Вопросы для самостоятельного изучения
1. Периодизация развития древнегреческой культуры: архаика (600-480 до н.э.), классика (480-323 до н.э.), эллинизм (323-30 до н.э.).
2. Роль мифа в духовной культуре и жизни древних греков.
3. Религиозные основы культуры Древней Греции.
4. Олимп греческих богов: Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Арес, Афина, Афродита, Гермес.
5. Воплощение противоположных мироощущений и идеалов двух культур в образах богов: покровителя искусств Аполлона (умеренность, гармония, красота и покой) и бога вина и виноделия Диониса (свобода, стихия природы и инстинктов, непокой и чрезмерность).
6. Главные элементы храмовой архитектуры: колонна, капитель, база, архитрав, фриз, карниз, фронтон. Дорический, ионический и коринфский стили.
7. Афинский Акрополь. Парфенон.
8. Каноны в архитектуре и скульптуре. Скульптура как символ древнегреческой культуры. Сведения о живописи. Росписи на вазах: чернофигурные и краснофигурные.
9. Театр в Древней Греции (Эсхил, Еврипид, Аристофан).
10. Реализм и идеализация, чувственная непосредственность и рациональная конструктивность, жизнеподобие и чувство меры в древнегреческом искусстве.
11. Гомер, Сократ, Платон, Демокрит, Евклид, Архимед, Пифагор, Геродот, Аристотель как представители культуры Древней Греции.
12. Причины упадка культуры Древней Греции. Однако «плененная Греция победила своего некультурного победителя» (Гораций).
13. Отголоски древнегреческой культуры в поздних периодах европейской культуры. Основные черты сходства и различия в культурах Древней Греции и Древнего Рима.
14. Мифологические и религиозные представления древних римлян. Боги Янус, Юпитер, Минерва, Марс, Венера, Меркурий.
15. Популярность в Древнем Риме коринфского стиля. Тосканский и композитный стили. Влияние этрусской культуры на древнеримскую. Арка и купол как элементы архитектуры. Строительство площадей, общественных зданий, триумфальных арок, сооружений для развлечений.
16. Развитие материальной культуры, инженерные сооружения: дороги, мосты, акведуки. Базиликальный тип зданий. Самостоятельность римской скульптуры: портреты современников и исторические рельефы.
17. Живопись: изображение глубины пространства (перспектива), стремление к копиизму (создание иллюзии перехода в смежные помещения в настенных росписях). Развитие мозаичной техники украшения зданий.
18. Духовный мир древних римлян. Выдающиеся представители: Цицерон, Плутарх, Вергилий, Гораций, Овидий, Тит Ливии. Н.Я. Данилевский о подражательности и самобытности культуры Древнего Рима.
19. Распад Римской империи на западную и восточную как завершение истории античного мира.
1. Понятие «античность».
2. Связь древнегреческой культуры с крито-микенской и древнеегипетской.
Задания для самостоятельной работы:
1. Социология культуры исследует…
a. Динамику социальных культур
b. Социально – экономические процессы
c. Строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами, институтами и пр.
d. Конкретно – исторические условия осуществления социальных процессов
2. Структура современного культурологического знания включает…
a. цивилиографию, историю европейской и отечественной культуры
b. онтологию, гносеологию, этику, эстетику, философию искусства и культуры
c. философскую антропологию, культурную антропологию, социальную антропологию
d. историю культуры, социологию культуры, историческую и прикладную культурологию
3. Структурный элемент культуры, выступающий критерием оценки реальных явлений, регулирующий социальные взаимодействия, внутренне побуждающий к деятельности, – это …
a. обычай
b. понятие
c. ценность
d. ритуал
4. Стремление человека к высшим духовным ценностям, к слиянию с духовным абсолютом, признание внешнего мира иллюзией, преклонение перед духовным авторитетом брахманов характерны для_________ локальной культуры.
