Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕедагогические идеи ».√. ѕесталоцци.




¬ажнейшей и основной педагогической идеей великого швейцарского педагога €вл€етс€ всестороннее гармоничное развитие личности в процессе обучени€ и воспитани€. Ёто цель любого учебно-воспитательного учреждени€, достижение данной цели предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развити€ и подготовку к труду. ».√. ѕесталоцци выдел€ет и характеризует составные части образовани€:

1. »нтеллектуальное элементарное образование, целью которого €вл€етс€ всестороннее развитие умственных задатков, самосто€тельности суждений и владени€ навыками интеллектуальной работы.

2. ‘изическое элементарное образование Ч это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно дл€ Ђфизической самосто€тельностиї и владени€ Ђфизическими навыкамиї.

3. Ќравственное элементарное образование, целью которого €вл€етс€ всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых дл€ Ђобеспечени€ самосто€тельности нравственных суждений и привити€ определенных нравственных навыковї. ќно предполагает умение и желание творить добро.

“олько единство всех частей образовани€ обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека, одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред. “ак, человек может представл€тьс€ миру светочем науки и в то же врем€ творить зло, иметь Ђнеобузданную силу интеллектаї в соединении с бессердечностью, жаждой богатства и стремлением к насилию.

“акже и все претензии человека на высокую мораль, если ее источником не €вл€ютс€ любовь к люд€м, вера, благородство, не представл€ют собой истинной морали, а оказываютс€ лишь лицемерием. ≈ще страшнее люди, имеющие Ђзвериную волю к насилиюї, добивающиес€ всего на свете во им€ собственных алчных интересов, это Ђхищники от моралиї. ќни порождают массу Ђморальных ословї, не способных ни к какому действию, ограниченных бессильным доброжелательством.

√армоничное развитие всех природных сил человека предполагает воспитание в равновесии, в гармонии с самим собой.

»де€ природосообразности в обучении и воспитании в понимании ».√. ѕесталоцци Ч это развитие Ђсил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих уменийї. —ама человеческа€ природа определ€ет естественный ход развити€. ƒействительно, природосообразно то, что захватывает человека, действует Ђв совокупности на сердце, ум и рукуї.

 ажда€ из этих природных сил развиваетс€ благодар€ упражнению Ђвнешних чувствї, органов тела, актов мышлени€. ѕотребность в упражнени€х заложена в самом человеке. Ђ√лаз хочет смотреть, ухо ЧХ слышать, нога Ч ходить, и рука Ч хватать. Ќо также и сердце Ч верить и любить. ”ћ хочет мыслитьї, Ч пишет ѕесталоцци в ЂЋебединой песнеї [3, с. 356 Ц 390]. Ќо если не руководить этими природными потребност€ми, предоставив их самим себе, то развитие пойдет чрезвычайно медленно. Ќеобходимо искусное направление воспитателем развити€ задатков и способностей детей.

ѕри этом Ђне воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизньї, воспитатель лишь заботитс€ о том, чтобы негативное вли€ние не нарушало естественного хода развити€, поддерживает усили€ ребенка, которые он сам про€вл€ет дл€ собственного развити€. ћоральные, умственные и практические силы человека Ђдолжны воспитыватьс€ внутри еюї. “ак, вера укрепл€етс€ благодар€ собственному убеждению, а не благодар€ размышлени€м о ней, любовь опираетс€ на поступки, исполненные любви, а не на высокие слова о ней, мысль Ч на собственное мышление, а не на усвоение чужих, мыслей. Ќачалом развити€ каждой из сторон личности выступает самопроизвольное желание индивидуумом де€тельности. Ўкола, учитель сто€т перед задачей обеспечени€ детей соответствующими средствами и материалами дл€ их де€тельности.

ћетоды обучени€ ».√. ѕесталоцци вытекают из понимани€ им воспитани€ как последовательного развити€ ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в про€влении природных задатков. ѕесталоцци выделил простейшие элементы, которые считал основой обучени€ Ч это число, форма, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измер€ть, владеть речью. ѕутем усложн€ющихс€ упражнений осуществл€етс€ развитие природных задатков ребенка. ”пражнени€ следует св€зывать с изучением предметов, а не слов, с наблюдением за предметами. ќтсюда Ч необходимость урока, но не ради развити€ наблюдательности, а ради умственного воспитани€ в целом. ƒит€ учитс€, развиваетс€ благодар€ чувственному воспри€тию и собственному опыту де€тельности, Ђполуча€ впечатлени€ и обогаща€сь опытомї. ≈го опыт должен найти €сное выражение в словах.

