Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Авангардные стратегам политических исследований




 

К теории П. Бурдье логически примыкают другие авангардные (постструктуралис-тские и постмодернистские) стратегии изучения сущности политических феноменов (М. Фуко, Ж. -Ф. Лиотара, А. Турена и др.), которые отличаются радикальным пересмотром устоявшихся представлений и мнений в социально-политических науках. Так, например, выдающийся французский философ и социолог Мишель Фуко (1926 - 1984) обращает внимание на экзистенциальный аспект отношений господства/подчинения, то есть интерпретирует их в качестве некоего опыта существования. Ибо, утверждает М. Фуко, определяющим моментом власти является то, что она кем-то отправляется, с одной стороны, и кем-то переживается, испытывается, с другой, то есть то, что она есть в своей самой глубокой сущности отношением силы. В этом плане важнейшим оказывается не борьба за выигрыш (что предполагает равноправие с партнером), а принуждение, насилие со стороны более мощного, более удачливого игрока, диктующего свои условия и наслаждающегося своим преимуществом. Это насилие может быть завуалированным и иметь вид законов, норм политической деятельности, легитимирующих удобные условия существования "титанам", "боссам" политического поля. А может быть и откровенной, жесткой "игрой" сильного со слабым. [Более подробно об этом см.: Астафьев Я. У. Постмодернизм в познании общества // Полис.- 1992.- № 3. - С. 70]. Серия знаменитых работ М. Фуко 70-х - начала 80-х годов ("Надзор и наказание", 1975; трехтомная "История

сексуальности", 1976 - 1984, где особо следует выделить I том "Воля к знанию", 1976) освящена исследованию утверждения механизмов власти на низовом уровне - уровне человеческого тела, действий и форм поведения (археология власти) и исторических аспектов сопротивления этому утверждению (генеалогия власти). Фундаментальная диспозиция современной "властизнания" состоит во "всеподнадзорности" ("паноптизме"),

дисциплинировании и нормировании, что предполагает определенные стратегии управления индивидами ("социальную физику"), надзора за ними ("социальную опти (192) ку"), процедуры изоляции и перегруппировок ("социальную механику"), наказания или терапии социальных недугов ("социальную физиологию"). Концентрированное (соединенное в одном месте) действие этих процедур можно увидеть на примере некоторых социальных институтов, например, тюрьмы или психиатрической лечебницы.

Значение новой парадигмы политических исследований, предложенной П. Бурдье, М. Фуко и др., состоит в том, что она позволяет выявить наиболее скрытые структуры отношений господства/подчинения, образующие глубинные основы существования политического порядка и всей социальной реальности.

 

НЕМЕЦКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

Основные направления

Главной особенностью развития немецкой политологии является то, что она в зна-чительной степени сохраняет теоретико-философский характер, продолжая в значительной степени традиции немецкой классической философии. Именно в рамках философии государства, политической и социальной философии Канта, Гегеля, Фихте традиционно исследовались фундаментальные проблемы общества и государства, природа власти и политического господства; мощная и глубокая проработка всего спектра проблематики политического осуществлялась и в немецком юридическом государство-ведении (начиная от исторической школы Савиньи и Пухты и кончая построениями К. Лампрехта, Г. Кельзена, Г. Хеллера, К. Шмитта).К этой же традиции теоретико-философ-ских исследований, несомненно, может быть отнесена и теория М. Вебера, которая в определенном смысле сформулировала программу политической науки XX века.

В целом структуру современной немецкой политической науки можно разделить на три крупных блока: 1) фундаментальная политическая философия и исследование научно-методологических принципов политической науки; 2) государствоведческие концепции, связанные с традиционной философией государства и общим (193) учением о государстве в юриспруденции; 3) глобальные политико-социологическое теории общества.

В первом, политико-философском блоке, можно выделить два полемизирующих друг с другом основных направления: первое представлено нормативно-онтологической теорией, второе являет собой неопозитивистскую концепцию "критического рационализма". Рассмотрим их основные положения.

