властвующие силы стремятся сохранить свое политическое господство путем усиления воздействия на народные массы, увеличения самого государственного механизма — верного стража и оплота власти, что невозможно без роста управленческой бюрократии. Этот рост также связан с бюрократической централизацией самого государственного аппарата в условиях классового государства.
Централизация государственного аппарата выражается, во-первых, в непрерывном и временами бурном росте центральных органов (увеличении существующих и создании новых общегосударственного масштаба органов) и во все большем сосредоточении руководства деятельностью нижестоящих звеньев аппарата в центральных учреждениях. И то, и другое означает увеличение штатов постоянных служащих административного аппарата. Чем более громоздким и разветвленным становится административный (государственный) аппарат, тем более бюрократизируется его структура и деятельность. Отсюда административный (государственный) аппарат управления вынужден брать на себя в интересах правящего класса, элиты новые задачи, расширяя сферы своего «вмешательства» и сам разрастаясь в процессе вмешательства. При этом уточняются задачи и деятельность старых органов государственного управления, существовавших издавна.
Минфин в таких условиях не может по прежнему заниматься только собиранием денежных средств для государственных нужд. При его помощи богатый или богатеющий гражданин либо класс перекачивает в свои бизнес-структуры (фирмы, банки, акционерные общества и др.) огромные средства из бюджета. Располагая большими денежными средствами, эти люди могут их сделать серьезным фактором своей жизни и политической деятельности. Так всегда поступали и сегодня поступают при попустительстве властей многие богатые граждане в ряде стран, в том числе России.
Во-вторых, создаются новые государственные органы (министерства, комитеты, федеральные службы, агентства и пр.) с филиалами на местах, представителями в отдельных отраслях промышленности, торговли, транспорта и пр. Иногда расширяется и превращается в специальную ветвь управления со своими особыми централизованными органами то, что прежде не занимало самостоятельного места в общей системе управления. Таковы, например, минтруд, которое существует в большинстве буржуазных государств, мин-пром, минвооружения, Минздрав, минсельхоз.
В-третьих, возрастает число привилегий для чиновников и их семей (преимущества в занятии выгодных должностей, особые звания, чины, ранги, увеличенные пенсии и пр.). Часто эти привилегии разработаны в законодательном порядке до мелочей. В-четвертых,
начинается более строгий отбор государственных служащих, начиная от среднего звена и выше. Чем авторитарнее то или иное государство, тем строже и более открыто это проводится. Прогрессивным деятелям, простым людям туда доступ крайне затруднен либо вовсе закрыт.
В-пятых, усиливается политическая обработка государственных служащих в духе преданности своему государству и его принципам, восхваления глав государства и клеветы на прогрессивные идеи. Все это направлено к тому, чтобы сохранить профессиональный управ-ленческо-чиновничий аппарат как особое государственно-бюрократическое звено государства, служащее только своей власти.
В механизме классового государства особое место занимают и судебные органы. Устройство и методы их деятельности непрерывно менялись вместе с изменением общественного и государственного строя. Но всегда суд классового государства оставался орудием властно-правового воздействия на людей. Своей деятельностью он призван осуществлять правосудие, защищать и укреплять общественные порядки, угодные и выгодные власти.
Главное в деятельности суда состоит в том, что он наказывает, карает за совершение действий, направленных против этих порядков. И в этом смысле его острие чаще всего направлено против рядовых правонарушителей, простых, беззащитных людей. Он порой является средством расправы над простыми людьми, поскольку они отступают от соблюдения правил поведения, которые им диктуют через государство и законы правящие группы людей, классы и элиты. Суд призван служить средством устрашения людей и морального давления на них. Он дополняет собой деятельность других правоохранительных, карательных органов. Таким образом, судебные учреждения классового государства являются составной частью всего его аппарата.
В то же время суд выступает как блюститель справедливости и законности. Большое значение при этом придается особой форме деятельности суда — специфическому судебному разбирательству, судебному процессу, который служит гарантией справедливого решения рассматриваемых судом дел. Власти пытаются превратить суд в беспристрастный и объективный орган на том основании, что он подчиняется только закону. Что касается всей системы судов (гражданских, уголовных, военных, военно-полевых и др.), то она приноравливается к различным условиям и объектам судебной деятельности. Она образует разветвленную, сложную и гибкую организацию, особыми методами осуществляющую функции современного государства.
Представительные органы классового государства — важнейший инструмент политики и власти. В соответствии с их наименованием
II. Проблемы теории государства
6. Механизм государства в свете классового подхода
представительные органы государства призваны представлять в государственной организации волю, интересы, требования, запросы, чаяния и т.п. населения, т.е. тех или иных правящих группы людей, классов, элит, слоев и групп общества. Характер этих учреждений, их организация (состав, способ образования — выборы или назначение представителей), их права и обязанности, соотношение с другими государственными органами — все это зависит от общественного строя, формы государства, соотношения взаимодействия разных людей и партий. История представительных органов любого государства дает достаточный материал, подтверждающий это положение. Так, английский Парламент насчитывает около 700 лет своего существования. В разные периоды феодального, а затем буржуазного государства различными были его состав, функции, права, фактическая роль в государственной организации.
Особенностью буржуазных представительных органов является то, что в них открыто сталкиваются разные политические течения и группы. Представительные учреждения являются теми органами государства, где возможна и реально идет борьба разных политических течений. Однако эта возможность далеко не всегда имелась и имеется. Так, в Верховном Совете СССР многие десятилетия почти не наблюдалось никакой борьбы политических партий, течений, слоев, элит и др. Его деятельность проходила тихо, мирно под руководством полновластной КПСС, и все законы и иные решения принимались почти единогласно.
