Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Деятели просвещения в России XVIII века (М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, И.И. Бецкой, Ф. Л. Янкович, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев).




Развитию просвещения и образованности в Росси XVIII столетия способствовала целая плеяда высокообразованных, преданных своей Родине ученых и педагогов. Они внесли неоценимый вклад в развитие русской школы и мировой педагогической мысли.

Наиболее известным среди этих деятелей просвещения является М.В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.), о биографии и способностях которого до сих пор слагаются чуть ли не легенды (сын простого поморского крестьянина из Архангельской губернии стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии).

Проявляя заботу о распространении просвещения в России, М.В. Ломоносов настаивал на создании в столице университета европейского типа, доступного всем слоям населения. Его хлопоты увенчались успехом, и в 1775 году по собственному проекту академика был организован Московский университет, носящий и ныне имя М.В. Ломоносова.

Способствовал развитию образования в России М.В. Ломоносов и как разносторонний ученый, человек энциклопедических знаний. Он представлен в истории как основоположник физической химии, талантливый математик, движимый высоким чувствомпатриотизма историк; поэт, заложивший основы современного русского языка; достаточно известный художник. Им создано много научных работ. Наиболее известными с педагогической точки зрения являются: «Краткое руководство к риторике», «Российская грамматика», «Древняя российская история», «О сохранении и размножении российского народа», «Проект регламента московских гимназий ».

М.В. Ломоносов был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения, уделял внимание педагогическим вопросам, организации обучения и воспитания, справедливо полагая, что создать благие условия для жизни сограждан, улучшить положение народа можно посредством распространения культуры и просвещения. Ученый постоянно подавал прошения Сенату о разрешении бессословной системы образования вплоть до университета.

Цели воспитания он связывал с формированием человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине.

Разносторонний ученый одним из первых в России разрабатывал педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии.

Как ученый-материалист, Ломоносов в плане методологических подходов к организации педагогического процесса был сторонником принципа природосообразности в обучении и воспитании. По его мнению, воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка, что подтверждает высказывание: «Чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и к добродетели способствовали». Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом склонностей детей.

М.В. Ломоносов видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь умственного и нравственного воспитания физического развития.

Считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем...» «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюденияесть лучший всех способ к изысканию правды».

Как человек, стоящий у истоков организации школ, университета, академии, М.В. Ломоносов был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, эффективной для получения результатов учебно-познавательной деятельности формы организации обучения. Выступал как дидакт, развивая и совершенствуя принципы, формы и методы обучения:

· Значительное место в процессе обучения отводил практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний.

· Разрабатывал дидактические принципы: наглядности, доступности обучения, развития активности и самостоятельности ученика в учении.

· Написал ряд учебников — первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др.

Большое внимание в своей педагогической деятельности и в работах педагогического характера отводил М.В. Ломоносов воспитанию: «...Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются».

Исходя в воспитании из принципов гуманизма и народности, высоко оценивая общечеловеческую нравственность, ученыйособо выде­лял следующие моральные качества человека, которые необходимо воспитывать в детях с младых ногтей: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Будучи сам очень трудолюбивым и трудоспособным, он выступал против таких моральных пороков, как леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, бахвальство и др.

М.В. Ломоносов развивал также идеи о пользе поощрений и наказаний, считая эти методы воспитания достаточно действенными для формирования нравственных качеств ребенка. Примечательно, что не возражал против телесных наказаний (в случае необходимости). Основным методом и одновременно условием воспитания педагог и ученый называл порядок и дисциплину.

Разработал требования к личности и деятельности учителя, заложил основы педагогической этики.

Современником М.В. Ломоносова и его соратником в просветительской деятельности предстает в истории педагогики Василий Никитич Татищев (1686 – 1750 гг.), просветитель, историк. Государственный деятель. Свои педагогические воззрения он изложил в сочинениях «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» (1733), «Духовная моему сыну» (1733).

