Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Наука и духовная культура. Основные функции науки в жизни общества




Формы проявления духовной культуры: религия, искусство, нравственность, философия, наука, их взаимосвязь и роль в культуре. Искусство учит культуре созерцания и созидания красоты (всей сферы эстетического), культуре эмоционально-интеллектуального постижения индивидуального. Религия – культуре веры. Нравственность – культуре выбора и различимости добра и зла. Философия – культуре рефлексирующей, трансцендирующей и экзистирующей мысли, культуре постижения всеобщего. Наука – культуре поисков истины, культуре рациональности. Наука среда других форм знания, четырех форм проявления духа.

Основные функции науки в жизни общества:

1)познавательная (троякий корень познавательной деятельности: описание, объяснение и прогнозирование изучаемых процессов и явлений);

2)культурно-мировоззренческая (формирование научной картины мира, стремление осмыслить общие принципы мироустройства);

3)инструментальная функция включает в себя два уровня:

−наука как непосредственная производительная сила общества (соединение науки с технологией и современным производством);

−наука как социальная сила (широкое применение науки в социальной сфере при решении глобальных проблем современного общества).

Наука и религия. Проблема взаимоотношений науки и религии. Полисемантизм понятия «религия». Неустранимый конфликт научного и религиозного сознания, веры и разума. Религиозные представления в основании науки (например, воздействие идей Реформации на формирование математического естествознания). Попытки совместить науку и религию, веру и разум (например, «философская вера» К. Ясперса, «Антропный космологический принцип» (1986) Дж. Берроу, «Дао физики» (1975) Ф. Капра). Проблемное поле: исследования, лежащие на границе философии религии и философии науки.

Наука и искусство. Черты различия между научной и художественной деятельностью: рациональное и чувственное, абстрактное и конкретное,познавательно-теоретическоеиценностно-эмоциональное.Черты сходства между искусством и наукой: расширяют горизонты познания, дают разносторонние знания о мире, модели действительности и т.д. Полифункциональный характер науки и искусства: познавательная, смысло-образующая, воспитательная, инновационная, коммуникативная. Искусство как зеркало, символ эпохи, зримая сущность мира и человеческого духа, форма коммуникации людей через века и пространства. Наука как безграничное стремление к познанию закономерностей бытия. Влияние науки на искусство в современной культуре. Появление новых видов художественного творчества как феноменов технического прогресса (кино, ТВ, фотоискусство, компьютерная графика, интерактивное искусство и т.д.) Влияние искусства на науку. Эстетические критерии научного творчества: простота концепции, её логическая стройность, гармония математических формул, красота и совершенство мироздания, выраженные в точных законах, остроумие и элегантность доказательства, лаконичность изложения. Искусство как фактор, стимулирующий творческую деятельность учёного, раскрепощающий фантазию, интуицию и воображение.

Проблемное поле: идея единого художественно-научного познания (например, Леонардо да Винчи, И.В. Гёте. Вл.С. Соловьёв и их концепции о цельном постижении мира).

Наука и нравственность. Два полюса этического сознания человека: полюс морали и полюс нравственности. Мораль как система правил, принципов, норм поведения, которые предписываются человеку извне от имени группы, класса, общества в целом. Нравственность – это правила, предписания, идущие изнутри человеческого сознания, духовного опыта человека. Это императивы добра, где императив – это нравственный закон, выбранный самим человеком. Нравственность как реализация духовной свободы человека, как свобода сознательного выбора Добра, основанного на утверждении самоценности человека. Типы этических систем: натуралистическая, рационалистическая, этика долга, метафизическая и др. Проблема взаимоотношения научного образования и нравственного воспитания, знаний и нравственности (например, Сократ и Конфуций). Наука и нравственность и их роль в современной культуре. Свобода и социальная ответственность ученого. Проблемное поле: нравственна или безнравственна наука?

Формы вненаучного знания

Многообразие форм знания: научное, художественное, религиозное, философское, нравственное, обыденное, а также вненаучное.

Паранаучные – (от гр. para – возле, около) знания, включающие размышления о феноменах, объяснение которых несовместимо с научным познавательным стандартом, поскольку не отвечает критериям научности(например, явления НЛО).