В представительных органах, если они таковыми действительно являются, борьба разных взглядов должна иметь место, и она должна считаться правомерной и допустимой. Отсюда политическая сложность и зачастую трудность тех задач, которые при посредстве представительных органов стремятся решить власти, элиты, группы, слои, граждан и др. в классовом государстве. Однако все же нельзя признать идеальным современный парламентаризм. Основное его противоречие состоит в том, что парламент должен служить в глазах народа органом демократии, государственным выразителем воли народа, нации. На деле же он зачастую является прямой противоположностью тому, чем он должен быть. Как орган государства он часто «забалтывает» проблемы, законы, а не представляет народ. Он в известной мере подавляет народ тем, что возводит в государственный закон волю богатых, освящает их несправедливыми законами и поддерживает своим авторитетом деятельность правительства властвующих классов и элит. Богатые стремятся обеспечить себе такой персональный депутатский состав парламента, который поддержит их политику, т.е. политику незначительного меньшинства общества. Но в то же время в последние годы они вынуждены под
давлением простых людей открывать формальный доступ в парламент представителям широких масс, большинства общества.
Общественные организации в условиях современного классового государства являются важным средством в руках правящих групп людей, слоев, классов и элит, стремящихся сохранить и укрепить свою государственную власть. Они разнообразны по характеру и предмету своей деятельности. Существуют организации политические (партии, разного рода союзы — женщин, молодежи), военные (клубы, ассоциации), экономические, культурные, спортивные, технические и т.п. Первые из них стоят более близко к государственному аппарату, вторые находятся с ним в более отдаленной связи, третьи подчеркивают свою полную независимость от государственных органов. Однако все они, поскольку стоят на почве существующего строя, в той или иной степени и в той или иной форме оказывают поддержку своему государству. Главная роль во всей системе общественных организаций принадлежит политическим партиям. При их помощи правящие классы и элиты обеспечивают себе большинство в парламенте, а тем самым в правительстве. Руководство этих партий фактически через своих представителей направляет и контролирует деятельность правительства и парламента.
Характеристика механизма государства в свете классового подхода будет неполной, если не разобраться с вопросом о том, как быть с этим механизмом, да и с классовым государством, при переходе власти от одного класса, группы людей, слоя и т.д. к другому. Здесь необходимо руководствоваться известным учением о сломе и ликвидации машины классового государства, хотя сегодня отдельные теоретики государства и права делают вид, будто это учение в современных условиях «не работает» либо устарело. Это далеко не так. Известно, что при переходе политической власти от одной группы людей, класса, элиты к другому механизм государства становился добычей победителя. Он перестраивался, часто довольно основательно, совершенствовался в процессе борьбы за удержание и укрепление своей власти и таким образом приспосабливался к новым условиям.
Буржуазия, придя к власти, использовала для своего механизма государства тот аппарат исполнительной власти, который возник еще в эпоху абсолютизма, при упадке феодализма. Яркий пример — Франция, хотя переход от феодального государства к буржуазному в конце XVIII столетия был в ней более революционным, чем в других странах, но и здесь буржуазия смогла приспособить к своим задачам тот механизм власти, который ранее служил феодалам. В революциях 1830, 1848 г. этот механизм был испытан и сохранен, хотя и подвергся изменениям в связи с уроками, которые извлекли из революции правящие классы Франции. Подводя общий итог раз-
II. Проблемы теории государства
6. Механизм государства в свете классового подхода
витию механизма государства во Франции, возникшего еще при абсолютизме, К. Маркс обосновал, что все перевороты совершенствовали эту машину, вместо того чтобы сломать ее.
Буржуазия использовала для своего правления государственный аппарат того класса, у которого она насильственным путем отобрала власть. История знает, что совсем по-иному относится к старому механизму государства (или к государственной машине) революционный рабочий класс. Он, как утверждали марксисты, ставит своей задачей разбить, сломать этот механизм (машину), созданный и пригодный лишь для угнетения и подавления трудящихся, а не для их освобождения.
Анализируя уроки революции 1848—1851 гг. во Франции, К. Маркс пришел к выводу о том, что последующая, т.е. пролетарская революция, будет поставлена перед задачей не видоизменять и совершенствовать буржуазный государственный механизм, а сломать его. Об этом же писал и В.И. Ленин в книге «Государство и революция», говоря о том, что все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить, сломать.
Как известно, противники марксизма-ленинизма по-иному трактовали вопрос об отношении пролетариата к механизму (машине) буржуазного государства. Так, Э. Бернштейн, а за ним К. Каутский и др., утверждали, что под революционным захватом власти следует понимать «овладение», совершенствование и даже приспособление существующей, т.е. буржуазной государственной машины, а не разрушение ее, не замену ее иной государственной организацией.
Исходные идеи как первых, так и вторых, нашли подтверждение в истории. Учение о сломе и ликвидации механизма (машины) классового государства сработала в новейшей истории дважды: концепции К. Маркса и В.И. Ленина нашли подтверждение в 1917 г. в ходе октябрьского переворота в России, а исходные воззрения К. Каутского и Э. Бернштейна подтвердились, в частности, в результате частичного слома и приспособления к рыночным условиям советской государственной машины после демократической революции 1991—1993 гг. (с некоторыми элементами воззрений самого К. Маркса и В.И. Ленина).
К особенностям механизма современного российского государства, который под влиянием цивилизационных идей все же продолжает видоизменяться и совершенствоваться в условиях рыночных отношений, можно отнести следующее. Механизм государства создан и развивается демократами-рыночниками, новой постсоциалистической, постсоветской элитой. Основная отличительная его особенность состоит прежде всего в людских кадрах. Они вырастают и в советской среде, и в среде демократов и непрерывно пополняются рыночной средой. На историческом опыте доказано, что де-
мократы, создав свое государство, могут в короткие сроки сформировать кадры государственного механизма из своей среды, одновременно вовлекая в свою орбиту и старые, подготовленные кадры. Эти кадры должны удовлетворять новым политическим, экономическим и деловым требованиям. Они должны быть преданы интересам демократии, выраженным в демократической политике российского правового государства. Это значит, что они должны понимать и сознательно, активно проводить эту политику на основе верховенства закона. Они должны обладать известным опытом государственной работы и непрерывно пополнять этот опыт, иначе не будут справляться с выполнением расширяющихся и усложняющихся задач постсоциалистического, рыночного общества.
