Жизнь и труды
Роберт Михельс — выдающийся немецко-итальянский социолог и политолог. Михельс родился 9 января 1876 г. в Кельне, в богатой и родовитой буржуазной семье. Его отец был миллионером, советником городского управления и членом торговой палаты, он перешел из иудаизма в католицизм. У Михельса были еврейские, немецкие, итальянские, французские и бельгийские корни. Среда, в которой вырос будущий социолог, отличалась космополитизмом с франкофильским оттенком. Окружение будущего ученого было культурным и свободолюбивым, хранило воспоминания о нахождении Кельна в составе республиканской и наполеоновской Франции и было оппозиционным по отношению к авторитарным, милитаристским и бюрократическим традициям официального Берлина. После завершения гимназического курса в берлинском College France Михельс изучал историю и политическую экономию в университетах Парижа, Мюнхена, Лейпцига, Галле, Турина; среди его наиболее видных учителей были историки Густав Дройзен и Теодор Линднер. В 1900 г. защитил диссертацию (дипломную работу) по истории Франции.
Преподавал в Марбургском университете (1900-1907), в Брюссельском (1903-1905), в Туринском (1907-1913), возглавлял кафедру в Базельском университете (1914—1927), преподавал в университетах Катаньи (1920), Мессины (1924), Рима (1926), в 1927 г. был приглашенным профессором в Политическом институте в Вильямстауне и в Чикагском университете США, возглавлял кафедру в университете Перуджи и преподавал здесь же в фашистской партийной школе (с 1928 г.),
С 1905 г. Михельс сотрудничал в «Архиве социальных наук и социальной политики» М. Вебера и В. Зомбарта, в котором писал статьи преимущественно о рабочем движении в разных европейских странах. Вебер опекал молодого ученого и оказал на него огромное идейное влияние. В 1913 г. мэтр предложил своему протеже стать соиздателем «Архива».
452 История социологии
Но примечательное своеобразие личности Михельса заключалось в том, что он сочетал академическую деятельность с политической, как бы воплощая знаменитый 11-й тезис К. Маркса о Л. Фейербахе, провозглашающий необходимость соединения познания и преобразования мира. Он активно участвовал в европейском социалистическом движении: в 1901 г. стал членом Итальянской социалистической партии (ИСП), а в 1902 г. вступил в ряды социал-демократической партии Германии (СДПГ). Михельс взял на себя роль партийного интеллектуала и публициста, написав с 1900 по 1907 г. более двухсот статей для европейской социалистической периодики. В центре его внимания было исследование и критика самых различных сторон буржуазного общества, он рассматривал классовую борьбу пролетариата и социализм как самое действенное средство решения всех актуальных проблем современности. Михельс был делегатом трех съездов немецкой социал-демократии. Но, разочаровавшись в ней в силу ее бюрократического и оппортунистического перерождения, умеренностью ее политики и отказом от боевых и решительных акций пролетарской классовой борьбы, отходом от принципов интернационализма, он сблизился с анархо-синдикалистским крылом европейских социалистов. Однако и здесь его ждало разочарование. Вскоре Михельс вышел из рядов СДПГ и ИСП и отказался от участия в политике вообще, сосредоточившись на академической деятельности.
Социолог занялся анализом своего политического опыта, своих наблюдений над европейской социал-демократией, анархистскими течениями и профсоюзами. Значительный импульс научному исследованию Михельса был дан его сближением с классиками теории элит — Г. Моской во время работы в Турине, а потом, в базельский период жизни, — В. Парето. Под их влиянием Михельс начинает разрабатывать собственный вариант теории элит, который и был воплощен в книге «К социологии партий в современной демократии» (первое издание вышло в 1911 г. в Лейпциге и было посвящено «дорогому другу Максу Веберу») и в последующих произведениях. Книга стала сенсацией и вызвала шквал самых разных отзывов, сделав Михельса знаменитым; в течение 15 лет после первого издания она была переведена на итальянский, французский, английский, японский, сербский и другие языки.
