Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Развитие и изменение социальных институтов




Развитие любого общества во многом осуществляется за счет развития социальных институтов. Самый верный критерий зрелости общества — многообразие и разви­тость существующих в нем социальных институтов, спо­собных надежно, устойчиво, на профессиональном уров­не удовлетворять разнообразные потребности индивидов и социальных групп и эффективно регулировать их пове­дение.

Уже на ранних этапах развития общества началось формирование социальных институтов (производствен­ных организаций институтов, духовной жизни, семьи). Но синкретический характер человеческой деятельности обу­словил и синкретичность первых институтов, выразив­шуюся в многофункциональности, нерасчлененности их функций. «Неразвитость труда по всем его параметрам (орудия и прочие технические средства, производствен­ный опыт и навыки, кооперация и дифференциация труда), преобладание... живого труда над овеществлен­ным, привязанность производства к природным услови­ям... выступают причиной присущего первобытному об­ществу синкретизма[59] общественных отношений, невычленности различных сфер общественной жизни, слитности материального и духовного производства. Об­щина — универсальный институт, осуществляющий хо­зяйственную, семейно-бытовую, культовую и другие функции. Определяя собой все стороны общественной жизни, материально-производственная деятельность еще не обособляется от других видов деятельности. Кровно­родственные отношения, связующие элементы социаль­ной структуры и внутри общины, и между общинами, также характеризуются синкретизмом» [163. С.340].

Данные этнографических исследований свидетельст­вуют, что довольно скоро появились признаки распада синкретизма. Община, род и племя начали разделяться, «в общине при всей ее универсальности на первый план все больше выходит производственная деятельность, ин­ституты же рода и племени берут на себя функцию меж­общинного общения, в силу экзогамии к ним естественно отходят и брачно-семейные отношения» [163. С.340]. На­чинает складываться тенденция усложнения обществен­ной структуры.

Усложнение отношений внутри родов, племен, общин в результате произошедшего прогресса в изготовлении орудий труда, перехода к производящему хозяйству и обособления скотоводства и ремесла привело к формиро­ванию иерархии родов, племен, их союзов. В этот период появляются институты старейшин, вождей, жрецов, в обязанность которых входила организация коллективных трудовых процессов, военного дела, культовых действий, а также сохранение и передача от поколения к поколению социального опыта.

Дальнейшее развитие общества, «введение земледелия и животноводства переворачивает весь жизненный уклад первобытных людей. Внутри общины, перерождающейся в соседскую, все большую хозяйственную самостоятель­ность приобретает семья. Вместе с тем развиваются и усложняются формы кооперации труда, являющиеся ус­ловием существования семейного хозяйства» [163. С. 344]. Это, в свою очередь, ведет «к изменению форм обмена взаимной деятельностью, ее результатам, к постепенному нарушению равнообеспечивающего принципа распреде­ления и потребления жизненных средств. Получающее все большую экономическую самостоятельность семейное хозяйство превращается в главную форму организации производительных сил, вытесняя в данной роли родовую общину» [163. С. 344]. Так постепенно (через ряд реформ) на смену кровнородственной общине приходит община соседская, земледельческая община.

Зарождение системы социальных институтов началось в период разложения первобытнообщинного строя и было связано с процессом общественного разделения труда. Разделение труда привело к появлению и развитию част­ной собственности, которая, в свою очередь, привела к разделению общества на классы, что и обусловило необ­ходимость появления таких социальных институтов, ос­новной функцией которых было осуществление классо­вых интересов и потребностей, охрана существующего социального порядка.

Таким образом, уже на ранних этапах развития обще­ства появляется потребность в формировании механизмов управления социальными процессами, Т.е. соответствующих социальных институтов. В качестве их предвестников на ранних ступенях первобытного общества выступали советы старейшин, родоплеменные советы, народные со­брания, функции которых еще не были четко определены, в основном они выполняли военные, судейские и жречес­кие функции. В период становления классового общества формируется социальный институт управления, обеспе­чивающий функционирование общества в целом, его об­щностей и социальных групп в интересах господствующе­го класса, — государство.

