Вопросы для самостоятельного изучения
1) Ослабление религиозного начала в западноевропейской культуре XV века. Вера в человека, интерес к человеку и окружающему его миру.
2) Изобретение Иоганном Гуттенбергом книгопечатания в середине XV века. Выход на историческую арену купцов, предпринимателей, банкиров. Потребность в новом искусстве.
3) Идеальный образец - античное искусство. Создание во Флоренции Платоновской академии, библиотека Лауренциана, первые художественные музеи, восстановление античного Рима.
4) Эпоха Возрождения (Ренессанс) - «величайший переворот» в развитии мировой культуры. Светский характер мировоззрения, в центре - человек, он дитя природы и центр мироздания. Актуализация афоризма древнегреческого философа Протагора «Человек - мера всех вещей».
5) Итальянское Возрождение. XV век - Раннее Возрождение (центр -Флоренция), XVI век - Высокое Возрождение (центр - Рим, Венеция). Джотто как представитель раннего Возрождения.
6) Отказ от готики в архитектуре. Главными элементами в зодчестве становятся купол, полукруглая арка, колонны, пилястры (собор Святого Петра в Риме).
7) Светотень в живописи, интерес к анатомии человека, красоте тела, изображение обнаженных фигур.
8) Скульптура вновь отделяется от архитектуры. Особые персонажи -Святой Георгий, Давид (скульптуры Донателло).
9) В живописи обращение к изображению природы. Верная передача пространства, роль света, тени. Человек изображается в естественной позе, передаются разнообразные человеческие чувства. Преобладание чистых цветов, изображение подробностей материального мира. Фрески Мазаччо (первый решил в живописи проблему линейной воздушной перспективы), картины Паоло Учелло, Сандро Боттичелли.
10) Универсализм дарования великих мастеров: Леонардо да Винчи (1452-15] 9), Рафаэль Санти (1483-1520), Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Творчество Тициана (1485-1576).
11) Божественное и земное в литературе эпохи Возрождения (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо). Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей - великие ученые эпохи Возрождения.
12) Кризис гуманизма (Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель де Сервантес).
13) Реформация в церкви - зацарство Божие на земле (Томас Мюнцер, Мартин Лютер, Жан Кальвин).
14) Культура маньеризма: Иероним Босх, Эль Греко, Ян Брейгель. Творчество Маттиаса Грюневальда, Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха Старшего, Ханса Хольбейна Младшего.
15) Отражение идей Возрождения в быту: свободно передвигаемые предметы (шкафы, буфеты, пульты для письма), которые украшались, как архитектурные сооружения, колонками, карнизиками. Наборное дерево.
16) Связь эпохи Возрождения с другими эпохами и направлениями в мировой культуре (античность, классицизм).
17) Возникновение в конце XVI века в Италии стиля барокко (итал. -вычурный). Яркость чувств, порывистость, страстность искусства барокко. Поддержка католической церкви. Барокко покорило Европу, благодаря испанцам достигло Америки («испанский стиль»). Церковь Санта Сусанна в Риме - образец искусства барокко.
18) Синтез искусств и элементов разных стилей. Волюты, овалы, диспропорции как характерные элементы архитектуры барокко. Интерьер барочных зданий.
19) Дворцово-парковая архитектура. Дворец в Версале, дворец Бельведер в Вене, Цвингер в Дрездене - образцы искусства барокко. Порывистость, беспокойность, живописность скульптуры барокко.
20) В живописи - теплые тона и плавные цветовые переходы, без резких контурных линий. Караваджо (1573-1610) и караваджизм. Фламандская живопись. Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Антонис Ван Дейк (15 9-1641). Жанровая живопись в Голландии. Рембрандт (1606-1669).
21) Героические и идеальные («сочиненные») пейзажи Николы Пуссена (1594-1665).
22) Распространение идей барокко на изделия художественного ремесла, мебель, моду, образ жизни.
