Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


И теория универсальной эволюции




Социологическая концепция разрабатывалась Спенсером в рамках «синтетической философии», стержнем которой была тео­рия универсальной эволюции. Основные принципы синтетической философии получили подробное освещение в работе «Основные начала». Мир виделся Спенсеру как материя, находящаяся в веч­ном и непрерывном движении и изменении. Причем это движе­ние не является хаотическим, а подчинено некоторым всеобщим закономерностям.

Миром правит естественная причинность. Каждое наличное состояние материи, независимо от того, о каких ее проявлениях идет речь, причинно обусловлено, по мнению Спенсера, пред­шествующим ее состоянием. Таким образом, эволюция материи представляется как непрерывный и постепенный процесс, скреплен­ный единой причинно-следственной связью. Вместе с тем материи присуща внутренняя тенденция к усложнению строения, которая придает эволюционному развитию определенную направленность.

Спенсер Г. Автобиография. С. 6.


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ



Единицы материи естественным образом объединяются в более сложные соединения, а последние — в еще более сложные соеди­нения. Эти изменения всегда сопровождаются нарушением прежде существовавшего равновесия сил, и имманентное «стремление» материи к сохранению равновесия требует некоторой перегруппи­ровки сил, т.е. появления новых связей, которые бы сохраняли установившееся новое состояние. Постепенное усложнение мате­риальных форм сопровождается усложнением таких связей или, иначе говоря, усложнением внутренней организации материи.

Таким образом, эволюция, согласно Спенсеру, представляет собой переход материи от однородности к разнородности, от не­определенности к определенности, от бессвязности к связности, а основными ее параметрами служат рост «агрегатов» материи, дифференциация их структуры и функций, а также координация (интеграция) обособляющихся частей и выполняемых ими фун­кций. Эти основные закономерности проявляются во всех об­ластях явлений — от самых простых до самых сложных. По сути, Спенсером были выделены основные характеристики развития и сохранения систем, и эта модель была впоследствии использована им для анализа биологических, психологических и социальных яв­лений. Причем эта модель была не индуктивной, а аналитической и сконструированной, о чем Спенсер и сам писал: «У меня была способность схватывать коренные истины скорее, чем собирать подробности. Смысл явлений был для меня всегда интереснее са­мых явлений... Сознание причинности... побуждало меня всегда к анализу, в силу чего основные принципы были объектами большего вни­мания, чем различные конкретные явления, их иллюстрирующие»1. Это важно иметь в виду, поскольку (1) наиболее общие теоретические положения спенсеровской социологии были частными приложе­ниями этой абстрактной аналитической модели к области соци­альных фактов, по отношению к которым эмпирический материал выполнял роль сугубо иллюстративную, а (2) сама эта модель была предельно общей и бессодержательной, благодаря чему оставалась возможной корректная, эмпирически обоснованная интерпрета­ция исторической эволюции конкретных социальных фактов.

В эволюции материальных форм Спенсер выделил три ос­новных этапа: неорганическую, органическую и сверхорганическую (или надорганическую) эволюцию. Каждый уровень (или поря­док) развития материи плавно и постепенно вытекает из преды­дущего и не отделен от него резкой границей; в частности, свер-

Спенсер Г. Автобиография. С. 54.



История социологии


хорганическая эволюция возникла «из органической ее формы, путем ряда нечувствительных переходов»1. Область сверхоргани­ческого охватывает «все процессы и продукты, предполагающие координированные действия многих индивидов», т.е. социальные явления. Причем под это определение у Спенсера подпадают не только явления человеческой общественной жизни, но и феноме­ны социальной жизни животных (пчел, муравьев, птиц, стадных млекопитающих). Между тем проявляемые животными формы об­щественной жизни являются лишь «зачаточными» по сравнению с гораздо более сложными формами, существующими в челове­ческих обществах.

Таким образом, специфическая форма сверхорганического развития, «которую проявляют человеческие общества в их росте, в их структурах, в их функциях и в их продуктах»2, с одной сто­роны, является высшей и самой сложной ступенью в эволюции материи, а с другой стороны, связана непрерывной цепью причин­но-следственных связей с феноменами низших порядков. Эти два аспекта, характеризующие место социальных явлений в эволюции материального мира, дали Спенсеру основания для двух осново­полагающих выводов.

Из особого характера социальных фактов вытекала необходи­мость новой науки, поскольку никакие другие науки область свер­хорганических явлений не изучали. Для обозначения этой новой науки Спенсер позаимствовал у Конта слово «социология».

Из того, что социальные факты являются лишь одним из зве­ньев в цепи естественной причинности, вытекало, что социология должна быть наукой естественной. Вместе с тем Спенсер не считал, что она непременно должна пользоваться теми же методами, что и другие естественные науки. Он писал: «...эти явления высшего по­рядка должно изучать так же, как и явления порядка низшего, — не прибегая, конечно, к тем же физическим методам, но прилагая к ним те же принципы»*. Речь идет о тех системных принципах, которые были разработаны им в рамках его «синтетической философии».

1 Спенсер Г. Основания социологии. СПб., 1898. С. 2. (Здесь и далее ссылки
на «Основания социологии» даются по этому изданию. В случаях, когда имею­
щийся перевод не был приемлем, цитаты были сверены и отредактированы по
изданию: Spencer H. The Principles of Sociology. N.Y., 1899-1904.)

2 Там же. С. 4.

3 Спенсер Г. Изучение социологии. Воспитание умственное, нравственное и
физическое. СПб., 1899. С. 4.


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 169





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 251 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2280 - | 2077 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.