Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕолитические взгл€ды американских просветителей XVIII в. “. ƒжефферсон, “. ѕейн, ј. √амильтон




ѕолитические взгл€ды американских просветителей представл€ют собой €ркую страницу в истории передовой общественной мысли. ќни формировались под непосредственным воздействием борьбы колониальной јмерики против английского владычества, которую не без оснований называют революционно-освободительной войной (1775Ч1783 гг.). Ќекоторые из просветителей были ее участниками, более того, возглавл€ли и направл€ли ее, сто€ли у истоков образовани€ такого государства, как —оединенные Ўтаты јмерики. “ак, ј. √амильтон был секретарем у ƒж. ¬ашингтона во врем€ войны за независимость и министром финансов в его правительстве, когда ƒж. ¬ашингтон стал первым президентом —Ўј. ƒж. јдаме, “. ƒжефферсон и ƒж. ћедисон были соответственно вторым, третьим и четвертым президентами этой страны. Ѕ. ‘ранклин ~~ один из авторов ƒекларации независимости и  онституции —Ўј, будучи крупным ученым-естествоиспытателем, в течение р€да лет находилс€ на государственной и дипломатической службе.

ѕолитические взгл€ды этих просветителей органически сливались с практикой их собственной политической де€тельности, обогащались этой практикой и реализовались на ее основе. ќни были воплощены в основополагающих документах становлени€ и развити€ государства —Ўј. “еоретическими предпосылками их политических взгл€дов были главным образом учени€ английского буржуазного либерализма и французского просвещени€, концепции классического республиканизма и некоторые положени€ христианской этики.

ќстановимс€ на характеристике взгл€дов тех американских просветителей, которые внесли наибольший вклад в осмысление проблем политической жизни общества, государства, гражданских прав и свобод личности, социального равенства, политического равноправи€ и т.д.

—реди них видное место принадлежит политическим воззрени€м “омаса ƒжефферсона (1743Ч1826). ќни были выражены в содержании так называемой Ђƒекларации независимостиї 1776 г., главным автором которой был ƒжефферсон. ¬ ƒекларации провозглашено начало существовани€ —Ўј как самосто€тельного и независимого государства и изложены принципы, на которых оно строилось. ¬ частности, дано обоснование принципов взаимоотношений между людьми в новом государстве, гражданских прав и свобод личности, проблем социального равенства. ¬ декларации сказано:

ћы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем очевидными (прирожденными и неотчуждаемыми) правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью.

¬ отношении ƒжефферсона к проблемам равенства людей и их неотчуждаемых прав на жизнь и свободу видно вли€ние идей либерализма английского мыслител€ ƒж. Ћокка, в том числе толковани€ им теории естественного права. ќднако есть расхождени€ в понимании права собственности, которое Ћокк относил к естественным и неотчуждаемым правам человека. ѕо мнению ƒжефферсона, право собственности относитс€ скорее не к естественным, а к устанавливаемым в обществе самими людьми. ¬ этом его взгл€ды близки к изложенным выше взгл€дам ∆. ∆. –уссо.

¬ то же врем€ в ƒекларации говоритс€ о стремлении человека к счастью как о важнейшей морально-психологической установке его существовани€ в обществе. ¬ этом видно вли€ние на политические воззрени€ ƒжефферсона соответствующих положений христианской этики. ѕоследн€€ оказала существенное вли€ние на всю систему политических воззрений ƒжефферсона. Ёто видно и из приведенных выше положений ƒекларации, касающихс€ равенства людей и их неотчуждаемых прав.

ƒжефферсон придавал большое значение также Ђтеории морального чувстваї, согласно которой такое Ђчувствої, как Ђнравственный инстинктї, присуще всем нормальным люд€м. ќно помогает человеку сделать правильный выбор на основе внутреннего, нередко интуитивного, ощущени€ добра и зла, пон€ть другого человека, сочувствовать его страдани€м и радоватьс€ его счастью. Ёто способствует установлению гуманных и справедливых отношений между людьми. ѕо мнению ƒжефферсона, гуманистические установки в де€тельности и поведении людей должны стать важным фактором политических отношений между ними.

ƒжефферсон посто€нно подчеркивал, что человек Ч не только природное, но и общественное существо. ѕоэтому многие его потребности могут быть удовлетворены только в его общении с другими людьми. Ёто особенно касаетс€ политического общени€ людей по поводу осуществлени€ их политических прав и свобод. «начит нужно, чтобы политическое общение отвечало интересам всех людей, а это возможно лишь на основе справедливости. ƒжефферсон утверждал, что никакое общение нельз€ поддерживать без Ђчувства справедливостиї и что необходимо посто€нно улучшать услови€ жизни каждого человека как существа общественного, а значит и услови€ совместной жизни людей. Ёти его взгл€ды не укладывались в концепцию локковского либерализма, согласно которой человек €вл€етс€ независимым и во многом самосто€тельным по отношению к обществу существом, всегда стрем€щимс€ к личной свободе.