Механизм, работающий при активном участии всех групп людей, классов и элит, включает в себя как богатых граждан, бизнесменов, банкиров, так и бедных (несостоятельных). Вовлечение всех граждан в повседневную государственную работу — основной принцип постсоветского государственного строительства. Без этого новый государственный аппарат, как бы хорошо и слаженно он ни работал, не может справиться с теми грандиозными задачами, которые перед ним поставлены рыночной экономикой и демократией.
Это механизм, работающий под контролем общества. Контроль со стороны общества над работой российского государственного аппарата служит одним из важнейших средств улучшения его работы, исправления его ошибок, недостатков, незаконных действий работников государственных органов. Контроль осуществляется при помощи многочисленных политических партий, профсоюзов, средств массовой информации, в том числе государственных и частных местных (областных, районных и заводских) телеканалов, газет, на собраниях избирателей, обсуждающих отчеты о деятельности своих депутатов, Общественной палатой РФ.
Критика и гласность имеют определенное значение в деятельности нового, российского государственного механизма. Они помогают укреплять и совершенствовать государственный аппарат, правильно воспитывать государственных служащих, а также очищать государственные органы от всего неправомерного и вредного. Критика и гласность представляют собой важные и специфические формы раскрытия и преодоления противоречий любого демократического общества, особенные формы борьбы нового против старого, нарождающегося против отживающего, характерные для постсоциалистического общества и образующие движущие силы его развития.
Борьба с бюрократизмом и коррупцией — важнейший признак механизма российского государства. Однако надо признать, что бюрократизм поразил весь новый механизм российского государства.
II. Проблемы теории государства
Он опасен тем, что подменяет живое дело, творчество и самодеятельность граждан формальным и бездушным подходом к делу. Вместо оперативной и живой работы государственных органов при бюрократизме на первый план выдвигаются бумажная сторона дела, волокита, формальные и шаблонные «указания», увлечение раздутой и превращенной в самоцель «отчетностью», чрезмерной, не нужной для дела «статистикой».
Сегодня (как и прежде) опасна и разрастающаяся в России коррупция. Для жизни и развития нового государственного аппарата воровство, взятки, иные правонарушения парализуют государственные органы, дискредитируют их и новую российскую демократическую власть. Предстоит долгая и напряженная борьба с этими негативными явлениями. То, что сегодня предпринимается для их исправления в российском обществе, явно недостаточно.
Российские власти настойчиво укрепляют законность в управлении. Речь идет не о законности вообще, а о правовой законности, отличной от законности тоталитарного государства. Правовая законность — это строгое и полное проведение в жизнь законов российского демократического государства. У нас нет и не может быть таких законов, которые издавались бы для того, чтобы их в процессе исполнения класть под сукно, саботировать и сводить на нет. На государственный аппарат не должно оказываться давления со стороны коммерческих банков, фирм или отдельных предпринимателей для того, чтобы извратить или тормозить действие закона.
Законность в управлении современной Россией должна быть связана с государственной дисциплиной, которой придается первостепенное значение и которая насаждается и укрепляется разнообразными, средствами. По своему содержанию новая российская законность должна быть направлена на обеспечение общих интересов всех людей, прежде всего личных прав и интересов простых, малоимущих граждан, их защита от нарушителей законов, бюрократов, коррупционеров, воров-богачей, недисциплинированных, антигосударственных элементов.
Развивающийся централизм в государственном управлении — следующая принципиальная особенность в построении и деятельности механизма современного российского государства. Это механизм в известной мере гибкий, реформируемый и направляемый прогрессивным руководством. Централизм в управлении должен быть централизмом научным, а не бюрократическим. Развитие централизма выражается, в частности, в том, что наша страна разбита на округа и Президент имеет в этих округах своих представителей, через которых он решает многие глобальные проблемы на местах. Многие местные исполнительные органы начинают вновь действовать под разумным началом вышестоящих органов, в то же время они подчинены и подотчетны местным представительным органам.
6. Механизм государства в свете классового подхода
Разумный учет местных условий при проведении директив и указаний центра, местная инициатива не только не исключаются, а необходимо предполагается. «Места» имеют право и возможность не соглашаться (в рамках закона) с деятельностью вышестоящих органов и требовать исправления недостатков в этой деятельности. В лице представительных органов они, как правило, назначают и смещают должностных лиц местного аппарата, что служит гарантией против бюрократического отрыва аппарата от населения.
Отсутствие руководства государственным аппаратом со стороны единой коммунистической партии — характерная черта нового государственного механизма. И это служит твердой гарантией того, что новый аппарат будет сохранять и развивать без тоталитарного засилия отличительные черты, благодаря которым он представляет собой современный, демократический, развивающийся государственный механизм.
Первое место в этом механизме принадлежит органам государственной власти — Президенту, Федеральному Собранию РФ, депутатам и т.д. Эти органы образуют развивающуюся, относительно стройную систему органов, во всех своих звеньях сверху донизу построенных и действующих как государственная власть. Они — прямые носители государственной власти в новом постсоциалистическом, российском обществе, непосредственные представители государственного полновластия всех граждан, и бедных и богатых, людей разных классов, элит, групп и т.д. (при первенстве, к сожалению, богатых, состоятельных людей, ибо в последние годы в органы власти в основном «прорываются» богатые граждане, бедные остаются вне этой сферы).
Прямые носители власти — в том смысле, что именно им в их совокупности, а не другим органам принадлежит полнота и верховенство власти в демократическом российском государстве. Непосредственные представители власти самых разных граждан, так как они, как правило, избираются непосредственно населением, непосредственно выражают их волю и интересы (хотя, к сожалению, чаще всего воля и интересы богатых людей превалируют).
