наиболее заметна€ особенность этого состо€ни€. —корб€щий скован, напр€жен. ≈го дыхание затруднено, неритмично, частое желание глубоко вдохнуть приводит к прерывистому, судорожному (как по ступенькам) неполному вдоху. ќбычны утрата аппетита и сексуального влечени€. Ќередко возникающие мышечна€ слабость, малоподвижность иногда смен€ютс€ минутами суетливой активности. Ќа этом этапе заставл€ть человека кушать, привлечь его к де€тельности св€занной с похоронами. 2. —ледующий шаг на этом пути Ц фаза поиска Ц отличаетс€, по мнению —. ѕаркеса, который и выделил ее, нереалистическим стремлением вернуть утраченного и отрицанием не столько факта смерти, сколько посто€нства утраты. “рудно указать на временные границы этого периода, поскольку он довольно постепенно смен€ет предшествующую фазу шока и затем характерные дл€ него феномены еще долго встречаютс€ в последующей фазе острого гор€, но в среднем пик фазы поиска приходитс€ на 5-12-й день после извести€ о смерти.

¬ это врем€ человеку бывает трудно удержать свое внимание во внешнем мире, реальность как бы покрыта прозрачной кисеей, вуалью, сквозь которую сплошь и р€дом пробиваютс€ ощущени€ присутстви€ умершего: звонок в дверь Ц мелькнет мысль: это он; его голос Ц оборачиваешьс€ Ц чужие лица; вдруг на улице: это же он входит в телефонную будку. “акие видени€, вплетающиес€ в контекст внешних впечатлений, вполне обычны и естественны, но пугают, принима€сь за признаки надвигающегос€ безуми€.. 3. «атем наступает треть€ фаза Ц острого гор€, дл€ща€с€ до 6-7 недель с момента трагического событи€. »наче ее именуют периодом отча€ни€, страдани€ и дезорганизации и Ц не очень точно Ц периодом реактивной депрессии.

—охран€ютс€, и первое врем€ могут даже усиливатьс€, различные телесные реакции Ц затрудненное укороченное дыхание: астени€: мышечна€ слабость, утрата энергии, ощущение т€жести любого действи€; чувство пустоты в желудке, стеснение в груди, ком в горле: повышенна€ чувствительность к запахам; снижение или необычное усиление аппетита, сексуальные дисфункции, нарушени€ сна.

Ёто период наибольших страданий, острой душевной боли. ѕо€вл€етс€ множество т€желых, иногда странных и пугающих чувств и мыслей. Ёто ощущени€ пустоты и бессмысленности, отча€ние, чувство брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность. “ипичны необыкновенна€ поглощенность образом умершего (по свидетельству одного пациента, он вспоминал о погибшем сыне до 800 раз в день) и его идеализаци€ Ц подчеркивание необычайных достоинств, избегание воспоминаний о плохих чертах и поступках. √оре накладывает отпечаток и на отношени€ с окружающими. «десь может наблюдатьс€ утрата теплоты, раздражительность, желание уединитьс€. »змен€етс€ повседневна€ де€тельность. ¬ фазе острого гор€ скорб€щий обнаруживает, что тыс€чи и тыс€чи мелочей св€заны в его жизни с умершим ("он купил эту книгу", "ему нравилс€ этот вид из окна", "мы вместе смотрели этот фильм") и кажда€ из них увлекает его сознание в "там-и-тогда", в глубину потока минувшего, и ему приходитс€ пройти через боль, чтобы вернутьс€ на поверхность. Ѕоль уходит, если ему удаетс€ вынести из глубины песчинку, камешек, ракушку воспоминани€ и рассмотреть их на свету насто€щего, в "здесь-и-теперь". ѕсихологическое врем€ погруженности, "насто€щее в прошедшем" ему нужно преобразовать в "прошедшее в насто€щем". 4. „етверта€ фаза гор€ называетс€ фазой "остаточных толчков и реорганизации" (ƒж. “ейтельбаум). Ќа этой фазе жизнь входит в свою колею, восстанавливаютс€ сон, аппетит, профессиональна€ де€тельность, умерший перестает быть главным средоточением жизни. ѕереживание гор€ теперь не ведуща€ де€тельность, оно протекает в виде сначала частых, а потом все более редких отдельных толчков, какие бывают после основного землетр€сени€. “акие остаточные приступы гор€ могут быть столь же острыми, как и в предыдущей фазе, а на фоне нормального существовани€ субъективно восприниматьс€ как еще более острые. ѕоводом дл€ них чаще всего служат какие-то даты, традиционные событи€ ("Ќовый год впервые без него", "весна впервые без него", "день рождени€") или событи€ повседневной жизни ("обидели, некому пожаловатьс€", "на его им€ пришло письмо"). „етверта€ фаза, как правило, длитс€ в течение года: за это врем€ происход€т практически все обычные жизненные событи€ и в дальнейшем начинают повтор€тьс€. √одовщина смерти €вл€етс€ последней датой в этом р€ду. ћожет быть, не случайно поэтому большинство культур и религий отвод€т на траур один год.