ќбуча€сь, ребенок овладевает путем измерений пон€тием о форме, благодар€ счету Ч числом, посредством развити€ речи Ч словом. —одержанием элементарного образовани€ и €вл€етс€ чтение, письмо, арифметика с началами геометрии, измерение, рисование, пение, кроме того, некоторые знани€ по географии, естествознанию. Ёта обширна€ программа впервые начала осуществл€тьс€ в школьной практике. ќсобенностью обучени€ стало постепенное восхождение от простого Ц к сложному, благодар€ разложению изучаемого предмета на его простейшие элементы. ѕостепенно вытесн€лс€ старый метод обучени€, начинавшийс€ с преподавани€ правил, принципов, общих определений. ≈го место занимали наблюдени€ за предметами и упражнени€. ÷елью преподавани€ стало развитие учеников, а не догматическое заучивание ими материала. ѕесталоцци сто€л уистоков идеи развивающего обучени€. Ђ√лавна€ цель первоначального обучени€ не в том, чтобы наделить знанием учащегос€, а в том, чтобы развить и увеличить его умственные силыї, Ч утверждал он в ЂЋебединой песнеї.

».√. ѕесталоцци утверждал, что дл€ школы очень важны отношени€, которые устанавливаютс€ между учителем и учениками. Ёти взаимоотношени€ в своей основе должны иметь любовь учител€ к дет€м. —ам ѕесталоцци €вл€л собою образец такой любви, ученики и последователи называли его отцом.

ќдной из важных задач педагогики ».√. ѕесталоцци €вл€етс€ трудовое воспитание. ѕровод€ целый день в школе, дети могут заниматьс€ пр€дением и ткачеством, на участке земли каждый может обрабатывать свои гр€дки, ухаживать за животными. ќни учатс€ обработке льна и шерсти, знаком€тс€ с лучшими хоз€йствами в деревне и ремесленными мастерскими. “акой труд будет способствовать физическому развитию и готовить к предсто€щей де€тельности.

ѕедагогические идеи ».√. ѕесталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике, а опыт их проведени€ в жизнь в учреждени€х, руководимых им, способствовал широкому распространению в западноеврепейских государствах школьной практики знаменитого педагога. “ак как институт ».√. ѕесталоцци в Ѕургдорфе и »вердоне посещали учител€, студенты и многие люди, интересовавшиес€ вопросами воспитани€, идеи педагога стали широко распростран€тьс€ и осуществл€тьс€ в практике школ в других странах. ¬озникло направление в педагогике, св€занное с именем ».√. ѕесталоцци.

ќсновные даты жизни и де€тельности:

1746 Ч »оганн √енрих ѕесталоцци родилс€ в ÷юрихе.

1769Ч1774 Ч эксперимент в Ќейгофе по ведению образцового хоз€йства.

1775Ч1780 Ч создание и де€тельность Ђ”чреждени€ дл€ бедныхї в Ќейгофе.

1789 Ч работа в сиротском доме в городе —танце.

1800Ч1826 Ч руководство Ѕургдорфским и »вердонским учебными заведени€ми.

1827 Ч »оганн √енрих ѕесталоцци скончалс€.

ќсновные работы:

1781Ч1787 Ч ЂЋингард и √ертрудаї.

1801 Ч Ђ ак √ертруда учит своих детейї.

1826 Ч ЂЋебедина€ песн€ї.

7.3. –азвивающее и воспитывающее обучение ‘.ј. ƒистервега. ќдним из известнейших педагогов-классиков XIX столети€ €вл€етс€ ‘ридрих јдоьлф ƒистервег (1790 - 1866). ¬ историю педагогики он вошел как Ђучитель немецких учителейї, так как был организатором и в течение длительного времени директором учительских семинарий в ћЄрсе и Ѕерлине, готовившими педагогические кадры дл€ народной массовой школы.