К пара научным знаниям относятся:

−оккультизм – имеет дело с таинственными знаниями о сверхъестественных силах и делает это знание доступным для всех;

−эзотеризм– знание тайное, предназначенное только для посвященных;

−теософия – религиозно-мистическое учение о единстве человеческой души с божеством;

−герметизм – имеет дело с построением знаний, известных только посвященным;

−мистика – через процедуры очищения, вдохновения, отрешения от мира выводит человека к космическому сознанию.

Лженаучные знания – сознательно эксплуатируют домыслы и предрассудки. Симптомы лженауки – малограмотный пафос, принципиальная нетерпимость к опровергающим доводам, а также тяготение к сенсации. Например, в истории советской науки известны лысенковщина. Отрицание кибернетики, генетики и т.д.

Антинаучные знания – утопические и сознательно искажающие представления о действительности. Например, поиски «панацеи» от всех болезней.

Псевдонаука – знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий (признаки тайн, загадок, исследований через толкования). Например, история о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Обыденно-практическое знание – в ней присутствуют элементарные сведения о природе и окружающей действительности. В отличие от науки носит разрозненный, несистематический, бездоказательный характер. Обыденное знание включает в себя здравый смысл и приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции.

Девиантное (от лат. deviatio – отклонение от пути) – знание, отклоняющееся от принятых стандартов познавательной деятельности. Причем сравнение происходит не с ориентацией на эталон, а с нормами, разделяемыми большинством членов научного сообщества. Например, работы Фоменко, Мулдашева в области истории. Проблемное поле исследований: в связи с ограниченностью рационализма, поскольку истина подчас обнаруживается на границе научных и вненаучных знаний, нельзя запретить развитие вненаучных форм знания, но и не следует культивировать исключительно псевдонауку.

 

ТЕМА 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЁ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

3.1. Генезис науки и проблема её исторической периодизации

По вопросу генезиса науки как уникального компонента культуры и особого типа духовно-познавательной деятельности нет единой и общепринятой точки зрения. Можно выделить четыре наиболее распространенные точки зрения по вопросу о том, когда и в каких социокультурных условиях впервые возникает наука:

1)Наука возникает в структуре цивилизаций Египта, Китая, Индии, Месопотамии и других регионов Древнего мира. Дальнейшее развитие науки предстает как эволюционный процесс от древней стадии к современной. Эта точка зрения была сформулирована в рамках позитивной философии (О. Конт, Г. Спенсер и др.). Основу этой позиции составляет отождествление науки с обыденным знанием и формами опыта, обслуживающими потребности первичных форм практики традиционных обществ.

2)Согласно второй точке зрения, разделяемой многими зарубежными и отечественными учеными (Дж. Бернал, Б. Рассел, П. Гайденко и др.), первые научные программы возникали в контексте античной культуры и являются результатом той величайшей духовной революции, которая завершилась становлением принципов теоретического мышления в древнегреческой цивилизации.

3)Согласно третьей точке зрения основные предпосылки формирования науки складываются в XIII-XIV веках, т.е. в эпоху позднего Средневековья в Западной Европе. В средневековых университетах формируется культура абстрактно-теоретического мышления, закладываются основы экспериментальной деятельности, направленной на изменение свойств и качеств познаваемых явлений.

4)Наиболее популярная и широко распространенная точка зрения по вопросу генезиса науки – это концепция её возникновения в эпоху Нового времени в результате великой интеллектуальной революции XVI-XVII веков, которая завершилась созданием классической механики и становлением первых форм институализации науки. В этот период формируется особый способ научного мышления, соединяющий в себе принципы математического описания явлений действительности и требования их экспериментальной проверки.

Периодизация развития науки, принятая как основополагающая в современной отечественной историографии (и, соответственно, в данных лекциях), опирается на концепцию академика В.С. Степина, согласно которой формирование науки рассматривается как длительный процесс, начавшийся в глубокой древности и завершившийся в XVI-XVII веках. В.С. Степин выделяет две стадии в развитии научного знания (более детально – пять периодов).

Две стадии:

I. Преднаука (или донаучный) – 1 тыс. до н.э. – XVI-XVII вв. – Период зарождения науки.

II. Научный – XVI-XVII вв. – нач. XXI в. – Формирование науки в собственном смысле слова.

Во второй стадии выделяют 4 основных периода:

1.Период великой научной революции – XVI – XVII вв.

2.Классическая наука – XVIII – XIX вв.

3.Неклассическая наука – кон. XIX – пер. пол. XX в.

4.Постнеклассическая наука – вторая пол. XX в. – нач. XXI в.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1371 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2551 - | 2214 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.