 

4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"

В основе нормативно-онтологической теории лежит тезис о необходимости соединения в практической политической деятельности этики и политики, при этом этике должна отводиться роль духовного критерия политики. Крупнейшие представители этого направления - Э. Фегелин, Л. Страусе, А. Бергштрассер, Г. Майер, Э. Хшшелъ, В. Хеннис и Д. Оберндорфер. Нормативно-онтологическая теория ставит перед собой задачу определения целей и норм политической деятельности, выявления их глубинных взаимосвязей с определенными социальными и моральными ценностями. "Нормативной" она является потому, что воспринимает античное понимание политики как этико-практической науки, которая подготавливает и предопределяет любые человеческие действия. В качестве "онтологической" теории она предстает в силу того, что апеллирует к фундаментальной онтологии человеческого существования в противовес установке на самоопределение и эмансипацию автономного субъекта в теориях Просвещения. Иначе говоря, она ориентирована на то, что "связывает" людей, а не на то, что человека обособляет. Для нормативно-онтологической теории характерны: 1) презумпция существования объективной истины (в противовес внеценностным установкам политической науки современности); 2) трактовка основной функции всякой политики как обеспечение государственного порядка в обществе; 3) рассмотрение надличностного авторитета государства как гаранта порядка и гражданского мира (государство как "действительность нравственной идеи"); 4) приоритет моральнодуховного единства политического сообщества над (194) утилитарно-индивидуалистическими "контрактами" ("полис", а не "общественный договор").

Нормативно-онтологическая школа сформировалась в противовес позитивизму и сциентизму, которые подчинили теорию методу и тем самым поставили с ног на голову смысл и цель политической науки; она стала реакцией на веру в то, будто "политическое" может быть редуцировано в предмет чисто научных и технических операций. И именно вследствие того, что позитивизм Нового времени лишает проблему нравственности в политике своего онтологического статуса, крупнейший представитель данной школы Э. Фегелин считает необходимым вернуться к античному пониманию политики. Основные идеи исследовательского поля нормативно-онтологической теории таковы: порядок, консенсус, "хорошая" (правильная) жизнь, справедливость, нераздельность сущего и должного, неизменность и постоянство природы человека.

Нормативно-онтологической теории противостоит неопозитивистское направление "критического рационализма", которое отрицает идентификацию политики и этики, утверждая позицию свободы от оценочного суждения. Основные положения этой теории были разработаны К. Поппером и Г. Альбертом, ее крупнейшие представители - К. Байме, Г. Лембрух, Э. Криппендорф, К. П. Лудц и др. "Критической" она является потому, что исходит из идеи перманентного социально-политического критицизма, который можно считать важнейшей методологической установкой этой теории. Появление термина "рационализм" в названии теории объясняется тем, что в ее основе заложена идея тождест-венности рационального философского и политического способов мышления и действия: последние, по мнению сторонников данной теории, должны отвечать тем же критериям рациональности, что и естественные науки.

 

Фундаментальная посылка неопозитивистской политической теории состоит в том, что сферу сущего и должного, реального и идеального необходимо принципиально разъединить, причем научному анализу может быть подвергнута лишь сфера наличной политической действительности. Сторонники критического рациона (195)лизма считают, что политика не имеет своей непосредственной целью достижение всеобщего счастья и не

нуждается в каком-либо метафизическом обосновании. Построение совершенного ("морального", "справедливого") гармоничного общества, по их мнению, принципиально невозможно, поэтому критический рационализм ориентирует политику не на достижение "порядка", той или иной "справедливости", "консенсуса" верхов и низов, правых и левых и т.д., а на выработку процедур и приемов "плавания" в ситуации перманентных конфликтов и фундаментального человеческого несовершенства.

Центральный вопрос политической теории, по мнению представителей этого направления, сводится к такой организации человеческих институтов, при которой недобросовестные и некомпетентные власти (другие, идеальные существуют лишь в утопиях) не могли бы причинить слишком большой ущерб. В качестве основной проблемы демократического общества рассматривается контроль за исполнением власти, чему способствует институционализация оппозиции и конкурентная система образования власти ("открытое общество" в противоположность "закрытому", по К. Попперу).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 442 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2349 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.