¬ 1827 Ц 1866 гг. издавал педагогический журнал Ђ–ейнские листкиЕї, создал четыре учительских общества, в 1848 г. был избран председателем ¬сеобщего немецкого учительского союза, выступил с предложени€ми по реформе существующей в то врем€ школы, требу€ отделени€ ее от церкви и всеобщего обучени€ детей, осуществлени€ общечеловеческого, гражданского и национального воспитани€.

ќсновной педагогический труд ј. ƒистервега Ц Ђ–уководство к образованию немецких учителейї (1835). ¬ книге содержатс€ указани€.  аким образом учитель может повышать свой профессиональный уровень, на какой путь вступить в преподавании отдельных учебных предметов и какими средствами дл€ этого пользоватьс€.

ѕедагогом было написано свыше 20 учебников (он занималс€ в основном вопросами обучени€ и воспитани€ в начальной школе), учебных руководств по математике, немецкому €зыку, естествознанию, географии, астрономии.  ниги пользовались широкой известностью в √ермании и во всей ≈вропе.

¬ основу воспитани€ ƒистервег положил три принципа:

Ø ѕриродосообразность обучени€ и воспитани€. Ётот принцип он понимал как развитие в педагогическом процессе тех хороших задатков, которые заложены в ребенке от природы.

Ø ѕринцип самоде€тельности и активности детей в учении и собственном личностном развитии. ¬ современной педагогике он трактуетс€ как создание в педагогическом процессе условий дл€ становлени€ и развити€ субъектной жизненной позиции ребенка.

Ø  ультуросообразность обучени€ и воспитани€, то есть учет в педагогическом процессе условий и уровн€ культуры данного времени страны, родины, семьи ученика.

–еализаци€ этих принципов в педагогической практике обусловила необходимость разработки принципиально новых идей обучени€. “аковыми в педагогическом наследии ј. ƒистервега €вл€ютс€ идеи развивающего обучени€. Ќа их основе он выстроил 33 дидактических правила, согласно которым учитель должен хорошо знать индивидуальные про€влени€ своих учеников, их особенности, уровень развити€, круг интересов и увлечений. “олько зна€ и учитыва€ все это можно учить Ђестественным путемї, преодолева€ трудности постепенно о последовательно.

ѕедагог решительно вытупал против учебных перегрузок учащихс€: ЂЅеда обычно заключаетс€ в том, что молодые учител€ стрем€тс€ научить учеников всему тому, что они сами знают, на самом же деле надо сообщить учащимс€ только существенноеЕ ѕлохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находитьї [2].

ќсобое внимание в вопросах дидактики ƒистервег обращал на своевременное повторение учебного материала, но повторении он рассматривал не как простое заучивание, зубрежку, а осмысленное запоминание самого существенного в изучаемом материале. Ёто не только дает возможность прочно усвоить содержание предмета, какую-то сумму знаний, но способствует развитию пам€ти, а следовательно, и ума.

ƒистервег указывал на необходимость в преподавании перехода от простого Ц к сложному, от близкого Ц к далекому, от неизвестного Ц к известному. ќднако дидакт предупреждал от механического применени€ этих правил обучени€. ¬едь легкое должно перемежатьс€ с трудным: учение не должно быть легким, это достаточно т€желый труд ума и сердца, всего человеческого организма. Ќередко удаленное от учащихс€ во времени и пространстве оказываетс€ весьма близким, интересным и доступным, а близкое Ц трудным и сложным. Ќеобходимо побуждать учеников, подчеркивал педагог, работать самосто€тельно, добива€сь того, чтобы работа стала их второй натурой. —тремление все внимательно продумать, усвоить учебный материал должно быть потребностью ученика, только в этом случае можно говорить о развивающем характере обучени€.

Ѕольшов внимание было уделено ј. ƒистервегом в его педагогических работах вопросам школьной дисциплины. ќн высказывал свое отрицательное отношение к использованию наказани€ в педагогической практике как методу обучени€ и воспитани€. Ђќ мерах наказани€ мы лучше говорить не будем, - обращалс€ он к учител€м. Ц ќни большей частью бесполезны и не нужны, то есть согласно природе самого предмета обучени€. Ќадо только, чтобы ученик работал в школе охотно. “ам. √де это имеет место, не может быть и совсем не бывает случаев неповиновени€ учащихс€. “ам же, где этого нет, приходитс€ посто€нно и безуспешно придумывать наказани€ї [2].

