Вопросы для самостоятельного изучения
1) Преобразования Петра I и судьба русской культуры.
2) Западные влияния. Создание новой системы образования (школы, гимназии, университет, академия). Кунсткамера в Петербурге как первый русский художественный музей.
3)Русская культура входит в контекст западноевропейской. Элементы рококо в творчестве живописцев Ф. Рокотова и Д. Левицкого. Барокко в Петербурге (творчество Ф.Б. Растрелли). Садово-парковое искусство (Петергоф). Классицизм в архитектуре Петербурга (Смольный институт, здание Адмиралтейства). Петербург и Москва: соперничество и самобытность. «Архитекторская команда» Д. Ухтомского (В. Баженов, М. Казаков и др.).
4) Роль М. Ломоносова в формировании русской национальной культуры.
5) Открытие в 1756 году в Петербурге первого профессионального русского публичного театра («Русского для представления трагедий и комедий театра», директор - А. Сумароков, руководитель группы -Ф. Волков). Екатерина II и создание Эрмитажа как собрания предметов художественной культуры.
6) Творчество А. Сумарокова, В. Тредиаковского, М. Хераскова. Школа классицизма в русской живописи. Творчество К. Брюллова и Г. Семирадского.
7) Роль Н. Карамзина и А. Пушкина в формировании русского национального сознания и русской культуры в целом. Байронизм в русской культуре.
8) Творчество В. Жуковского и М. Лермонтова. М. Глинка и создание русской национальной оперы. Религиозные и революционно-демократические тенденции в русской культуре XIX века. Своеобразие русской реалистической школы живописи. Творчество П. Федотова, В. Тропинина, А. Венецианова, Сильвестра Щедрина, И. Айвазовского, А. Иванова.
9) Русский ампир. Творчество А. Воронихина, О. Бове, Д.-И. Жилярди, К. Росси. Русско-византийский стиль в творчестве архитектора К. Тона (храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата).
10) Создание в 1870 году Товарищества передвижных художественных выставок. Многообразие направлений и жанров в творчестве художников-передвижников. Портретисты И. Крамской, И. Репин, Н. Ге, жанровые живописцы В. Перов, Г. Мясоедов, В. Маковский, лирические пейзажисты А. Саврасов, В. Поленов, И. Левитан, И. Шишкин. Исторические картины В. Сурикова, сказочные сюжеты В. Васнецова.
11) Самобытность искусства русских художников в контексте основных направлений развития мировой культуры. Композиторы «Могучей кучки»: М. Балакирев, А. Бородин, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков.
12) Творчество П. Чайковского как гения русской музыки.
13) Открытие Третьяковской галереи и Русского музея имени императора Александра III как хранилищ шедевров русской национальной культуры.
14) Изобретение в 1895 году А. Поповым радио. Создание в 1898 году К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко Московского художественного общедоступного театра. XIX век - золотой век русской культуры.
15) Место и роль России в мировой культуре.
16) Декаданс рубежа веков. Русский символизм (Н. Рерих, М. Врубель, А. Блок). «Мир искусства».
17) Определение причин кризиса культуры XX века в «Основах христианской культуры» И. А. Ильина (1937).
18) Предпосылки авангарда в России («Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост»).
19) Супрематизм - искусство беспредметности (К. Малевич, В. Кандинский, П. Филонов). Роль формы, цвета и линии в изобразительном искусстве.
Задания для самостоятельной работы:
1. Какой элемент является парой прогрессивности из общих свойств культуры?
a. Толерантность;
b. Демократизм;
c. Открытость;
d. Регресивность;
e. Нет правильного ответа.
2. Какой элемент является парой регрессивности из общих свойств культуры?
a. Стабильность;
b. Толерантность;
c. Демократичность;
d. Открытость
e. Прогрессивность.
3. Какой элемент является парой регрессивности из общих свойств культуры?
a. Стабильность;
b. Интолерантность;
c. Демократичность;
d. Прогрессивность;
e. Закрытость.
4. Какой элемент является парой регрессивности из общих свойств культуры?
a. Нестабильность;
b. Толерантность;
c. Элитарность;
d. Прогрессивность;
e. Нет правильного ответа.
5. Определите неправильную пару общих свойств культуры?
a. Стабильность - нестабильность;
b. Толерантность - интолерантность;
c. Открытость - замкнутость;
d. Элитарность - регрессивность;
e. Все ответы верны.
6. Определите неправильную пару общих свойств культуры?
a. Нестабильность - толерантность;
b. Открытость - замкнутость;
c. Прогрессивность - регрессивность;
d. Демократичность - Элитарность;
e. Стабильность - нестабильность.
7. Определите неправильную пару общих свойств культуры?
a. Замкнутость - регрессивность;
b. Демократизм - элитарность;
c. Стабильность - нестабильность;
d. Толерантность - интолерантность;
e. Все ответы верны.
8. Определите неправильную пару общих свойств культуры?
a. Демократизм - интолерантность;
b. Стабильность - нестабильность;
c. Открытость - замкнутость;
d. Демократичность - Элитарность;
e. Все ответы верны.
9. Определите неправильную пару общих свойств культуры?
a. Стабильность - нестабильность;
b. Элитарность - демократизм;
c. Регрессивность - прогрессивность;
d. Толерантность - интолерантность;
e. Все ответы верны.