  1. —ущность рационально-эмотивной терапии. ≈е значение в социальной работе
  2. »ррациональные суждени€, их роль в жизни человека

–ационально-эмотивна€ терапи€ - Ќаправление в когнитивной психотерапии (јльберт Ёллис), основанное на устранении иррациональных суждений пациента, страдающего неврозом.  лючевой €вл€етс€ так называема€ ј¬—-теори€, в соответствии с которой, определенное негативное про€влени€ эмоций (фрустраци€, разочарование) или поведени€ (—) пробуждаетс€ к жизни не непосредственно каким-либо событием (ј), а лишь опосредствованно, через систему интерпретаций или верований (¬). ÷елью психотерапевтической работы €вл€етс€ обнаружение и устранение системы патогенетических интерпретаций, привод€щих к нарушению эмоциональных и поведенческих реакций.

Ёллис подчеркивал, что у людей нет пр€мых реакций на большинство ситуаций, что эмоциональные реакции завис€т от способа воспри€ти€ событий. “ак, это не событи€ волнуют, огорчают, раздражают или зл€т нас, но способ, с помощью которого человек интерпретирует и осмысл€ет их.

Ёллис основываетс€ на том, что у людей могут быть и есть неадаптивные и иррациональные способы интерпретации событий, вызывающие эмоциональные расстройства такой интенсивности, котора€ никак не может быть оправдана реальной рациональной оценкой событи€.

¬иды иррациональных суждений

Ёллис разделил иррациональные суждени€ на четыре вида:

1. "ƒолженствовательные" указывают на то, что кто-то (или что-то) должно быть не таким, каково оно есть ("я должен выиграть игру", "ќн должен быть любезным по отношению ко мне", "¬се должны быть честными со мной"). ¬ основе таких суждений лежит какое-то нав€зчивое целеполагание.

2. "”жасани€" суждени€ стро€тс€ на том, что всЄ ужасно, жутко и кошмарно, потому что все не так, как следовало бы быть ("Ѕудет ужасно, если € не закончу уборку до прихода мужа", "Ёто ужасно, что мой замысел разгадали, теперь мне конец"). ѕодобные суждени€ стро€тс€, опира€сь на сильно негативные эмоции, при этом имеет место "страх ужаса".

3. —уждени€ "надлежани€" отражают неспособность человека выдержать или вытерпеть мир, если он отличаетс€ от того, каким ему "надлежит" или "следует" быть ("я не вытерплю, если окажетс€, что мой лучший друг - обманщик", "¬се вокруг оказались враги, и € это не смогу перенести").

4. "ѕорицающие" суждени€ принижают личность (собственную или того человека, из-за которого ситуаци€ стала не такой, какой ей "надлежит" или "следует" быть). ¬ основе таких суждений лежит инфантильна€ модель мира, в которой люди дел€тс€ на хороших и плохих, добрых и злых, и также инфантильное представление о долге каждого человека поощр€ть или наказывать хороших или плохих. ѕримеры: "ќн ужасный человек, должен быть наказан за опоздание", "≈сли он скажет мне ещЄ одно плохое слово, € пойму, что он - негод€й, и тогда € ему отомщу".

 онкретизиру€, Ёллис вы€вил наиболее типичные, "сердцевинные" иррациональные идеи, которые €вно или не€вно лежат в основе большинства эмоциональных расстройств.

1. ƒл€ взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен дл€ окружающих.

2. ≈сть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказывать.

3. Ёто катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.

4. ¬се беды нав€заны нам извне - людьми или обсто€тельствами.

5. ≈сли что-то пугает или вызывает опасение - надо быть начеку.

6. Ћегче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.

7.  аждый нуждаетс€ в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.

8. Ќужно быть во всех отношени€х компетентным, адекватным, разумным и успешным. Ќужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиватьс€ успеха.

9. “о, что сильно повли€ло на вашу жизнь один раз, всегда будет вли€ть на нее потом.

10. Ќа наше благополучие вли€ют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди измен€лись в желаемом дл€ нас направлении.

11. ѕлыть по течению и ничего не предпринимать - вот путь к счастью.

12. ћы не властны над своими эмоци€ми и не можем не испытывать их.

  1. “ехники трансформации иррациональных суждений в рациональные

1. ƒоказать клиенту состо€тельность рационально-эмотивной терапии. ƒоступным €зыком изложить теоретические основы –Ё“. –ассмотреть примеры из жизни. ¬ведите модель ј¬— и раскройте клиенту основную идею терапии. ƒайте пример иррациональных и рациональных мыслей, обусловленных таким социальным событием, которое было бы пон€тным и близким клиенту. ќбсудите, к каким рациональным или иррациональным последстви€м поведенческого и эмоционального плана могут эти суждени€ привести.

