Политическое сознание - совокупность разнообразных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами.
2 точки зрения на сущность политического сознания: - бихевиоральный подход - политическое сознание предстает как наложенное на политику мышление человека. При таком подходе отсутствуют какие-либо особые требования к выработке человеком своих позиций, самого политического сознания; - аксиологический подход - политическое сознание – это способность вычленять и сопоставлять групповые интересы, видеть пути и способы использования государственной власти их реализации. В рамках этого подхода выделяют 2 ступени – обыденная и теоретическая, политическая. Обыденный уровень предполагает реакцию индивида без каких-либо особых знаний (95% населения), улавливаются только внешние социальные взаимосвязи и потому трактуется все интересы в рамках эмоционально-нравственных предпочтений – плохо/хорошо, справедливо/несправедливо. В силу такого восприятия политической действительности порой рождаются болезненные этнофобии и пр. и идеализация политической жизни в тех или иных ее формах. Политические формы сознания предполагают способность человека видеть динамику межгрупповой борьбы за власть, давать оценку, относить себя к сторонникам разных движений.
Формирование политического сознания осуществляется путем:
- обобщения и рационализации чувственных представлений;
- осознания целей политического движения;
- присоединения к уже существующим оценкам и нормам политического процесса;
- эмоционального приобщения к вере те или иные политические идеалы.
Политическое сознание должно вырабатываться и теоретическим, и практическим путем, участием в политической жизни общества.
Функции: когнитивная, отражение потребности общества в постоянном обновлении знаний для выполнения и модификации функций политических субъектов; коммуникационная, обеспечение осознанного взаимодействия субъектов между собой и с институтами власти;
идейная, осознание заинтересованности субъектов в обретении и популяризации собственного видения политического мира.
Политические идеологии представляют собой наиболее влиятельные формы политического сознания. Термин "идеология" ввел в оборот французский философ Антуан Дестют де Трасси в 1801 г. Политическая идеология - доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть, добивающейся в соответствии с этим подчинения общества своим идеям.
Функции:
- ориентационная – включая в себя основополагающие представления об обществе и пр., идеология задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности;
- мобилизационная – предлагая идеал более совершенного общества, выступает в качестве мотива политической деятельности и мобилизует общество, социальные группы на его реализацию;
- интегративная – политическая идеология наделяет смыслом политическое действие и задает ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес. Она противостоит частным интересам, выступая интегрирующим фактором;
- амортизационная – служит ослаблению социальной напряженности, когда возникает разница между потребностями общества и пр. и реальными возможностями их удовлетворения;
- функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы. Политическая идеология возникает на базе интересов какой-либо социальной группы и призвана противопоставлять их интересам других групп.
№33 Либерализм: прошлое и настоящее.
Основные идеологические течения в современном мире пол.история на протяжении столетий продемонстрировала зарождение и упадок многих идеологических доктрин.
Либерализм сформировался на базе пол.философии английских просветителей Дж.Локка, Т.Гоббса, Дж.Милля,А.Смита в конце XVII-начала XVIIIвв. Связав свободу личности с уважением естественных прав человека, а так же с системой частного владения; либерализм заложил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. В соответствии с этими приоритетами ведущими пол.идеями либерализма были и остаются правовое равенство граждан,договорная природа гос-ва, убеждение о равноправности соперничающих в политике «профессиональных,эк-ких,религиозных,пол.ассоциаций, ни одна из которых не может иметь морального превосходства и практического преобладания над другими .» И.Валлерстайн считал, что у социалистов главной в идеологических проектах выступает цель, у консерваторов- торможение преобразований в соответствии с идеалами прошлого, а у либералов, кот. Негативно относятся к понятием «прогресс», «соц-ные тенденции», «законы истории» и т.п., символом веры выступает сама жизнь, рождаемые его изменения. Т.О., либерализм – это учение и общественно-пол. течение, провозглашающее свободу личности и др. гражд-ких и пол. прав индивида наряду с ограничениями сфер деят-ти гос-ва. Адаптация традиционных ценностей либ-ма к реалиям 2-ой половины XX. Векаосуществил неолиберализм. Важнейшим достоинством пол.системы в нём провозглашалась справедливость, а правительства- ориентация на моральные принципы и ценности. В основу пол.программы неолибералов лежит идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия массы пол.процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений. Неолиберализм, закрепивший выдающееся положение этой идеалогии в мире, всё более приобретает хар-р не столько чёткой программы, сколько мироощущения, мировоззрения, смысловых ориентаций более общего плана.