Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос №27. Борьба двух укладов.




 

Мировая экономическая система - совокупность территорий стран, объединенных экономическими связями. Это понятие шире, чем мировая капиталистическая экономика, поскольку включает в свою орбиту страны с капиталистическим и некапиталистическим хозяйством, но уже, чем понятие мировой системы.

Мировая капиталистическая экономика - высшая форма мировой экономической системы, существующая чуть ли не 500 лет. Она не превратилась в мировую империю: транснациональные корпорации находятся вне контроля единого правительства и свободно перебрасывают огромные капиталы через государственные границы. Другую форму мировой экономической системы представляли страны так называемого социалистического лагеря, куда в 50-80-е годы входили СССР, Куба, Румыния, ГДР, Югославия, Польша, Чехословакия, Болгария, Венгрия, Монголия, Вьетнам. У них не было единого правительства, каждая страна являлась суверенным государством. Но между ними существовали международное разделение труда, кооперация и экономический обмен в рамках созданного в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В широком смысле мировая система включает все ныне существующие на планете страны. Она получила наименование мирового сообщества.

В рыночном укладе обращались (речь идёт о 90-ых гг) "живые деньги", в нерыночном - безналичный расчёт в виде взаимонеплатежей (векселя, в основном).

Тема борьбы СССР и США.

НАРОДНИЧЕСТВО – идеологическая доктрина и общественно-политическое движение части интеллигенции Российской империи второй половины 19 – начала 20 в. Его сторонники ставили целью выработать национальную модель некапиталистической эволюции, постепенно адаптировать большинство населения к условиям модернизации хозяйства. Как система идей была характерна для стран с преимущественно аграрным характером экономики в эпоху их перехода к индустриальной стадии развития (помимо России, это Польша, а также входившие в состав Российской империи Украина, страны Прибалтики и Кавказа). Считается разновидностью утопического социализма, соединенного с конкретными (в ряде аспектов – потенциально реалистичными) проектами реформирования экономической, социальной и политической сфер жизни страны.

Следствием наличия в менталитете российского общества второй половины 20 в. народнических идей стала невосприимчивость самодержавия в России к разумным и взвешенным альтернативам государственного либерализма. Любой либерал воспринимался властями бунтовщиком, и самодержавие перестало искать себе каких-либо союзников за пределами консервативного окружения. Это в конечном счете и ускорило его гибель.

Последнее десятилетие ознаменовано резкой вспышкой борьбы национал-патриотического, традиционалистского и либерально-западнического направлений, стремящихся обрести поддержку среди россиян. Однако, сопоставляя сильные и слабые стороны "посланий" обеих сторон, легко убедиться, что они обладают одной общей чертой. Ни в той, ни в другой не находят значительного отражения насущные социально-экономические интересы и потребности основной массы населения. Национал-патриоты активно спекулируют на этих интересах, но в действительности подчиняют их целям реставрации Империи. Их апелляция к социальной справедливости - всего лишь популистский лозунг, не оказывающий существенного влияния на реальную политику соответствующих партий и движений. Западники-либералы склонны относить удовлетворение насущных интересов людей к более или менее отдаленному будущему, рассматривать их как продукт достаточно трудного и длительного процесса либерализации экономики. Возможно, их проект не имеет рациональной альтернативы, но от этого он не становится более привлекательным для людей. В результате ни той, ни другой доктрине не удается подчинить своему влиянию основную часть россиян, превратиться в их собственную идеологию.

Другой взгляд: общественное сознание России высвобождается из растрескавшихся, но не рухнувших окончательно парадигм тоталитарной идеологии и находится в переходном состоянии, совмещая черты, унаследованные от прошлого, с движением к общецивилизационным установкам. Более того, трансформация сознания, усвоение ценностей и достижений западно-христианской, "либеральной" культуры, их синтез со стандартами и нормами, присущими российской культурной традиции, - неотъемлемая предпосылка выхода из трансформационного кризиса.

Обе эти концепции уходят корнями в прошлый век, по сути дела, варьируя на современный лад славянофильскую и западническую теории. Какая из них соответствует действительности, сказать на основе сугубо теоретического анализа трудно, если вообще возможно. Аргументы в их поддержку носят во многом ценностный характер, находясь в не соприкасающихся интеллектуальных плоскостях.

Положительное отношение к демократии как политическому режиму, социальному идеалу и системе ценностей, основанных на либеральном мировосприятии, в центре которого находится индивид, его права, свободы и интересы, - одна из важнейших предпосылок успешных демократических преобразований.

На вопрос о соотношении демократии, прав личности и массового сознания в России распространены три ответа. Первый сводится к утверждению, будто российский (или "евразийский") и "западный" ("европейский", либеральный) менталитеты изначально отличны друг от друга. А потому-де индивидуальные права и свободы не имеют ни ценности, ни смысла для россиянина, сформированного под воздействием некой "нелиберальной" цивилизации. "...Россия, - утверждал, например, лидер КПРФ Геннадий Зюганов, - есть выразитель культурно-исторической и нравственной традиции, фундаментальными ценностями которой являются коллективизм, соборность, державность и стремление к воплощению высших идеалов добра и справедливости". "Культ индивидуализма", по его мнению, важнейшая опора западной цивилизации

При всем их различии обе концепции предполагают, что в России сохраняются интеллектуальные и психологические стандарты тоталитарного общества. В противоположность этим точкам зрения третья предполагает, что массовое сознание в России постепенно усваивает демократические ценности, в том числе индивидуальные права и свободы, хотя их формирование находится еще на первой стадии.

Перспективы российской демократизации во многом зависят от устойчивости массового сознания: в какой мере на него влияет меняющаяся (чаще, увы, не в лучшую сторону) экономическая среда, производно ли оно от таких изменений или развивается по собственным законам? После августовского кризиса в российской элите много говорят о том, что в стране произошел "левый поворот". Действия и декларации реваншистских сил показывают: им грезится еще и "левый переворот". Поэтому они нагнетают социально-политическую напряженность, примером чему может быть провалившаяся попытка импичмента, создают препоны договоренностям с международными финансовыми институтами, мешают проведению эффективной экономической политики.

"Левый поворот" предполагает, что население в массе своей стало отторгать саму идею перехода от централизованной экономической системы к рыночным отношениям, что заметно выросли симпатии к левым партиям, прежде всего коммунистам и аграриям, а их экономические и политические воззрения получили дополнительную поддержку.

Кризис второй половины 1998 года вызвал в массовом сознании естественный рост пессимистических оценок будущего российской экономики и собственного материального положения. Но обнаружилась и относительная стабильность ряда глубинных характеристик массового сознания. На это указывает динамика отношения к экономическим реформам, фиксирующая не только экономические, но и мировоззренческие установки.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 590 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2432 - | 2320 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.