В 1913 г. Михельс отказывается от немецкого фажданства и обращается к правительству Италии с ходатайством о предоставлении ему итальянского фажданства, которое было удовлетворено
СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ
в 1920 г.' Разногласия по поводу начавшейся мировой войны обусловили разрыв личных и научных связей оказавшихся по разные стороны линии фронта Михельса и Вебера: первый летом 1915г. опубликовал две газетные статьи, в которых возложил ответственность за развязывание мировой войны на Германию и приветствовал вступление Италии в войну на стороне стран Антанты, тогда как Вебер решительно отстаивал позицию своей страны2. Это и сделало сохранение творческого и личного союза двух ученых-социологов невозможным. Но, несмотря на это, Михельс на всю жизнь сохранил восторженное отношение к Веберу3. Переехав в Италию, Михельс стал писать и преподавать преимущественно на языке Данте и Вико, хотя продолжал использовать и другие языки.
Разочарование в революционных идеалах, переход на позиции элитизма и итальянского национализма обусловили вступление Михельса, как и ряда других итальянских интеллектуалам, в стан сторонников итальянского фашизма. (Кстати, Муссолини тоже был разочаровавшимся социалистом). Социолог не только поддержал движение Муссолини, но и вступил в партию дуче. Если отношение Моски и Парето к итальянскому фашизму было во многом двойственным и противоречивым, то Михельс открыто защищал режим Муссолини. Современный немецкий историк социологии В. Рёрих отмечает, что если Моска опасался заката парламентской демократии, а Парето полагал его неизбежным, то Михельс прямо пропагандировал его4. В возникновении фашизма в Италии и его приходе к власти в 1922 г. Михельс, как и Парето, увидел подтверждение своих теоретических взглядов и, помимо того, шанс на «обновление» страны. В статье «Подъем фашизма в Италии» Михельс
1 Перемена Михельсом отечества объяснялась наличием у него итальянс
ких корней, а в еще большей степени — его глубоким пиететом перед романски
ми народами. Он полагал, что они превосходят все другие нации в силу их 1) пре
восходства в эстетических способностях; 2) естественном уме; 3) духа морального
сопротивления любому гнету и нападкам на человеческое достоинство; 4) боль
шей силе моральной привлекательности. Натурализовавшись в Италии, Роберт
Михельс стал зваться Роберто Михельсом.
2 Вебер, как известно, полагал, что мировая война дает Германии шанс
стать великой мировой державой ранга Англии, Франции, США и России, т.е.
Дополнить свое положение второй по экономической мощи страны мира соот
ветствующим внешнеполитическим влиянием и увеличением колониальных
владений.
3 MichelsR. Bedeutende Manner. Charakterologische Studien. Leipzig, 1927.
4 Rohrich W. Robert Michels. Vom sozialistisch-syndikalistischen zum
faschistischen Credo. Berlin (Wfest), 1972. S. 141.
454 История социологии
писал: «Италия жаждала сильной в политическом отношении руки. Как только фашисты встали у руля, широкие круги вздохнули с облегчением: наконец настоящее правительство!»1 Михельс считал Муссолини «спасителем Италии» и называл его «вождем высокого стиля»2. Симпатии ученого и государства чернорубашечников были взаимными: дуче назвал Михельса среди числа наиболее повлиявших на него мыслителей и оценил его как «большого друга Италии и итальянцев»3. Социолог стал одним из обласканных фашистским режимом ученых. В 20-е гг. появляются работы Михельса, посвященные анализу общественно-политических явлений — фашизма, социалистического движения, отдельным социальным группам, — «Подъем фашизма в Италии» (1924), «Социализм и фашизм» (1925) и др. и самый важный труд этого периода научной деятельности «Курс политической социологии» (1927) и др., несмотря на явную идеологическую профашистскую ангажированность, они все же обладают определенной научной ценностью: здесь наряду с малоприглядной апологетикой фашизма присутствовал и его небезынтересный социологический анализ. Последней большой работой Михельса стали «Новые исследования о политическом классе», посвященные циркуляции элит в Европе после Первой мировой войны и появившиеся в печати в год смерти ученого. Обобщая большой эмпирический материал, социолог пришел к выводу об ускорении социальной мобильности в правящих классах европейских стран. Умер Роберт Михельс 2 мая 1936 г. в Риме.