2. ƒобитьс€ согласи€ клиента рассмотреть его собственные иррациональные суждени€, пользу€сь аппаратом –Ё“.

3. “ерапевт обсуждает и оспаривает иррациональные суждени€ клиента. ѕредъ€вите перечень вы€вленных иррациональных утверждений и обсудите с клиентом, почему эти утверждени€ иррациональны и какими рациональными утверждени€ми их можно заменить. ’орошей идеей будет записать эти рациональные утверждени€.

4.  лиента стимулируют к тому, чтобы он разработал свои собственные аргументы против иррациональных суждений, поупражн€лс€ с ними и заменил иррациональные суждени€ более подход€щими оценками активизирующих событий. ѕредложите клиенту определить свою собственную ситуацию. ќбсудите с ним, какие иррациональные мысли приход€т ему в голову в такой ситуации и к каким последстви€м эта ситуаци€ чаще всего приводит. «апишите эти мыслимые последстви€ и предложите клиенту произвести на свет и записать более рациональные мысли.

5. –азвитие новых рациональных и реалистических суждений о событи€х, об актуальных и возможных. Ќа этом завершающем этапе важно развить и укрепить "отремонтированную" модель мира клиента.

6. ѕоощрение клиента к вы€влению иррациональных мыслей, чувств и действий, возникающих в определенных проблемных ситуаци€х. —итуации должны быть конкретными, вызывающими определенные трудности. ѕредпочтительнее, например, высказывание: " огда € вижу привлекательную девушку, € думаю... ј что, если € не найду, что сказать... » вот € буду сто€ть, уставившись как дурак, с открытым ртом..." (к этому высказыванию могут быть применены иррациональные мысли є3 и є8 из списка иррациональных идей). ћенее предпочтительны общие утверждени€ типа " огда € среди людей, у мен€ нет уверенности в себе". ƒл€ того, чтобы помочь клиентам охватить все коллизии проблемных ситуаций, мы использовали простую методику воображени€.  лиентов прос€т закрыть глаза, расслабитьс€ и представить себе недавно случившиес€ проблемные ситуации, а затем рассказать о мысл€х и чувствах, возникших у них в этих конкретных ситуаци€х.

7. ѕосле вы€влени€ нескольких ситуаций нужно упор€дочить их по критерию трудности (опиратьс€ можно на степень стрессогенности ситуации). ≈сли возможно, ситуации выстраиваютс€ в иерархии.

8. “ерапевт предъ€вл€ет каждую из проблемных ситуаций, начина€ с самой легкой. —итуации предъ€вл€ютс€ в дискуссии, в воображении, в реальной жизни.  лиент получает инструкцию во врем€ каждого предъ€влени€ описывать свои чувства и мысли. ÷ель упражнени€ - добитьс€ того, чтобы определенное эмоциональное состо€ние стало сигналом к поиску у себ€ иррациональных мыслей. Ќа этой стадии мысли будут по€вл€тьс€ не столь тщательно упакованными и обозначенными. –абота терапевта состоит в том, чтобы глубже проникнуть в высказывани€ клиента и сопоставл€ть их.  огда терапевт решит, что он в состо€нии сформулировать мысли клиента, то он может либо попросить клиента обобщить, какое иррациональное суждение €вл€етс€ у него преобладающим, либо сам сделать обобщение.

9. ѕо мере предъ€влени€ каждой иррациональной идеи она оспариваетс€ терапевтом. «атем терапевт постепенно поощр€ет клиента к тому, чтобы он сам вз€л на себ€ роль оспаривающего. Ётот процесс носит характер полемики.  лиента спрашивают, на все ли 100% его суждени€ истинны, неизбежны и основаны на неопровержимых фактах. ѕредъ€вл€ютс€ контр-примеры, и клиента подвод€т к тому, чтобы он сам сформулировал более рациональные суждени€ об активизирующем событии и представил себе, к каким результатам могут привести эти рациональные суждени€.

10.  лиенту предъ€вл€ют активизирующие событи€ (в воображении, в ролевой игре или в реальной жизни) и предлагают ему в присутствии терапевта поупражн€тьс€ с рациональными альтернативами. “ерапевт обучает клиента тому, как контролировать свою эмоциональную реакцию (здесь наиболее удобен метод "термометра страха" с делени€ми от 0 до 100 баллов). Ќа начальных стади€х терапевт действует также как суфлер и составитель репетируемых рациональных суждений.  онтроль и упражнени€ продолжаютс€ до тех пор, пока данное активизирующее событие не перестает вызывать интенсивной эмоции.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 661 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

2046 - | 1857 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.