Система органов государственной власти в постсоветском демократическом российском государстве достаточно стройна, и она состоит прежде всего из высших и местных органов государственной власти. Высшими органами государственной власти являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, президенты республик, их законодательные собрания и т.д. Местными органами государственной власти являются краевые, областные, автономных областей, окружные, районные, городские и сельские администрации, правительства, советы и т.д.
II. Проблемы теории государства
Эти органы отличаются друг от друга по своему правовому положению во всей системе органов государства, обладают различным характером и объемом компетенции, отличаются по своему устройству, а также по функциям, формам и методам своей деятельности. Тем не менее их всех объединяет то обстоятельство, что они все являются органами власти. Президент, Федеральное Собрание РФ (депутаты) выбираются непосредственно населением, это — представительные учреждения. Все другие государственные органы, как правило, избираются или назначаются, прямо или косвенно, соответствующими органами власти.
Исполнительный и распорядительный аппарат российского государства состоит из совокупности органов государственного управления — федеральных, республиканских, местных органов и организаций, при помощи которых осуществляется исполнительная и распорядительная деятельность в обществе. Органы государственного управления представляют собой развивающуюся, отраженную в основанном законе систему, как и органы государственной власти, которыми они образуются и перед которыми ответственны. Они делятся на высшие и местные.
Порядок взаимоотношения органов управления определен Конституцией РФ в соответствии с принципами демократизма, научности и управляемости. Это означает, что, с одной стороны, каждый представительный орган как орган власти имеет свой исполнительный и распорядительный аппарат, ему непосредственно подотчетный, а с другой — вся система органов управления сверху донизу представляет собой развивающееся целое, направляемое из одного высшего, общегосударственного центра.
Правительство является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти страны. Его деятельность многообразна и сложна. Правительство направляет и объединяет работу министерств, федеральных служб, агентств, других организаций, принимает меры по выработке и осуществлению государственного бюджета, принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан, осуществляет общее руководство в области сношений с иностранными государствами и т.д.
Исполнительные органы — республиканские, краевых, автономных областей, окружных, районных, городских, сельских и др. главы администрации, их заместители, секретари и др. — это местные органы управления, исполнительные и распорядительные органы. Их деятельность в рамках их компетенции также достаточно разносторонняя. Они образуют повсеместный, разветвленный по всей стране и в общем приспособленный к местным условиям аппарат
6. Механизм государства в свете классового подхода
управления, обладающий законными возможностями для вовлечения в государственную работу различных слоев населения (разные группы, элиты, разных специалистов и др.).
Министерства, федеральные службы, агентства и др. ведают определенной, порученной им сферой управления. Им часто соответствуют в качестве нижестоящих органов управления одноименные подразделения (например, служба землепользования), если управление строится по административно-территориальному принципу, или управления отдельными частями сферы хозяйства (например, управление дороги на транспорте), если управление строится по производственному принципу. Сочетание обоих принципов построения аппарата управления, как и различная степень и различные формы управления, — все это содействует гибкости и оперативности, столь необходимые в современном управлении. Однако происходящие частые реорганизации и перетряски этих органов и форм их работы все же мешают эффективному государственному управлению.
Суд и прокуратура занимают особое и весьма важное место в механизме современного российского государства. Суд — орган, призванный осуществлять демократическое правосудие, хотя в жизни на него оказывается влияние и властей, и богатых. Однако цель правосудия в соответствии с характером и целями нового российского государства состоит все же в охране и укреплении демократического строя, охране интересов и прав и свобод всех граждан, независимо от положения, денег и др. Задачи суда, устройство и формы (процессуальные) его деятельности установлены Конституцией РФ и законодательными актами о судоустройстве, УПК и ГПК.
Суд призван не только наказывать тех, кто покушается на демократическое государственное устройство, рыночную экономику и различные формы собственности. Он призван не только карать за другие преступления, он и обязан быть органом принудительного воспитания и перевоспитания всех граждан-правонарушителей, оказывать воспитательное дисциплинирующее воздействие на широкие слои населения, разъясняя на конкретных делах, которые он разбирает, сущность и значение законов, поднимает авторитет этих законов. Суд отличается по своему устройству и содержанию своей деятельности (судебным процессом и судебным решением) от органов государственной власти и органов государственного управления. В то же время как орган государства он построен и действует в соответствии с общими принципами демократического государства.
Задача прокуратуры — надзор за соблюдением законности, точным исполнением законов всеми гражданами, независимо от материального положения, должности, принадлежности к тому или иному классу, слою и др. Точное исполнение законов означает единообразное понимание законности во всей стране.
II. Проблемы теории государства
Раздел |
Основное призвание прокуратуры — следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей стране, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. Прокурор в соответствии с территориальными или иными рамками его деятельности должен следить за тем, что бы ни одно действие органов, учреждений, должностных лиц групп людей или элит не расходилось с законом. Прокурор не только имеет право, но и обязан предпринять в установленном порядке соответствующие действия в случае обнаружения им нарушения закона — опротестовать незаконное решение, привлечь к ответственности лиц, совершивших преступление, и пр.
Все прокуроры назначаются либо их назначения утверждаются Генеральным прокурором РФ, которой назначается Федеральным Собранием РФ. Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, финансовых групп, кланов и т.д., подчиняясь только Генеральному прокурору РФ.
Таким образом, механизм современного российского государства носит классовый характер, и ему, как и всякому классовому государству, присущи влияние различных классов (и больше, к сожалению, имущих), допущение неравенства, несправедливости между гражданами, промахи в своей социальной организации и управлении, соблюдении прав и свобод человека и т.д. Но все же это новое, прогрессивное, переживающее сложный период в своей истории государство, служащее интересам всего народа.
