Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Соотношение политики и идеологии.




Устойчивые, вневременные, универсальные формы идеологии (прогрессивность или реакционность и т.п.), ее свойство выражать реальные или иллюзорные, кажущиеся либо придуманные ситуации и интересы в других, неидеологических сферах жизни общества - в политике, экономике, культуре и прочем стали основой развития самой идеологии и ее отношений с неидеологическими системами и, прежде всего, - с политикой.

Идеологические течения, борьба междуними - древнейшее явление, как и борьба политических группировок, партий, взглядов и т.п. Новым явлением стало постепенное формирование, начиная с XVII в., дошедших в основном и до нас крупных политико-идеологических течений, неоднократно оформлявшихся в политические партии и учения, активно противостоящие друг другу.

Идеология может быть институционально оформлена в соответствующих политических (и неполитических) группировках, союзах, партиях, движениях.

Отношения политики и идеологии определяются рядом специфических особенностей, которыеих сближают.

1. Обе они представляют собой явления сознания, питающиеся одной и той же по типу основой материальной, экономической жизни общества, а также ее культурными и духовными основаниями и непосредственно включены в исторический и общественный процессы.

2. Идеология универсальна, как и политика, т.е. способна охватывать самые различные области мысли, деятельности, поведения и определять их направление ("образ мыслей", "особые интересы"), цели и средства.

3. Идеология ближайшим образом связана с процессом сопоставления идеалов и конкретных задач, целей и возможностей, который занимает в политике центральное место. Именно идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться (процесс идеализации, т.е. выбора целей, ориентация этого выбора). Поэтому и возникают консервативная либо либеральная, прогрессивная либо реакционная политика.

4. Политика и идеология - наиболее экспансивные, навязчивые системы общественного сознания и организации общества, они не только способны проникать в другие сферы его жизни, но и сочетаться друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая ее слабость, политический вакуум, недостаток политических идей и решений немедленно и неизбежно замещается идеологией. Она способна и вытеснять политику и подчинять ее себе, особенно, когда идеологизация и гиперидеологизация политики стимулируются какими-либо внешними событиями (угрозой извне, искушениями начать те или иные акции против враждебного или слабого окружения и т.п.) или внутренними обстоятельствами - экономическими, например (спад в экономике, трудовые конфликты), в социальной сфере и т.д.

5. Политика и идеология в равной мере активны и связаны с борьбой и многообразием мнений, взглядов, решений, программ и т.п. Они неизбежно поляризуются на различные направления с положительными и отрицательными оценками по принципу антиномии: "да-нет". Поэтому они делятся на правые и левые, реакционные и т.д. И политика, и идеология способны в то же время на компромиссы, взаимоприемлемые решения.

По всем этим причинам естественным отношением политики и идеологии являетсяихнепосредственное объединение в политико-идеологический комплекс. Если нравственность (мораль), культура, научные знания, религия, несмотря на всеих влияние на политику, мало или редко могут определять политику, и мера этого влияния весьма условна, то идеология слита с политикой непосредственно. Политика идеологична по самой своей сути как стремление управлять, направлять, контролировать воимя определенной идеи, замысла, тех или иных интересов и целей.

Тем не менее существуют, по общему правилу, допустимые пределы взаимного проникновения идеологии в политику, за которыми гиперидеологизация разрушает политику, делает ее нефункциональной, неспособной определять и решать общественно важные задачи, порождает извращенные тоталитарные и тиранические режимы, репрессии, кризисы, войны. Тогда и возникает проблема политических, а не идеологических, решений. Избыток идеологии порождает потребность деидеологизации политики, освобождения ее от идеологических приоритетов. Требование деидеологизации может распространяться на исполнительскую деятельность в политике, которой не должны мешать идеологические пристрастия. Существует и другая аналогичная проблема несоответствия политики и идеологии: несовпадение частных, групповых, классовых идеологий с "большой политикой", способные придать политике направление, которое более не отвечает общим интересам страны и народа. Отсюда возникают вождизм, авторитарное правление, личные и групповые диктатуры, диктатуры партий, кланов и т.п.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 914 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.