Задания для самостоятельной работы:
1. Современная культурная эпоха в России характеризуется как…
a. смешанная из привычного и нового
b. эпоха духовного возрождения
c. переходная от традиционной к индустриальной
d. многостилевая, сочетающая советское и буржуазное
2. Считал культурологию «отраслью антропологии, которая рассматривает культуру как самостоятельную упорядоченность феноменов, организованных в соответствии с собственными принципами и существующих по собственным законам» …
a. Э. Дюркгейм
b. Р. Бенедикт
c. Ч. Пирс
d. Л. Уайт
3. Социология культуры изучает...
a. строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами, институтами
b. социально-экономические процессы
c. динамику социальных организмов
d. исторические условия осуществления социальных процессов
4. Свобода, любовь, справедливость – это ____________ ценности.
a. инструментальные
b. фундаментальные
c. природные
d. элитарные
5. Символом восточной культуры является человек …
a. бог
b. в лодке без весел
c. борец
d. кузнец своего счастья
6. Стремление к достижению гармонии с внешним миром путем самопознания характерно для _______________ культуры.
a. восточной
b. западноевропейской
c. русской
d. античной
7. Совокупность установок и предрасположенностей индивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом –это…
a. идентичность
b. идеология
c. менталитет
d. национальный характер
8. Соответствие между типом культуры и её отношением к знанию:
a. культура Возрождения
b. культура Нового времени
c. современная культура
a) определение достоинства человека «учёностью», образованностью
b) трансформация знания в информационные потоки
c) пропаганда научных знаний
9. Соответствие между типом культуры и характерным для неё представлением о личности:
a. античная культура
b. культура Нового времени
c. культура Древнего мира
a) человек – мерило всех вещей
b) рождение идеи предопределённости человеческой жизни
c) рождение концепции прав человека
10. Соответствие между типом культуры и характерным для неё представлением о личности:
a. первобытная культура
b. культура Возрождения
c. культура Нового времени
a) подчинение интересов индивида интересам коллектива
b) появление интереса к человеческой личности
c) рождение концепции прав человека
11. Соответствие между типом культуры и её отношением к знанию:
a. культура Античности
b. культура Средневековья
c. культура Нового времени
a) пропаганда научных знаний
b) развитие основ научных знаний
c) развитие науки под контролем религии
12. С точки зрения теории социокультурных институтов, общее между художником и слесарем-сантехником можно найти в том, что они…
a. следуют определенным нормам в своей трудовой деятельности
b. получают деньги за свой труд
c. трудятся на благо своей страны
d. окончили среднюю школу
13. Социокультурный институт и социальный институт культуры – это…
a. взаимоисключающие элементы культуры
b. одно и то же
c. взаимосвязанные элементы культуры
d. первое подчинено второму
14. Социокультурным институтом является…
a. здание института
b. учебник физики
c. покупка хлеба
d. ночной сон
15. Среди ценностей индустриального общества присутствует…
a. свобода
b. аскеза
c. праздность
d. духовность
16. Создание идеологии, обосновывающей социальный порядок, – функция __________ культуры.
a. элитарной
b. популярной
c. этнической
d. кровнородственной
17. Социальные технологии в архаичной культуре…
a. нежизнеспособные
b. по преимуществу, опираются на природные образцы
c. по преимуществу, межплеменные
d. обслуживают интересы вождей и жрецов
18. Сущность культурогенеза в…
a. создании новых произведений искусства
b. возникновении новых орудий труда
c. сохранении культурных ценностей
d. постоянном самообновлении культуры
19. Термин, обозначающий идею равноправия и взаимодействия культур, – ___________ культур.
a. форумность
b. диалог
c. полемичность
d. автокефальность
20. Теоретические исследования природы человека и его сущности проводятся в рамках ______ антропологии.
a. философской
b. физической
c. религиозной
d. прикладной
Тематика рефератов
1. Основные эстетические принципы эпохи Возрождения, ее отношение к античности.
2. Театр эпохи Возрождения.
3. Характеристика Возрождения в романских странах и на севере Европы.
4. Образ женщины в искусстве эпохи Возрождения.
5. Связь искусства и науки в творчестве Л. Да Винчи
6. «Маньеризм» в художественной культуре позднего Возрождения.
7. Религия и церковь в эпоху Ренессанса.
8. Новый взгляд на сущность государства и государственной власти в работах Т.Мора, Т. Кампанеллы и Н. Маккиавелли.