Ћучшей формой государственного устройства ƒжефферсон считал демократическую республику как выражение подлинного народовласти€, с присущими ей политическими институтами, посредством которых защищаютс€ и реализуютс€ политические права и свободы граждан. ≈го представлени€ о такого рода республике формировались на основе учени€ о так называемом Ђклассическом республиканизмеї, которого придерживались некоторые американские просветители.

Ёто учение обосновывало сущность подлинного республиканского государства, его классические непреход€щие свойства, доказывало его соответствие природе человека. ѕоскольку человек есть Ђсущество политическоеї, то, по мнению авторов этого учени€, каждый экономически независимый гражданин должен принимать участие в управлении обществом. Ётим он поддерживает существование республики, основна€ задача которой творить добро, создавать необходимые услови€ дл€ счасть€ людей. ѕодобна€ трактовка также расходитс€ с либерализмом Ћокка, ибо вопреки его учению предполагает, что ради поддержани€ Ђдобродетельной республикиї граждане должны быть готовы жертвовать в той или иной степени своими личными интересами.

¬ конечном счете ƒжефферсон Ђсочетает либерализм и республиканизмї, права и свободы личности и демократическую республику, котора€ видит свою основную задачу в обеспечении этих прав и свобод и в свою очередь нуждаетс€ в поддержке граждан.

“ворчески применительно к американской действительности своего времени ƒжефферсон толкует теории естественного права и общественного договора. ќн отвергает трактовку общественного договора как договора между правител€ми и народом. ѕо его мнению, речь может идти только об общественном договоре всех граждан между собой, в котором выражено волеизъ€вление всего народа. »менно эти идеи положены в основу написанной им Ђƒекларации независимостиї 1776 г. ¬ таком подходе видно вли€ние идей ∆.∆. –уссо о государстве, устанавливаемом на основе взаимного договора всех граждан, и о народном суверенитете.

ѕрактическа€ направленность политических идей ƒжеф-ферсона, как и некоторых других американских просветителей и государственных де€телей, про€вилась, в частности, в том, что в их концепци€х пон€тие Ђобщественный договорї со временем уступило место пон€тию Ђконституци€ї, котора€ рассматриваетс€ ими как конкретно-политическое и правовое выражение общественного договора. ƒжефферсон считал, что конституци€ может приниматьс€ только на основе пр€мого волеизъ€влени€ избирателей. ќн был сторонником всеобщего избирательного права дл€ мужчин.

ƒжефферсон стремилс€ построить в јмерике новую республику Ч классическую демократию, в которой полностью соблюдались бы права человека, в том числе право на жизнь, свободу, собственность, на участие в политической жизни общества и осуществление власти в местных и федеральных органах республики. ќн выступал за религиозную свободу и отделение церкви от государства, за полное политическое равенство и разделение властей.

¬се это рассматривалось ƒжефферсоном как основополагающие принципы функционировани€ демократической республики —Ўј. ќсобое значение придавал он окружной демократии, подчеркивал ее преимущества, обосновывал принципы взаимодействи€ местных и центральных органов федерации. ќн указывал на необходимость посто€нного совершенствовани€ работы этих органов и самой  онституции в соответствии с требовани€ми времени.

Ќаконец, нельз€ не сказать о том, что ƒжефферсоном было обосновано право народа на реформирование государственной власти и даже на ее Ђреволюционное ниспровержениеї, если эта власть действует вопреки интересам народа, узурпирует права и свободы человека. Ёто нашло отражение и в Ђƒекларации независимостиї, в которой сказано, что если данное правительство становитс€ гибельным дл€ существовани€ демократических прав и свобод граждан, то народ имеет право изменить или уничтожить это правительство и учредить новое. Ёто право особенно усиливаетс€, если народ рискует попасть во власть неограниченного деспотизма.

Ѕольшое вли€ние на умы людей оказали взгл€ды видного представител€ демократического направлени€ американского просвещени€ “омаса ѕета (1737Ч1809). ¬ памфлете Ђ«дравый смыслї он еще до ¬ашингтона и ƒжефферсона провозгласил и обосновал лозунги борьбы за американскую независимость и сам был активным участником войны за независимость и ‘ранцузской революции. ¬ памфлете Ђѕрава человекаї ѕейн более подробно изложил свои политические взгл€ды, прежде всего на права человека и его гражданские свободы. ѕри этом толкование им теорий естественного права и общественного договора даетс€ в свете революционных идей буржуазной демократии, в чем €вно обнаруживаетс€ вли€ние на него учени€ ∆.∆. –уссо.

 ак и другие демократически настроенные идеологи американской освободительной борьбы, “. ѕейн настаивал на том, чтобы политические, юридические и духовные права были в равной степени гарантированы всем гражданам —Ўј независимо от их имущественного положени€, профессиональных зан€тий, вероисповедани€, выступал за предоставление избирательных прав как всем мужчинам, так и женщинам. ќн блест€ще опровергал своих противников, выступавших против демократизации принципов политической жизни общества и функционировани€ политических институтов.