Татищев полагал, что улучшений в жизни народов России можно добиться с помощью укрепления самодержавной власти и распространения просвещения. Много сил отдал организации народной школы и профессионального обучения. Ратовал за образование женщин, поэтому предлагал в крупных городах мужские и женские семинарии. Для детей дворян предлагал особую систему учебных заведений: гимназия для «предуготовления к высшим наукам», академия или университет, кадетский корпус.

В.Н. Татищев одним из первых в России поднял проблему личности учителя, определив морально-нравственные требования к тем, кто занимается делом просвещения. Он считал, что учитель должен не только хорошо знать тот предмет, который преподает, но и обязан быть морально-нравственным эталоном для своих учеников. Предложил специальную подготовку учителей в Академической гимназии, причем ратовал за то, чтобы учителями были русские, а не иностранцы, как это было принято в России петровской эпохи.

В период правления в России императрицы Екатерины II огромную роль в развитии просвещения и педагогической мысли сыграл Иван Иванович Бецкой (1704 – 1795), государственный деятель, создатель закона «о воспитании обоего пола юношества» (1764). В законе говорилось о необходимости воспитать в стране «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5 – 6 лет до 18-летнего возраста. Бецкой реорганизовал систему обучения детей разных сословий, не было таких учебных заведений только для детей крепостных крестьян. В период его образовательно-просветительской деятельности были созданы Академия художеств, Коммерческое училище для мальчиков, Смольный институт благородных девиц в Петербурге для девочек с отделением для девочек из мещанского сословия.

Педагогические взгляды И.И. Бецкого основывались на идеях обучения и воспитания английского философа и педагога Дж. Локка (см. предыдущие лекции). Бецкой был хорошо знаком с педагогическими идеями Запада, поэтому в своих педагогических докладах и уставах учебных заведений («Генеральный план воспитательного дома» (1764), «Краткое наставление… о воспитании детей») трактует вопросы физического, умственного и нравственного воспитания в свете педагогических идей Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо. Следует отметить, что созданная И.И. Бецким система воспитания и обучения в закрытых учебных заведениях была оторвана от жизни и далеко не всегда давала желаемые педагогические результаты.

В истории педагогики в России изучаемого периода известны педагогические взгляды и деятельность Федор Иванович Янкович де Мариево (1741-1814) – сербскохорватский мыслитель и педагог, последователь Я.А. Коменского. Образование получил в Венском университете. Принимал деятельное участие в реформе народного образования в Австрии в 1774 г. Хорошо знал опыт постановки учительской работы в Венской учительской семинарии; много работал над распространением новых методов обучения в школах сербских провинций Австрии. В 1782 г. приглашенный Екатериной II по рекомендации австрийского императора, Янкович прибыл в Россию для работы в "Комиссии об учреждении народных училищ". Он разработал план школьной реформы, проведенной в России по уставу 1786 г. В соответствии с этим уставом были созданы малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, учебные заведения находились вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных граждан, умеющих хорошо писать и считать, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию, рисованию. Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища в курс обучения входили евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура.

Работая в Комиссии по учреждению народных училищ, Ф.И. Янкович с 1783 г. занимал должность директора открытого по его инициативе Петербургского главного народного училища, сочетая административную работу с учебной и научно-педагогической. С 1786 г. руководил созданием в Петербурге учительской семинарии. При создании Министерства народного просвещения был членом Главного управления училищ Российской империи. В тот же период совместно с русскими учеными-педагогами он разработал всю документацию по народным училищам, написал ряд учебников и учебных руководств. Им созданы: "План к установлению народных училищ", который был положен в основу "Устава народным училищам в Российской империи", "Правила для учащихся в народных училищах" (1782), "Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи" (1783), "Букварь" (1782), "Прописи и для них руководство по чистописанию" (1782), "Руководство к арифметике" (1784).

