Социальное поведение людей опирается на интерпретацию реальности, которая должна быть «внятна» всем участникам «коллективных действий», представляя собой общепринятое толкование вещей, «картину мира». Без такого истолкования, вне системы согласованных интерпретаций реальности успешные координированные действия человеческой группы невозможны. По Дюркгейму, общество существует как совокупность таких «коллективных представлений», которые воспринимаются людьми как их собственные, хотя на самом деле они являются порождением внешней по отношению к ним реальности и для них обязательными. Религия относится к этой надындивидуальной социальной реальности, которая в своих важнейших проявлениях выступает как более или менее устоявшийся образ действий, способный оказывать на индивидов внешнее принуждение и выступающий в качестве их «коллективных представлений» и «коллективных действий». Этими коллективными представлениями и действиями, т.е. верованиями, ценностями, нормами, ритуалами, обеспечивается единство, целостность общества, социальной системы. Социальная и культурная системы неразрывно связаны и взаимообусловлены. Религию как социальное явление можно рассматривать как группу, члены которой разделяют общие для них верования и соответствующие способы действий; их поведение определяется внешними и внутренними факторами так, что внешние действуют только через внутренние, т.е. будучи интериоризированы.
В работе «О разделении общественного труда» Дюркгейм Рассматривает религию прежде всего как часть социальной сие-
История социологии
темы. Он показывает, что составляющие общество социальные факты находятся между собой в строгой детерминистской функциональной зависимости и эволюционируют, подчиняясь объективным закономерностям. Классифицируя социальные системы, Дюркгейм выделяет два основных типа солидарности — механическую и органическую. Он показывает, что каждый из этих социальных типов задает соответствующий ему тип религиозной жизни. В эволюционном плане религиозное развитие трактуется как изменение в направлении все большей обобщенности религиозных представлений. Религию Дюркгейм рассматривает на этом этапе главным образом в контексте анализа способов интеграции в более или менее дифференцированных системах, интеграции с помощью вырабатываемых тем или иным образом общих ценностей, анализа возникающих в этой связи проблем морального принуждения и внутренней динамики общественного развития, социального прогресса. Религия выполняет интегративную функцию, религиозная связь между членами группы, общества выступает как их социальная связь, так что в ходе социальной эволюции религия изменяется соответственно структурно-функциональным изменениям в социальной системе, в свою очередь накладывая на социальные системы свой отпечаток. Тем самым определяется главная тема социологии религии — «религия и общество, взаимодействие между ними» и главный отправной методологический принцип: общество в такой же мере творит религию, в какой религия творит общество.
В «Элементарных формах религиозной жизни» Дюркгейм рассматривает религию в качестве центрального института общества, религия становится здесь главным предметом исследования. На этнографическом материале, анализируя тотемистические верования австралийских аборигенов, Дюркгейм объясняет способ, посредством которого религия удовлетворяет важнейшую социальную потребность — потребность в солидарности. Вопрос о религии для него выходит за рамки социологии религии как отраслевой социологической дисциплины. Вопрос о религии для Дюркгейма — это вопрос о том, как возможно вообще человеческое общество.