В широком философском смысле общество обозначает любую совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество называют иногда второй природой, подчеркивая тем самым, что общество находится вне естественной природы, не может возникнуть как ее логическое продолжение и не способно функционировать по ее законам.
У сторонников такого мнения есть противники. Они утверждают, что человеческое общество является прямым продолжением биологического сообщества животных и что в обществе нет ничего такого, чего не было бы в животном мире. Так, муравейник с этой точки зрения представляет собой совершенный аналог человеческого общества: он так же, как и человеческое общество, сложно организован, в нем существует разделение труда и специализация, свой язык, на котором <разговаривают> муравьи, и т.д. Поэтому муравьев, как и многих других живых существ, ведущих совместный образ жизни, сторонник такой теории называют социальными животными.
Человеческое общество является результатом эволюции природы, а не ее органической частью. Выражение <социальные животные>, относимое к муравьям и пчелам, остается скорее метафорой, нежели строгим научным понятием.
В социологическом смысле они не взаимодействуют. Социальное взаимодействие (или интеракция) возможно только там, где есть индивиды, обладающие осознанными намерениями, целями, потребностями и интересами.
Самой устойчивой группой сообщества предлюдей - базисной, очевидно, была мать и ее детеныши. Время от времени к базисной группе приставал один или несколько взрослых самцов, круживших рядом. Другой тип базисной группы - гарем, состоявший из физически сильного самца и из нескольких самок. По времени они, видимо, появились позднее материнско-детских групп.
Прежде всего у животных образовалась потомственная связь, как минимум, двух поколений (мать-ребенок). Природа позаботилась о том, чтобы она была закреплена наиболее сильным образом - биологическим инстинктом. На следующих витках потомственная связь преобразуется в кровнородственную связь. Из нее возникает целая система родства с осознаваемыми и почитаемыми предками. Сеть родства станет первой в истории человечества социальной системой - основой и фундаментом общества людей.
Стадо предлюдей - относительно большая (до 40 особей) и достаточно устойчивая группа, члены которой постоянно держались вместе и поддерживали отношения, знали друг друга и отличали <своих> от <чужих>. Основу стада, образовывали не отцовско-материнские, а материнско-детские группы. Взрослые самцы предпочитали одинокий образ жизни. Между самцами и самками связь была слабее чем между самкой и детенышем.
Слово <стадо> условно. В англоязычной литературе употребляется термин <банд> - отряд, банда. По размерам стадо предлюдей действительно напоминало бродячий отряд. Однако в отечественной науке утвердился термин <стадо>, или <грегарное объединение>. И тот, и другой термины указывают на такой тип отношений, который нельзя назвать социальным.
Питекантропы - первые истинные люди - появились в тропиках как потомки австралопитеков около 1,5 млн лет назад. Питекантроп (его подвиды - <человек умелый> и <человек прямоходящий>) первым заговорил, начал изготовлять одежду, строить хижины, расселился в регионах с холодным климатом, стал охотиться на дичь и пользоваться огнем.
Время существования питекантропов выпадает на период разложения стада предлюдей и зарождения в его недрах человеческого стада. Фаза человеческого стада хронологически совпадает с другим типом человеческого существа - неандертальцем, создавшем культуру раннего плеолита. В периоде 300 тыс. лет по 40 тыс. лет назад неандертальцы заселили Азию, Африку и Европу. Средний рост неандертальца достигал 165 см, объем мозга - 120-1300 см3. У него был выдвинутый вперед лоб, низкий, словно сплюснутый с боков череп. Примерно 150 тыс. лет назад мозг человека заметно усовершенствовался, скелет стал похожим на скелет современного человека. С этого времени ученые говорят о появлении человека мыслящего - хомо сапиенс.
Происходит качественное изменение хозяйственной жизни - от прикармливания человек переходит к собирательству, то есть к систематическому поиску растительной пищи, транспортированию ее на стоянку, складированию и хранению ее для будущего потребления. Отложенное потребление, не поедание сразу и на месте - характерная черта собирательства. Другая особенность - использование простейших орудий труда, а именно палки-копалки. Мужчины и женщины охотились на мелких животных и дичь. Охота на крупных животных появится много позже. На этом этапе четко выраженного разделения труда между полами, видимо, еще не было. Важным моментом, характеризующим качественное развитие человеческого стада, стало обуздание полового инстинкта и создание первых социальных норм - запретов (табу).
Слово <табу> ввел в научный обиход известный мореплаватель и исследователь XVIII в. капитан Кук, изучавший примитивные племена в Полинезии. Табу - строжайший запрет на совершение определенных действий, налагаемый на членов племени или его часть. Первые запреты, как предполагается, ограничивали половые отношения в периоды охоты, сева, сбора урожая и других видов трудовой деятельности. В племенах они сохранились до сих пор, например, у пигмеев или народа моту (Новая Гвинея) существует обязательное воздержание от половых сношений в ночь перед охотой. Индейцы-пипили из Сальвадра также воздерживаются от общения с женами 4 дня перед посадкой семян. Со временем табу становились все более длительными, а периоды между ними сокращались. Половые отношения в человеческом стаде приобретали эпизодический характер. Так, в жизнь людей вторглось нечто инородное, что не диктовалось биологическим инстинктом. Это и было начальной социализацией, регламентировавшей важнейшие стороны жизни человека.
Вслед за ним появилось пищевое табу. Оно сводилось к запрету есть все, что только можно и в любое время. Второе табу произвело не менее революционные изменения, чем первое. На свет появились распределительные отношения и коллективная собственность, свойственные только человеческому обществу. Разумеется, и животные не оставляют детенышей без пищи: с ними делятся в первую очередь. Но накормить детей - это природный инстинкт, а отдать часть добычи другому, особенно не родственнику или тому, кто не участвовал в многодневной изнурительной охоте - это начало социальных отношений. Формирующийся человек учился подавлять собственные эгоистические импульсы. Предчеловек умел подавлять только чужие импульсы.
Хотя в охоте или собирательстве принимали участие не все, в распределении пищи учитывались все. Такое распределение называется уравнительным, ибо оно не учитывает имущественного положения, родственных связей или трудового вклада. Все получают поровну, точнее сказать, в соответствии с физиологическими потребностями разных по полу и возрасту людей.
Правда, в трудные времена, когда пищи не хватало, первыми ее получали трудоспособные члены стада, поскольку они обеспечивали выживание всех. Иждивенцам приходилось голодать. В особо трудных случаях от них даже избавлялись. Умерщвление первой категории иждивенцев (детей) называется инфантоцидом, второй категории (стариков) называется геронтоцидом.
Запретов становилось все больше, они пронизали всю жизнь первобытного человека. Их роль в истории велика. С помощью табу охранялись ключевые стороны коллективной жизни. Табу охраняло роженицу, инициации, сексуальное поведение, собственность. Табу ограждает от опасностей, связанных с отношением к покойникам или с употреблением неизвестной пищи.
Табу представляют собой коллективную волю, руководившую человеческим стадом и управлявшую жизнью каждого его члена. Сливались воедино, социальные нормы постепенно в систему социального контроля, правда, еще не формального. В эпоху палеолита перед табу, как много позже - в эпоху расцвета гражданского общества и индустриальной демократии - перед законом, все были равны.