Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Перестройка основ научного мышления в эпоху Возрождения




Возрождение (Ренессанс) (франц. renaissance), период в культурном и идейном развитии Западной Европы (в Италии XIV-XVI вв., в других странах кон. XV-XVI), переходный от традиционной культуры средневековья к новому историческому типу культуры – персоналистскому. Отличительные черты культуры Возрождения антифеодальной в своей основе: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его (отсюда название). Ренессанс подорвал средневековую авторитарность мышления (не отбросив, а доводя до предела и обратив в противоположность). Возрождение следовало всем авторитетам как равноправным: античность, церковные, восточные авторы – все авторитеты – и потому любой авторитет (даже Священного Писания) стал частичным, относительным, а не полным выражением истины. Но научное познание ещё не могло порвать религиозными догматами, с религиозным контекстом.

Эпоха Возрождения характеризуется прежде всего новой теорией человека – активного носителя образованности и знаний, универсальной индивидуальности, ищущей опоры не в божественном мире, а в себе самом. Появляются формулы, отражающие перелом в мировоззрении. Так, Николай Кузанский (1401-1464) прямо заявляет: «Человек есть второй Бог». Духом обновления, открытия, творчества пронизана эпоха Ренессанса.

Решающую роль в становлении гуманистических идей и основ научного мировоззрения сыграли такие революционные факторы: разложение феодальной системы хозяйствования, развитие элементов капиталистических отношений (расцвет городов, торговли, создание мануфактуры, банковского дела и т.д.); великие географические открытия (открытие Колумбом Америки, 1492 г.); изобретение книгопечатания (Гутенбергова революция, 1450 г.), религиозные войны (рождение протестантизма, XVI - XVII вв.); процессы секуляризации, т.е. постепенное освобождение от церковного влияния не только экономики, политики, но и науки, философии, искусства.

Происходит формирование учебных заведений нового типа: навигационные школы, внеуниверситетские и внемонастырские интеллектуальные центры (вольные академии, любительские кружки, частные обсерватории). Все это сформировало слой светской интеллигенции как носителей нового типа культуры. В целом можно сказать, что гуманизм стал новым стилем мышления и культурной деятельности.

Социально-политические учения гуманистов. Н. Макиавелли (1469-1527) – создатель новой этико-философской и политической доктрины «Государь»; «принцип макиавеллизма». Концепции утопического социализма Томаса Мора (1478-1535) – «Утопия» (1516), и Т. Кампанеллы(1568-1639) – «Город солнца» (1601) – проект коммунистической производственной организации. Филологическая эволюция гуманизма – принципиально новое отношение к тексту: очищение его от ошибок, чувство исторической дистанции, выработка научных методов интерпретации. Основание платоновской Академии во Флоренции (1459 г.) – кружок ученых, объединенных общими филологическими, философско-теологическимии литературно-художественными интересами. Основатель Академии – неоплатоник Марсилио Фичино (1433-1499) – создал культ античного наследия. Пико делла Мирандола (1467-1494) и его труд «О достоинстве человека» как манифест Высокого Возрождения. Гуманисты ввели в научный оборот такие имена как Лукреций, Витрувий, Архимед и др. Полностью был переведен Платон. В работе над текстами были заложены многие черты современного гуманитарного знания: текстологии, семантического и исторического анализа, герменевтики, логики. Пафос творческого самосозидания как центральный мотив платонизма, а также герметизма. Перевод с греческого на латынь в1453-1464гг.14-тирукописных трактатов из герметичного корпуса, авторство которого приписывалось Гермесу (Меркурию) Трисмегисту, осуществленный М. Фичино. Выведение на поверхность культуры «герметических наук» (алхимии, астрологии, магии). Алхимики – философы, «естественные маги» исходили из идеи, которая впоследствии станет центральной у протестантских реформаторов, что человеческая природа изначально повреждена и требует очистки и радикальной переделки. Алхимия как «путь к спасению». Мировоззренческий резонанс учения Парацельса (1493-1541) о возможности магического воздействия человека на природу.

Развитие натурфилософии с её апологией точного знания и наблюдения

Становление пантеистической картины мира, в которой стремились ликвидировать запредельность (трансцендентность) Бога и сблизить его с миром, т.е. реабилитировать природу (нанося удар по официальной концепции тварности, греховности, несовершенства природы). Влияние Н. Кузанского в подготовке теоретической базы для развития науки Возрождения и Нового времени. Его главный труд: «Ученое незнание», в котором стремление к реабилитации природы и оправданию мира и человека – неразрывно связаны.

Технические и естественные открытия как знамения времени Леонардо да Винчи (1452-1519) его проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики; признание решающего значения опыта в познании природы; изобретения (строгальный станок, экскаватор, велосипед, аэроплан и др.). Один из основоположников анатомии как науки Андреас Везалий (1514-1564) – создатель научной анатомии, анатомических атласов. «О строении человеческого тела» (1543) в семи книгах. М. Сервет (1509-1553) – в книге «Восстановление христианства» описал малый круг кровообращения (по настоянию Кальвина был сожжен на костре инквизиции вместе со своей книгой).