Известен как педагогический деятель России XVIII века журналист, публицист, издатель (впервые в России стал издавать детский журнал «Детское чтение для сердца и разума) Николай Иванович Новиков (1744 - 1818). Свои педагогические взгляды он изложил в трактате «О воспитании и наставлении детей» (1783). Считал основными направлениями воспитательной работы педагогов телесное (физическое), нравственное и умственное воспитание, ратовал за общедоступность образования в России. Большой заслугой Н.И. Новикова явилось введение в научный обиход русских ученых термина «педагогика», выявление сущности педагогики как науки, ее общественного значения.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) – русский писатель, философ, историк, юрист, экономист, химик, врач, педагог, сторонник материализма, основатель революционного направления русской общественной мысли. Он также внес значительный вклад в развитие просвещения в России XVIII в. Родился в дворянской семье. Учился в кадетском корпусе в Петербурге, окончил Лейпцигском университете юридический факультет. Большое влияние на его мировоззрение оказали французские и русские просветители (Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков). Работал чиновником в Сенате, был юридическим советником, управляющим Петербургской таможни. В 1783 г. написал оду "Вольность", первое свободолюбивое произведение русской поэзии. По приказу Екатерины II был арестован и заключен в Петербургскую крепость. За издание "пагубной книги" "Путешествие из Петербурга в Москву" его приговорили к смертной казни, заменили ссылкой в Сибирь на 10 лет с лишением чинов и дворянства. При Павле I писателю было разрешено поселиться в имении отца, а при Александре I он вернулся в Петербург. Работая в законодательной комиссии, он выступал с вольнодумными мыслями и радикальными требованиями в защиту крестьян. Под угрозой новых преследований А.Н. Радищев покончил с собой.

Подобно Ж.-Ж. Руссо, поклонником которого был А.Н. Радищев, писатель связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Он настаивал, прежде всего, на гражданском воспитании, на формировании "сынов Отечества", требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян. В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" раскрыл свою материалистическую концепцию возрастного развития растущего человека и его движущих сил. Рассуждая о подготовке подрастающего поколения к жизни, к труду, Радищев отмечал, что крепость духа так же необходима в жизни, как и здоровый организм.

Изучение специфики школьного дела, педагогических идей просветителей в России XVIII века дает основания для следующих выводов:

· Общеобразовательная политика в России этого периода содействовала установлению принципа государственности школ, светскости образования.

· Важным для построения сети школьного обучения явился принцип связи общего образования с реальным.

· Положительным и прогрессивным моментом в системе образования в России XVIII века можно считать профессиональное обучение на основе общего образования.

· В середине XVIII в. в России возникла педагогическая общественность, представители которой (см. текст лекции) пришли к осознанию явной недостаточности учебных заведений, направленных лишь на подготовку грамотных людей, квалифицированных специалистов. Остро ставилась проблема воспитания гражданина, преданного Родине и готового ей служить, сформировалась идея бессословного образования, необходимости широкого просвещения и образования народа.

6.4. Просвещение и педагогическая мысль в Беларуси XVIII в. Из предыдущих лекций мы уже знаем, что до последней четверти XVIII века Беларусь находилась в составе Речи Посполитой. Лидирующее место в системе школьного образования занимали иезуитские школы (см. лекцию № 3). Философская общественная и педагогическая мысль в Беларуси развивалась на фоне взаимодействия славянских культур – русской, украинской, белорусской, польской. Многие просветители этого периода связали свою жизнь с идеей объединения с русским народом: Илья Копиевич (1651 – 1711), Гергий Конисский (1717 - 1795), Казимир Нарбут (1738 - 1807).

Илье Копиевичу принадлежит заслуга в издании первых на русском языке книг о сотворении света, о навигации, учебников по арифметике, книг по истории, риторике.

Георгий Конисский, являясь ректором Киево-Могилянской академии, создавал условия для осуществления прогрессивных петровских реформ в Беларуси.

Казимир Нарбут, известный представитель педагогической и естественно-научной мысли в Беларуси XVIII в., был сторонником широкого образования под эгидой государства, выступал с осуждением физических наказаний детей в школах, особое значение придавал гуманному отношению учителей к воспитанникам из бедных семей. Его взгляды на обучение и воспитание основывались на гуманистических идеях раннего периода эпохи Просвещения, в которых подвергались критике сословная система обучения и методы иезуитского воспитания.