III |
ПРОБЛЕМЫ
ТЕОРИИ
ПРАВА
Глава 7. Проблемы соотношения и взаимосвязи права с иными видами социальных норм
Глава 8. Проблемы понятия и сущности права Глава 9. Проблемы источников права Глава 10. Системный анализ норм права
Глава 11. Проблемы правотворчества и систематизации нормативных правовых актов
Глава 12. Система права и система законодательства: понятие, структура и соотношения. Правовые системы и их типологии
Глава 13. Проблемы теории правоотношения
Глава 14. Проблемы реализации права и толкования нормативных правовых актов
Глава 15. Проблемы теории правового регулирования и правомерного поведения
Глава 16. Юридическая процедура: некоторые проблемы теории
Глава 17. Проблемы законности, правопорядка и общественного порядка
Глава 18. Правонарушение и юридическая ответственность: комплексный подходы
Глава 19. Правосознание и правовая культура. Проблема индивидуального правосознания
Глава |
ПРОБЛЕМЫ
СООТНОШЕНИЯ
И ВЗАИМОСВЯЗИ ПРАВА
С ИНЫМИ ВИДАМИ
СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
При исследовании проблемы соотношения и взаимосвязи права с иными видами социальных норм теоретики права иногда кратко освещают либо вообще опускают общие вопросы, в частности, такие: с помощью каких средств упорядочивались древние человеческие сообщества, как представлялись людьми ненормативные и нормативные регуляторы общественных отношений, на каких принципах базировались понятия человеческой веры, нормы и нормативности, что собой являли и что сегодня есть социальные нормы? Известно, что с древних времен человеческие сообщества упорядочиваются на основе процессов регулирования (регуляции) поведения людей, общественных отношений, в которых ясно выражены начала самоорганизации систем, действующих в условиях возрастания факторов сознательности и субъективности. Уже в тот период в суждениях человека присутствовало четко выраженное представление того, что за всяким порядком стоят законы и закономерности бытия, действующие в природе и обществе. Жившие в те времена люди, вынужденные сами регулировать свое поведение, опираясь не столько на точные знания, сколько на интуицию, воображение и фантазию, неведомо как нашли и установили основные парадигмы нормативного мышления, сформулировали универсальные понятия (обычай, закон, справедливость, преступление, наказание и др.), которые сегодня наша наука подтвердила и не собирается опровергать и которые продолжают существовать, несмотря на смену научных представлений и даже научных взглядов на мир.
Онтологический подход гласит: все, что в природе и обществе возникает в соответствии с законом, все сообразно закону, все имеет право на существование и на место в пространстве и во времени. И наоборот: что является в мир вопреки законам либо вне законов, поздно или рано исчезает, выпадает из процессов самоорганизации и упорядочения жизни.
7. Проблемы соотношения и взаимосвязи права с иными видами социальных норм 141
Положение вещей в мире долгое время ассоциировалось у людей с совершенным естественным правом, источниками ненормативных, а потом нормативных требований к обществу, общественной жизни и человеку. Люди всегда верили, да и сегодня многие верят в то, что общественные законы в виде социальных норм, императивов, религиозных, моральных, правовых и иных установок являются продолжением законов общего миропорядка, «правовой материи», преломляемых через наше сознание и трансформируемых в рамках культурного опыта. Эта вера с древних времен подвергалась серьезнейшим испытаниям, претерпела существенные изменения. У человечества нет причины отказываться от нее как от заблуждения либо как наследия давно прошедшего времени, когда люди относились к миру якобы примитивно, прямолинейно. Мысль, которую эта вера в себе несет, совсем не проста: люди и XXI в. в попытках разобраться, что есть право и связанные с ним общественные явления, обращаются к окружающему миру так же упорно и часто, как это делали наши предки во II и I тысячелетии до нашей эры1.
Понятия веры человека, ненормативности, нормы, нормативности неотделимы от сознательной деятельности людей, их общественных связей, контактов, способов их бытия. Сама норма в этом смысле не есть нечто, стоящее вне общества, общественных отношений над ними. Она органично вплетена в жизнь и поведение людей и выражает наиболее типичные, устойчивые связи и общественные отношения. Исследование социальных норм сопряжено с анализом общественных отношений, бытия каждого человека. Общество всегда является результатом взаимодействия людей, выражает итог связей и отношений индивидов, их деятельности.
Изучение практического бытия, деятельности людей — необходимая предпосылка исследования общественных отношений, социальной организации общества. Общественные отношения и деятельность в этом смысле неотделимы друг от друга, тесно взаимосвязаны, хотя и не тождественны. Общественные отношения выступают в качестве формы человеческой деятельности. Это применимо к характеристике всех видов общественных отношений, и моральных, и религиозных, и политических, и правовых. Все они выступают как формы различной по характеру социальной деятельности.
Люди не просто общаются друг с другом. За категорией «отношение» стоят интересы человека, его потребности в общении, во взаимном обмене материальными и духовными ценностями. В постоянном живом взаимодействии человека с окружающим миром
1 См.: Мальцев Г.В. Развитие права: к единению с разумом и наукой. М., 2005. С. 38-39.
II. Проблемы теории права
(природой и обществом) осуществляется его индивидуальное, личностное развитие, реализация его потребностей и способностей.
Действуя сознательно, люди не свободны в выборе характера поведения, так как должны считаться с объективными предпосылками общего бытия и человеческого существования. Ставя перед собой конкретные цели, люди не могут не учитывать той объективной детерминации, которая предстает как социальная необходимость. В объективной обусловленности социального поведения людей, с одной стороны, и в его сознательном целенаправленном характере—с другой, содержится известное противоречие, преодолеваемое в процессе общественного развития и социального регулирования. Это противоречие дает основание для понимания социальной реальности как естественноисторического развития общества, которое не сможет осуществиться без целеполагающей деятельности.