a. китайской
b. русской
c. японской
d. индийской
5. Сциентическая позиция критики культуры основывается на …
a. На сравнительно – историческом методе
b. На традиционном литературно – гуманитарном подходе
c. На системном подходе
d. Идеалах естественно – научного знания
6. Термин «культурогенез» означает …
a. период упадка в процессе культурного развития
b. период стагнации культурного развития
c. процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры
d. процесс возникновения, становления культуры
7. Теория исторической типологии культур, возникшая в конце XIX – начале XX века считает, что …
a. Существует единая общечеловеческая цивилизация
b. Культуры автономны и единство человечества состоит в многообразии локальных цивилизаций
c. История монолинейна
d. Историческая перспектива человечества связана с межкультурным взаимодействием
8. Теория исторической типологии культур, возникшая в конце XIX-начале XX века, утверждает…
a. что западные народы вступили в дряхлый возраст, утратили «пассионарность» и им придется сойти с исторической сцены
b. что существование западной цивилизации поставлено под угрозу со стороны растущего национализма экономически отсталых стран
c. что существует бесконечное многообразие уникальных, непохожих друг на друга и неповторимых культур
d. концепцию монолинейной «магистрали прогресса»
9. Термин цивилизация в отечественной науке означает…
a. заключительный этап развития какой-либо культуры
b. ступень общественного развития, следующую за варварством
c. уровень общественного развития
d. уровень общественного развития; ступень общественного развития, следующую за варварством; заключительный этап развития какой-либо культуры
10. Традиционная культура, как правило…
a. существует преимущественно в городах, в состоянии дисгармонии с природой
b. характеризуется ярко выраженным конфликтом поколений представляет собой
c. форму межнационального общения
d. доиндустриальна, бесписьменна
11. Установите соответствие…
a. Культура – способ взаимодействия человека со средой
b. Культура – социальная информация, сохраняемая и накопляемая с помощью создаваемых людьми знаковых средств
a) Деятельностный подход к культуре
b) Информационно – семиотический подход к культуре
12. Установите соответствие между видами отношений культура – природа и их конкретными реализациями.
a. Материально – практический
b. Практически – духовный
c. Духовно – теоретический
a) Рост городов
b) Модель экосистемы
c) Мировое древо
13. Установите соответствие между культурным явлением и его характеристиками.
a. Экологическая политика
b. Экологическая культура
c. Экологическая безопасность
a) Управленческая стратегия и практика, направленная на охрану и оздоровление окружающей природной среды
b) Знания, ценности и нормы общества направлены на сохранение и улучшение окружающей среды
c) Комплекс состояний и действий, обеспечивающий жизнеспособность экосистем, являющихся условием и источником здоровья и жизни людей
14. Установите соответствие между типом картины мира и ее характеристикой.
a. Теоцентрическая
b. Натуроцентрическая
c. Антропоцентрическая
a) Ценностная концентрация на образе бога
b) Ценностная концентрация на образе человека
c) Ценностная концентрация на образе природы
15. Установите соответствие между функцией культуры и ее определением:
a. Познавательная
b. Коммуникативная
a) Расширение знаний об окружающем мире и передача их в символической форме из поколения в поколение
b) Формирование условий и средств человеческого общения
16. Установите соответствие между функцией культуры и ее определением:
a. Познавательная
b. Информационная
a) Расширение знаний об окружающем мире передача их в символической форме из поколения в поколение
b) Накопление, хранение и систематизация информации, обеспечивающие процесс культурной преемственности и исторический прогресс
17. Установите соответствие между элементом семиотической системы и его характеристикой.
a. Язык
b. Символ
c. Значение
a) Материальное явление, служащее для обозначения другого явления, предмета, свойства
b) Материальное явление, служащее для обозначения другого явления, предмета, свойства, в чем – либо образно с ним сходные
c) Информация, существующая и передаваемая в языковой форме
18. Установите соответствие между явлениями и их характеристиками.
a. Ноосфера
b. Тропосфера
c. Техносфера
a) Новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее изменения
b) Нижний, основной слой атмосферы до высоты 8 – 10 км в полярных, 10 – 12 км в умеренных и 16 – 18 км в тропических широтах
c) Совокупность искусственных устройств, промышленных, транспортных и коммуникационных средств
19. Установите соответствие между предметами культуры и их характеристикой
a. знак
b. вещь
c. образ
a) предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса.
b) отдельный предмет культуры, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования
c) субъективная картина фрагментов мира или мира в целом
20. Установите соответствие между процессами и их характеристиками
a. социализация
b. инкультурация
c. индивидуализация
a) процесс становления личности посредствам освоения и производства актуального социального опыта, адаптация к современному обществу
b) процесс становления личности посредствам усвоения и развития надприродных потребностей, ориентаций и способностей
c) процесс становления личности посредствам осуществления своих особенностей, селекции информации, самоопределения и самореализации
Тематика рефератов:
1. Египет – «цивилизация смерти».