¬о всех работах ј. ƒистервега красной нитью проходит мысль о значении искусства обучени€ и воспитани€ учител€ (педагогического мастерства) в успешном решении педагогических задач. ћастерство профессиональной де€тельности он органично св€зывал с личными качествами учител€, однако рассуждал Ђне об общих качествах учител€-воспитател€: его честности, нравственности и т.д., а только о качества учител€, делающих обучение образовательным и плодотворнымї [2, с. 407].   таким важнейшим качествам относил энергичность и живость, силу характера, любовь к дет€м и своей педагогической работе.

ќдним из первых Ђучитель немецких учителейї высказывалс€ о педагогическом значении внешнего вида учител€, манеры его поведени€, указыва€ на то, чтобы учитель усваивал Ђкак можно больше живости! ѕоследн€€ заключаетс€ не в бесконечном размахивании руками, не в гримасах и мимике. Ёто духовна€ жизнь, котора€, разумеетс€, также отражаетс€ на лице. Ќа всем внешнем облике и жестахї [2, с. 408]. ќн советовал учител€м заботитьс€ о своей внешности, о физическом и духовном здоровье, организации здорового и рационального образа жизни, так как во многом, по мнению немецкого педагога, результативность работы учител€ обусловлена его физическим здоровьем, хорошим самочувствием, внутренней энергетической силой.

ѕримечательно, что ј. ƒистервегом впервые была предприн€та попытка выделени€ нескольких уровней профессиональной де€тельности педагога. ќн указывал на то, что есть учител€, работающие добросовестно, добива€сь хороших результатов в обучении и воспитании, но есть и Ђгениальные виртуозы педагогического делаї, которые формируютс€ как профессионалы Ђпри редчайших и счастливейших обсто€тельствахї [2, с. 415]. ƒистервег не проанализировал эти обсто€тельства, указал только на отдельные факторы развити€ высокого уровн€ профессионализма педагога. ¬ажнейшим среди них назвал способность учител€ к посто€нному самообразованию, самоусовершенствованию. ќн призывал педагогов Ђникогда не останавливатьс€ї и подчеркивал, что учитель Ђдо того времени способен образовывать других, пока продолжает работать над собственным образованиемЕ общим, как человека и гражданина, и специальным, как учител€ї [2].

ѕедагогическое наследие ‘.ј. ƒистервега детально изучаетс€ современными педагогами, служит неисс€каемым источником педагогических идей в разных направлени€х педагогических исследований, педагогической теории и практики.

7.4. ѕедагогическа€ теори€ ».‘. √ербарта. »звестный немецкий педагог, психолог, философ »оганн ‘ридрих √ербарт (1776Ч 1841) был в числе почитателей и последователей ѕесталоцци, ≈го де€тельность профессора св€зана с √Єттингенским и  Єнингсбергским университетами.

ѕознакомившись с произведени€ми ».√. ѕесталоцци, посетив Ѕург-дорфский институт (1800), он создал свой первый педагогический труд, который посв€тил знаменитому швейцарцу.

ѕедагогическа€ де€тельность √ербарта началась в юности, когда он был воспитателем детей в семье одного швейцарского аристократа. «атем, по завершении университетского образовани€, читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией по подготовке учителей. —оздав опытную школу при учительской семинарии, преподавал школьникам математику.

—вою педагогическую теорию √ербарт представил в произведени€х: Ђќбща€ педагогика, выведенна€ из целей воспитани€ї (1806), Ђ”чебник психологииї (1816), Ђѕисьма о приложении психологии к педагогикеї (1831), Ђќчерк лекций по педагогикеї (1835). ¬се они отличаютс€ рациональностью и довольно сложны дл€ воспри€ти€.