3.5.1. Реформация и её влияние на науку

Генезис науки в эпоху Возрождения нельзя рассматривать вне религиозно-мировоззренческих изменений, вызванных реформацией, а прежде всего изменением картины мира. Великие религиозные реформаторы – М. Лютер (1483-1546), У. Цвингли(1484-1531) и Ж. Кальвин (1509-1564) разрушили средневековую картину мира, главным принципом которой был принцип иерархии. Иерархия предполагала наличие строго качественных различий между земными и небесными телами и явлениями (круговое движение как наиболее совершенное приписывалось небесному, а прямолинейное и «смешанное» – земному). Протестантская теология отказалась признать не только иерархию ангельских существ, но и само существование этих духовных существ, что разрушило небесную иерархию, без которой не могла быть оправдана церковная иерархия. Разрушился целостный христианский миропорядок, что привело к следующим интеллектуальным последствиям:

−появилась возможность построить новое понимание мира без ангелов и духов и представить его как божественный механизм;

−реформация привела к деантропоморфизации представлений о природе, которая наделялась схоластами внутренней жизнью, стремлением к Богу;

−реформация сокрушила аристотелевско-схоластическую картину мира и способствовала внедрению представлений об однородности и унифицированности природы; окружающий мир стал миром количества, миром математически измеряемым и механически регулируемым;

−признание равноценности всех видов деятельности человека, объявив

поиски истины формой благочестия, реформаторы утверждали примат практических добродетелей над созерцательными. Складывается новый субъект деятельности и познания, самостоятельный и творческий, эрудированный и критически мыслящий.

3.5.2. Научная революция XVI – XVII веков: формирование основ экспериментально-математического естествознания

XVI век – «битва вокруг метода». Это – время алхимии, время Фауста, эпоха религиозной борьбы, «расцвета» инквизиции. В этом интеллектуальная «смутность» ренессанса. Но всё, чем отличается новый мир от более ранних веков обусловлено прежде всего наукой, которая достигает своих поразительных успехов в XVII веке. В XVI веке – начало первой глобальной научной революции, нового видения мира, начало формирования современного естествознания, преобразования логического строя науки и способа мышления. Важным «полем битвы» между старым и новым миром стала астрономия. Великую научную революцию открыл Николай Коперник (1473-1543) своей работой «Об обращении небесных сфер» (1543 г.) и завершил Исаак Ньютон (1642-1727) своей работой «Математические начала натуральной философии» (1687 г.). В XVI – XVII вв. новые тенденции в науке получили свое отражение, кроме Коперника, в творчестве Джордано Бруно (1548-1600), Тихо Браге (15461601), Иоганна Кеплера(1571-1630), Галилео Галилея (1564-1642).

Н. Коперник совершил свой «коперниканский переворот»: разрушил аристотелевско-птолемеевскую (схоластическую) картину мироздания (геоцентризм) и создал гелиоцентрическую концепцию. Средневековое мировоззрение было основано на представлении о Земле как Богом избранной планете и о привилегированном положении человека во Вселенной. Коперник бросил вызов церковному авторитету в вопросах о природе, поместив в центр мира вместо Земли Солнце. Отсюда начинает свое летоисчисление постепенное освобождение естествознания от религии (теологии). Земля перестала быть неподвижной, она стала вращаться вокруг собственной оси и вращаться по круговой орбите вокруг Солнца. Устранив Землю из центра Вселенной, Коперник изменил также место человека в космосе. «Коперниканская революция» была прежде всего революцией идей, трансформацией устаревших представлений о человеке, его отношений со Вселенной и места в ней. Переворот в науке, осуществленный Коперником, означал не просто создание новой теории, но и изменение всей системы убеждений, ценностей, взглядов на мир.

Идеи Н. Коперника и Н. Кузанского синтезировал в своем творчестве итальянский мыслитель-пантеист Дж. Бруно. Концепция мироздания Дж. Бруно включает принцип гелиоцентризма и учение о бесконечности Вселенной. Единство и бесконечность мира (совпадение противоположностей), его несотворимость и неуничтожимость – таковы основные положения его космологии. Земля, Солнце и другие планеты – лишь незначительные элементы в беспредельном мироздании. Бруно высказал мысль, которая не подтверждена и не опровергнута и по сей день, о существовании разумной жизни и на других планетах.

Одним из основателей современной науки, в основе которой –экспериментально-математический метод исследования природы, стал великий итальянский ученый Галилео Галилей. Хотя попытки экспериментального изучения природы предпринимались в XIII-XIV вв. в оксфордской школе, но его представителям не удалось сделать эксперимент полноценным естественнонаучным методом исследования. Г. Галилей – основоположник экспериментального метода, так как именно ему впервые удалось применить эксперимент при создании основ новой науки – механики. Заслуга Галилея состоит в том что он не только применил эксперимент для опытного познания природы, но и соединил его с математическим описанием. «Колумб неба» – астрономия Галилея – новая страница в истории науки и экспериментального обоснования гелиоцентрической теории. Открытие законов движения и свободного падения тел. Структура экспериментально-математического метода:

−разложение предмета наблюдения на простые элементы (анализ явлений);

−построение гипотез;

−проверка на основе эксперимента (в том числе мыслительного) гипотез и теорий;

−дедуктивный вывод следствий;

−математическая формулировка законов природы.

«Книга природы написана на языке математики». Новая традиция в естествознании – применение эксперимента для проверки гипотез и теорий, абстракций и идеализаций для построения мысленных экспериментов (например, закон инерции). Мысленный эксперимент как возможность создания математических моделей и эвристический метод поиска новых истин в науке.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1957 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2497 - | 2245 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.