2. Особенности египетской мифологии.
3. Египетские пирамиды как культурный феномен.
4. Ведические зрелищные искусства в индийской культуре.
5. Индуизм как специфическая религия.
6. Буддизм как мировая религия. Основные положения.
7. Конфуцианство и современность.
8. Основные достижения культуры древнего Китая.
9. Япония: традиции и современность.
Тема 4. Античная культура
Вопросы для самостоятельного изучения
1) Понятие «античность». Связь древнегреческой культуры с крито-микенской и древнеегипетской.
2) Периодизация развития древнегреческой культуры: архаика (600-480 до н.э.), классика (480-323 до н.э.), эллинизм (323-30 до н.э.).
3) Роль мифа в духовной культуре и жизни древних греков. Религиозные основы культуры Древней Греции. Олимп греческих богов: Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Воплощение противоположных мироощущений и идеалов двух культур в образах богов: покровителя искусств Аполлона (умеренность, гармония, красота и покой) и бога вина и виноделия Диониса (свобода, стихия природы и инстинктов, непокой и чрезмерность).
4) Главные элементы храмовой архитектуры: колонна, капитель, база, архитрав, фриз, карниз, фронтон. Дорический, ионический и коринфский стили.
5) Афинский Акрополь. Парфенон.
6) Каноны в архитектуре и скульптуре. Скульптура как символ древнегреческой культуры. Сведения о живописи. Росписи на вазах: чернофигурные и краснофигурные.
7) Театр в Древней Греции (Эсхил, Еврипид, Аристофан).
8) Реализм и идеализация, чувственная непосредственность и рациональная конструктивность, жизнеподобие и чувство меры в древнегреческом искусстве.
9) Гомер, Сократ, Платон, Демокрит, Евклид, Архимед, Пифагор, Геродот, Аристотель как представители культуры Древней Греции.
10) Причины упадка культуры Древней Греции. Однако «плененная Греция победила своего некультурного победителя» (Гораций).
11) Отголоски древнегреческой культуры в поздних периодах европейской культуры. Основные черты сходства и различия в культурах Древней Греции и Древнего Рима.
12) Мифологические и религиозные представления древних римлян. Боги Янус, Юпитер, Минерва, Марс, Венера, Меркурий.
13) Популярность в Древнем Риме коринфского стиля. Тосканский и композитный стили. Влияние этрусской культуры на древнеримскую. Арка и купол как элементы архитектуры. Строительство площадей, общественных зданий, триумфальных арок, сооружений для развлечений.
14) Развитие материальной культуры, инженерные сооружения: дороги, мосты, акведуки. Базиликальный тип зданий. Самостоятельность римской скульптуры: портреты современников и исторические рельефы. Живопись: изображение глубины пространства (перспектива), стремление к копиизму (создание иллюзии перехода в смежные помещения в настенных росписях). Развитие мозаичной техники украшения зданий.
15) Духовный мир древних римлян. Выдающиеся представители: Цицерон, Плутарх, Вергилий, Гораций, Овидий, Тит Ливии. Н.Я. Данилевский о подражательности и самобытности культуры Древнего Рима.
16) Распад Римской империи на западную и восточную как завершение истории античного мира.