“. ѕейн не питал особых симпатий по отношению к государству, рассматривал его как орган, закрепл€ющий социальное неравенство и подавл€ющий гражданские права и свободы личности. » если уж люди вынуждены сохран€ть государство ради обеспечени€ пор€дка в обществе и защиты его от внешних врагов, то необходимо максимально контролировать де€тельность его органов, ограничивать их возможности воздействовать на законно осуществл€емые права граждан, тем более возможности вмешательства в их личную жизнь.

ѕодобно другим просветител€м и политикам —Ўј ѕейн придавал решающее значение соблюдению  онституции. ¬ работе Ђѕрава человекаї он охарактеризовал  онституцию как Ђсвод положений, на который можно ссылатьс€, цитиру€ статью за статьейї. ќн писал, что на принципах  онституции должны основыватьс€ государственна€ власть, ее структура и полномочи€; способ избрани€ и продолжительность де€тельности парламента; полномочи€ исполнительной власти Ч все то, что касаетс€ Ђорганизации гражданского правлени€ в обществе и государствеї. ≈динственным источником  онституции ѕейн признавал Ђнародную волюї.

¬ то же врем€ “. ѕейн не видел несправедливости в существовании имущественных различий граждан. ј Ђосновополагающим принципом свободыї считал обеспечение политического и правового равенства граждан. ’арактерно, что признава€ ранее Ђправо народа на политическую революциюї, ѕейн, как и некоторые другие умеренные идеологи, отошел затем от признани€ этого права. ќтождествл€€ республиканский строй с народовластием, он за€вл€л, что насильственное свержение правительства означало бы ликвидацию народовласти€.

ярким выразителем другого направлени€ американской общественно-политической мысли XVIII в. был јлександр √амильтон (1757Ч1804). ќн выражал экономические и политические интересы не широких демократических масс, как “. ѕейн и “. ƒжефферсон, а узкого сло€ торговой и промышленной буржуазии. ќн обосновывал необходимость развити€ капитализма в —Ўј и вс€чески поддерживал представителей крупного капитала.

ј. √амильтон рассматривал общество как арену столкновени€ интересов различных классов и социальных групп. ¬ этой борьбе побеждает тот, у кого богатство, деньги, этим завоевываетс€ и политическа€ власть. —оциальное неравенство он характеризовал как естественное и необходимое, которое требует соответствующей формы государственного устройства. √осударство, по √амильтону, должно защищать и укрепл€ть прежде всего власть богатых людей, которые призваны играть главную роль в обществе, развивать его экономику и культуру и могут содержать само государство.

»сход€ из подобных социально-политических взгл€дов, √амильтон делил американцев на Ђменьшинствої и Ђбольшинствої и открыто провозглашал, что государство должно создаватьс€ меньшинством, управл€тьс€ им и служить его интересам. ќн ратовал за сотрудничество государства с торгово-финансовыми кругами —Ўј.

ѕри этом он вс€чески обосновывал необходимость создани€ сильного федеративного государства с сосредоточением большой власти у федеральных органов. »менно принципы федерализма были закреплены в  онституции —Ўј 1787 г., получили в ней силу закона. √амильтону вместе с ƒж. ћэдисоном, которого называют отцом этой  онституции, и другими сторонниками сильной федерации пришлось отстаивать положени€  онституции в острой борьбе со сторонниками конфедерации, выступавшими против сильной власти ÷ентра за расширение прав штатов. ¬ этой борьбе √амильтон про€вил незаур€дные способности идеолога, оратора и дипломата. ѕобедили в ней сторонники федерации. √амильтон во главе партии федералистов получил вместе со своими сторонниками возможность воплотить свои идеи в жизнь. √лавными из них были идеи защиты частной собственности, государственного содействи€ развитию банковского, промышленного и торгового капитала. Ѕудучи министром финансов в правительстве ¬ашингтона, он многое сделал дл€ практического осуществлени€ этих идей. ѕри этом он старалс€ убедить широкую общественность —Ўј в правильности курса на развитие капитализма и строительства сильного федеративного государства. “алантливые политики јлександр √амильтон и ƒжеймс ћедисон вместе с опытным юристом ƒжоном ƒжеем опубликовали в период с окт€бр€ 1787 по май 1788 гг. 85 статей типа политических эссе, составивших сборник под названием Ђ‘едералистї. ¬ этих стать€х они обосновывали указанные выше и другие идеи, в том числе: о регулировании социально-классовых отношений в духе сочетани€ интересов различных социальных групп; о защите прав и свобод личности, прежде всего личности предпринимател€; о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную и внедрении в механизм государства системы законодательных сдержек и противовесов; об усилении власти президента и т.д. ¬се это характеризовалось ими как новое слово в политической науке, имеющее практическое значение дл€ развити€ политической жизни общества и нового государственного стро€ —Ўј.

ѕолитические взгл€ды ƒжефферсона, ѕейна, √амильтона и других американских просветителей XVIII в. при всем их сходстве и различии оказали серьезное воздействие на развитие политического сознани€ американского общества и решение практических проблем становлени€ государственности —оединенных Ўтатов јмерики.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2131 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

623 - | 594 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.