В воззрениях крупнейшего европейского мыслителя эпохи схоластики Фомы Аквинского (1225–1274) государство и право тесно связаны с моральной теологией и онтологией.
Бог понимается не как начало организующее, но как начало творящее, мир предстает у него не как развитие естественного закона, а как дар божественной любви и, следовательно, человек – не просто часть целого, но в своей субъективности и особенности он зависит от божественного разума.
Вслед за Аристотелем Аквинат повторяет, что человек естественным образом склонен жить в обществе: «Всякий человек как своей цели подчинен сообществу, частью которого он является» (Сумма теологии, II, II, a е, 94). Завершение и полнота человеческой природы находят свое воплощение в обществе, что связано с христианской идеей единства как блага для всех вещей. К обретению этого единства и стремится человек, участвуя во всех формах социальной жизни – от семьи до государства.
С другой стороны, человек – не единственный, кто живет в обществе: инстинктивную склонность к общественной жизни испытывают и многие животные. Но в отличие от них человек – «животное» не только социальное, но и политическое. Ведь для своего развития и совершенствования жизнь его нуждается в безопасности от внешних и внутренних врагов, в законном порядке, призванном обеспечивать каждому то, что ему положено.
Фома Аквинский воспроизводит определение общества как сообщества граждан, объединенных под сенью справедливого закона и направляемых общностью интересов. Государство у Фомы выступает как инстанция, призванная заботиться об общем благе.
Свою теорию происхождения государства Фома сформулировал в знаменитом выводе, состоящем из двух силлогизмов.
Первый: общество – естественное требование природы человека как существа морального, разумного, социального, религиозного.
Для того чтобы жить в обществе, нужна высшая власть, управляющая каждым из членов общества и имеющая своей целью общее благо.
Следовательно, власть является естественным требованием, поскольку цель не может существовать без средства.
Второй: все естественные требования проистекают от Бога, создателя. Деятельность же естественное требование.
Следовательно, деятельность происходит от Бога.
Специфика взглядов:
Во–первых, Фома Аквинский стремится свести государство к его онтологическому измерению, первое государство – это универсум, управляемый Богом. Как и каждое сущее, государство воспроизводит принцип единства, каковым оно является прежде всего как форма, как право, т.е. принцип, проистекающий из божественного разума, и в то же время как порядок, т.е. множественность, заключенная в определенные рамки, обеспечивающие ее организацию и превращающие в связное целое (см.: Сумма теологии, I а, 931 а). Государство полезно для реализации человеческой природы. Мерой государства выступает божественный закон. Божественный порядок объективно ограничивает любое могущество государства; кроме того, существуют ограничения в виде права и морали. Концепция государства не носит абсолютистского характера. Человек как личность берет на себя ответственность за свою судьбу и веру, т.е. за самого себя перед Богом, поэтому в глубине души он не подвластен воздействию государства: «Все, что есть человек, – пишет Фома Аквинский, – все, что он может, и все, чем он обладает, определено Богом».
Во–вторых, государство существует объективно, оно обладает собственной деятельностью, ставит перед человеком проблему соотношения между сущностью и существованием в политическом сообществе. Государство необходимо для завершенности человеческого сообщества и самого человека, и в этом смысле оно предстает как оплодотворенное разумом. Цель государства способствовать тому, что каждый индивид в одиночку создать не способен, обеспечивая ему земное счастье и возможность развивать свои добродетели.
В трактате «О правлении владык» Фома Аквинский говорит о том, что государь должен сосредоточить свои усилия на трех главных направлениях:
- установить «честность жизни» в подчиненном ему государстве;
- сохранять этот единожды установленный порядок;
- упорно трудиться над тем, чтобы не только сохранять, но и совершенствовать его.
Для того чтобы человек жил в соответствии с «естественной честностью», необходимо соблюдение двух условий: во–первых, и это главное, действовать в соответствии с добродетелью, и, во–вторых, обеспечить наличие материальных и духовных благ, употребление которых достаточно для осуществления добродетели.
В–третьих, Фома Аквинский проповедует принцип политической осторожности в вопросах государства и права. Именно этот принцип лежит в основании законной справедливости, позволяющей урегулировать отношения человека с себе подобными. Осторожность и есть высшая государственная мудрость.
Политическая власть, являющаяся необходимой и божественной, существует в случайных, временных и земных формах.
Предпочтения Аквинского на стороне монархии.
С теологической точки зрения, отправление королевской власти сравнимо с действием Бога, и монархическое правление – это правление, по образцу которого Иисус предлагал строить свою церковь.
С философской точки зрения, искусство политики есть подражание природе, а природа стремится к единству. Политическое сообщество должно строиться по образцу природы. Превосходство власти одного правителя, равно как и организация такой власти, обеспечены тем, что единое само по себе превосходит то, что составлено из различных элементов.
Фома Аквинский развивает и теорию права, в которой прослеживается отчетливая связь двух категорий – разума и закона. Ведь закон – это известное правило и мера действий. Но правило и мера суть дело разума. Еще Аристотель утверждал, что закон определяется разумом, он предполагал, что разум направляет действия к их цели. И в этом Аквинат следует за Аристотелем. Фома Аквинский выстраивает целую иерархию законов.
Это, во–первых, lex eterna, вечный закон, представляющий собой «управление миром божественным разумом» (Сумма теологии, II, II, 58, а 4). Вечный закон имманентен божественному разуму и наиболее совершенным образом выражает божественную волю.
Затем следует lex naturalis, естественный закон, незавершенный образ вечного закона, точка соприкосновения между божественным разумом и рациональной свободой. В рамках естественного закона Фома выделяет первичный естественный закон, призывающий человека творить добро и избегать зла, а также вторичный естественный закон, составленный из правил, различных для разных стран. «Общие принципы естественного закона не могут быть применены единообразно ко всем в силу разнообразия дел человеческих. Отсюда проистекает разнообразие законов у различных народов» (Сумма теологии, I, II, 995, а 2, a d 3).
И, наконец, lex humana, человеческий закон, который есть продукт человеческого разума, разрабатывающего практические правила социальной и индивидуальной жизни, иными словами, позитивный закон.