Социальное взаимодействие людей проявляется в повторяющихся актах производства, обмена, распределения, многообразных общественных связях и отношениях. На самых ранних этапах развития общества одновременно с возникновением труда и обмена появляется потребность их упорядочить, сделать общество упорядоченным. Многократная повторяемость определенных актов поведения, деятельности и событий — особая черта исторического процесса, выявляющая внутреннюю закономерность его развития. Одним из ее проявлений выступает нормативность явлений, связей и отношений, которая выражает объективно необходимые способы их взаимодействия.
Нормативность выступает формой не только объективно необходимых связей и способов поведения и взаимодействия людей, но и развития всех необходимых явлений, процессов. Взаимодействие людей охватывает как их отношения между собой, так и их отношения к природе. Закономерные связи, возникающие в ходе взаимодействия, приобретают универсальную форму нормативности, которая органически присуща всему процессу естественноисторического развития общества.
Нормативность человеческих отношений, формирующаяся в процессе социального поведения, деятельности людей, — одна из важнейших закономерностей общественного бытия, его универсальное качество. Нормативность по своей сущности непоследовательна и противоречива, поскольку всякое поведение людей и воспринимает унаследованные формы и связи, и воспроизводит новые, которые могут отрицать либо блокировать уже оформившиеся нормативы. Нормативные образования развиваются в процессе преодоления этой непоследовательности и противоречивости. Таким образом, социальная норма возникает, формируется в ходе сознательного, целе-
7. Проблемы соотношения и взаимосвязи права с иными видами социальных норм 143
направленного поведения, деятельности людей, обусловленных объективными факторами, придающими нормам объективную направленность1.
Под социальными нормами следует понимать все нормы, возникшие в обществе в результате взаимодействия объективных и субъективных факторов и устанавливающие правила должного поведения людей. Должное всегда присутствует в социальной норме, но его императивное существование и действие может быть не непосредственным, а обусловленным наличием каких-либо обстоятельств (стремлением достичь поставленной цели — в технических нормах, доброй волей — в рекомендательных нормах и т.д.).
Социальные нормы так же, как и выражаемое ими человеческое долженствование, являются результатом социального поведения, деятельности и всегда предстают как социальные целостности, образования, включающие в себя не только осмысленные и признанные правила поведения, но и практику их реализации. Эти нормы выступают в качестве механизма непрерывного процесса социальной взаимосвязи, отражают типичные и социально значимые образцы поведения и объективируются в самых различных текстах. Но как явления информационные, становящиеся, нормы никогда не тождественны самим текстуальным правилам как знаковым системам.
В зависимости от способа объективации нормы могут восприниматься или как правила, возникающие независимо от человека, например как результат божественной воли, или как исключительно человеческий институт, например нормы договорного права. В любом случае эти нормы существуют как образ, идеальное отражение модели реального поведения в сознании и закрепление результатов такого отражения в виде письменного источника2.
Некоторые теоретики права так и не определились в видах этих норм. Так, в учебнике «Проблемы общей теории права и государства» (под ред. B.C. Нерсесянца) в связи с рассмотрением общего и специфического соотношения разных социальных норм с правом исследуются такие социальные нормы, как правовые (нормативные, установленные и защищаемые государством правила поведения) и политические (где присутствует конкуренция политических программ и идей), правовые и моральные (в аспекте их единств и различия с позиции оценки добра, зла, справедливости и др.), правовые и религиозные3.
1 Подробнее об этом см.: Лукашева Е.А. Право в системе социального регулирова
ния // Теория государства и права / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. С. 92—98.
2 См.: Поляков А.В. Общая теория права. СПб., 2003. — С. 675—676.
3 См.: Проблемы общей теории права и государства / Под ред. B.C. Нерсесянца.
М., 2001. С. 199-216.
III. Проблемы теории права
В.В. Оксамытный выделяет и рассматривает более широкий перечень социальных норм, а именно нормы:
• морали — систему принципов и правил, формирующихся в об
ществе и регулирующих на основе общественного мнения по
ведение людей с позиций суждений о добре и зле, справедли
вом и несправедливом, совести, достоинстве, долге и чести;
• обычаев — устойчивые и привычные в исполнении правила
поведения, которые складываются в результате частого по
вторения и сохраняются в течение длительного времени;
• традиций — правила поведения, опирающиеся на силу обще
ственного мнения, требующие длительного закрепления и от
ражающие стремление людей к сохранению своих идей и цен
ностей;
• религии — совокупность принципов и правил, основанных на
вере в высшие силы и высший смысл жизни;
• политики — правила, регулирующие отношения между людь
ми, группами и их объединениями в процессе достижения,
осуществления и удержания власти;
• корпоративные — правила поведения, содержащиеся в про
граммных документах и решениях общественных организаций;
• эстетики — правила, регулирующие ценностные отношения
между людьми и миром посредством их художественной дея
тельности, и др.1
А.В. Поляков различает нормы формальные и неформальные; по степени осознанности — явные и латентные (скрытые); по характеру (универсальности) действия — общие и специфические; по характеру требований — императивные (обязывающие), императивно-атрибутивные (предоставительно-обязывающие), рекомендуемые, допускаемые и т.д.
Одновременно все социальные нормы подразделяются также на моральные, нравственные, правовые и целесообразные (утилитарные, технические). Во всех этих нормах вектор ценностного значения постепенно сдвигается от внутреннего, аксиологически мотивированного поведения к поведению внешнему (формальному, легальному). В нормах морали значимо не столько внешнее поведение, сколько его внутренние мотивы. В нормах нравственности значимо внешнее поведение, но при этом предполагается, что ему сопутствуют соответствующие внутренние мотивы.
В праве существенно внешнее поведение, а внутренние мотивы интересуют постольку, поскольку могут прояснить внешнее поведение. Наконец в правилах целесообразности внутренние мотивы практически не играют роли, а значимость поведения определяется
7. Проблемы соотношения и взаимосвязи права с иными видами социальных норм 145
достижением цели. Религиозные же нормы относятся и к правилам морали (религиозная мораль), и к нравственности (религиозная нравственность), и к праву (нормы канонического права). Их специфика определяется особенностями генезиса и легитимации. В разряд целесообразных правил попадают и так называемые технические нормы — гигиены, правила дрессировки собак, произношения и правописания и т.д.'
