Полисемантизм понятий «цивилизация» и «культура» и их взаимосвязь. Теоретико-методологические подходы к рассмотрению общества в его историческом развитии: историографический, культурологический, формационный, цивилизационный. Развитие общества как цивилизационный процесс. Можно выделить три подхода:
1) Цивилизационно-унитарный подход (от лат. unitas – единство) –цивилизация предстает как идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое (например, концепция «осевого времени» К. Ясперса).
2) Локально-исторический подход – цивилизации представляют как качественно различные уникальные этнические или культурно-исторические общественные образования (например, концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского; теории локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби; концепция этногенеза Л.Н. Гумилёва).
3) Цивилизационно-стадиальный подход – цивилизация предстаёт одной из стадий прогрессивного развития человечества как единого целого, связанного прежде всего с развитием науки и техники и совершенствования технологий. Три исторических типа цивилизаций, принятых в рамках данного подхода: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный как периоды развития человечества (Р. Арон, У. Ростоу, Д. Гэлбрэйт, Д. Белл, О. Тоффлер). Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития (концепция В.С. Степина).
Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество характеризуется:
−ведущей ролью аграрного сектора экономики, приоритетом натурального хозяйства;
−прямым насилием как опорой власти сословной иерархии;
−главенствующей ролью нравственных норм в качестве основного регулятора межличностных отношений;
−верховенством семьи в социализации человека.
В этом обществе технический прогресс носит эпизодический характер и существенно не влияет на темпы социодинамики.
Система ценностей традиционной цивилизации: ориентация на традиции; канонизированный стиль мышления; ограничение свободы и проявлений творческой деятельности человека; традиционный тип рациональности.
Техногенное (промышленное, индустриальное) общество – радикальная экономическая трансформация европейского общества, начавшаяся в XV – XVI веках и промышленная революция XVIII – XIX вв. как ведущие факторы, способствовавшие формированию индустриального типа цивилизации:
−ведущая роль промышленного сектора экономики, технологии;
−рационально организованная деятельность человека по активному воздействию на природную и социальную реальность;
−превращение капитала в рычаг власти;
−формирование наций и национальных государств, создание национальной системы экономики со свободной торговлей и общим рынком;
−возникновение демократических институтов и превращение права в основной регулятор отношений в обществе;
−урбанизация и снижение роли семьи в процессе социализации подрастающих поколений;
−научно-технический прогресс (НТП) становится системообразующим фактором развития общества.
Таким образом, основным критерием социально-экономического развития технического общества выступает динамика техники и технологии.
Система ценностей техногенной цивилизации: возрастание темпов социального развития; ориентация на новизну, инновацию, оригинальность; идеал творческой автономной личности, деятельность которой направлена на преобразование мира; возрастание роли науки и техники в развитии общества, формирование научного типа рациональности. Культурная парадигма третьей стадии развития техногенного типа цивилизации: «постиндустриальная» (Д. Белл), «третья волна» (О. Тоффлер); информационное (сетевое) общество (М. Кастельс) и др.
Основные признаки постиндустриальной цивилизации согласно Д. Беллу:
−доминирующая роль теоретического знания, как источника инноваций иполитических решений;
−создание экономики услуг (в торговой, транспортной инфраструктуре, образовании и т.д.);
−создание новой «интеллектуальной» техники и технологии;
−преобладание в социальной структуре технических специалистов и т.д. Переход от постиндустриальной к информационной глобальной цивилизации как ведущая тенденция в развитии современного мира.