В конце XVIII века в результате трех разделов Польши вся Беларусь (с населением свыше трех миллионов человек) была присоединена к России. В 1786 году в Беларуси как части России была создана Эдукационная комиссия, которая провела школьную реформу:

ü Школа приобрела светскую направленность (духовенство было отстранено от управления делом образования, из школ устранялось схоластическое содержание образования, изгонялось бездумное заучивание схоластического учебного материала, осуждалась зубрежка).

ü Установлены учебные округа, трехступенчатая система образования (однако принцип сословного образования остался).

С конца 70-х годов в Беларуси стали открываться первые русские школы. Была создана сеть народных училищ – два главных училища и шесть малых народных училищ (в Могилеве, Полоцке, Черикове, Мстиславле, Орше, Чаусах и Копыле). Это были светские учебные заведения, в которых преподавались русский язык, арифметика, геометрия, механика, физика, география, естествознание, всеобщая и русская история, архитектура, иностранные языки, рисование.

Значительное место в системе школьного образования в Беларуси в последней четверти XVIII века продолжали занимать монастырские униатскиек и католические учебные заведения, где основным языком обучения был польский. В Новогрудском уезде Минской губернии была открыта польская школа для подготовки учителей в этих училищах. В основном в них обучались дворянские дети.

Во второй половине XVIII в. в культуре и идеологии Беларуси начинается эпоха Просвещения, характерными тенденциями которой были:

· Усиление рационалистических и материалистических взглядов на окружающую действительность, в частности, начало расцвета естественных наук.

· Критика церкви, ее засилия в общественной жизни; начало борьбы с феодально-крепостническими порядками.

Центром науки и культуры в это время становится Академия, затем Главная школа Литовская (с 1783 г.), а потом университет в Вильно.

Новые педагогические взгляды, соответствующие духу эпохи Просвещения, формулируют и пропагандируют в это время деятели образования, как правило, члены Эдукационной комиссии: Станислав Канарский, Гжэгаш Пирамович, Станислав Сташиц, Ян Снядецкий (ректор Виленского университета). Все они были поляками по национальности, что не помешало им внести большой вклад в дело развития просвещения на Беларуси. В частности, Станислав Канесский написал педагогический трактат на белорусском языке «Аб выхаваннi сумленнага чалавека i добрага грамадзянiна», а труд Г. Пирамовича «Абавязкi настаунiка» (1787 г., также на белорусском языке) представлял собой новый опыт в преподавании педагогики. Новым и прогрессивным во взглядах Пирамовича на педагогику как науку и практику было то, что воспитание и образование рассматривалось им как важнейшие факторы совершенствования жизни общества.

В последней трети XVIII века в Беларуси взрастает влияние русского просвещения. Особенно это было характерно для восточных районов Беларуси, объединенных с Россией. Преподаватели народных училищ свято верили в силу просвещения, распространяли в Беларуси прогрессивные взгляды на общественное устройство, на образование, пропагандировали передовую русскую культуру и призывали к бессословному обучению.

 

Контрольные вопросы и задания:

 

1. Решению каких социально-экономических и политических проблем были призваны содействовать реформы в области образования, проводимые Петром I?

2. Дайте характеристику системе учебно-воспитательных учебных заведений в России XVIII века.

3. Что было общего и особенного в просветительской педагогике России и Беларуси в рассматриваемый период?

4. Какие уроки русского и белорусского просвещения могут быть полезны для решения современных проблем образования?

Литература:

Антология педагогической мысли Белорусской ССР/ ред. кол.: М.А. Лазарук [ и др.] – М.: Педагогика, 1986.

Антология педагогической мысли в России XVIII в. / сост. И.А. Соколова; ред. кол.: Г.Н. Волков [и др.]. – М., 1985.

Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.

Капранова, В.А. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капранова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: новое знание, 2005. – 240 с.

Латышина, Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие / Д.И. Латышина.– М.: Гардарики, 2002. – 603 с.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд., рспр. И доп. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512с.

Сегянюк, Г.В. Гiсторыя педагогiкi / Г.К. Сегянюк. – Мазыр, 2000. – 432с.

Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М., 1986. – С.5- 123.

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 8513 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2279 - | 2018 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.