Все же не должно быть путаницы и должна быть выработана какая-то одна, основная классификация. Учитывая, что социальные нормы — это результат исторического соотношения и взаимосвязи объективного и субъективного факторов естественноисторического процесса, необходимо за исходный критерий взять принцип историзма, т.е. исследовать соотношение и взаимосвязь права с другими видами социальных норм с момента их появления и развития.
Известно, что вначале появились социальные нормы догосудар-ственного общества. Они были привнесены в жизнь общества самими людьми, вместо или взамен норм права. Нормы права в тот период еще не появились. Они вместо права превратились в признанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они «страховали», предохраняли общественную жизнь от хаоса и самотека, направляли ее течение в нужное русло. Одни из них со временем отпадали, вторые возникали, видоизменялись, третьи — навязывались определенными группами людей или властью. Процесс становления социальных норм носил субъективный характер. Другое дело, что нужда в них диктовалась объективной необходимостью. Ф. Энгельс отмечал: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем Законом»2.
Социальные нормы догосударственного общества — это не просто абстрактные правила желаемого поведения. Они означают и сами реальные действия, которые фактически утвердились в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становились правилами. Социальные нормы тогда выражали не только должное, но и сущее поведение людей. Они регулировали не всякие, а наиболее типичные массовые отношения. Случайные связи, поступки, действия не отражались в норме. Норма — это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждения, так и на внешних детерминантах.
1 См.: Оксамытный В.В. Теория государства и права. М., 2004. С. 328.
1 См.: Поляков А.В. Указ. соч. С. 682.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 272.
III. Проблемы теории права
Социальные нормы догосударственного общества достаточно обстоятельно классифицировала и проанализировала Т.В. Кашанина1. Первыми из всех социальных норм можно выделить ритуалы как специфические правила поведения, в которых обращается внимание на внешнюю форму их исполнения, причем эта форма является строго очерченной.
Ритуалы — это еще церемонии, демонстративные действия. Причем эти действия часто красочные, даже театрализованные и отличаются массовостью. Цель ритуала — внушение людям определенных чувств. С его помощью осуществляется их определенный психологический настрой. Ритуалы без сомнения выполняли регулятивную функцию. Так, церемония вступления парня и девушки в брак преследует цель внушить окружающим мысль о нерушимости брачного союза, его вечности и принадлежности теперь уже к другому родству.
Следующий вид социальных норм — обряды. Это тоже правила поведения, которые заключаются в строгих формах, но в отличие от ритуалов глубже проникают в душу и сердце человека и преследуют воспитательные цели.
Обряды — несколько более тонкие социальные нормы. Они давали возможность человеку выразить такие человеческие чувства, как радость, жалость, заботливость, память об умершем человеке. В процессе выполнения обряда обеспечивается сопереживание между людьми. Это их отличает от ритуалов. Так, у всех народов имелись обряды захоронения умерших. Довольно развитыми были и поминовения. Так, на Руси еще в древности существовал обряд приносить на могилу к покойному что либо из еды и питье, что символизировало заботу живых об умершем.
В качестве специальных норм можно рассматривать и мифы. Это разные народные (сказки, былины), которые учат людей тому, как нужно себя вести и как не надо. Мифы объясняли многие стороны нашей жизни, тайну появления человека, его быта, растений и животных, характер отношений в семье и др. Но все же главное в мифах — их нормативно регулятивная особенность. Так, в известной русской народной сказке «Репка» есть правила поведения, согласно которым надо многим людям строить свою жизнь. В сказке можно выделить следующие «регулятивные» мысли: даже самое трудное дело можно выполнить сообща; нельзя пренебрегать даже самыми малыми усилиями, поскольку они могут оказаться решающими в достижении цели.
Общепризнанными социальными нормами считались и обычаи, т.е. правила поведения, сложившиеся исторически. Они регулируют
1 Подробнее об этом см.: Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2004. С. 176-211.
7. Проблемы соотношения и взаимосвязи права с иными видами социальных норм 147
устойчивые общественные отношения на протяжении длительного промежутка времени, в течение жизни нескольких десятков поколений. За каждым обычаем тянется большой исторический период. Обычаи выражают какую-то жизненную закономерность, и ее нарушение грозит неприятностями для человека, например решение дела на основе обычая, передача имущества умершего близким родственникам, воспитание детей матерью, почитание старших, употребление весной постной пищи. В отличие, допустим, от ритуалов, обычай затрагивает суть общественных отношений и поэтому включается в систему практического регулирования поведения людей.
Религиозные нормы — вид социальных норм, причем очень важных. Они выступают как особые правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований всевышнего творца, бога. В этих нормах проповедуется тесный духовный союз человека с богами (богом). Союз состоит в том, что бог открывает человеку свое сердце и свою волю, а человек, пребывая в общении с божеством, делает его волю своей нормой и отдает свои силы на ее реализацию. Верующий человек воспринимает волю божью в качестве нормы своего поведения и видит в божестве установителя заповедей. Религиозные нормы указывали людям путь к спасению, избавлению от страданий, достижению бессмертия. Позднее они начали играть чисто регулятивную функцию: предписывали правила поведения через призму божественного начала, адресовались людям и упорядочивали их поведение. Тем самым в обществе устанавливался нужный порядок взамен возможной анархии и вседозволенности.