¬ своих педагогических воззрени€х √ербарт отталкивалс€ от педагогических идей ѕесталоцци, но многое решал иначе. “ак, он восполнил тот пробел, который оставалс€ в рассуждени€х швейцарского педагога о том, как данные чувственного воспри€ти€ могут быть переработаны в идеи, как знание может повли€ть на нравственность. √ербарт считал, что нельз€ более смотреть на человеческий ум, как на мертвую таблицу, и дополн€ет ».√. ѕестолоцци, разрабатыва€ свои психолого-педагогические представлени€. ≈сли ѕесталоцци, опира€сь на идею чувственного воспри€ти€, стремитс€ к изучению физического мира, то √ербарт не считал такой подход достаточным и ставил целью создание морально-эстетического представлени€ о мире. ѕоэтому естественно-научным зан€ти€м (арифметике, географии, естествознанию) он предпочитал зан€ти€ чистой математикой, классическими €зыками и литературой.

√ербарт свел свои педагогические идеи в строго логическую систему, обосновав их доказательствами, в том числе психологическими.

–ассмотрим ключевые психологические пон€ти€ теории √ербарта. ƒуша (психика) человека, ничем не заполненна€ от рождени€, имеет одно важное свойство Ч она вступает во взаимоотношени€ с окружающей средой через нервную систему. Ѕлагодар€ этому в уме по€вл€ютс€ первые представлени€, полученные от чувственных воспри€тий, а из сложных взаимодействий представлений образуютс€ пон€ти€, развиваютс€ суждени€ и размышлени€. ѕредставлени€ детей исход€т из двух источников: из практического (опытного) соприкосновени€ с природой и из общени€ с людьми. ”читель должен, расшир€€ жизненный опыт ребенка, развивать знание, а расшир€€ социальное общение Ч развивать чувства. ќтсюда следовало два важных вывода:

1. √лавна€ способность души состоит в способности ассимил€ции (сли€ни€).

2. √лавна€ и определ€юща€ сила, формирующа€ душу и характер, Ч воспитание.

ѕроцесс воспитани€ √ербарт делил на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание.

÷ели и задачи воспитани€ педагог и философ выводил из философии и этики.

÷ель воспитани€ он определ€л так: Ђ¬се дело воспитани€ можно суммировать в пон€тии Ђнравственностьї. “ермин Ђдобродетельї выражает всю цель воспитани€ї. ƒобродетель понимаетс€ как Ђиде€ внутренней свободыї, развивающа€с€ у человека в процессе накоплени€ им опыта. “акой опыт вызывает у индивидуума одобрение или неодобрение наблюдаемых €влений и суждени€ на уровне вкуса. ѕоэтому √ербарт называл их эстетическими представлени€ми (свой философский трактат он назвал ЂЁстетическое представление о ¬селенной как главна€ цель воспитани€ї). “акие представлени€ включают в себ€ Ђпригодное, красивое, нравственное, справедливоеї, то есть все то, что нравитс€ в процессе созерцани€. √лавна€ цель воспитани€ состоит в том, чтобы развить эти предпочтени€ через опыт, беседы и образование.

√ербарт свел добродетель к п€ти моральным иде€м. ќсновной среди них €вл€етс€ иде€ внутренней свободы, гармонии воли и желани €. ƒело воспитани€ Ч сформировать характер, который Ђв жизненной борьбе оставалс€ бы непоколебимымї и основывалс€ на прочном моральном убеждении и воле.

«адачи воспитани€ были определены немецким педагогом-классиком так: обогащение души представлени€ми или опытом на основе представлений, выработка идеи и мотивов поведени€.

Ќравственность зависит от доброй воли и знани€, а они в свою очередь Ч от просвещени€ человека или идей, развившихс€ из первоначальных представлений. ¬ол€ и действие (поведение) возникают из желани€, или мотивации. ќтсюда итог, к которому пришел √ербарт: Ђƒелание, которое перед самим собой обнаруживает ученик, выбира€ добро и отверга€ зло, Ч это, а не что другое, есть образование характераї. ƒействи€ учител€ при этом ограничены, так как выбор делает сам ученик и завершает его своими действи€ми, учитель не может Ђвлить в душу своего ученикаї силу, способную заставить его действовать. Ќо он создает такие услови€, при которых результатом станет добродетель ученика, к этой основной цели должны быть направлены все усили€ педагога.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 22600 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

396 - | 433 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.031 с.