В эпоху средневековья социальные институты высту­пали прежде всего как средства закрепления отношений личной зависимости и внеэкономического принуждения, «сращивания» политической власти и экономического господства, а также обеспечения устойчивости социаль­ного целого, общества. Среди институтов феодального владения можно отметить такие, как майорат, феод, им­мунитет, вотчина и др. В классовом обществе в этот период происходит выделение сословия профессиональ­ных служителей культа, возникают особые религиозные организации, что ведет к становлению церкви, религии в качестве особого социального института. Религия как со­циальный институт играла важную роль в интеграции политически и экономически раздробленного общества. Она приобрела и начала осуществлять нерелигиозные функции — политические, экономические (церковь была крупным земельным собственником в этот период). Ей были полностью подчинены наука, образование и искус­ство.

Становление капитализма привело к развитию целост­ной системы социальных институтов, обеспечивающих функционирование разных сфер общественной жизни: производство и потребление материальных благ, духовное производство, распространение и потребление духовных ценностей и т.д. В это время возникают институты науки, образования, искусства и т.д.

История появления и развития социальных институ­тов — это история постепенного превращения социально­го института традиционного типа в современный соци­альный институт. В ходе своего развития социальные институты стали более специализированными по функци­ям, а некоторые из них заняли господствующее место в системе социальных институтов. Так, например, в первобытном обществе, как уже было отмечено выше, особую роль играла семья, в феодальном обществе в качестве базовых выступали религиозные институты, в России после Октябрьской революции господствующее место за­нимали политические институты, в первую очередь, Ком­мунистическая партия, а в капиталистическом обществе особую роль играют экономические институты.

Развитие социальных институтов может осуществлять­ся двумя путями: 1) появление новых социальных инсти­тутов; 2) развитие и совершенствование уже сложившихся социальных институтов.

Первый путь развития институтов в настоящее время характерен для многих народов бывшего СССР, где со­здаются такие важнейшие институты, как финансы, армия, дипломатия, высшее образование, наука и т.д.

Второй путь — развитие и совершенствование уже сложившихся социальных институтов — в свою очередь также может проходить по-разному: а) за счет внутренней дифференциации, специализации связей, функций, уч­реждений. Например, в настоящее время в рамках инсти­тута здравоохранения появилась тенденция к превраще­нию наркологической службы в самостоятельный инсти­тут; б) за счет перерегулирования социального института. В данном случае основные участники институализированных социальных связей стремятся кардинально изме­нить принципы регуляции, не уничтожая при этом сам институт, так как потребность в нем сохраняется. Напри­мер, институт собственности в России. Многих в настоя­щее время не устраивает моральное, материальное, юри­дическое регулирование их прав и обязанностей, связан­ных с собственностью. Если раньше граждане не владели и не распоряжались собственностью, но имели право на гарантированный минимум уровня жизни, то сегодня часть населения уже хочет владеть, распоряжаться, риско­вать, имея при этом лишь только шанс жить зажиточно и независимо. А так как не все население России не удовле­творено сложившейся системой регуляции, поэтому ста­новлению новых форм собственности ставятся всевоз­можные препоны и препятствия [см.: 189. С.135-137].

В качестве другого наглядного примера можно взять институт образования в постсоветском обществе, который после распада СССР стал нуждаться в изменении самой концепции образования, создании новых учебных заведений, ином выборе предметов и т.п., которые должны быть переориентированы на потребности формирующихся ры­ночных отношений и предстоящие изменения на рынке труда.

В истории развития общества можно найти ряд при­меров эффективного, более-менее безболезненного ре­формирования социальных институтов, но чаще всего такие реформы все-таки завершались революционными событиями.

Следует отметить, что изменение каждого отдельного социального института, как и всей системы социальных институтов, может происходит как эволюционным, так и революционным путем. Как указывал Т.Парсонс, источни­ками изменения могут быть как эндогенные (т.е. внутрен­ние), так и экзогенные (т.е. внешние) факторы, или те и другие одновременно [см.: 191. С.469-470]. Среди экзо­генных факторов наиболее важными являются воздейст­вия со стороны культуры (изменение культуры, а также изменение ценностных ориентаций) и личности (всякого рода новаторская деятельность человека). Эндогенные из­менения социальных институтов происходят в основном из-за того, что определенный институт перестает эффек­тивно обслуживать цели и интересы тех или иных соци­альных групп и коллективов. Например, распад такого социального института, как семья, может быть обуслов­лен изменением ролевого поведения супругов (например, измена одного из них) или конфликтами, возникшими в семье из-за вмешательства в семейные отношения роди­телей супругов.

Таким образом, социальный институт является исто­рически сложившейся устойчивой формой организации совместной деятельности людей, которая, в то же время, может подвергаться различным изменениям в ходе разви­тия общества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2839 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2648 - | 2219 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.