10. Синоним контркультуры:
a. Десиденство;
b. Нонконформизм;
c. Конормизм;
d. Индефферентность;
e. Нет правильного ответа.
11. Пассивное приспособление к принятому готовому порядку вещей называется:
a. Нонконформизм;
b. Конформизм;
c. Индефферентность;
d. Культурный резонанстс;
e. Нет правильного ответа.
12. Какая форма противостояния от официальной культуры даёт конфорт без больших затрат энергии?
a. Нонконформизм;
b. Индефферентность;
c. Конформизм;
d. Культурный резонанстс;
e. Самоубийство.
13. Какая форма противостояния от официальной культуры характеризуется сильной степенью зависимости от окружающих?
a. Нонконформизм;
b. Конформизм;
c. Индефферентность;
d. Культурный резонанстс;
e. Самоубийство.
14. Какая форма противостояния от официальной культуры отрицает принятую систему культуры без понимания её смысла?
a. Конформизм;
b. Индефферентность;
c. Культурный резонанстс;
d. Нонконформизм;
e. Самоубийство.
15. Наиболее эффективный способ защиты от официальной культур?
a. Индефферентизм;
b. Нонконформизм;
c. Конформизм;
d. Самоубийство;
e. Нет правильного ответа.
16. Что использует демагогия?
a. Ссылку на авторитет;
b. Передёргивание фактов;
c. Избирательное цитирование;
d. Казуистику;
E.Всё перечисленное.
17. Какая форма общих свойств культуры является опорой на огромный культурный опыт народа?
a. Элитарность;
b. Демократичность;
c. Открытость;
d. Прогрессивность;
e. Замкнутость.
18. Какая форма общих свойств культуры является опорой на огромный культурный опыт народа?
a. Элитарность;
b. Толерантность;
c. Открытость;
d. Регрессивность;
e. Нет правильного ответа.
19. Способность и возможность субъекта реализовать свои цели - это...
a. Собственность;
b. Ценность;
c. Мудрость;
d. Сущность;
e. Свобода.
20. Болезненное неприятие нового, сужает круг возможностей эмоционального комфорта - это:
a. Позитив;
b. Негатив;
c. Стабильность;
d. Нестабильность;
Тематика рефератов
1. Русская духовная культура. Особенности ее становления. Русский национальный характер, понятие этноса, менталитета.
2. Русское общество и русская культура. Культура русского дворянства XVIII-XIX веков.
3. Народная культура Руси. Фольклор. Народные промыслы.
4. Язычество и христианство на Руси, их взаимовлияние.
5. Проблемы восприятия славянским миром христианской культуры Византийского и латинского круга.
6. Древнерусская художественная система: исконное и привлеченное. Влияние Византии.
7. Художественная культура московской Руси, иконописные школы.
8. Западноевропейский Ренессанс и русская архитектура. На пересечении традиций: собор Василия Блаженного.
9. Особенности проявления национального менталитета в русской сказке. Игра, театральность.
10. Постмодернизм в отечественной культуре.
Рекомендуемая литература
а) основная литература
1. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология Учебник. М.: Серия «Высшее образование», 2008.
а) дополнительная литература
1. Алексеев К.И. Культурология. Учеб.пособ. М.: АСТ, 2011.
2. Багдасарьян Н.Г. Культурология Учебник для ВУЗов. М.: серия «Высшая школа», 2011.
3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология, 3-е изд, доп. и перераб. Электронный учебник. М.: Юнити-Дана, 2011.
4. Доброхотов А.Л. Культурология. Классические труды. Электронный учебник. М.: КноРус, 2011.
5. Драч Г. В. Культурология: конспект лекций, 7-е изд. Р/нД.: Феникс, 2011.
6. Каверин Б.И. Культурология. Учеб.пособ. М.: Юнити-Дана, 2005.
7. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Изд-во «Питер», 2009.
8. Культурология. Классические труды (CD). Директ Медиа Паблишинг, 2008.
9. Малюга Ю.Я. Культурология Учебное пособие 2-е изд. Изд-во «Инфра-М», 2007.
10.Мареева Е.В. Культурология. Теория и история культуры, Изд-во «Экзамен», 2008.
11.Маркова А.Н. Культурология, 4-е изд., перераб. и доп. Электронный учебник. CD. М.: Юнити-Дана, 2011.
12.Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры, 2-е изд., стер. Электронный учебник. CD. М.: Юнити-Дана, 2011.
13. Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры. Учебник (ГРИФ), М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
14.Осокин Ю.В. Современная культурология в энциклопедических статьях. Изд-во «КомКнига», 2007.
15.Пушкова Ю.Б. Культурология. Изд-во «Экзамен», 2008.
16.Румянцев О.К. Теоретическая культурология. Учеб.пособ. Академический проект, 2005.
17.Силичев Д.А. Культурология. Конспект лекций. ПРИОР, 2006.
18.Соколов В.А. Культурология для студентов вузов, Р/нД «Феникс», 2008.
19.Спивак Д.Л. Фундаментальные проблемы культурологии. Историческая культурология. Том (часть) 2. М.: Изд-во «Алетейя», 2008.
20.Тен Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация. Учебник. Р/нД «Феникс», 2008.
21. Костина А.В. Культурология. Электронный учебник для ВУЗов, 4-е изд. CD. М.: Изд-во «КноРус», 2009.