Устойчивые, вневременные, универсальные формы идеологии (прогрессивность или реакционность и т.п.), ее свойство выражать реальные или иллюзорные, кажущиеся либо придуманные ситуации и интересы в других, неидеологических сферах жизни общества - в политике, экономике, культуре и прочем стали основой развития самой идеологии и ее отношений с неидеологическими системами и, прежде всего, - с политикой.
Идеологические течения, борьба междуними - древнейшее явление, как и борьба политических группировок, партий, взглядов и т.п. Новым явлением стало постепенное формирование, начиная с XVII в., дошедших в основном и до нас крупных политико-идеологических течений, неоднократно оформлявшихся в политические партии и учения, активно противостоящие друг другу.
Идеология может быть институционально оформлена в соответствующих политических (и неполитических) группировках, союзах, партиях, движениях.
Отношения политики и идеологии определяются рядом специфических особенностей, которыеих сближают.
1. Обе они представляют собой явления сознания, питающиеся одной и той же по типу основой материальной, экономической жизни общества, а также ее культурными и духовными основаниями и непосредственно включены в исторический и общественный процессы.
2. Идеология универсальна, как и политика, т.е. способна охватывать самые различные области мысли, деятельности, поведения и определять их направление ("образ мыслей", "особые интересы"), цели и средства.
3. Идеология ближайшим образом связана с процессом сопоставления идеалов и конкретных задач, целей и возможностей, который занимает в политике центральное место. Именно идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться (процесс идеализации, т.е. выбора целей, ориентация этого выбора). Поэтому и возникают консервативная либо либеральная, прогрессивная либо реакционная политика.
4. Политика и идеология - наиболее экспансивные, навязчивые системы общественного сознания и организации общества, они не только способны проникать в другие сферы его жизни, но и сочетаться друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая ее слабость, политический вакуум, недостаток политических идей и решений немедленно и неизбежно замещается идеологией. Она способна и вытеснять политику и подчинять ее себе, особенно, когда идеологизация и гиперидеологизация политики стимулируются какими-либо внешними событиями (угрозой извне, искушениями начать те или иные акции против враждебного или слабого окружения и т.п.) или внутренними обстоятельствами - экономическими, например (спад в экономике, трудовые конфликты), в социальной сфере и т.д.
5. Политика и идеология в равной мере активны и связаны с борьбой и многообразием мнений, взглядов, решений, программ и т.п. Они неизбежно поляризуются на различные направления с положительными и отрицательными оценками по принципу антиномии: "да-нет". Поэтому они делятся на правые и левые, реакционные и т.д. И политика, и идеология способны в то же время на компромиссы, взаимоприемлемые решения.
По всем этим причинам естественным отношением политики и идеологии являетсяихнепосредственное объединение в политико-идеологический комплекс. Если нравственность (мораль), культура, научные знания, религия, несмотря на всеих влияние на политику, мало или редко могут определять политику, и мера этого влияния весьма условна, то идеология слита с политикой непосредственно. Политика идеологична по самой своей сути как стремление управлять, направлять, контролировать воимя определенной идеи, замысла, тех или иных интересов и целей.
Тем не менее существуют, по общему правилу, допустимые пределы взаимного проникновения идеологии в политику, за которыми гиперидеологизация разрушает политику, делает ее нефункциональной, неспособной определять и решать общественно важные задачи, порождает извращенные тоталитарные и тиранические режимы, репрессии, кризисы, войны. Тогда и возникает проблема политических, а не идеологических, решений. Избыток идеологии порождает потребность деидеологизации политики, освобождения ее от идеологических приоритетов. Требование деидеологизации может распространяться на исполнительскую деятельность в политике, которой не должны мешать идеологические пристрастия. Существует и другая аналогичная проблема несоответствия политики и идеологии: несовпадение частных, групповых, классовых идеологий с "большой политикой", способные придать политике направление, которое более не отвечает общим интересам страны и народа. Отсюда возникают вождизм, авторитарное правление, личные и групповые диктатуры, диктатуры партий, кланов и т.п.