Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Типы политической культуры. Политические культуры различных эпох и обществ наряду со специфическими чертами содержат и много общего




 

Политические культуры различных эпох и обществ наряду со специфическими чертами содержат и много общего, что позволяет их типизировать, то есть соотносить с определенным типом политической культуры как некой теоретической моделью, включающей в себя ряд определенных признаков.

Существует множество типологий политических культур. Широко известна типология, предложенная в 1963 г. американскими исследователями Г. Алмондом и С. Вербой. Они выделили три типа политической культуры:

1. Патриархальная (провинциалистская) политическая культура. Для нее характерно отсутствие интереса граждан к политике. Они проявляют интерес только к повседневным делам в рамках их непосредственного окружения.

2. Подданническая политическая культура. Она характеризуется пассивным отношением к политической жизни при осознании значимости политических институтов и наличии определенного (позитивного или негативного) к ним отношения.

3. Активистская политическая культура. Этой культуре свойственна отчетливая ориентация граждан на активную роль в политической системе, независимо от положительной или отрицательной ее оценки. Этот тип характерен для развитых демократических обществ с образованным населением и возможностями для политической деятельности масс.

В чистом виде указанные выше типы встречаются редко. Отсюда возможно наличие промежуточных типов. Это патриархально-подданнический, подданнически-активистский, патриархально-активистский типы культуры.

Кроме этого по разным основаниям выделяют следующие типы культуры: тоталитарный, авторитарный, демократический, архаический, элитарный, представительский, высокой гражданственности и др.

Типы политической культуры часто выделяют по цивилизационному признаку. Так И.А. Василенко выделяет пять основных типов политической культуры: конфуцианско-буддийский, индо-буддистский, исламский, западный, православно-славянский (см.: Василенко Н.А. Политология: Учебник. – М., 2004.- С.150-229).

Представляет интерес деление на политическую культуру Запада и Востока. Здесь отмечаются следующие различия.

 

Запад Восток
Власть обусловлена превосходством одного человека над другим. Политика – это конфликтная деятельность, где все равны перед законом. Индивид – главный субъект политики. Государство служит индивиду и обществу.   Тяготение личности к сложным формам организации политической жизни. Рациональное отношение к политическим институтам и лидерам. Осознание необходимости контроля над ними. Приоритет общегосударственных законов над частными нормами. Понимание различия между моральной и правовой мотивацией в действиях Божественное происхождение власти вне зависимости от достоинств людей. Политика – средство утверждения гармонии, занятие для избранных. Государство – главный субъект в политике. Индивид выступает лишь как часть какой-либо общности. Стремление к упрощению политического процесса.   Обожествление власти. Отсутствие убежденности в необходимости контроля над нею.   Приоритет местных установлений и нравственной мотивации

 

 

Особенности политической культуры

Российского общества

 

К особенностям политической культуры российского общества можно отнести ее следующие черты:

– расколотость, наличие многих субкультур;

– отсутствие общенациональных идеалов, общей «российской мечты»;

– неразвитость способностей к самоорганизации и самоуправлению, что делает крайне слабым гражданское общество;

– преувеличение роли государства в политической жизни;

– персонифицированное восприятие власти, недооценка представительных органов;

– приоритет ценностей порядка и стабильности перед правами и свободами индивидов;

– поиск харизматических лидеров («спасителей отечества»);

– нежелание и неготовность масс контролировать власть;

– патернализм;

– преобладание эмоционального начала над рациональным;

– избыточный морализм, пренебрежение к правовым методам регулирования отношений в сфере политики

– стремление к силовому решению проблем, нежелание идти на компромиссы;

– отрицательное отношение к политической конкуренции, отсутствие установки на честное политическое соперничество;

– слабая партийная идентификация и сакрализация центров власти, низкая ответственность перед политическими партнерами (см.: Соловьев А.И. Цивилизация versus политика. Российские иллюстрации // Власть. – 2007.- № 8. – С.6)

– преобладание у большинства населения патриархально-подданнического типа культуры;

– близость к политической культуре Востока.

Исследователи отмечают, что за последнее десятилетие имела место определенная деградация политической культуры населения России. Протестная политическая культура начала 90-х годов стала сменяться привычной для большинства россиян, как и в целом традиционных обществ, подданнической политической культурой. Ее иногда называет культурой «наблюдателей», «сторонних зрителей» (см.: Карпова Н.В. Особенности формирования политической культуры в условиях российских трансформаций // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2007. - № 4. – С.63).

Ряд исследователей пишут о заинтересованности нынешней власти в поддержании именно этого типа культуры (см.: Соловьев А.И. Цивилизация versus политика. Российские иллюстрации // Власть. – 2007.- № 8. – С. 10 -11).

Для успешного функционирования современных политических институтов и политической системы общества в целом необходимо воспитание масс в духе активистской культуры и смещение отечественной политической культуры в сторону политической культуры Запада.

 

Литература (основная)

Зеркин, Д.П. Основы политологии: курс лекций / Д.П. Зеркин. – Ростов н/Д, 1999. – Лекции 14.

Мухаев, Р.Т. Политология: учеб. для вузов / Р.Т. Мухаев. – М., 2000. – Тема 14.

Пугачев, В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: учеб. для студентов вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – М., 2001. – Гл. 17.

Прокопов, М.В. Политология: курс лекций / М.В. Прокопов. – М., 2000, 2002. – Гл. 13.

Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии: учеб. для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М., 2001. – Гл. 18.

Шилов В.Н. Политология: конспект лекций / В.Н. Шилов, В.Ф. Чуркин. – Белгород, 2002. – Тема 9.

Шилов, В.Н. Политология: конспект лекций. – http://sdo.bsu.edu.ru/Resource/. – Тема 9.

 

Литература (дополнительная)

Ермоленко, Т.Ф. Патернализм в политической культуре России // Российская историческая политология / Т.Ф. Ермоленко. – Ростов н/Д, 1998. – Гл. 9.

Зимон, Г. Заметки о политической культуре в России / Г. Зимон // Вопросы философии. – 1998. – № 7.

Мисюров, Д.А. Политическая символика: между идеологией и рекламой / Д.А. Мисюров // Политические исследования. – 1999. – № 1.

Рукавишников В.О. Политическая культура постсоветской России. // Социально-политический журнал. – 1998. – № 1.

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Политическая символика.

2. Патернализм в политической культуре России.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 457 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.