Задания для самостоятельной работы:
1. Возможности неограниченного накопления и обработки информации, знакомство с любыми культурными традициями стали возможными в условиях культуры …
a. постиндустриального типа
b. раннегородских цивилизаций
c. средневековья
d. Новой эпохи
2. Теория исторической типологии культур, возникшая в конце XIX-начале XX века, считает, что…
a. культуры автономны и единство человечества состоит в многообразии локальных цивилизаций
b. существует единая общечеловеческая цивилизация
c. история монолинейна
d. историческая перспектива человечества связана с межкультурным взаимодействием
3. В античной культуре…
a. судьба человека полностью предопределена богами
b. судьба человека зависит от расположения звёзд
c. человек в силах изменить свою участь
d. боги не вмешиваются в земные дела людей
4. Автор, понимающий непрерывные изменения в культуре как «изменения, реализуемые в порядке взрыва», – …
a. Н. Кондратьев
b. Н. Бердяев
c. Ю. Лотман
d. М. Гефтер
5. А.С. Хомякова и И.В. Киреевского объединяет то, что они оба …
a. являются представителями западничества
b. защищают культурологическую теорию П.А. Чаадаева
c. выступают критиками православия
d. являются представителями славянофильства
6. Архаичная культура складывается в обществе,…
a. не отделившемся от природы
b. никак не связанном с природой
c. победившем природу
d. которое управляет природой
7. Важнейший элемент культуры, выступающий критерием, по которому производится человеком оценка значимости действий, идей, мнений,– это…
a. ценности
b. смыслы
c. традиции
d. ритуалы
8. В сферу интересов философии культуры не входят …
a. общие законы функционирования культуры
b. частные и специфические формы культурной деятельности
c. наиболее общие законы и связи культуры
d. формы передачи культурного опыта
9. В понятие «духовная культура» не входит …
a. религия
b. мифология
c. правоведение
d. искусство
10. Взгляды А.С. Хомякова и И.В. Киреевского на Россию объединяет…
a. убеждение, что древняя Россия была всецело и вполне обществом христианским
b. убеждение, что спасение России состоит в возвращении в мировое историческое поле культуры
c. идея о том, что переустройство общества на христианских началах любви - это сверхзадача, которая еще только стоит перед Россией
d. критическое отношение к западноевропейской цивилизации и убеждение принципиального своеобразия русской культуры и истории
11. В научной литературе понятие «вторая природа» употребляется в значении …
a. техника
b. образование
c. культура
d. общество
12. Возможности неограниченного накопления и обработки информации, знакомство с любыми культурными традициями стали возможными в условиях культуры …
a. средневековья
b. Новой эпохи
c. постиндустриального типа
d. раннегородских цивилизаций
13. Важнейшими факторами формирования маргинальной культуры являются…
a. соответствие доминирующей культуре
b. противоречивость культурных установок
c. приспособление к другим культурам
d. отсутствие культурной идентичности
14. Гносеологическая функция культуры – это…
a. манкуртизм
b. познавательная функция
c. функция регулирования различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей
d. функция передачи социального опыта
15. Глобализация в культуре ведёт к смысловым диспропорциям, что открывает широчайшие возможности для …
a. забвения собственных интересов ради интересов общества
b. творческой самореализации
c. управления и манипулирования людьми
d. реализации идеи равноправия
16. Два человека оказались на необитаемом острове. Для того, чтобы спастись, один постоянно поддерживает большие костры. Другой – все время проводит за молитвой. Разница в поведении демонстрирует
a. разные принципы воспитания
b. нежелание одного из них вернуться домой
c. разные типы ментальности
d. разные статусные позиции в обществе
17. Духовность считается основной характеристикой __________локальной культуры.
a. русской
b. античной
c. американской
d. китайской
18. Дескриптивной функцией культурологии является…
a. описание основных культурных объектов
b. сведение к понятному
c. сравнение различных объектов культуры
d. определение перспектив развития культурных процессов
19. Дискриптивно-классифицирующий метод исследования культуры…
a. осуществляет структурный анализ для сравнительного исследования
b. описывает элементы и черты культуры
c. выясняет функции отдельных культурных элементов в целом
d. составляет единую периодизацию истории развития культуры
20. Для процесса культурогенеза характерно …
a. постоянное возникновение феноменов ранее не существовавших
b. возвращение к исходному состоянию
c. консервация существующих форм
d. повторение одних и тех же этапов
Тематика рефератов:
1. Древнегреческая и древнеримская культура: сравнительный анализ.
2. Понятие мифа. Древнегреческий миф и его место в мировой культуре.
3. Истолкование феномена «греческого чуда».
4. Спарта и Афины. Интересы личности и государства. Персонально-коллективистское своеобразие свободы спартанцев.
5. Понятие гармонии, меры и красоты в древнегреческом искусстве.
6. Причины падения греческой цивилизации.
7. Отношение к труду и знанию в эпоху эллинизма.
8. Римский театр и искусство литератора.
9. Риторика как искусство.