Нормы морали рассматривались важнейшими регуляторами жизни людей, ибо в них отражались правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло. В отличие от норм религии нормы морали не навязываются со стороны, а основываются на свободном и самостоятельном убеждении. В установлении этих правил человек является предоставленным себе и своей воле. Такого убеждения никто ни у кого заимствовать не может. Даже внешним авторитетом нормы морали не могут быть установлены, потому что единственным авторитетом является голос совести, живущий в глубине души. «Это, конечно, не значит, что, формулируя в себе нормы морали и поступая морально, человек должен отбросить свои личные интересы и потребности. Нет, конечно. Но наряду с ними он должен поставить перед своей совестью вопрос: что есть самое лучшее в личном поведении и в отношении к другим людям. В первобытном обществе таковой считались, например, норма, согласно которой нельзя было покидать поле боя и оставлять соплеменников, даже если явно было проиграно сражение»1.
1 Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 204.
III. Проблемы теории права
Одной из разновидностей социальных норм являются правила этикета. Считается аксиомой, что люди без них никогда не обходились и обходиться не могут, так как в этом случае речь о правилах поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, причем отношения благоприятного, располагающего к общению, разговору, заключению соглашений и т.д. Так, в догосударственном обществе, существовали особые правила обхождения с вышестоящими лицами, которые в обществе занимали высокие посты. Им клялись, их приветствовали какими-то жестами, для них устраивали праздники, им старались отдать драгоценности, их боготворили.
В догосударственном обществе социальные отношения регулировались с помощью самых различных норм, правил поведения, требований и т.д. Некоторые из этих норм нашли свое проявление и в так называемых мононормах (нормах-запретах, нормах ожиданиях, обрядах и т.д.). Не совсем понятна позиция Т.В. Кашаниной, которая обстоятельно проанализировала социальные нормы (и многие мононормы) и пришла к выводу о том, что «никаких мононорм в первобытном обществе не существовало»1. Это весьма спорная позиция.
Неоднозначна идея В.П. Алексеева и А.И. Першица. По их мнению, правила поведения в догосударственном обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Они имеют характер мононорм, т.е. норм единых, специфических, еще не дифференцированных и не расщепленных на различные нормы социальной регуляции первобытного общества2. К сожалению, эту идею поддержали и некоторые ученые-юристы, вероятно, посчитав, что она — истина последней инстанции3.
В догосударственном обществе, конечно же, существовали разные дифференцированные и расщепленные (по жизни) социальные нормы, кроме, конечно, правовых норм. И с их помощью люди регулировали многие возникающие свои отношения, дела, споры, конфликты и т.д.
С появлением права социальные нормы продолжили жить и действовать (хотя и видоизменились, обретали новые черты, качества и др.). Они продолжали, каждый вид по-своему, регулировать поведение людей. Правда, на определенных стадиях исторического развития эти нормы по-разному были взаимосвязаны и по-разному соотносились с уже появившимися нормами права, что убедительно показала в своем исследовании социальных норм Т.В. Кашанина4. Так, на стадии архаичного права, когда последнее вырабатывалось
1 Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 210.
2 См.: Алексеев В.П., Першиц АИ. История первобытного общества. М., 2001. С. 180.
3 См.: Теория государства и права. Ч. 1: Теория государства. М., 1995. С. 57.
4 См.: Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 211—214.
7. Проблемы соотношения и взаимосвязи права с иными видами социальных норм 149
«снизу», самим народом (т.е. когда возникает народное право), социальные нормы мирно сосуществуют с новыми правовыми предписаниями, и даже первые спокойно преобразуются во вторые. Например, в этот период нормы права иногда принимают характер обычаев, простые обычаи превращаются в правовые нормы, некоторые нормы морали и религии становятся обязательными для всех.
На второй стадии (IX—XV вв.) в обществе происходит разделение труда, появляются частная собственность, неравенство и деление людей на группы людей (корпорации), богатых, бедных, чиновников. Появляется государство, а соответственно, классово-сословное, или корпоративное, право и его нормы пытаются брать свое, жестко регулировать то, что ранее было сферой внимания многих социальных норм (семейные обряды, обычаи в торговле, ремеслах, правила пользования вещами и др.). Появляются противоречия между нормами права и морали, нормами права и народными обычаями, традициями и нормами религии. Нормы права стремятся возглавить всю систему социальных норм.
На третьей стадии (XV—XVIII вв.) — стадии развитого, общегосударственного права тенденции, касающиеся соотношения и взаимосвязи права и иных видов социальных норм, усиливается. Происходит активное развитие правотворческой деятельности государств. Право как регулятор общественных отношений становится во главе всего механизма социальной регуляции общественной жизни.
И сегодня право не уступило своего первенства другим видам социальных норм, а скорее, наоборот. Хотя налицо признание, тесная взаимосвязь и бесконфликтное действие (наряду с нормами права) и иных видов социальных норм. Так, несмотря на известную древность, в современном демократическом обществе мирно живут, взаимодействуют и применяются многие старые (но не на новый лад!) социальные нормы: ритуалы (церемонии регистрации брака, венчания, вступления в должность президента, вручения наград и др.), обряды (захоронения лидеров государства, героев страны, похищения невесты на Кавказе, приношения на могилу умершего съестного и др.), мифы (сказки о добром герое Илье Муромце, Красной Шапочке и др.), обычаи (делового оборота, передачи после умершего имущества ребенку, почитание стариков и др.), морали (нормы нравственности служащего, представление о добре, зле и др.), религиозные (правила поведения человека в храме, во время пасхального богослужения, крестного хода, причащения и т.д.), этикета (во время дипломатических приемов, заседаний депутатских комиссий, комитетов, ученых советов и т.д.) и др.
Чем же сегодняшнее цивилитарное право, будучи взаимосвязанным и взаимодействуя с этими социальными нормами, отлича-
II. Проблемы теории права
ется от всех от них? Нынешнее право возникает одновременно с государством, тесно связано с ним и реализуется его органами. Иные виды социальных норм появляются по инициативе людей в результате их признания и длительного применения как регуляторов общественных отношений. Право имеет всеобщий характер, распространяется на всех граждан, а другие социальные нормы действуют в определенной сфере, их реализация ограничена. В хо